Занятие 1 с орфографическим тренингом по теме правописание безударных

Русский язык — Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова — 2015 год

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Тренировочные упражнения по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс) по теме

Тренировочные упражнения помогут отработать одну из основных корневых орфограмм безударную гласную.

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения по теме « Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением».

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик

2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция — на одной «ножке»), а ударную гласную в проверочном слове — двумя линиями (на двух ножках — устойчивая позиция).

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

отр. cль, сокр..щать, р. скошный

предст. влять, предназн..чение, дек. рация

пригл. шать, уг. сать, выр. сти

д..роженька, ф..нтазия, л. боратория

5.Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.

Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.

8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,

А станет св_тло,

9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

Ночь – … (имя прилагательное)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Среди кустов з_лёных

У речки сер_бристой

11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

З_ма сп_шит, хл_почет,

Укутала в сн_га

Все кочки и п_нёчки,

Скамейки и ст_га.

12.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.

18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением.

19.Спиши, вставляя гласную по смыслу.

Кровельщик сл_зал (л_з) с крыши.

Кот сл_зал (л_жет) молоко.

Выл_зал (л_жет) блюдце.

Шарик выл_з (л_з) из будки.

Лекарство зап_вают (п_ть) водой.

Мне подп_вал (п_ть) хор.

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.

Бабушка давно пос_дела (с_д).

Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.

Не сп_ши (сп_шка) домой.

Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.

Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.

20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.

Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.

Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.

М…лыш др…жит от страха, о прыгает.

Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку.

24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама простыни стирала

И на речке пол_скала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу разв_вает,

А на крыше мой флажок

К старости наш дедушка очень пос_дел.

Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.

22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:

клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка.

23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт. С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

Иногда при написании слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.

Б_юкать, об_ятельный – бАять;

д_лина — дОл (ровный, равнина); НО д_леко — дАль;

пт_нец, пт_нцы — птЕнчик, НО пт_целов — птИцы;

прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;

возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;

до свИдания – вИдеть;

ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;

обл_чить, облик,л_ковать, разл_чать, ол_цетворение — лИк, лИца;

к_рыто, к_ра – кОрка;

напр_женный, упряжь — прЯжка;

неут_мимый – тОмный, истОма;

ош_ломить — шлЕм (шЕлом);

изобр_жать, обр_з — безобрАзие;

преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;

всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;

подч_ненный, ч_новник – чИн;

сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;

состр_дание, постр_дать, стр_дная пора,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс.

Урок русского языка в 3 классеЗадачи. Развивать умения проверять безударные гласные в корне путём подбора однокоренных слов с ударным гласным в корне.

Конспект урока на закрепление материала по данной теме с использованием сказочных персонажей.

«Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением» 1 класс.

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С. Есенина и его стихотворением «Береза».Задачи:Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их провер.

Предмет: Русский язык «Школа России»Класс 2Тема: «Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова»ФГОС.

Варианты упражнений по русскому языку для отработки темы «Безударные гласные»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Варианты упражнений для отработки темы «Безударные гласные»

В данной подборке упражнений предлагается система упражнений для работы над безударными гласными в корне слова. Эту работу можно начинать как с начальной школы, так и с пятого класса. Важно соблюдать последовательность работы, вырабатывая у детей орфографическую зоркость.

Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова — встречаются у школьников и взрослых всех возрастов. Это самая распространённая ошибка, хотя изучается в каждом классе, начиная с первого.

Самое главное в правописании безударных гласных — это умение их заметить (орфографическая зоркость). Здесь определённую роль играют опознавательные признаки: отсутствие ударения, гласные буквы а, о, е, и, я), место в слове — в корне.

Основные приёмы работы учащихся с безударными гласными в корне слова:

а) обнаруживание в тексте слов с орфограммами данного типа – безударными гласными на основе опознавательных признаков орфограмм, указание их места – в корне слова; звуко-буквенный и акцентный анализ (выделение ударного гласного); тренировка орфографической зоркости;

б) морфемный анализ слов;

в)словообразовательные упражнения, построение словообразовательных цепочек и гнёзд;

г) использование «Орфографического словарика» для уточнения написания трудных, непроверяемых слов, выработка привычки пользоваться словарём;

д) построение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова;

е) «свёртывание» алгоритма, постепенный переход к сокращённым рассуждениям по алгоритму.

