Занятия по русскому языку 4 класс для развития правописания

Карточки — упражнения для развития орфографической зоркости.
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Орфографическая зоркость — это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие). Предупреждение ошибок достигается всей системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное их усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой письменных тренировочных упражнений.

Предлагаемые карточки — двусторонние. Сначала ученик ищет ошибки, а затем — проверяет себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_moi_dlya_sayta.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки — упражнения для развития орфографической зоркости.

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.

Хор весело запевал песню. Алёша запивал лекарство молоком. Дети посидели в песочнице и убежали. Мать солдата поседела от горя. Алёша Волков примерял новые лыжи, а потом примирил поссорившихся друзей.

Парные согласные по звонкости – глухости.

Русский лес в осенние дни очень красиф. Падают с берёс лёхкие листья. На деревьях блестят тонкие нити либкой паутины. Под берёзой виднеется шлябка позднего гриба. Раздаётся свист ряпчика. Солнце золотит вершины деревьев.

Русский лес в осенние дни очень красив. Падают с берёз лёгкие листья. На деревьях блестят тонкие нити липкой паутины. Под берёзой виднеется шляпка позднего гриба. Раздаётся свист рябчика. Солнце золотит вершины деревьев.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Пароход подошёл к пристане. Друг проверяется в опасносте. Лень хуже болезне. Скамейка стояла на аллеи. С сосенке на сосенку прыгает белочка.

Труд ведёт к честе и славе.

Пароход подошёл к пристани. Друг проверяется в опасности. Лень хуже болезни. Скамейка стояла на аллее. С сосенки на сосенку прыгает белочка.

Труд ведёт к чести и славе.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

С приходом зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокай норе барсук. Под тёплай моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белоя куропатка сменила пёструю летнию одежду на зимнию. Теперь она важно разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворнаво зверька. Вот горностай исчез в снежнай горке. Он услышал под пушистым снегом писк.

С приходом зимы в лесу всё изменилось. Заснул в глубокой норе барсук. Под тёплой моховой кочкой уснула до весны гадюка. Белая куропатка сменила пёструю летнюю одежду на зимнюю. Теперь она важно разгуливает среди сугробов. Белую шубку надел горностай. Его не видно на белом снегу. Только чёрный кончик хвоста выдаёт проворного зверька. Вот горностай исчез в снежной горке. Он услышал под пушистым снегом писк.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Зимой нашу месность трудно узнать. Все покрыто снежным ковром. Стоит ненасная погода. Дует холодный северный ветер. Грусно смотреть на окресность нашей деревни. Сизый дым кружит над домами. Уже затопили печи. Длинная улица пуста. Наступил позний вечер.

Зимой нашу местность трудно узнать. Все покрыто снежным ковром. Стоит ненастная погода. Дует холодный северный ветер. Грустно смотреть на окрестность нашей деревни. Сизый дым кружит над домами. Уже затопили печи. Длинная улица пуста. Наступил поздний вечер.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Дорога шла через рож. Вот пробежала мыш. Вот в роще послышался плачь – это сычь затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тиш, камышь шептался с рекою.

Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещь.

Вот и полноч. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул лучь солнца, мы были на ногах. По С. Аксакову.

Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. Вот в роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тишь, камыш шептался с рекою.

Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ.

Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах. По С. Аксакову.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак.

В воскресенье намечалась интересная поездка в Новгород. Поъезд отходил поздно ночю. Автобус остановился у подъезда вокзала. По местному радио обявили посадку. Мы заняли места. Проводник обяснил, как вести себя в дороге. Позади остались Москва, разезды, деревни…

Ранний подъём. Поезд подехал к Новгороду. Вы вышли на перрон. На холме раскинулся древний русский город.

В воскресенье намечалась интересная поездка в Новгород. Поезд отходил поздно ночью. Автобус остановился у подъезда вокзала. По местному радио объявили посадку. Мы заняли места. Проводник объяснил, как вести себя в дороге. Позади остались Москва, разъезды, деревни…

Ранний подъём. Поезд подъехал к Новгороду. Вы вышли на перрон. На холме раскинулся древний русский город.

Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопя легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревя. Хорошо бродить по лесу в тихий денёк. Мохнатые ветки деревев нависают над тропинкой. Вот комя снега упали на землю. В воздухе долго дрожит снежная пыль. По Г. Скребицкому.

Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. Хорошо бродить по лесу в тихий денёк. Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой. Вот ком снега упал на землю. В воздухе долго дрожит снежная пыль. По Г. Скребицкому.

Правописание личных окончаний глаголов.

На улице лютый мороз. Метель заметаит дорожки. Ты сидиш в тепле и готовиш уроки. Вдруг слышиш в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видеш птичку. Синичка ходет по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки-бусинки. Птица просет о помощи. Бедняжка сильно голодаит.

Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору?

Ты открываешь форточку, бросаешь горстку зерна. Потом отрезаешь сало и привязываешь кусочки за окном. Птичка отплатит тебе добром. В твоём огороде не будет вредителей. Ты встретишь весну с радостной песней птиц. По Н. Надеждиной.

На улице лютый мороз. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голодает.

Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору?

Ты открываешь форточку, бросаешь горстку зерна. Потом отрезаешь сало и привязываешь кусочки за окном. Птичка отплатит тебе добром. В твоём огороде не будет вредителей. Ты встретишь весну с радостной песней птиц. По Н. Надеждиной.

Апрельское солнце светит ярко. Таит последний снег. Первые стрелочьки зелёной травки проризают весеннию землю. Мяхкий ветерок гонет, торопит облока. На гипких ветвях берёс поевилась нежная листва.

Всё в природе дышет, начинает расти.

Уже отаял муровейник под старой сасной. Вот по пашни ходит усталый после дальний дороги грачь.

Ты шагаеш к реке. Ты убегаеш на опушку леса. Смотришь в небо, видешь, как летят с долёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышем песни прилитевших с юга птиц.

Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.

Всё в природе дышит, начинает расти.

Уже оттаял муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач.

Ты шагаешь к реке. Ты убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь, как летят с далёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.

В данной работе предложен практический материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока.

Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)

Обобщая опыт, мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован.

Русский язык.Игровой словарик.Упражнения для развития орфографической зоркости.

Процесс запоминания я специально организую при помощи тренировочных упражнений . Направляю внимание детей на сознательное и прочное усвоение слов систематически, пл.

Развитие орфографической зоркости на основе упражнения с корневыми орфограммами.

Урок по русскому языку в 3 классе на закрепление умения находить и правильно писать слова с корневыми орфограммами.

Виды упражнений на развитие орфографической зоркости

В данной работе предложен практический материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока.

Упражнения для развития орфографической зоркости.

В данном материалы представлены упражнения и задания, которые помогут развивать орфографическую зоркость учащихся.

Упражнения на развитие орфографической зоркости

Все задания написаны с ошибками. Задача ученика — найти все ошибки, исправить их, написать слова правильно и объяснить свои действия. Регулярное выполнение таких работ поможет ребёнку развить орфограф.

Карточки по русскому языку 4 класс

Данный дидактический материал предназначен в основном для учащихся 3-4 классов по русскому языку и охватывает все основные темы русского языка начальной школы. Но некоторые из заданий можно уже прорабатывать и во 2 классе. Это касается фонетического анализа , разбора слов по составу , заданий на развитие речи.

Карточки очень удобны для использования в работе учителям, а также родителям для индивидуальной работы дома с ребёнком. Задания, данные в карточках, способствуют выработке необходимых знаний и умений. Путём регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу начальной школы.

К концу 4-го класса ребенок должен знать и уметь:

  • изученные части речи и их признаки, однородные члены предложения;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов);
  • «I и II спряжение глаголов»;
  • мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа);
  • знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);
  • производить фонетический разбор слов;
  • производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
  • производить разбор слова как части речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; число (род), спряжение глаголов;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • знать слова с непроверяемыми написаниями:

автомобиль, агроном, адрес,, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди вчера, газеты, гореть, горизонт, двенадцать, директор, до свидания желать, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костер медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу права, телефон, теперь, хлебороб, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

(список словарных слов может отличаться в зависимости от программы)

Карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 1

1. Вставить безударные гласные:

л…сные цв…точки, п…св…тлело в л…су, з…л…тая ос…нь, курлыч…т жур…вли, м…я сл…за, в…рсистый к…вер, кр…чат гр…чи, в…сенние л…сточки, …сенняя кр…с…та, хр…нит до в…сны, с…дит с…ва

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

По берегам речки растут осины.

лесной, березка, цветочки, весенний, прибежала, ельник

4. Подобрать синонимы к слову красный. _______________________________________

Карточка 2

1. Вставить безударные гласные:

т…скает ч…рв…ков, по…вились пт…нцы, с…дит на сн…гу, п…с…лился под м…стом, гл…дит к…за, з…св…стели про в…сну, по л…сной прос…ке, прил…тели на с…сну, св…и сл…ва, н…сет д…мой

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Пушистые бобры ставят прочные плотины на лесных речках.

3. Выполнить фонетический разбор слова адрес.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

г…зета, в…гон, к…мбайн, тракт…р, м…даль, р…кета, авт…м…биль, тра…вай, с…молет, т…пор, м…л…ток, кр…вать

Карточка 3

1. Вставить безударные гласные:

м…дв…жонок дог…дался, прив…ла с…стра, вым…зался в гр…зи, на дв…ре св…тлым-св…тло, см…трела на зв…рей, л…тит пч…ла, на хв…сте прин…сла, т…скает л…сточки, два м…лоденьких др…зда

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Осенью в лесу зеленеет маленькая елочка.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

елочка, звездочки, доносится, осенний, позеленел, подоконник

4. Подобрать эпитеты к слову осень. _____________________________________

Карточка 4

1. Вставить безударные гласные:

приб…жал л…сник, в з…леном л…су, подн…лась зв…зда, пил из зав…ди, д…лекая г…ра, зв…рюшки разб…жались, б…льшие цв…ты, в…сит к…вер, прил…тели в…сной, выв…ли пт…нцов

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Осенний гриб раздвинул листья и травинки.

3. Подобрать однокоренные слова к слову береза. _________

4. Написать антонимы к словам приплыть, стоять, улететь, сесть.

Карточка 5

1. Вставить безударные гласные:

см…трел в …кно, с в…селым ш…луном, в…зет л…шадка, пох…дила по п…лянке, дот…нулся до цв…тка, п…д…рили скв…рца, б…льшой м…хнатый шмель, по б…кам б…леет, п…лзет по д…ске

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Мышонок высунулся из травы и осмотрелся.

3. Выполнить фонетический разбор слова мебель.

4. Подобрать синонимы к слову аккуратный.

Карточка 6

1. Вставить безударные гласные:

гр…бов не н…х…жу, из дв…ра л…сника, сн…жинка у ст…б…лька, т…ж…лое в…дро, б…гут руч…йки, н…сился по оз…ру, вл…тел в …кно, вст…ют на к…ньки, повстр…чался со щ…нком, др…жали от хол…да

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Деревья роняли свой осенний наряд.

3. Написать 10 слов с приставкой по

4. Выполнить фонетический разбор слова осень.

Карточка 7

1. Вставить безударные гласные:

выл…чил б…льных, м…лькает над цв…тком, хв…тает ч…рв…ков, з…леный буг…рок, л…тит к дер…ву, прит…щила м…дку, с…дят на п…ньке, зап…сать гр…бочки, к…паться в з…мле

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

к…лендарь, к…р…ндаш, к…стрюля, м…дведь, с…бака, п…тух, ябл…к…, па…ажир, жен…ина, л…пата, п…беда, обл…ка

4. Подобрать эпитеты к слову друг.

