Запишите предложения соблюдая нормы правописания объясните постановку знаков препинания мать сидя

Домашнее задание по пунктуационному анализу СПП с подготовкой к ОГЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практикум по теме «Сложносочинённые предложения»

Упражнение 1 . Распределите предложения:1) союз и (обводя его кружочком) соединяет однородные члены предложения; 2) союз и (обводя его кружочком) соединяет части сложносочиненного предложении. Составьте схемы предложений.

1. Кремень звучит и пламя вскоре далеко осветило лес. (А.Пушкин) 2. Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. (А.Фет) 3. Все внизу уже тонуло в сумерках и только верх кургана освещался красными лучами солнца. (С.Скиталец) 4. Мы вошли под свод развесистых деревьев и нас охватил влажный, горячий пар. (И.Гончаров) 5. Теперь они пошли рядом и некоторое время все молчали. (C.Скиталец) 6. Вокруг резко потемнело и сверху стал быстро опускаться густой туман. (В.Мясников) 7. Он вздрогнул и пугливо опять пошел к опушке. (В.Короленко) 8. Переговариваясь, мы прошли километра два по дороге и дошли до мостика через ручей. (Г.Скребицкий) 9. Водяная пыль и капли покрупнее окутали лес. 10. Стало свежо и резко пропали все запахи.

Упражнение 2 . Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните графически постановку (или отсутствие) запятой перед союзом и .

1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой и назовет меня всяк сущий в ней язык. (А.Пушкин) 2. Дым от еловых шишек повалил очень густой и скоро мы выжили комаров и выгнали их на дождик. (М.Пришвин) 3. Луна рано поднялась и можно было без труда двигаться дальше. (И.Ефремов) 4. Север сказочно богат и один наш Север способен прокормить население всей России. (В.Пикуль) 5. По водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. (Л.Соловьев) 6. Ветер становясь сильнее быстрее катил к берегу темно-серые волны и вздымал их вверх.

Упражнение 3 . Выпишите сначала номера предложений, в которых а) перед союзом и запятая не должна ставиться, так как он соединяет однородные члены предложений; б) сложносочиненные предложения, в которых перед союзом и должна ставиться запятая, так как он соединяет части сложного предложения. (Знаки препинания не проставлены).

1)Больше народу встречалось на улице и народ этот был тревожный. (Л.Толстой) 2. Вся трава была мокрая и лечь на нее было нельзя. (И.Гончаров) 3. Под окном снова раздражающе затрещал мотоцикл и снова все стихло. (А. и Б.Стругацкие) 4. Они вбежали в здание и сразу же потеряли друг друга в непроворотной толпе. (А. и Б.Стругацкие) 5. Ветер с ревом обламывал гребни и пена похожая на разлохмаченные седые космы летела по ветру. (И.Ефремов) 6. Они брели молча и через километр окончательно оторвались от спутников. (С.Алексеев) 7. Он зажег несколько свечей и теперь можно было разглядеть комнату. (Б.Акунин) 8. Они пересекли луг и цветущие травы осыпали им на грудь в изобилии пыльцу. 9. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы. (С.Майоров) 10. Самой яхты не было видно и два ряда огней казались висящими в воздухе. (А.Казанцев) 11. На улице гулко шарахнуло и через несколько секунд сверкнула молния. 12. Морозить перестало и улицы стали уютнее. 13. Привычный бег времени нарушился и лесник все больше хмурился. (П.Проскурин) 14. Окно выходило в сад и поэтому в комнате было темно. 15. Здесь все отсвечивало слепящей белизной и холодно сверкало острым блеском. (С.Павлов) 16. Хозяин дома метнул на шепчущихся короткий взгляд и сразу наступила абсолютная тишина. (Б.Акунин)

Сложносочиненные предложения с разными союзами.

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какими сочинительными союзами соединены простые предложения.

