Занятие номер 1 правописание гласных в корне

Занятие №1 по теме «Правописание гласных в корне слова»
тест по русскому языку (7 класс) по теме

Проверка знаний данной орфограммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Применение данной орфограммы в новых условиях38.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Занятие №1Правописание гласных в корне

Три вида орфограмм: 1) гласная в корне, проверяемая ударением; 2) непроверяемая гласная; 3) чередующиеся гласные (лаг-лож, кас-кос, раст (ращ) – рос, гор-гар, жег-жиг, бер-бир, мер-мир, стел-стил, чет-чит, блест-блист, пер-пир, тер-тир), а также корни я буквенными сочетаниями я-им, а-ин.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный;
    б)изл..жение, д..ридировать, д..лекая;
    в) в..новатый, пов..р, вбл..зи;
    г) акв..рельный, з..ря, ук..рить.
  2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) нагр..вать, стр…мление, соч..тающий;
    б) под..рить, хв..стун, просл..вляя;
    в) переб..решь, к..варный, ст…рона;
    г) об..яние, прик..снуться, л…скающий;
  3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) соб..рутся, заг..релый, к..ммерсант;
    б) пер..од, к…пошится, предв..рительный;
    в) с…туация, ср..жаться, б..седующий;
    г) см…гчение, увл..кательный, упр..стить.
  4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) ст..рательно, оз…ренный, кв..танция;
    б) эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать;
    в) осл..жненный, м..лькают, м..тодика.
  5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) выцв..сти, л..тучий, обж..гание;
    б) в..ршина, подд…ржать, сож…лея;
    в) нар..стание, загр..мождать, обн..женный;
    г) дел..гат, перег..реть, об..зательный.
  6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) водор..сли, впеч..тление, не..хотно;
    б) подж..гатель, пр..оритетный, щ..бет;
    в) м..ниатюра, заст..лая, опр..вдать;
    г) пог..сить, в..рхушка, сбл..жаясь.
  7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
    а) в..зти, к..пучий, взр..стить;
    б) выт..рать, р..гламент, огр..жденный;
    в) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать;
    г) пр..зидиум, пож..мать, см..гченный.
  8. Укажите ряд, в котором все пропущенные буквы можно проверит ударением.
    а) сп..ши (на урок), бл..ндин, об..жал (малыша);
    б) з..ря, посв..тить ст..хотворение, поз..лоченный;
    в) р..птание, запл..тить (долг), поз..лоченный;
    г) ум..лять о пощаде, зам..рять, д..льфин.
  9. Укажите ряд, в котором на месте всех пропусков пишется одна и та же буква.
    а) пом..рить (поссорившихся), пон..зовье, ед..ничный;
    б) в..н..грет, обд..лить, взгл..нуть;
    в) расп..лённый, ..птимист, эксп..зиция;
    г) сп..ртакиада, зал..тать, р..зарий.
  10. Укажите ряд, где все слова пишутся с А.
    а) ф..рфор, пок..яние, нер..злучно;
    б) к..кетливая, ув..жение, напр..вляя;
    в) хл..п..тливый, л..синый, нал..вить;
    г) к..р..ван, ..гр..ном, к..кос.
  11. Укажите ряд, в котором пропущенные гласные подчиняются одному правилу.
    а) с..ловей, разн..мать, скр..пление;
    б) пов..дырь, разр..дить (рассаду), ск..чок;
    в) п..ргамент, эг..ист, (растения) ув..дали;
    г) бл..госл..вение, осл..жнять, сохр..нить.
  12. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
    а) прим..рять противников, б..хрома, д..кларация;
    б) погл..щенный жар, д..фирамб, соч..тание;
    в) тр..сина жизни, посв..тить книгу, од..ренность;
    г) в..трина, в..пиющий, тр..туар.
  13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    а) разр..дить обстановку, обл..котиться, просв..щение;
    б) в..нтиляция, пол..гать, выр..сший;
    в) подр..внять бороду, пл..вник, м..кать перо;
    г) обог..щаться, аккомпан..мент, прир..щение.
  14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    а) зач..рованный, н..стальгия, к..вычки;
    б) выр..вненное поле, пл..вец, пром..кашка;
    в) ед..нение, раск..ленный, прим..рить пальто;
    г) обн..жить пороки, эст..када, к..рифей.
  15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    а) прист..жной воротник, ижд..вение, р..сточек;
    б) упом..нать, плаг..ат, бр..вада;
    в) благосл..вить, нав..вать скуку, нащ..пать лучины;
    г) выск..чка, бл..стательный, обм..кнуть.
  16. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    а) эксп..римент, ф..натизм, потр..сение;
    б) г..рмония, б..стион, на ск..ку;
    в) возд..яние, погл..щенный, др..хлеть;
    г) зар..сли, вопл..тить в жизнь, утв..рь.
  17. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
    а) неприм..римый, кам..ра, ном..р;
    б) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант;
    в) нам..реваться, изм..рять, м..рцание;
    г) зам..рли, зам..рающий, сумм..рки.
  18. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
    а) б..режливый, выб..рем, выб..раем;
    б) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться;
    в) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять;
    г) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание.
  19. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением?
    а) пор..дниться, ф..нарь, т..атральный, к..снуться;
    б) к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять;
    в) к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает;
    г) изд..лека, оч..ровательный, ст..рпеть, прогл..тить.
  20. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные ударные гласные в корне можно проверить ударением?
    а) р..птание, ув..дание, зал..денелый, скр..пление;
    б) загл..денье, кл..вета, д..када, прокл..нать;
    в) об..дрить, скл..няться, к..нтингент, кар..мель;
    г) молч..ливый, х..л..дильник, соприк..саться, д..сант.