Карточка 8

1. Вставить безударные гласные:

з…л…тые лучи, по р…систой п…ляне, вес…ло п…б…жал, л…вить в оз…ре, вып…лзли кр…ты, пч…линые кельи, м…док с цв…тов, б…льшой л…нтяй, нед…л…ко от р…ки, пл…щадка во дв…ре, цв…тет ч…ремуха

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

С клёна упали на землю красивые звездочки.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

подберезовик, ученик, переписка, позвонить, яблоко, игрушка

4. Подобрать антонимы к словам белый, яркий.

Карточка 9

1. Вставить безударные гласные:

т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Елочка раскинула свои пушистые лапки.

3. Подобрать однокоренные слова к слову дар.

4. Подобрать синонимы к слову верный.

Карточка 10

1. Вставить безударные гласные:

сл…телись с б…р…гов, выл…з зв…рек, в…да зат…пила, по…вились х…лмы, гр…зила зв…рюшкам, хл…почет в с…ду, кр…чат скв…рцы, р…звится в…т…рок, ш…рокие п…ля, в…с…литься в г…стях

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

По хмурому небу плыли осенние облака.

3. Написать 10 слов с приставкой на.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

с…рень, ур…жай, а…ея, к…ртофель, л…герь, н…род, с…лома, п…м…дор, р…стение, п…года, кр…вать, кв…ртира

Карточка 11

1. Вставить безударные гласные:

по…вились гр…чи, гл…дишь на скв…рца, б…ится х…л…дов, в цв…тах тр…ва, в…да осв…жила, к…чает г…л…вой, укр…шать с…дами, п…л…сатый шмель, с…ло Б…резовка, руч…ек б…жит, цв…ты в с…ду

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Выдался ясный осенний денек.

3. Выполнить фонетический разбор слова денек.

4. Подобрать эпитеты к слову ученик.

Карточка 12

1. Вставить безударные гласные:

т…пло не за г…рами, в…сенняя к…пель, веч…ром стр…кочут, х…лодная з…ма, ск…льзнул под к…ру, зат…пил п…чурку, приб…жал д…мой, н…л…вил кар…сей, ст…ят сн…говики, оп…дает л…ства

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

В зеленой траве пестрели ядовитые мухоморы.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

бабушка, белочка, соседушка, собака, сладкий, холодный

4. Подобрать антонимы к словам грубый, щедрый, умный, трудолюбивый.

Карточка 13

1. Вставить безударные гласные:

на ш…сте дв…рец, от в…сенних т…ней, л…тят во все стор…ны, з…вут г…стей, в н…ре л…сята, ш…рокая тр…пинка, х…лодная в…да, ст…ит ст…ной, в тр…ве у б…р…зды, ш…гал по ст…лу, т…мнеют сл…ды

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Я люблю бродить по лесу поздней осенью.

3. Подобрать синонимы к слову умный.

4. Написать 10 слов с суффиксом очк.

Карточка 14

1. Вставить безударные гласные:

поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Из ельника доносится пронзительный свист рябчика.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

б…гаж, ж…лезо, д…рога, п…рог, б…седка, к…ртина, п…сок, р…бята, а…уратный, д…ревня, з…втр…к, се…одня

4. Подобрать однокоренные слова к слову учить.

Карточка 15

1. Вставить парные согласные:

за мы…кой доро…ка, у…кие гла…ки, на шу…ке пуго…ка, оши…ка в тетра…ке, на ла…ках цара…ки, оха…ка тра…ки, тя…кий гру…, морко…ка на гря…ке, ле…кий бе…, взгля… лоша…ки, ни…кий поро…

2. Выписать словосочетания из предложения:

Холод загнал мелких зверьков в норки.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

грустный, светлячок, цветник, синяк, задумчивый, дедушка

4. Подобрать эпитеты к слову книга.

Карточка 16

1. Вставить парные согласные:

ло…кий рыба…, мя…кий сне…, ре…кие сл…ва, пру… глубо…, барабанщик был ра…, медве…ь не замер…, ро…кая голу…ка, зале… в сугро…, ду…кам зя…ко, ле…кая похо…ка, гла…кий лё…, де…ский са…

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Алые гроздья рябины привлекают свиристелей.

3. Выполнить фонетический разбор слова рябина.

4. Подобрать антонимы к словам большой, низкий, широкий, глубокий.

Карточка 17

1. Вставить парные согласные:

оста…ки сла…ки, чу…кие у…ки, ни…кая ве…ка, у бере…ки сле…ки, де…ки в избу…ке, варе…ка подру…ки, пры…ки пичу…ки, ре…кая лоша…ка, ли…кий сне…, це…кие ко…ти, кре…кий каранда…, у Сере…ки сырое…ки

2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания:

На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.

3. Написать 10 слов с приставкой на-:

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

до св…дан…я, ж…лтый, м…рковь, п…года, …кскурсия, к…см…навт, пш…ница, п…тух, Ро…ия, адр…с, з…вод, в…рона

Карточка 18

1. Вставить парные согласные:

ре…ька с морко…кой, по у…кой тро…ке, ни…кий оре…ник, на пово…ке, по доро…ке, поле… за ша…кой, ре…кий стук, жи…кая ка…ка, гла…кие сапо…-ки, бли…кий дру…, ро…кий звере…, ска…ка о ры…ке

2. Расставить знаки препинания:

Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал ее.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сапоги.

4. Подобрать синонимы к слову водоем.

Карточка 19

1. Вставить парные согласные:

на ни…кой но…ке, у…кая тро…ка, моро… со сне…ком, сла…кая ре…ка, кре…кая вере…ка, перед поса…кой морко…ки, ле…кие крылы…ки, сла…-кий арбу…, на гря…ке ре…ка, ло…кий ле…

2. Расставить знаки препинания:

Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.

поездка, лисица, пограничник, перекличка, лошадка, находка

4. Подобрать эпитеты к слову мама.

