Запишите словами и запомните правописание следующих числительных 11 16

Запишите числа словами. 7, 8, 11, 16, 17, 19, 20, 30, 35, 110, 126, 214, 229, 312, 513, 515, 618.

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,075
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «русский язык» по теме «Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное»

Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» на изучение данного раздела отводится максимальное количество 16 часов, в том числе 6 часов – на самостоятельную внеаудиторную работу.

Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал по теме, отработать практические навыки.

Составитель пособия: преподаватель русского языка и литературы I квалификационной категории Чазова Татьяна Николаевна.

Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. – Челябинск: Взгляд, 2005

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2005

Рахимкулова Г. Ф., Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003

Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и образование», 2007

Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования /[Н.А. Герасименко, А. В. Канафьева, В.В. Леденёва]; под ред Н. А. Герасименко. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Текучева И. В. Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011

Федосеева Л. Н. Русский язык. 11 класс. Быстрая подготовка к ЕГЭ: теория, тесты, упражнения. – М.: Айрис – пресс, 2009.

Федотова Л. С. Правила и тесты: пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Высш. шк., 2009.

Орфографический словарь русского языка.

II . Имя существительное.

А) Значение и грамматические признаки имени существительного.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? — человек, муравей или ЧТО? – ветер, дружба.

Общее грамматическое значение имени существительного – значение предметности. Как предметы в русском языке могут быть представлены не только конкретные вещи – лопата, рамка, компьютер, но и названия лиц – студент, каменщик, Саша; признаков – красота, тьма, твердость; состояний и чувств человека – болезнь, нежность, тоска; явлений природы – гроза, жара, заморозки и др.

Морфологическими признаками существительного являются принадлежность к одному из родов и изменение по числам и падежам. Имя существительное имеет значение мужского, женского или среднего рода и по родам не изменяется: портрет (м.р.), галерея (ж.р.), зеркало (ср.р.).

Имя существительное изменяется по падежам и числам, т.е. склоняется.

Словообразовательными признаками имени существительного является:

— наличие типичных для ИС окончаний: -а, -я, -о, -е, нулевого окончания и др.;

— наличие типичных суффиксов: -ник-, — ниц-, — щик-, — щиц-, — тель-, — ок-, -ек- и др. (уче-ник, школь- ниц-а, постав-щик, крюч-ок)

Синтаксические признаки ИС связаны с тем, что оно обозначает предмет и поэтому в предложении чаще всего выполняет функцию подлежащего (Наступила зима.); дополнения (В этих местах не бывает холодной зимы.); обстоятельства (В прошлую зиму стояли небывалые морозы.)

Б) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

К одушевленным ИС относятся те, которые обозначают предметы живой природы (людей, животных), отвечающие на вопрос КТО?, — учитель, рысь.

К неодушевленным относятся ИС, обозначающие предметы неживой природы (физические тела, явления, чувства и др.), отвечающие на вопрос ЧТО?, — камень, рассвет, радость.

Тест № 5. Напишите самостоятельно правильный вариант ответа.

1. Определите разряд по значению имени числительного в предложении: Пятнадцать человек сидели за большим столом.

2. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: Мы собрались вместе уже третий раз.

3. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: Они не виделись полтора года.

4. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: мастер наточил двое ножниц.

5. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Две третьих участка было залито водой.

6. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Наш рабочий день продолжался около восьми часов.

7. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Все внимание было сосредоточено на решении пятнадцатой задачи.

8. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: Мы проговорили полтора часа.

9. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: У семи нянек дитя без глазу.

10. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: Деревня находилась в полутораста километрах от города.

3. Почтовая тройка быстро мчала лёгонькую таратайку. Из-под к..пыт разгорячившихся к..ней летел брызгами щебень и мелкая каменная пыль, но ямщик, наклонившись с облучка, ещё погонял и покрикивал. (Кор.) 4. Из сада потянуло р..сой и зап..хом душистого тополя; в акации щёлкал запоздавший с..ловей, и его песня покрылась громкими, дико оригинальными бетховенскими аккордами. (В.) 5. Красные, косые лучи со..нца ворвались в окна и заиграли яркими медными пятнами на темных обоях, на скатерти, на хрустале, на лицах обедающих. (Купр.) 6. Кругом цветное море голов, гул, конское ржанье. (Ш.)