Конспект+ презентация на тему:»Правописание гласных в корнях слов. Теория задания №9. Подготовка к ЕГЭ».

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока .Подготовка к ЕГЭ.docx

ГКОУ РД « Бабаюртовская школа–интернат №11»

Урок в 11 классе

« Правописание безударных в корнях слов. Теория задания №9. Подготовка к ЕГЭ»

Провела : Мамашева Г.М ,

учитель русского языка

Тема: Правописание гласных в корнях слов. Теория задания №9. Подготовка к ЕГЭ.

— знать условия выбора проверяемых гласных в корне слова;

— знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

— знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них

— Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

— уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

— воспитывать любовь к русскому языку;

— развивать речь, мышление, логику.

образовательные : закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм .

развивающие : развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся.

воспитательные : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование : презентация, сборник ЕГЭ.

1. Организационный момент .

Чтобы чего-то добиться в жизни, надо много и упорно трудиться .

Квинт Гораций Флакк

К чему призывает Квинт Гораций?

(без труда в жизни ничего не добиться)

— Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодняшний труд принесёт вам новые знания.

Сегодня на уроке мы будем разбирать № 9 задание ЕГЭ

Цели: отработать навыки написания слов с безударными непроверяемыми гласными в корне, проверяемыми ударением гласными в корне и чередующимися гласными в корне; научиться различать эти орфограммы, сравнивать лексические значения омонимичных корней и применять таблицу «Чередующиеся гласные в корне».

Задача : формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ

В 2021 на ЕГЭ по русскому языку в задание № 9 произошли изменени я.

Сравним задание № 9 в 2020 году и в 2021 году.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон)

2) косички, озарение, горевать

3) опираться, заросли, прикоснуться

4) изложить, несгораемый, понимание

5) перила, замереть, стилистический

В 2021 году на ЕГЭ будут предложены слова БЕЗ пропусков орфограмм.

Это усложнило задание № 9: теперь необходимо самим найти корень, понять, какие гласные в нём (проверяемые, непроверяемые или чередующиеся).

§ Легче всего найти корни с чередованием, их можно выучить.

§ Слова с непроверяемыми конями — это чаще всего иноязычные (ищем их по данному признаку), хотя есть слова и русские.

§ Корни с проверяемыми гласными проверяем подбором слов, в которых на гласную падает ударение.

Если в корне слова есть хотя бы одна гласная, которую нужно найти по вопросу задания, то данное слово ПОДХОДИТ для ответа.

В данном корне есть непроверяемая гласная о и проверяемая о.

Поэтому данное слово будет верным в задании, в котором нужно найти слово с непроверяемой гласной, и в задании с проверяемой гласной.

Именно это и является сложным в новом формате задания 9, поэтому нужно быть внимательным к каждой гласной в корне (а в 2020 году нужно было определить вид только пропущенной орфограммы — это было намного легче).

Прежде , чем перейти на теорию, выполните упражнение, чтобы узнать, насколько вы ориентируетесь в орфограммах, которые нужны для выполнения данного задания.

Выпишите все слова с безударной проверяемой гласной в корне: задержать, гористый, понимать, умирать, роскошный, пловец, заровнять, помириться, палисадник, росистый.

(Задержать, гористый, роскошный, помириться, росистый)

Если допустили ошибки, то надо готовиться. Повторить правописание корней.