Карточка 20

1. Вставить парные согласные:

ги…кий пру…, сере…ки у бере…ки, бабу…ка в око…ке, у…ки на маку…ке, пол…ти через овра…, у деду…ки на ночле…, зага…ка про арбу…, турис… в ло…ке, ребя…ки в пала…ке, испра…ь оши…ку

2. Расставить пропущенные знаки препинания:

В песне говорилось и про зеленый лужок и про весну и про коня на воле.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

м…роз, площ…дь, с…пог, т…традь, стор…ж, бер…г, леб…дь, в…р…бей, с…л…вей, за…ц, яг…да, гру…а

4. Выполнить фонетический разбор слова сосна.

Карточка 21

1. Вставить пропущенные буквы в приставках:

…тгадал, н…тянул, п…шел, з…летел, …ткрыл, н…дрезал, п…дходит, з…-гудел, п…красил, п…лет, р…сход, п…ездка, п…ход, з…писка, п…дарок, п…д­­березовик, з…держал, з…мяукал

2. Расставить знаки препинания:

Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперед и ударило в затор.

3. Написать 10 слов с суффиксом -ник

4. Подобрать антонимы к слову умный.

Карточка 22

1. Вставить пропущенные буквы в приставках:

п…ложил, з…работал, …тложил, п…дтолкнул, пр…бежал, …пустел, …твел, н…бирал, п…шел, н…падал, з…стучал, пр…валился, п…садил, н…ловил, …тбежал, …бледенел, з…рыл

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Булька стал чесать за ушами и греметь ошейником.

3. Подобрать однокоренные слова к слову лес.

4. Написать 10 слов с приставкой пере-:

Карточка 23

1. Раскрыть скобки:

(по)является (из)леса, (по)гладил (у)собаки, (в)стороне (в)горах, (при)вез (в)субботу, (за)держал и (на)кормил, (за)шел (за)угол, (за)тормозил (за)поворотом, (за)снул (за)партой, (вы)ехал (из)двора, (вы)лез (из)машины, (в)лез (в)дупло

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

подарки, полевые, вечерний, узкая, низкий, ленивый

4. Подобрать синонимы к слову бежать.

Карточка 24

1. Раскрыть скобки:

(На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, (у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал (на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу.

2. Расставить знаки препинания:

Захар открыл банку консервов достал горшочек с медом бруснику яблоки грибы.

3. Подобрать эпитеты к слову лисица.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

во…зал, ж…лезо, ко…ектив, завтр…к, г…зета, …зык, р…сунок, к…стер, сах…р, меб…ль, тра…вай, ч…твер…

Карточка 25

1. Вставить парные согласные:

Ле…кий, ро…кий, сла…кий, отга…ка, бере…ка, улы…ка, поло…ка, оши…ка, яго…ка, тра…ка, сколь…кий, сторо…ка, зага…ка, стару…ка, фля…ка, ни…кий, ги…кий, гла…кий.

2. Расставить знаки препинания:

Ребята гудели свистели издавали соловьиные трели.

3. Подобрать однокоренные слова к слову лень.

4. Выполнить фонетический разбор слова ель.

Карточка 26

1. Расставить парные согласные:

Ду…ка, була…ка, бума…ка, гу…ка, варе…ка, голу…ка, морко…ка, гря…ка, доро…ка, блу…ка, зу…ки, остро…ки, ду…ки, кни…ка, гла…ки, сугро… , коро…ка, заря…ка.

2. Расставить знаки препинания:

В Россию приглашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

3. Определить падеж существительных:

сделана из дуба, подошел к собаке, бежит по полю, тащит в дупло, приехал из Москвы, протер полы, пришел из школы, пролетел над городом

4. Выполнить фонетический разбор слова заяц.

Карточка 27

1. Вставить парные согласные:

Ястре… , клюю… , кру…ка, заморо…ки, ры…ка, ло…ка, оши…ка, шу…ка, лоша…ка, ло…ка, повя…ка, но…ка, ю…ка, площа…ка, ска…ка, нахо…ка, пиро…ки, ука…ка.

2. Расставить знаки препинания:

Артем подошел к няниной постели поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками взял горсть их к себе в карман.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

столяр, свинарка, грозовой, радостный, известный, пилка

4. Подобрать синонимы к слову лошадь.

Карточка 28

1. Вставить парные согласные:

Кно…ка, подру…ка, ка…ка, сапо…ки, ко…ка, сне…ки, кро…ки, лягу…ка, ла…ки, фла…ки, ре…ка, разве…ка, кры…ка, ша…ка, поло…ка, сосе…ка, матре…ка, ве…ка.

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Дача просторная и удобная но находится далеко.

3. Выполнить фонетический разбор слова книжка.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

пр…вительство, б…гаж, …зык, т…варищ, с…рень, се…лка, с…лют, се…одня, р…бята, г…зета, к…мандир, …борона

Карточка 29

1. Вставить парные согласные:

Ми…ка, заме…ка, ги…кий, шлан… , тра…ка, ло…кий, сла…кий, ме…кий, ре…кий, ни…кий, кле…ка, око…ко, зимо…ка, петру…ка, стру…ка, крова…ка, у…ка, ча…ка, салфе…ка.

2. Расставить знаки препинания:

Потоки воды и размывают вершины оврага и роют ямы на его дне и образуют новые овражки.

3. Подобрать эпитеты к слову игрушка.

4. Подобрать антонимы к словам быстрый, острый, длинный, дневной.

Карточка 30

1. Вставить где необходимо согласные:

Поз…ний, вес…ник, грус…ный, учас…ник, чес…ный, здра…ствуй, звез…ный, со…нце, капус…ный, сер…це, поз…ний, счас…ливый, лес…ница, радос…ный, облас…ной, вкус…ный, прекрас…ный.

2. Расставить знаки препинания:

Овражки ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги.

3. Определить падеж имен существительных:

вернулся с фабрики, ждет братика, сверкал в небе, сложили солому, окутывал землю, пошел за фонарем, нашел зерно, вышел из болота

4. Написать 10 слов с приставкой —про-.