Безударные гласные проверяются изменением слова и подбором однокоренных (родственных) слов. И трудность, оказывается, в том, что учащиеся с трудом подбирают проверочные слова.

Способ проверки безударных гласных в корне изменением слова усваивается детьми легче, т.к. на протяжении всех лет учёбы в школе дети учатся изменять все части речи то по падежам и числам, то по родам, падежам и числам, то по лицам и числам и т.д. А вот работа над безударными гласными на морфемной основе с привлечением однокоренных слов как проверочных требует постоянного обогащения словаря. Требуется большая быстрота подбора проверочных слов; медлительность в этой работе приводит к отставанию учащихся. Вот почему над безударными гласными необходимо работать с первого класса по одиннадцатый.

За многие годы работы в школе я всегда сталкивалась с тем, что дети, приходя в 5 класс, имели понятие о безударных гласных, но многие с большим трудом находили их в корнях слов, и с ещё большим трудом подбирали однокоренные проверочные слова, хотя изменением слова пользовались довольно успешно. Поэтому практически на каждом уроке либо устно, либо письменно мы работаем над безударными гласными, начиная с азов.

В данной подборке предлагаются некоторые виды работ для отработки правописания безударных гласных. В ней использованы слова с безударными гласными, встречающимися в 4-6 классах. Данную работу можно продолжить в 7- 9 классах, используя более сложный материал.

Подборка упражнений ориентирована на закрепление знаний, умений и навыков у учащихся в написании безударных гласных в корне слова. Упражнения позволяют не только формировать навыки грамотного письма, но и предупреждать появление ошибок.

Упражнения предназначены как для классной, так и для домашней работы.

1.Найдите и подчеркните безударную гласную в корне (сначала поставьте ударение):

а) зелёный, уродился, листва, весёлый, тишина, деревца, тянули, гора.

б) скрипит, ряды, ветерок, зовёт, отвечает, хотим, спросили, дворы.

в) выгоняли, колючки, прошагали, волчата, увядает, косой (дождь).

г) посадили, заскрипела, ближайший, показалось, перегоняли, замечает.

д) удивительный, прибежали, молоко, вылечил, золотистый, пятно.

е) заплетённая (коса), за холмами, воробей, торопиться, ремешок.

ж) молоток, перелесок, поспевает, в стороне, пролетает, замело.

з) посветить, вариант, заплатить, оглянуться, увековечить, борьба.

и) отцветает, картина, далеко, квартира, посмотрел, молодёжь.

к) тропинка, закричали, космонавт, колючка, неширокая, уколола.

Постепенно в данные упражнения надо включать слова, где 2 и более безударных гласных. И совсем не обязательно, чтоб эти безударные были проверяемыми. Важно на данном этапе довести до автоматизма постановку ударения, умение выделить корень и увидеть безударные гласные. Не сразу во всех словах дети находят корень. Это в 5 классе нелегко. При затруднении помочь указать корень.

Когда дети легко будут справляться с работой, предложить следующие виды упражнений.

2.Измените слово, чтобы проверить безударную гласную:

а ) п я тно – пятна, запл е ла – , см о треть — , во дв о ре-, по м о рям -, ч и сло-

б ) гроза –, деревья –, явиться — , в лес у — , связать -, борода- , доска –.

в) чертить — , волна — , цветы — , семья — , число -, писать — , дрова -.

г) затопить — , носить — , гора — , беда — , признаётся — , на ногах —

д) разводить — , к лосям — , посадить — , начертить — , свистеть — .

е) появляется — , увядает — , деревца — , окно — , рокотать — , затоптать- .

3.Подберите проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную:

а) зелёный, уродился, листва, весёлый, тишина, деревца, тянули, гора.

б) скрипит, за холмами, ветерок, зовёт, отвечает, хотим, спросили.

в ) выгоняли, колючки, прошагали, волчата, увядает, косой (дождь).

г) посадили, заскрипела, ближайший, показалось, перегоняли, замечает.

д) удивительный, прибежали, вылечил, золотистый, танцевать.

е) заплетённая (коса), за холмами, скользили, торопиться, ремешок.

ж) молоток, перелесок, поспевает, в стороне, пролетает, далеко.

з) посветить, живые, заплатить, оглянуться, увековечить, борьба.

и) отцветает, тропинка, далеко, селёдка, посмотрел, молодёжь.

к) тропинка, закричали, говорил, колючка, неширокая, уколола.