1. Вахтенные мыли палубу и красили борта корабля свободные от дежурства матросы также не сидели без дела. (Иванов) . 2. Гремела атака и пули звенели и ровно строчил пулемет (Светлов) . 3. Резкий порывистый ветер внезапно утих и повалил крупными хлопьями первый снег (Козлов) . 4. Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда скворцы и жаворонки тоже прилетели (Аксаков). 5. Извозчик чмокает губами вытягивает по-лебединому шею лошаденка тоже вытягивает шею и нерешительно двигается с места (Чехов) . 6. Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев) . 7. Ветра нет и нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума (Тургенев) . 8. По-комариному тонко просвистит малюсенький королек-оливка да резко крикнет сойка (Зуев) . 9. Во время той экскурсии на острове бакланов уже не было зато чаек и крячек не счесть (Гончар). 10. Пахнет снегом высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ сладко-приторен и нежен. 11. Степка что-то отвечал однако трудно было разобрать его слова (Чехов). 12 В это время бывает или совсем тихо или иногда повевает свежий предутренний ветерок (Лермонтов). 13. То нагоняло черные тучи то с неба лился прохладный весенний светто лепила мокрая снежная буря (А. Толстой). 14. Грустные мысли бродили у меня в голове отец был также печален (Аксаков). 15. Растет пшеница за селом а профиль старого окопа напоминает о былом (Смирнов). 16. Не горький чад войны а ясный луч труда владеет властно смелыми сердцами (Васильев). 17. На свете чудеса рассеяны повсюду да не везде их всякий примечал (Крылов) . 18. Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно и на аллеях лежали тёмные листья (Тургенев). 19. Хаджи Мурат надел оружие и бурку Элдар сделал то же и оба молча вышли из сакли под навес (Л. Толстой). 20. Свежеет ветер меркнет ночь а море злей и злей бурлит и пена плещет на гранит то прянет то отхлынет прочь (Паустовский). 21. На дворе было темно и видны были только одни силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

13. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставьте пропущенные буквы.

1. Я пр. рвал речь Савельича вопросом сколько у меня всего денег (П.). 2. Мать спросила работавшего в поле мужчину далеко ли до де. тярного завода. 3. Я хотел было ра. спросить куда Андрей Соколов идёт с ребёнком. (Шол.) 4. Если бы не старый колпак лежавший на столе комнату у Плюшкина никак нельзя было бы пр. нять за ж. лое помещение (Г.).

14. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Я вид. л груды тёмных скал когда п. ток их разд. лял. (Л.) 2. Хаджи Мурат поздоровался с вновь пришедшим и (тот)час(же) (не)теряя лишних слов спросил могут(ли) они свести его к русским (Л. Т.). 3. Лиза сказала что(то) для того только что(бы) её смущение (не)было заметно и собиралась уйти (Т.). 4. А соловьев у вас нет спросил Турбин ра. сержженный появлением юнош. который пом. шал их разговору (Буле.).

15. Данные сложноподчиненные предложения перестройте в простые предложения с деепричастным оборотом. Обоснуйте постановку запятых.

1. Полярные станции когда посылают на Большую землю метеорологическую сводку помогают синоптикам составить прогноз погоды. 2. Если побываете в тундре весной вас очарует её красота. 3. Когда я вышел на мороз я поёжился поднял воротник. 4. Хотя удачливый рыболов несёт тяжёлую корзинку он не чувствует усталости. 5. Так как виноград уложили в плетёные корзины мы доставили его на консервный завод неповреждённым.

16. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. (Д. вным)д. вно задумал я взгл. нуть на дальние поля узнать пр. красна ли земля. (Л.) 2. Счас. лив день когда встречаеш. друга по сер. цу. 3. Один среди своих владений что(б) только время проводить сперв. задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.). 4. Когда(же) няня соб. рала для Ольги на широкий луг всех маленьких её подруг она в г. релки (не)играла. (Л.)

17. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Мы свернули налево думая что может быть хоть там на этом просёлке есть какие(нибудь) части. 2. И (ни)одно(то) семечко (не)будет знать ему ли достанется лучшая доля. (Пришв.) 3. Если(бы) (не)встреча с бывалым охотником нам пришлось(бы) (н. )одни сутки проблуждать по лесу. 4. У пруда поверхность которого посеребрё. ая месяц. м виднелась сквозь аллеи щёлкали и свистели соловьи.

18. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Объясните правописание.

1. Мы приближались к одной из деревень где предпол. гали ра. пол. житься на ночлег а так(же) дать отдых давно (не)кормле. ым лошадям. Встрече. ые неистовым лаем собак мы подъехали к крайней избе. Сухонький старич. к в рва. ой домотка. ой рубахе вышел нам навстречу и взяв под уздцы лошадь повёл её в (не)болыпой дворишко. (Ч.) 2. Прошло (не)более (полу)часа и до нас долетели звуки песни (н. )одна во поле дороженька пролегла.

19. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Объясните правописание.