Карточка 31

1. Вставить, где необходимо, согласные:

звез…ный, доблес…ный, ужас…ный, опас…ный, чес…ный, вкус…ный, ярос…ный, сер…це, трос…ник, пас…бище, праз…ник, чу…ствовать, извес…ный, прекрас…ный, прелес…ный, лес…ница

2. Вставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ветер загудел затрещал сорвал крышу с сарая и помчался дальше.

3. Подобрать однокоренные слова к слову взгляд.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

побелка, покраска, березка, въезд, моряк, капустное

Карточка 32

1. Вставить, где необходимо, согласные:

чудес…ный, праз…ничный, поз…но, интерес…ный, вес…ник, грус…ный, прелес…ный, радос…ный, звез…ный, крепос…ной, чес…ный, жалос…ливый, ненас…ный, влас…ный, чу…ство, капус…ный

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ветер несется ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.

3. Подобрать синонимы к слову друг.

4. Написать 10 слов с безударными гласными в корне.

Карточка 33

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

мыш… , рубеж… , чертеж… , мираж… , блиндаж… , нож… , корж… , трубач… , помощ… , циркач… , брош… , молодеж… , багаж… , карандаш… , товарищ… , рож… , плач… , ноч… , камыш… , еж… , луч…

2. Вставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор:

Лес пожелтел поскучнел под дыханием осени.

3. Определить падеж имен существительных:

сидела на ветке, сражался за Родину, улетели на юг, работал в тетради, прыгал по дорожке, смотрел на сестру, увидел сокола, сорвал сирень

4. Выполнить фонетический разбор слова осина.

Карточка 34

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

трубач… , фальш… , ключ… , плащ… , роскош… , грач… , москвич… , мяч… , репортаж… , манеж… , матч… , приемыш… , ерш… , сторож… , смерч… , лещ… , стриж… , врач… , малыш… , суш… , дич…

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор:

Сухие листья трепетали на ветках опадали крутились в воздухе.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

б…блиотека, б…седа, д…ректор, д…рога, с…реневый, с…лома, с…юз, тра…вай, ко…екция, рев…люция, р…сунок, обл…ко

4. Написать 10 слов с непроизносимыми согласными.

Карточка 35

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

ткач… , пляж… , мыш… , камыш… , туш… , суш… , этаж… , шалаш… , чиж… , уж… , стриж… , нож… , малыш… , ландыш… , дич… , карандаш… , ерш… , багаж… , вещ… , ноч… , доч… , роскош…

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Листья покрывали землю пестрым мягким шуршащим ковром.

3. Подобрать эпитеты к слову стена.

4. Написать 10 слов с приставкой обо-.

Карточка 36

1. Вставить безударные гласные:

б…льной, б…днота, пр…бег, н…в…днение, вр…дители, взгл…нуть, п…вязка, веч…ром, св…рить, в…лнушки, в…ренье, д…леко, зв…нок, к…ток, кл…новый, л…сточек, д…ждливый

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

Лес задумался и смотрел в бледное низкое хмурое небо.

3. Подобрать однокоренные слова к слову дерево.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

морской, подорожник, поход, часовщик, больница, ученица

Карточка 37

1. Вставить безударные гласные:

г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул

2. Расставить знаки препинания:

Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полет птицы и сердитый крик вороны.

3. Подобрать синонимы к слову солдат.

4. Выполнить фонетический разбор слова резьба.

Карточка 38

1. Вставить безударные гласные:

п…стух, др…зды, сн…жинка, кр…чал, м…стечко, стр…ительная, к…менистая, ст…яла, л…сная, л…сица, цв…точек, тр…пинка, гр…бник, б…р…говая, р…чной, выст…вка, б…льной, п…ньки

2. Расставить знаки препинания:

У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глазки и проворные лапки.

3. Определить падеж имен существительных:

веет ветер, махал руками, поймал воробья, рассказал о салюте, копал лопатой, пил из стакана, бегал в классе, подарил девочке

4. Написать 10 слов с парными согласными на конце слова.

Карточка 39

1. Вставить ь или ъ:

в…юнок, учен…е, об…ем, счаст…е, раздол…е, бур…ян, бел…е, в…езд, сынов…я, об…явление, жил…е, от…езд, ател…е, уст…е, зел…е, от…ехал, об…яснил, с…едобный

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

И у зайца и у белки и у лисы весной появляются детеныши.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

бер…г, б…реза, в…р…бей, в…рона, вмест… , в…сток, гор…д, два…цать, дев…чка, д…журный, д…кабрь, д…ревня, д…рога, ж…лтый, жен…ина, ж…лище

4. Подобрать эпитеты к слову зима.

Карточка 40

1. Вставить пропущенные согласные:

зага…ка, ло…ка, алма… , моро… , фля…ка, бере… , морко…ь, гара… , ло…ь, молоде…ь, расска… , доро…ка, игру…ка, стру…ка, подру…ка, ватру…ка, голу…ка

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Белка быстро скачет с ветки на ветку с вершины дерева на землю но не разбивается.

3. Подобрать антонимы к словам высоко, далеко, хорошо, быстро.

4. Написать 10 слов с приставкой над.

Карточка 41

1. Вставить ь или ъ:

л…ет дожд… , сил…ная в…юга, отдохнут… у руч…я, лист…я на дерев…ях, хорошен…кое плат…е, вышиват… глад…ю, сер…езное пис…мо, сверкат… медал…ю, б…ет в цел… , шит… пал…то

2. Расставить знаки препинания:

Белка питается древесными почками зернами орехами семечками сосновых и еловых шишек ягодами и грибами.

3. Определить падеж имен существительных:

ходил за коровой, купил посуду, катался на коньках, погнался за зайцем, увидел петуха, написал о медведе, спросил у учителя, упал с лестницы

4. Подобрать однокоренные слова к слову цветок.

