Запишите предложения определите их грамматическую основу определите тип сказуемого

Практическая работа по теме «Виды сказуемого»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.

Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Запишите предложения, определите их грамматическую основу:

1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.

1) Этот край очень скромен.
2) Птицы – наши друзья.
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье.
5) Скинуло кафтан зелёный лето.
6) Утро свежо.

Из данных предложений вы сначала найдите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым. Подчеркните их.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 7.
Найдите составные глагольные сказуемые.
Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье.
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)

Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Упражнение 10.

Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.

1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать — жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина)

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет — это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

Найдите в предложениях краткие причастия и краткие прилагательные.

В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких — простым глагольным сказуемым?

1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)

Подготовка к ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения (3).

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Цель- это факел, озаряющий путь человеку.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 2

2. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Около полудня бричка свернулас дороги.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 3

3. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Вначале никто не заметил нового гостя.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 4

4. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Первый снег пушистый и мягкий.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 5

5. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Мы плыли медленно по широкой дороге.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 6

6. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 7

7. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Реки в горах стремительные.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 8

8. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Отец целые дни с наслаждением гулял по берегу реки.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 9

9. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Нашей победе уже ничто не могло помешать.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 10

10. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Лось — очень сильное и умное животное.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 11

11. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Безбрежна степь вясный солнечный день.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 12

12. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Чудесные звуки потекли по притихшему залу.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 13

13. Определите, в каких предложениях наблюдается простое глагольное сказуемое.

Варианты ответов
  • 1) Дети вслух читали сказки.
  • 2) Я начал читать сказки
  • 3) Поезд приехал на вокзал минута в минуту
  • 4) Мама начала уже тревожиться.
  • 5) Ключи будут лежать на столе
  • 6) Кони стали ходить по кругу.
  • 7) Родители решили оставить нас с братом у бабушки.
  • 8) Постепенно у меня проснулся интерес к чтению
  • 9) Семёнов заставил нас просыпаться рано утром.
  • 10) Целыми часами он мог смотреть в морскую даль
Вопрос 14

14. Определите, в каких предложениях наблюдается составное глагольное сказуемое.

Варианты ответов
  • 1) Дедушка любил смотреть футбол на стадионе
  • 2) Автобус немного проехал, а потом остановился
  • 3) Мне нравилось сидеть вечерами с родными на веранде.
  • 4) Волны набегали на берег, шурша галькой.
  • 5) Уверенность в своей правоте остановит грубую силу.
  • 6) Никто не осмеливался напомнить Глухову про его обещание.
  • 7) Садовый участок располагался возле озера и одним краем касался берега.
  • 8) Первую остановку Ветров предполагал сделать за лесом.
  • 9) Я не мог не спросить об этом друга.
  • 10 Тренер вздохнул и с досадой покачал головой.
Вопрос 15

15. Определите тип сказуемого в предложении.

Сергей всегда был отличкником.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 16

16. Определите тип сказуемого в предложении.

Теперь они уже не могли вернуться назад.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 17

17. Определите тип сказуемого в предложении.

После работы отец шёл не домой, а в свой сарайчик.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 18

18. Определите тип сказуемого в предложении.

Тепло и уютно было в сельской библиотеке..

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 19

19. Определите тип сказуемого в предложении.

По столу пробежал солнечный луч, похожий на золотистую струйку.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 20

20. Определите тип сказуемого в предложении.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 21

21. Определите тип сказуемого в предложении.

Не каждый решиться броситься один на волка ночью.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 22

22. Определите тип сказуемого в предложении.

Пыль густым облакам клубилась над дорогой.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 23

23. Определите тип сказуемого в предложении.

После того случая мы с Женькой стали друзьями.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 24

24. Определите тип сказуемого в предложении.

Глубокие сугробы покрыли землю теплым одеялом..

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 25

25. Определите тип сказуемого в предложении.

Язык- это орудие мысли.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 26

26. Определите тип сказуемого в предложении.

Левка решил не откладывать этот разговор в долгий ящик.

Контрольная работа «Виды сказуемого»
2 вариант

1. Запишите предложения, подчеркните сказуемое и укажите его тип.

1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

2. Принесли бы вы книгу.

3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.

4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его.

5. Поля в Краснодарском крае сгоревшие от жары.

6. Бопре в отечестве своём был парикмахером.

7. И счастье я могу постигнуть на земле.

8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки.

9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты.

10. Занятия со мной были поручены бабушке.

2. Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым.

1.Сергей не мог ступить на больную ногу.

2.После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была мутной.

3.Он будет учиться в гимназии.

4.Чтение и учение – это вечное питание мысли.

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.

1.Перед снегопадом дерево начинало ронять листья.

2.Много забот будет летом у белок.

3.Машина должна была пройти на полметра позади Сережи.

4.С пригорка была видна вся деревня.

4. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым

1.Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.

2.Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.

3. Приземление на той площадке грозило опасностью.

4. Я не буду больше молодым.

5. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены).

1. Ему стало жарко.

2. Князь отошёл стараясь не дать заметить как ему смешна была вся эта комедия.

3. Вначале он начал изучать немецкий французский, затем английский и русский.

4.Откушайте наши пироги дорогая Мария Петровна!

6. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений и определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1. Слово серебро, а молчание золото.

2.На Камчатке электростанция работающая без топлива.

3.Люди давно заметили что леса на Земле быстро исчезают.

1. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите вид сказуемого.

1.Он всегда готов помочь другу.

2. Книги могут рассказать о многом.

3. Изредка порывами налетал ветер.

4. У входа в купе стояло несколько человек.

5. Я хотел бы посетить этот город.

6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.

7. Леса в Мещёре глухие.

8. Мы долго говорили о случившемся.

9. Телеграмма была отправлена утром.

10. Природа в рассказах В.Короленко изображена с большим мастерством.

2. Выпишите предложение с простым глагольным сказуемым.

1.Первыми стали подниматься к вершине горы самые смелые и сильные.

2.Пышные волосы её были аккуратно уложены.

3.В глубокий час разлуки лишь твёрже настоящие сердца.

4.Путник будет отдыхать в тени.

3. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.

1.Пусть противник как можно позже обнаружил место переправы!

2.Отсюда была хорошо видна лодочная станция.

3.После ужина Анфиса принялась убирать со стола.

4.На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

4. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.

1.Он встал и сразу же сел.

2.И стали три пальмы на Бога роптать.

3.Вскоре пошел сильнейший дождь.

4. Слово – серебро, молчание – золото.

5. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены).

1.В комнате стало темно.

2.Некошеные луга так душисты что с непривычки туманится и тяжелеет голова.

3.Нами ты была любима и для милого хранима.

4.Иван Петрович приезжайте в гости!

6. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений и определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Ученье свет, а неученье тьма.

2.Вулкан огненный дьявол приносящий горе.

3.Самое удивительное состоит в том что вулканы создали земную кору.


источники:

http://multiurok.ru/tests/podgotovka-k-oge-zadanie-2-sintaksicheskii-analiz-grammaticheskaia-osnova-pred-1.html

http://znanija.org/russkii-yazyk/32548202.html