Н. (с)чем я (н. )мог (в)последстви. сравнить те чувства которые овладели мной в ту минуту они были как(то) возвыше. ы и в то(же) время спокойны. Чувства эти были вызва. ы (н. )чем иным как безмолвием и красотой природы мысли же мои были (не)определё. ы и ра. сея. ы да и сам я старался н. (о)чём не думать что(бы) не спугнуть оч. рования.

20 . (Творческий диктант). Продолжите следующие предложения. Определите вид придаточных.

1. Тишина была такая, что (. ). 2. Мне стало известно, что (. ). 3. Это интересно потому, что (. ). 4. Надо стремиться к тому (. ). 5. Надо хорошо знать родной язык, чтобы (. ). 6. Надо владеть словом так, чтобы (. ). 7. Мы побывали там, где (. ). 8. Он вспомнил, где (. ). 9. В городе находится музей, где (. ). 10, Мы узнали, когда (. ). 11. Мне никогда не забыть тот день, когда (. ).

21 . (Творческий диктант). Продолжите предложения придаточными, определите вид придаточных.

1. Нам памятен тот день (. ). 2. Учитель рассказал о том (. ). 3. Мне казалось (. ). 4. Он явился туда (. ). 5. Стадион оживился (. ). б. Было так тихо (. ). 7. В клубе организовали кружок (. ). 8. Самолёт не вылетел в очередной рейс (. ). 9. Цветы погибнут (. ). 10. Лёд на реке уже посинел (. ). 11. Он не трогался с места (. ).

22. (Для контрольного списывания). Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите главные и придаточные предложения.

1. Мы св. рнули (на)лев. думая что может быть хоть там на этом месте есть какое(нибудь) жилище. 2. За спуском пр. в. дник провер. в ладно(ли) лежат на спинах ж. вот-ных вьюки перевёл к. р. ван через шумливый ручей ут. нувший в густых зар. слях см. р. дины (Аре.). 3. Есть у России б. р. зон. ки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров пос. делые реки которым названия нет. (Ошан.)

23. (Для контрольной работы). Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой.

1. Плывя как лебедь в небесах луна сребрит седые тучи (А. Полежаев). 2. Там ёлки как пики. 3. Только глянет сквозь утёсы королевский старый форт как весёлые матросы поспешат в знакомый порт (Гумил.). 4. Пруд как зеркальная сталь (Фет). 5. Хлестала музыка как вьюга с материка на материк (Евт.). 6. И как моря твои озёра (А. Хомяков). 7. Руки как жёлтый воск (Н. Огарёв). 8. И воздух как роза и мы как виденья (Гумил.).

24. (Для контрольного списывания). Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных.

1 . Ты перенесть меня вели в наш сад в то место где цвели акаций белых два куста.

2. Там где сливался шумят обнявшись будто две сестры струи Арагвы и Куры был монастырь.

3. Как серна гор пуглив и дик и слаб и гибок как тростник.

4. Но я б желал их рассказать чтоб жить хоть медленно опять.

5. Но вновь хотя лила из раны кровь густой широкою волной бой закипел смертельный бой.

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.

1. Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

2. Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

3. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

4. Кажется, ваша история там наделала много шуму.

5. Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.

6. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.

7. Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.

Русский, надо объяснить постановку знаков препинания. Помогите пожалуйста!))))

1) Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни.
2)Помолчав ещё немного и не отрывая глаз от Егорушки, таинственный Тит, нащупал пяткой точку опоры и взабрался на камень; отсюда он, пятясь назад и глядя в упор на Егорушку, поднялся на следующий камень.
3)Егорушка быстро, не желая ни о чём думать, положил под голову узелок, укрылся пальтом и протягивая ноги во всю длину, пожимаясь от росы, засмеялся от удовольствия.

Запятыми при письме выделяются деепричастные обороты и перечисления (деричастные обороты отвечаютна вопрос КАК? Например, летит коршун как? плавно взмахивая крыльями, остнавливается в воздухе как? точно задумавшись и т. д. Перечисления: положил под голову узелок, укрылся пальто и т. д.).

1) Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни.
2)Помолчав ещё немного и не отрывая глаз от Егорушки, таинственный Тит нащупал пяткой точку опоры и взабрался на камень; отсюда он пятясь назад и глядя в упор на Егорушку, поднялся на следующий камень.
3)Егорушка быстро, не желая ни о чём думать положил под голову узелок, укрылся пальтом и протягивая ноги во всю длину, пожимаясь от росы, засмеялся от удовольствия.


источники:

http://urokam.net/russkij-jazyk/3352574.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/18027009