Карточка 42

1. Вставить ь или ъ:

павлин…и пер…я, кружилис… у пчел…ника, у Дар…и тюл…паны, вязат… плат…е, шалун…я Мар…я, друз…я Ил…и, вороб…иное чирикан…е, нел…зя гулят… , вз…ерошенные вороб…и, под…ехал к уст…ю

2. Расставить знаки препинания:

Никитка принес из колодца ведро холодной воды и долго лил из ковша на руки на обгорелые плечи и спину брата.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

работник, приносит, космический, холодный, зашел, подосиновик, поезд, поездка, ученик, покупатель

4. Подобрать синонимы к слову красивый.

Карточка 43

1. Вставить ь или ъ:

раз…яренные мурав…и, с…ел с жадност…ю, в об…ятия к сынов…ям, об…едки лист…ев, об…явление о с…емках, нес…едобное печен…е, об…яснил с радост…ю, об…ел суч…я, сил…ные об…ятия

2. Расставить знаки препинания:

Вова на цыпочках подошел к стеклянной двери повернул ключ нажал на ручку и вышел на террасу.

3. Выполнить фонетический разбор слова поселок.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

з…вод, завтр…к, за…ц, з…мл…делие, з…мл…ника, к…пуста, к…р…ндаш, к…ртина, к…ртофель, кв…ртира, ко…ектив, комн…та, к…рова, лаг…рь, ле…ко

Карточка 44

1. Вставить ь или ъ:

от…езд брат…ев, необ…ятные крыл…я, с…едобные хлоп…я, из…ян сиден…я, в…ется в…юга, с…ел мурав…ев, в…ехал в дерев…я, пред…явить Вороб…еву, раз…единить пер…я

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Резкий порыв ветра пригнул траву к земле покрыл реку частой рябью взвихрил сено на верхушке стога.

3. Определить падеж имен существительных:

подошел к ученику, бежал по тропинке, пил молоко, родился в январе, питается почками, сидели на дереве, уткнула мордочку, летел над лесом

4. Подобрать эпитеты к слову воздух.

Карточка 45

1. Вставить ь или ъ:

с…язвить Солов…еву, с…емка в воскресен…е, об…явление в под…езде, об…яснил Соф…е, об…езжал руч…и, сил…но с…ежился, раз…едает сол…ю, об…едают лист…я, стул…я раз…ехались

2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:

Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.

3. Подобрать антонимы к словам спрашивать, подняться, покупать, строить.

4. Написать по памяти 15 словарных слов.

Карточка 46

1. Вставить безударные гласные:

р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дет, к…сяки, неб…са, м…лькание, огл…нись, прол…вной, пор…дел, пот…желел, пож…лел, з…л…той, к…л…сок, б…р…да, ст…р…на, к…р…шок

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

На опушке леса стоял охотник и высматривал зайца.

3. Написать 10 слов с суффиксом -н-.

4. Подобрать однокоренные слова к слову бежать.

Карточка 47

1. Вставить безударные гласные:

г…в…рит, тр…п…тать, г…л…сок, б…р…жок, ст…р…жить, г…л…ва, п…л…са, гр…б…шок, л…п…тать, з…л…неть, ст…б…лек, др…в…сина, х…х…тать, д…р…гой

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Сарай был завален удочками лопатами пустыми корзинами и стеклянными банками.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

кормушка, подушка, подружка, приехали, подлетела, лесной, язычок, диванчик, корешок, ягодные

4. Написать 10 слов с безударными гласными в корне.

Карточка 48

1. Вставить безударные гласные:

пол…скать ребенка, пол…скать белье, пос…деть от старости, пос…деть на скамейке, зап…вать лекарство, зап…вать песню, прож…вать в доме, прож…вать мясо, отв…рить картофель, отв…рить дверь, сл…зать с крыши, сл…зать сметану

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

С моря дул свежий но холодный ветер.

3. Подобрать синонимы к слову водоем.

4. Написать 10 слов с непроизносимыми согласными.

Карточка 49

1. Вставить безударные гласные:

В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Писк шум пение наполнили зеленый островок.

3. Определить склонение имен существительных:

аромат леса, перепрыгнул через камень, пригоняют на заре, били по ногам, пели на деревьях, смотрит по сторонам, писал в тетради, зябли в зарослях

4. Выполнить фонетический разбор слова аромат.

Карточка 50

1. Вставить безударные гласные:

Мелкие …сенние дождики совсем не п…хожи на летние гр…зовые д…жди. …ни идут беспр…рывно. З…мля не пр…сыхает быстр… , как летом. Вет…р д…л…ко р…зносит с…зревшие с…м…на.

2. Расставить знаки препинания:

Ленька взял шелковую леску привязал к ней за хвост плотвицу и закинул ее через лаз в подполье.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

лес…ница, л…пата, м…г…зин, м…лина, м…шина, м…дведь, мес…ц, м…тро, м…л…ко, м…л…ток, м…роз, М…сква, н…род, …бед, …вес

4. Подобрать эпитеты к слову кошка.

Карточка 51

1. Вставить безударные гласные:

сп…дает жара, мечтаешь о п…дарке, р…дная ст…р…на, об аленьком цв…точке, с хрупким ст…клом, ездит на л…шадке, п…с…дить дер…во, т…жело дышит, птичьи г…л…са, слышишь зв…нок, сп…шишь в избушку

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Орел взмахнул крыльями и поднялся с дерева.

3. Написать слова в дательном падеже.

аллея, беседа, библиотека, газета, командир, сирень, корабль, оборона, победа, Россия

4. Подобрать антонимы к словам слева, вверху, сзади.

Карточка 52

1. Вставить пропущенные буквы:

cп…шишь в избу…ку, з…т…нул р…мень, ст…ял в б…се…ке, ранний п…вец, шир…ко р…зл…лась, горькое л…карство, сла…кая яг…дка, р…спр…вляет лепестки, т…ж…лые к…лосья

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Лисица уткнула мордочку в хвост и отдыхает а сама посматривает по сторонам.