Д) Род имени существительного.

Значение рода является постоянным признаком ИС. В ед. числе каждое ИС может быть отнесено к одному из трех родов:

— мужскому (зверь, солдат, сын). ИС муж. рода в Им. падеже ед. числа имеют нулевое окончание (герой , шалаш , пень ), а небольшая группа – окончание –а (-я) (юнош а , судь я…)

— женскому (голова, дочь, трава). ИС женск. рода в Им. падеже ед. числа имеют окончание –а (-я) (сестр а , барын я ) и нулевое окончание (рожь , степь ).

— среднему (зерно, село, море). ИС средн. рода в Им. падеже ед. числа имеют окончание – о или –е (облак о , гор е ).

Не определяется род у ИС, имеющих форму только множественного числа: джинсы, дрожжи, сани и др.

Род иноязычных несклоняемых ИС определяется следующим образом:

К муж. роду относятся ИС, обозначающие:

а) лиц мужского пола: атташе, маэстро;

б) названия животных или птиц: кенгуру, пони, колибри.

К женск. роду относятся ИС, обозначающие лиц женского пола: пани, мисс, леди.

К ср. роду относятся ИС, обозначающие неодушевленные предметы: бра, адажио, пюре.

Исключение: кофе, пенальти – муж. род.

Род несклоняемых географических названий, названий газет и журналов определяется по родовому слову: Сочи – «город», м.р., «Юманите» — газета, ж.р.

Определённую группу составляют ИС общего рода , они содержат оценку обозначаемого лица и мужского, и женского пола: подпевала, невежда, забияка и др. (Мой неряха, моя неряха).

в) тридцать домов

г) две третьих часа

10. В каком словосочетании выделенное слово является порядковым числительным?

б) полторы группы

в) семеро козлят

Тест № 4. Выберите правильный вариант ответа.

1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Я отнесла в мастерскую двое часов.

б) У него было двое братьев.

в) Им было по пятнадцати лет.

г) Это произошло в тысяча тридцать девятом году.

2. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Она дежурила двое суток.

б) По пути в школу мы увидели трех одноклассниц.

в) Он ограничился пятидесятью страницами учебника.

г) В соревнованиях участвовало более девяноста человек.

3. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Комиссия проэкзаменовала двадцать пять студентов.

б) На занятиях не было обеих сестёр.

в) Четверым спортсменкам не разрешили участвовать в соревнованиях.

г) Насыпь возводилась с помощью двух бульдозеров.

4. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Олимпиада в Москве была в тысячу девятьсот восьмидесятом году.

Б) На собрании выдвинули двадцать три делегата.

в) Теплоход пришёл только в шестом часу.

г) Четверо прохожих из десяти не смогли назвать и одного современного писателя.

5.В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Сообщили, что было собрано более шестисот восьмидесяти тонн

барин, витраж, купон, профессор, столяр.

Распределите данные ИС по трем группам: 1) имеющие форму и единственного и множественного числа; 2) имеющие форму только единственного числа; 3) имеющие форму только множественного числа.

Коньки, погода, пальто, каникулы, горе, злость, брюки, зеркало, сестра, родня, лето, музыка, детвора, озеро, природа, солнце, обои, еда, друг, серебро, ложь, чай, трава, дно, чудо.

Перепишите, исправляя ошибки в употреблении ИС единственного и множественного числа.

1) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневевшая жидкость. 2) Его мелочность, скаредность вызывает у всех негодования и презрения. 3) Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. 4) Мировоззрения Базарова и Павла Петровича Кирсанова различны. 5) В конце XIX — начале XX века в России происходили бурные развития общественного движения. 6) Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.

Продолжите ряды ИС, имеющих форму только одного числа (не менее 8 слов). Установите разряд каждой группы слов по значению.

Смородина, малина, рожь, клубника…

Ненависть, зло, справедливость, добро…

Проводы, каникулы, сутки…

Ж) Типы склонений имен существительных.