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:

1 .корни с безударными проверяемыми гласными

2 .корни с безударными непроверяемыми гласными

3 .корни с чередующимися гласными

Корни с безударными проверяемыми гласными

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в одно­коренных словах или формах этого слова:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Примеры: сериал — многосерийный; выстиранный стирка; смиренный — смирный; зачарованный — чары; честолюбивый честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

· у имён существительных изменить число: весна — вёсны, паруса — парус;

· у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой(он) наг, босой — (он) бос;

б) изменить время: показал — покажет;

в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела — отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различ­ные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла ис­ходного слова:

старожил нашего города (= старый житель) — он сторожил склад (= сторож);

умалять значение (= делать малым) — умолять о пощаде (= он молит);

прославлять героя (= слава) — благословить на подвиг (= сказать благое слово);

раздражать поведением (= кто-то дразнит) — задрожать от холода (- дрожь);

покарать врага (= кара) — покорить природу (= покорный) — укорять за лень (= укор);

разредить морковь (= редкий) — разрядить ружье (= разряд);

посветить свечой (= свет) — посвятить стихотворение (= святость);

пристежной воротник (= пристёгивать) — пристяжная лошадь (= стягивать);

флаг развевается (= веять) — ребенок развивается (= развитие);

навевать печаль (= навеять) — навивать локоны (= навить);

утешать ласково (= утешить) — утихать постепенно (= утихнуть);

примерять пальто (= примерка) — примирить врагов (= мир);

скрепя сердце (= скрепка) — скрипеть стулом (= скрип);

увидать издали (= увидит) — увядать без влаги (= увянуть).

Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:

Есть слова старославянского происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).

При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.

А бажур, аббревиатура, абитуриент, абориген, авангард, авантюра, адаптация, адекватный, адъюнкт, адъютант, ажиотаж, аккомпанировать, аксессуар, аксиома, актуальный, альбатрос, альманах, амбразура, амортизатор, амплитуда, амплуа, ананас, анекдот, аннотация, аномалия, антенна, антракт, аплодисменты, апогей, аппетит, апартаменты, апелляция, априори, аромат, артикуляция, артиллерия, ассамблея, ассортимент, аттестат, аттракцион, афоризм.

Б агаж, бадминтон, базар, баллон, бандероль, барокко, баррикада, бассейн, беллетристика, берет, берлога, бестселлер, бетон, бечева, биатлон, бильярд, биссектриса, богатство, богатырь, бойкот, браконьер, бриллиант, бронхит, бюллетень.

В агон, вакансия, валентность, ватрушка, вегетарианский, велосипед, вельвет, велюр, веранда, вереница, вермишель, вернисаж, вестибюль, ветеран, ветеринар, ветчина, вибрация, винегрет, виолончель, виртуоз, витрина, водевиль, возражать, волейбол.

Г абарит, галерея, гараж, гармония, гастролёр, генеалогия, генерация, герметизировать, гигиена, гипотеза, гобелен, горизонт, гуманизм, гуттаперча.

Д ебаты, дезертир, декларация, деликатес, дельтаплан, демократия, демонстрировать, депутат, десант, детектив, дефицит, диапазон, дивиденд, дилетант, дирижёр, дискуссия, дифирамб, диффузия, довлеть, доминанта, досконально.

Ж акет, жасмин, желатин, жокей, жонглёр.

И гнорировать, идеал, идиллия, идиома, иероглиф, иждивенец, иллюзия, иллюстрация, импрессионизм, ингредиент, инженер, инициатива, интеллектуальный, интеллигентный, инцидент, интрига.

К аблук, кавалерия, кавычки, какаду, какофония, каламбур, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, каравай, карикатура, карнавал, карьера, катавасия, катаклизм, катастрофа, католик, кафтан, кашемир, кенгуру, керамика, коалиция, коварный, колдовать, колибри, коллега, коллекция, коллизия, комбинезон, комиссия, компетентный, комплимент, компромат, компромисс, конституция, контекст, конфиденциальный, конференция, конфорка, концепция, коралл, коричневый, корифей, корректор, коэффициент.

Л абиринт, лаконизм, ландшафт, лейтмотив, лелеять, либретто, линолеум, лопата, лотерея, лягушка.

М агнолия, мажорный, майонез, макулатура, манипуляция, манифест, мансарда, массаж, мегера, медальон, менталитет, меридиан, меценат, мизинец, миниатюра, минорный, модернизм, мотив, моцион.

Н аваждение, нарцисс, натюрморт, нивелировать, нигилизм, новелла, ноктюрн, ностальгия, нотация.