3. Написать 10 слов с суффиксом -ушк-.

4. Написать слова в родительном падеже:

берег, береза, воробей, коллектив, капуста, мебель, моль, сеялка, сирень,

Карточка 53

1. Вставить пропущенные буквы:

х…лмистая мес…ность, к…лючий ш…повник, у…кая д…ро…ка, на б…рхатистой коже, сл…маешь ве…ку, ш…рокий под…езд, тр…хнули дер…во, кр…чит в…жак, в…ет гн…здо

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

Внимательно упрямо неутомимо изучайте родной язык.

3. Подобрать однокоренные слова к слову окно.

4. Написать 10 слов с парными согласными в корне слова.

Карточка 54

1. Вставить пропущенные буквы:

в в…черней т…шине, об…ед…нился с друз…ями, з…см…трелся на м…дв…жат, з…висит от тебя, радос…ное чу…ство, ле…кая д…рога, ч…ткий т…варищ… , приц…пил т…ле…ку

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

На деревьях пели кричали шумели птицы.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

мордочка, плодовые, зернышко, подула, удочка, охотник, листики, лошадка, серебряный

4. Написать слова в винительном падеже:

аромат, белка, шерсть, глазки, лапа, ветка, вершина, земля, лес, молодежь

Карточка 55

1. Вставить пропущенные буквы:

пр…лес…ная вещ…, с…жаем р…ссаду, др…внейшая история, х…р…шо выгл…дит, сильно г…л…дает, с…ехать с горки, сильная в…юга, вкус…ная з…мл…ника, за в…здушным змеем, кр…сивая мес…ность

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку и маленькую собачонку.

3. Подобрать синонимы к слову собачонка.

4. Выполнить фонетический разбор слова мягкая.

Карточка 56

1. Вставить пропущенные буквы:

кр…сиво т…нцует, схв…тил д…бычу, с…ежился от хол…да, между в…селыми праз…никами, …п…дают листья, выт…нуть из тр…сины, к з…леной п…ляне, к…рмить пт…нца

2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:

Табун лошадей выгоняют вечером а пригоняют на утренней заре.

3. Написать 10 слов с удвоенными согласными.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

ов…щи, …вца, ог…род, …дежда, …днажды, п…льто, п…нал, п…сок, п…года, п…м…дор, п…н…дельник, п…суда, пш…ница, пятн…ца, р…бота

Карточка 57

1. Вставить пропущенные буквы:

на м…кушке ябл…ни, вкус…ный мед, гла…кие ко…ти, проч…тать об…явление, выс…ко л…тает, радос…ная улы…ка, сколь…кий лё… , п…д…шел к под…езду, с…дел на г…ре, п…йти на с…емку

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кустарники.

3. Определить падеж имен существительных:

растет по берегам, сидит у речки, показалась в лесу, ставят плотины, раздвинул листья, вылез из травы, раскинула лапки, плывут по небу

4. Подобрать эпитеты к слову лес.

Хорошим подспорьем для развития речи и грамотности будет рабочая тетрадь «Я умею сочинять».

Это тренажер для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка, кто понимает, как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Дети с интересом погружаются в творческий процесс (проверено на практике!). С удовольствием сочиняют сами и читают рассказы друзей или одноклассников. Делятся придуманными историями с мамами и папами, бабушками и дедушками, получая драгоценные, и очень важные для них, минуты внимания и одобрения. А главное, незаметно для себя дети учатся творчески мыслить, грамотно формулировать свои мысли устно и письменно!

Результат у ребенка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Подходит для индивидуальных занятий дома или же как дополнительный материал для учителей, репетиторов.

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 4 класса

Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 4 класса

Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: окрес т ность – окрес т; но: чуде сн ый – чудеса. (Вставь, где нужно пропущенные буквы)

Безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением: к о л о сок – к о лос, кол о сья

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стала хорошо слышна : доро ж ка – доро же нька ; зу б – зу бн ой .

Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода единственного числа : рож ь , мыш ь , молодежь. У существительных мужского рода Ь не пишется : нож, пла щ .

Вставь, где нужно, двойные согласные .

Разделительный твердый или мягкий знаки?

Тренировочные упражнения на повторение материала.

Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.

М..ровой, наре…ка, ре. кий, чут…ё, жнив…ё, подн…маться, л…вить, кру…ка, Вороб…ёв, под…ехал, в…юга, пры…ки, про…ки, тру…ка, кры…ка, на ст…не, г..л..дать, под…езд, выл…ют, с…лонка, в…ренье.

Исправь в тексте ошибки.

Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник. девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.

3*. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дуп ло ) с разным лексическим значением.

… — ло – место жительства, не город _____________

… — ло — работа, труд, _______________

… — ло — снег укрывает землю, словно ____________

… — ло — помогает плыть на лодке _______________

… — ло — есть у птицы. __________________

Тренировочные упражнения на повторение материала.

Вставь, где нужно, непроизносимую согласную

2. Разделительный твердый или мягкий знаки?

3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

________________ — зац…пил, ______________ — запа…, ________________ — упако…ка,

_______________ — доста…ка, __________________ — руба…ка, ________________ — тулу…., ________________ — п…рнатые, _____________________ — прол…вной (дождь), __________________ — отпр….влять, ____________________ — похв….лили.

4. Подбери и запиши однокоренные слова:

Вставь пропущенные буквы.

В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра.

Тренировочные упражнения: окончания прилагательных, род имён существительных.

Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания.

Миндальные орехи имеют горьковатый привкус. В хлебнице лежали вафли и конфеты. На деревьях распустились молодые зелёные листочки. Ксюша надела красное платьице и беленькие туфельки. Котёнок Пушок был с зелёными глазками, розовым носиком и рыжими усиками. У медведя огромные мохнатые лапища.

Измени прилагательные по вопросам.

Свежий, чистый, синий.