4.Выпишите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, подчеркните безударные гласные, проверьте:

а) яблоко, пополнялся, освещает, океан, разрезает, затрепетали, сыроежка, помогают, затянули, горизонт, резиденция, календарь, ведёт.

б) посолили суп, территория, лепесток, опоздал, выдержит, беседовать, затянули, в стороне, мороженое, холодный, за холмами.

в) отвечает, индивидуальный, пролетает, редактор, насторожились, над землёй, маршрут, здоровье, макароны, живые, пожалели, долина.

г) виднелись, ковыль, звериные, тяжёлые, борьба, сплотить ночевали, ряды, караван, отварить картошку, стадион, интерьер, выделяется.

д) насторожились, огород, калина, коралл, заряжают, проходили, затрепетали, отцвели, звериные, ящерица, интеллигентный, лесной.

е) гордился, состав, рябина, тяжёлые, попадались, оляпка, выделяется, компот, тополь, обижает, пятнистый, разделить, выстоит, борьба.

5. Подберите однокоренные или измените слова, чтобы ударный гласный стал безударным:

а) пятнышко – пятна, тишь, сварит, танцы, рокот, покос, диво.

б) молча, дремлет, встали, тихо, чары, обязан, чертит, присел.

в) сельдь, бороды, короб, пенёк, город, площадь, море, зелень.

г) беречь, свяжет, дерево, тёмный, явка, молод, видит, зверь.

д) лебедь, жалость, увянет, цветик, горе, увлечься, век, прелесть.

е) заряд, свет, помощь, затянет, лепет, даль, соль, тропка.

После того, как учащиеся научатся видеть безударные гласные в отдельно взятых словах и проверять их обоими способами, можно включать упражнения сложнее.

6.Составьте слова с данными корнями, чтобы гласный в корне был безударным:

а) — боль- , — бедн — , — лов — , — брос — , — бок — , — держ — , — земл — ,

— дав — , — сид — , — лес — .

б) – вез — , — берег — , — мир — , — вар — , — креп — , — год — , — див — ,

— держ — , — сад -, — горд — .

в) — земл — , — коп — , — бел — , — добр — , — жив — , — плес — , — сен — ,

— гроз — , — вяз — , — гон — .

г) — позд — , — чар — , — ход — , — мел -, — кол — , — мороз — , — дерев — ,

— весел — , — век — , — вод — .

д) – горяч — , — част — , — гон — , — свет — , — стан — , — лив — , — сед — ,

— молч — , — смотр — , — держ — .

е) – дрем — , — вест -, — плет — , — топор — , — здоров — , — рокот -, — говор-

7. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, подчеркните их: (Сначала тексты берутся небольшие, где 4-6 нужных слов. Затем — больше. Для текстов можно брать любые диктанты из сборников, из дидактического материала и других источников, согласно возрасту детей. Тексты должны быть интересны и познавательны. Я отдаю предпочтение описанию природы. Этот вид работы можно использовать при изучении любого правила правописания.)

а) Хорошо в лесу ранней и поздней весной! Жизнь в лесу после зимнего сна нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимается по стволам к сучьям, набухают почки. Воздух при распускании почек чист и ароматен. Слышится пение птиц.

б) После тёплых летних дней наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.

Лёгкий ветерок подгоняет облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает липкая паутина.

Птицы начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.

в) Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то в небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступивших слёз. То свежо веяло степным ветром, то зловеще сгущались тучи, то лёгкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь ещё и ещё. Волей – неволей песня вливалась в душу, глаза распахивалась по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным – давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

г) Неожиданный ветер напал на наш город с самого утра. Ночь не предвещала ничего странного. Тихая, как сонный ребёнок, ясная, лунная, она успокаивала город. А утром всё подчинилось буйству ветра: деревья, форточки, вывешенное для просушки выстиранное бельё, даже облака, стремительно бегущие по свинцово-серому небу. Ветреное утро – предшественник ветреного дня. Дребезжали стеклянные двери магазинов, скрипели весело шатающиеся деревянные заборы, размахивали ветками деревья, словно ветряные мельницы. И с них дождём сыпались вниз разноцветные листья.

д) Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья осыпались и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними лежит мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не опали листья. Они вспыхивали на солнце в просветах между стволами, словно факелы. И гулкое эхо блуждает по лесу, как в большом пустом доме.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно крадётся лисица.