О азис, обелиск, обоняние, оккупация, оппонент, оптимист, оранжерея, оригинальный, ординатура, ореол, ориентир.

П авильон, палисадник, панорама, пантомима, папоротник, парабола, парадигма, парадокс, парапет, парашют, пародия, пассажир, период, периферия, перпендикуляр, перспектива, пессимист, плагиат, понтон, поролон, презентация, президент, прерогатива, престиж, претендент, претензия, прецедент, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пропаганда.

Р афинад, реабилитация, регалия, регистр, регламент, режиссёр, резиденция, резюме, реквием, реквизит, рекомендовать, ремарка, ремесло, репродукция, респиратор, реставрировать, ресурс, реферат, рецензия, рикошет, риторический, ритуал, рудимент.

С арафан, сарказм, семантика, семинар, сентиментализм, серенада, сертификат, силуэт, симметричный, симптомы, симулировать, синхронный, сиреневый, сироп, собака, спонтанный, стипендия, стрекоза, суверенитет.

Т абурет, тамада, тарелка, темперамент, теория, терраса, терцина, трактат, трасса, трафарет, тренер, тренировать, трафарет, триада, троллейбус, тротуар.

У вертюра, университет, ураган, утилитарный, утрамбовать.

Ф абула, фаворит, фатальный, фестиваль, феномен, фиаско, филармония, филателист, фонарь, фонтан, форель, фразеология, фюзеляж.

Х аос, характер, хрестоматия, хризантема, ходатайство.

Ц еллофан, целлюлоза, цивилизация, цилиндр.
Ч емпион, чеснок.

Ш аблон, шампиньон, шасси, шевелюра, шедевр, шеренга, шероховатый, шоссе.
Э вкалипт, эволюция, эквивалент ,экзамен, экземпляр, экипировать, эксперимент, экспонат, экстравагантный, экстремальный, элегия, элемент, эликсир, энцефалит, эпатаж, эскалация, эсперанто, эстакада, эшелон.

Я нварь, язык, янтарь.

Корни с чередующимися гласными

Наша задача – определить, каким законам подчиняются такие корни. В русском языке чаще всего чередуются А-О, Е-И.

Существует 4 фактора ,от которой зависит написание гласной в корне: ударение , наличие или отсутствие суффикса, значение , буква следующая за гласной.

Представим группы корней в зависимости от каждого фактора в виде таблиц с приведением примеров и указанием исключений.

Зависимость от ударения

Корни

Правило

Примеры

Ударные – гласная а, безударные – о.

Искл: выгарки, изгарь, пригарь

Ударные – гласная а/о, безударные – а.

зарево, зори – заря

Ударные – гласная а/о, безударные – о.

кланяться, поклон – поклониться

тварь, затвор – творить

Гласная о пишется только в словах пловец, пловчиха;

в остальных случаях – гласная а.

поплавок, плавник, плавучий

Зависимость от наличия/отсутствия суффикса

Корни

Правило

Примеры

Если после корня есть суффикс а, в корне – а, в остальных случаях – о.

Если после корня есть суффикс а, в корне – и, в остальных случаях – е.

Занятие номер 1 правописание гласных в корне

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Приведём верное написание:

1) увековечить, исполнитель, прославлять — ПГ (ве́к, испо́лнить, сла́ва)

2) возрастной — ЧГ, невразумительно — ПГ, творец — ЧГ

3) оснащение — ПГ (сна́сть), озаряться — ЧГ, располагающийся — ЧГ

4) формализм — ПГ, убедить — НГ, подражание − НГ

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) − ПГ (препода́ть, разга́дка, приме́рка)

ВНИМАНИЕ! Вопросы по правописанию корней можно уточнить в нашем справочнике к заданию №9 по ссылке https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) изгарь, плывун, вырос

2) регламент, авангард, цветок

3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная

4) отраслевой, уровень, запирать

5) выглянуть, обнажать, стремянный

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. изгарь (исключение), плывун (исключение), вырос — ЧГ

2. регламент, авангард — НГ, цветок (цвЕт) − ПГ

3. погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная — ЧГ

4. отраслевой (исключение), уровень (корень со значением «гладкий, ровный, прямой»), запирать — ЧГ

5. выглянуть (взглЯд), обнажать (нАг), стремянный (стрЕмя) — ПГ

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

— уметь определять тип корня;

— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерятье́ра) костюм – примирятьир) соседей; развеваетсяе́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.

Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)

Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.

Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.

Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-prezentaciya-na-temu-pravopisanie-glasnyh-v-kornyah-slov-teoriya-zadaniya-9-podgotovka-k-ege-5039156.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=352