Как ая ? _________________________________________________________

Как ое ? _________________________________________________________

Как ие ? _________________________________________________________

Как их ? _________________________________________________________

Как ого ? ________________________________________________________
Как им ? ________________________________________________________

О как ом ? _______________________________________________________

О как ой ? _______________________________________________________

Выпиши существительные в три столбика.

Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Задание 1. Вставь, где нужно, букву непроизносимого согласного.

Опас..ный, доблес..ный, трос..ник, яс..ность, прелес..ный, тягос…ный, чудес..ный, хрус..нуть, ужас..ный, вкус..ный, наез..ник, запас..ной, прес..ный, повес..ка.

Задание 2. Исправь ошибки.

Шъёт платье, журчяние ручя, съедают лисьтья, сьёмка обезъяны, въётся въюн, обедаться воренъем.

Задание 3. Подчеркни однокоренные слова.

Побег, бегун, беговая, бегуны, про бегуна, разбег, о бегунах, пробежка, бегунья.

Задание 4. Образуй с помощью приставок новые слова так, чтобы в них были двойные согласные на стыке приставки и корня.

Тащить, считать, держать, смотреть, таять, водить, спорный.

Задание 5. Найди слова с приставками. Выдели приставки.

Вдоль тропинок растёт подорожник. Я написала начало рассказа. Подчеркни орфограммы в словах. В стакан налили воды. Выполни вычисления правильно.

*Задание 6. Образуй слова. Возьми от данных слов указанные части и запиши получившееся слово в последнюю колонку.

Задание 6. К глаголам из текса поставь вопросы, выпиши. Определи время, число глагола и, если можно, род.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чернеет шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птицы тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Задание 7. Выпиши только те слова, с которыми НЕ пишется раздельно .

(Не)жный, (не)поднимешь, (не)путёвый, (не)льзя, (не)дотянулся, (не)бо, (не)погода, (не)далеко, (не)мыл, (не)выучил, (не)мой. (не)рвный, (не)лепый, (не)рыть, (не)кричал.

Задание 8. Разбей слова на три группы. Запиши их в три столбика. Вставляй пропущенные буквы.

Б…льница, в..левой, об…днеть, нал…вает, б..глец, гр..зовая, г…ристый, выг..н, зал…гают, б..ловатый, гр…мыхать, гр…знуля.

Задание 9. Прочитай текст. Определи тему текста и его главную мысль.

Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояли. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Тема текста : _____________________________________________________________________

Главная мысль: __________________________________________________________________

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

Рассуждай так: о здешн… жителе. О жителе (каком?) , в вопросе окончание – ОМ , значит выбираю – ОМ или – ЕМ . О здешн ем жителе.

К бережлив…. хозяину, об абрикосов…. повидле, с велик…. поэтом, без сладк…. какао, в последн…. ответе, на дальн….. берегу, за ближн…. домом, свеж…. молока, давн…. встреча, соседн….. подъезды, жгуч….. солнце, на постороннн….. поддержку, давн…. событие, палящ….. жара, сегодняшн….. настроение, осеннн…. лужи, у пахуч ….. растения, зимн…. пора.

1. Вставь пропущенные окончания, спиши в тетрадь. См. образец.

От свеж…. сильн… ветра, к огромн… син… облаку, для пахуч… сирени, о близк… хорош… друге, за стар… дальн… деревом, дождлив… осенн погоду, перед зимн… трескуч… морозами.

Образец: перед морозами (какими?) зимними, трескучими.

2. Подбери по 3 прилагательных с –нн , с суффиксами оват (еват), — еньк . Запиши в тетрадь, разбери по составу.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

На мёрзл…. землю легла зима. Гибк….. стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками. В зимн…. лесу много звериных и птичьих следов. По краю глубок….. оврага стоят огромные осины.

В мягк…. осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с тонк…. длин….. ветвями. На снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им главн…. зимн….. кормом.

Измени местоимение, записанное в начальной форме. Спиши текст.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком.

Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.

Над местоимениями укажи лицо и число.

Вставь пропущенные буквы. __________________________________

В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра.

Лесную полянку укрыл пушыстый снежок. Но полянка живет. Вот старый пинек. Вуютнай квортири под карой спрятолись от стужи букашки. В норке между карнями лижит ящерица. Жук улекся в крохотной спаленки. В конафке на крою полянке под снегом спят лигушки. Рядом в кучи хвороста зоснул их враг – ежик.

Тиха и пустыно на полянке. Толька дятел сидит на сосенке и тоскает из шишки вкусныи симена. Иной раз про бежит по полянке лесица или биляк.

Вставь, где нужно, мягкий знак: (1в)

Ковш. пустош. упряж. калач. картеч. без плеч. напеч. прижеч. подстрич..ся, бич. улеч..ся, у дач. туш. завуч. выжеч. глуш. усач. без передач. расчесываеш..ся, ткач…

Вставь, где нужно, мягкий знак: (2в)

Трубач. выигрыш. бреш. блаж. без луж. обознач. увлеч..ся, тиш. брош. перепряч. камыш. из-за туч. богач. ветош. улыбаеш..ся, без задач. пугач.

Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие.

Правила дорожного движения помогают поддерживать порядок на дорогах. Стрижи и ласточки на лету ловят насекомых. Страшно зашумел, загудел лес. Пришла грустная пора прощания. Изредка свежий ветерок шумел листьями. Затрещали лютые морозы и реки покрылись льдом. Скоро стих ветер, перестал стучать в окна. У белки цепкие коготки, зоркие глазки, острые зубки.

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.

Л.А. Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом 2 — 4 класс.

В. П. Канакина, Г. А. Фомичёва. Русский язык. Методическое пособие.

А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова. Правила русского языка для начальной школы.

Дидактический и раздаточный материал. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы.

Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения.


источники:

http://naymenok.ru/kartochki-po-russkomu-yazyiku/

http://infourok.ru/kartochki-i-trenirovochnie-uprazhneniya-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-3789053.html