е) Над горами вдали прогромыхал гром. Запылённый ветер набежал из степи, вихрем закружил солому, ударился в пошатнувшуюся юрту, что стояла на краю гумна, и кособоко, как волчок, заюлил по дороге.

Голубые молнии одна за другой, изламываясь, вонзились под обрыв в реку. Зашуршали по соломе косые студёные капли дождя. Гроза разразилась. Забилась, хлопая крыльями, как подбитая птица, сорванная с юрты кошма. Бурными порывами, словно целуя землю, хлынул дождь, подстёгнутый понизу ветром. Наискось, через всё небо раскатывался могучими обвалами гром. Весенним заревом тюльпанов зажигались на горах яркие вспышки зарниц. Гудел, неистовствовал в яру ветер.

ж) Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга. От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой.

Когда учащиеся научились легко находить безударные гласные в корне, можно работать со словами, где безударные в корне пропущены, сначала в отдельно взятых словах, а затем в тексте.

8. Объясните правописание безударной гласной:

а) стр…на, з…мля, гн…здо, м…ста, б…рега, д…ревья, в…чера, з…ма, сн…га, ц…нить, к…рмить, пос…дить, р…ка.

б) ц…на, п…так, ч…сы, п…ля, пот…нул, х…лодный, в…терок, см…гчить, н…сить, ч…совой, ст…ляр, ст…пной.

в) хв…лить, г…сить, к…чать, в…рить, л…гко, ск…ростной, скр…пучий, пр…мой, м…чи, тр…ва, пч…ла, …кно, т…гучий.

г) сч…стливый, с…рдечный, оч…ровательный, спр…ведливый, увл…кательный, разг…вор, запл…тили, с…ребряный, в…дяной

д) с…стра, с…лить, прин…сла, у ст…ны, т…лпились, к…пали, реб…тишки, вл…зали, б…лоснежный, л…бёдушка.

е) з…мляника, р…зноцветная, прод…лжает, заб…гает, отп…дает, зач…стую, т…шина, м…л…денький, засв…тились, разл…вается, разв…вается (флаг), пост…рать (белье).

8. Вставьте пропущенные безударные гласные, докажите проверочным словом:

а) с…лёдка, б…р…датый, к…робка, пл…щадка, т…мнеет, г…родской, гр…зовые обл…ка, скв…рец, п…чёное яблоко, гор…чо, борм…тание.

б) п…чёное яблоко, выгл..дили бельё, гор…чо, зап..минали, борм..тали, зап..вать таблетку, зав..ртелись, выт…рпят, прок…лоть, г…няется.

в)ст…ловый набор, дов…рительно, ч…рующий голос, цв…тастый платок, разр…дить ружьё, посв…тить фонариком, ч…стокол, др…ва.

г) скв…рец, пл…снули, р…к…тал гром, т…хонечко, напр…жённость, к…тались, гр…зовая туча, сер…дина, захв…тила, задр…мали, м…лчит

д) подм…тает, ост…новка, м…лчание, поч…рневшие, уд…ряет, отк…зался, сл…сарные инструменты, об…зательно, запр…тить, в л…су.

е) зн…комые, н…сился, бр…сается, л…сная р…чонка, выл…ченный ребёнок, цв…тущие луга, запл…тённая к…са, тр…нировочный костюм.

ж) в…днелись, зв…риные, т…жёлые, поп…дались, выд…ляются, разд…лить, в…ршины, п…тнистый, р…няет, выст…ит, оп…здали, л…дяной, н…чевали, в…черний, закр…чали, приб…гают, встр…чались.

з) г…рдимся, об..жать друзей, б…рьба, запл…тить, утв…рждает, препод…ватель, узн…вали, спл…тить р…ды, разв. ваться на ветру, пос…деть от горя, отв…рить картошку, ув…дают цв…ты, укр…щать тигра, пол…скать бельё, обог…щать, г…ристый участок, л…сничий.

и) повт…рить, потр…сение, увл…кается, н…визна, пр…шение, изв…нился, ч…стота в классе, б…лизна, сл…мать, ув…ковечить, бр…сает, разл…чает, озн…меновать, пр…лестный, оч…рованный, л…б…диная песня, г…няется, объ…снение, интелл…ктуальный, прим…рять платье, разв…вающийся флаг, оч…ровательный малыш, пос…деть на ск…мейке..

к) зав…ртелись, разв…вающийся ребёнок, посв…тить фонариком, разр…дить посадки, прил…жание в учёбе, ч…рующий голос, цв…тастый платок, ст…ловый прибор, выт…рпит, дов…рительный тон, прик…лоть, зав…ртели, выгл…дили бельё, зап..вать таблетку, зап…минали, гор…чо, выл…зают, л..печет невнятно, зат…нули ремень, наст…р…жились, зап…вать песню, прот…кает по лесу, напр…жённость, уд…вительный, прис…даем, сг…бая колени, ч…рчение.

л) Сокр…щать, уд…вляться, раздр…жаться, д…леко, стр…дать, увл…кать, сопров…ждать, насл…ждение, привл…кательный, задр…жать от хол…да, присоед…нить, объ…снение, по…вляться, прибл…жение, прол…вной дождь, состр…дание, прекр…тить, д…лина, разъ…снить, препод…ватель, сотр…сение, пок…заться, преод…ление, разд…ваться, изв…ниться, объед…нение, подр…жание, кр…сота, д…сяток, л…тучий.

9. Спишите. К словам с пропущенными безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

а) Со…нце св…ркает сбоку, и д…рога, укатанная после д…ждей т…легами, замаслилась и бл…стит, как рельсы.

Свернувш…ся и поч…рневшие от м…роза лист…я шуршат под сап…гамии в б…рёзовой алл… .

б) Прохладн… т…шину утра наруша…т только сыт…е квохтанье др…здов на коралловых р…бинах в чащ… сада, г…лоса, да гулкий стук пад…ющих ябл…к.

Ч…рное небо чертят огнистыми п…лосками падающ… звёзды. Долго гл…дишь в его (тёмно)син… глубину, переполненную созвездиями, пока (не)поплывёт з…мля под н…гамии.

в) Леб…ди стадом л…тели их х…лодной ст…р…ны в тёплые земли. Они л…тели чере… море. Они л…тели над в…дою, не отдыхая, много дней и н…чей. Все леб…ди ум…рились, м…хая крыльям; но они не ост…навливались и л…тели дадьше

г) Тихо сижу я под ёлкой на сер…дине л…сной п…ляны. Шелест пад…ющих листьев будит спящих под д…ревьями зайцев, они встают и уходят из леса.

Вот один один вышел из густых ел..к и ост…новился перед б…ольшой п…ляной, огл…делся. Куда ему идти?

д) Мы подъ…жаем к ж…вописной мес…ности. Горы ра…двинулись и образовали гиган…ский гл…бокий овра… . Дно и б…ка …врага зар…сли тр…вой и кустами. Овраг упира…тся в огромную ск…лу. Здесь мы и …делали ост…новку, ра…били п…латку и п…шли собирать хворост для к…стра.

е) Вот обл..ка уже нач…нают з…крывать со…нце. Вот оно выгл…нуло в п…следний ра…, осв…тило мрачную стор…ну г…р…зонта и скрыл…сь. Вся окрес…ность вдруг изм…ня…тся и принима…т мрачный вид. За др…жала …синовая рощ…, м…кушки б…льших б…рё… с соседнем л…су н…чинают ра…качиват…ся, и пуч…ки сухой тр…вы л…тят чере… дорогу.

10.Спишите. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните безударные гласные, устно проверьте их.

а) Долг…жданное ярко-голубое небо проб…валось через тучи. Оно заставило расп…хнуть окна настежь и выгн…ло л…жебоку без п…льто. Прич…дливые обл…ка пут…шествовали по небу, на котором разгорающееся со…нце притв…рялось мячом и могло бы с…грать с чирикающим вор…бьями в футбол.

б) В…черн…я з…ря дог…рала. Нач…л расст…латься туман. Я р…шил в…рнут…ся д…мой. Быстрыми ш…гамии миновал я зар…сли кустов. У ног м…их прост…ралась р…внина, а дальше ст…ной в…звышался мрач…ный лес. Я осм…трел окрес…ность и спустился с х…лма. Высокая тр…ва на дне д…лины б…лела ровной скат…ртью. Куда я заш…л? Как найти д…рогу? Я вышел на …пушку л…са и п…шёл пол…м. Трудно было проб…рат…ся по у…кой тр…пинк… .Кругом р…сли высоки… д…ревья.

Но вот на вечерн…м неб…забл…стел серп м…л…дого мес…ца. Я узнал д…рогу и чере… час был дома.

в) Мур…вьи — уд…вительные нас…комые. У них есть даже свой «м…лочный скот». Это тля. Она выд…ляет сла…кий сок, и мур…вьи по…хватывают его прямо с её брюшка.

Если тли слишком распл…дились, муравьи распол…гают их на новой ветк… на друг…м р…стении. Поз…ботятся они и об охран… , которая защ…тит тлю от вр…гов: кл…ща, божьей к…ровки. В забот… о к…рмилице мур…вьи стро…т даж… «к…ровники». Их можно увид…ть на многих р…стениях: на подорожнике, на с…сне и б…рёз…, в зар…слях кустов. Если «коровники» кто-то руш…т, мур…вьи (не)сп. саются бегством, а бр…саются на пом…щь тлям. Они по…хватывают их и уб…гают с ними вмест… .

г) Хор…шо в зимн…м л..су! Д…ревья ст…ят в сер…бристом инее… . Всё засыпано пуш…стым сн…гом. Всё осв…щено ярк..м солнечн…м светом. Особенно хор…ши ели в роскошн…м зимн…м уборе. В морозном воздух… звонко отд…ётся каждый звук. Зимн…м веч…ром ещё лу…ше. Д…ревья осв…щены розовато-син…м светом заходящ…го со…нца. Но вот недолгое зимн… солнце скрыл…сь. На син…м небе зажглись первые звёздоч…ки. Они слабо г…рят з…л…новатым светом.

д) Первое слово вы уг…даете, вспомнив ч…ловека, который см…шил вас в ц…рке св…ими шутками и з…бавными трюками. Ра…ставив иначе буквы в этом слове, вы сможете трижды пр…вр…щать его в новые пр…дметы. Сделав первое перем…щение, вы превратите его в предмет, которым можно к…лоть др…ва. Перем…стив буквы ещ… раз, вы получите украшение, которые женщины носят на ц…почке. Переставьте буквы ещё раз, и вы получите спуск с высокого м…ста.

(Что это за слова?)

е) В с…ду с ветки на ветку переел…тает шустрая птич…ка. Сп…на у неё серая, гру…ка ж…лтая, на г…ло…ке ч…рная шапоч…ка. Это – с…ница. В сад она прил…тела за жуч…ками. Болшой вред они наносят они с…дам. Одни грызут листья на фруктовых д…ревьях, другие портят пл…ды. Возьмёш… ябл…ко, Ра…ломиш…, а внутри ч…рвяк. Вот этих вр…дителей и лов…т с…ница. Увид…т зоркими гл…зами добыч…, схватит её клювом и с…ест.

Много разных жучков с…едает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой а…петит.

Люди называют синицу стор…жем наш…х с…дов.

ж) Всем каж…тся, что б…леть хорошо: ничего не делай, в школу не х…ди, только спи, еш…, спи, да иногда принимай таблетки.

А на самом деле всё совсем по-другому. Л…жиш… в кр…вати, как манекен. Т…бя всего то зн…бит, то в жар к…дает, то тр…сёт, и при этом т…шнит, в ушах зв…нит, г…л…ва ра…калыва…тся, в гл…зах р…бит, все суставы л…мит. Так не хоч…тся пить гоькую микстуру и т…блетки. Л…жиш… и дума…ш…: «А как там, наверное, р…бятам в школе вес…ло! Ох!» И о…кидываеш…ся на подушку.

При изучении правописания безударных гласных, помимо специальных, уместны упражнения комбинированного типа, предусматривающие тесную связь орфографической работы с развитием речи учащихся.

1.Напишите сочинение – миниатюру, употребляя данные слова:

а) на тему «Приход весны»,

Св…тить, пригр…вать, бл…теть, бер…га, нав…днение, прил…тать, гн…здо, д…ревья, первые в…сенние цв…ты, ст…бельки подснежников, тр…пинка, заз…ленеть.

б) «Осень наступила»

Ос…нь, л…са, п…ля, поз…лотила, пож…лтели, д…ревья, в л…су, л…сная, тр…пинка, пот…нул, в…терок, б…гряные, х…лодные, н…чные, замор…зки, м…орзный ин…й.

Темы учитель может придумать сам.

После каждого вида работ желательно давать проверочную или контрольную работу, чтобы убедиться, усвоены ли данные упражнения и можно ли переходить к следующему виду.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/06/14/trenirovachnye-uprazhneniya-po-teme-pravopisanie

http://infourok.ru/varianty_uprazhneniy_po_russkomu_yazyku_dlya__otrabotki__temy_bezudarnye__glasnye-179178.htm