При склонении ИС изменяется окончание. По характеру окончаний все существительные условно делятся на три типа склонений: первое, второе, третье.

К первому склонению относятся ИС женского рода и небольшая группа ИС мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже: сестр-а, ладь-я, юнош-а.

ИС 1-го склонения имеют следующие падежные окончания:

б) до две тысячного года;

в) к двухтысячному году;

г) две тысячи седьмой год.

11. Укажите верное написание составного количественного числительного в В.п.:

а) одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

б) одну тысячу восемьсот пятьдесят три.

12. Укажите верное написание составного количественного числительного в Т.п.:

а) одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

б) одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

в) одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

13. Укажите верное написание числительного:

а) с восьмистами девяноста шестью;

б) с восемьюстами девяносто шестью;

в) с восемьюстами девяноста шестью;

г) с восемьюста девяноста шестью.

14. Укажите правильное написание числительного полтора:

а) полтора метрам;

б) полутора метрам;

в) полуторам метрам.

15. Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

а) сто сорок рублей;

б) ста сорока рублей.

Тест № 3. Выберите правильный вариант ответа.

1. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

а) трое учеников

в) десять единиц

г) ходить втроем

2. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

а) двадцать пять человек

фантазия, рояль, полночь, виолончель, Мария, певица, Меркурий, аэрозоль.

Спишите, определите тип и вариант склонения.

Лес, окно, Тушино, рожь, трудящиеся, Петров, ВДНХ, путь, картина, лилия, радость.

Тополь, стекло, Болдино, степь, столовая, Данилов, ГАИ, знамя, симфония, мышь, дядя.

Борщ, облако, Багерово, дитя, тень, шампанское, линия, ВАК, темя, Соколов, доброта.

Гость, одеяло, тишь, Андреев, стремя, чайная, Короленко, студия, ГЭК, тётя, счастье.

Торт, здание, Борисов, полночь, приданое, МГУ, химия, племя, Ткаченко, рожь, Кузьмич.

Плакат, море, Денисов, дверь, горничная, Карпаты, кино, география, имя, БАМ, книга.

З) Особенности склонения некоторых существительных.

1. Существительные мужского и среднего рода с суффиксом –ИЩ— в И.п. ед.ч.

имеют окончание –Е, существительные женского рода — —А: морозищ-е, ведрищ-е, ручищ-а.

2. Одушевлённые ИС мужского и женского рода с суффиксами –УШК-, —ЮШК-, —ИШК— в И.п. ед.ч. имеют окончание – А: купчишк-а, вдовушк-а. Окончание –О- имеют неодушевленные ИС мужского и среднего рода: городишк-о, полюшк-о.

3. ИС с вещественным значением ЧАЙ, САХАР, и др. имеют вариантные окончания –А (-Я), —У (-Ю): чашка ча-я – чашка ча-ю; стакан квас-а – стакан квас-у.

Более употребительным являются окончания –А (-Я). Окончания —У (-Ю) могут быть у вещественных существительных при обозначении части целого: килограмм сахар-у, ложка мед-у.

4. ИС 2-го склонения в П.п. ед.ч. вместо окончания –Е могут иметь окончание –У, если выражают обстоятельственное значение места: на кра-ю, на луг-у,; ср. окра-е, о луг-е.

5. ИС мн. ч. в Р.п. имеют нулевое окончание и основу на –ИЙ, если в И.п. ед.ч. они заканчиваются на безударные –ЬЯ, — ЬЕ: плясун-ья – плясун-ий, помест-ье – помест-ий. Если же ИС в И.п. ед.ч. имеют ударные –ЬЯ, —ЬЁ, то в Р.п. мн. ч. у них нулевое окончание и основа на –ЕЙ: руж-ьё – руж-ей; стат-ья – стат-ей. Исключение: коп-ьё – коп-ий.

6. В Т. п. ИС, являющиеся русскими фамилиями на –ОВ (-ЁВ), —ЕВ, —ИН, (-

9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?

А) пятьдесят — количественное числительное, сложное

Б) сто первый — порядковое числительное, составное

В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа

Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа

10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?

Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.

А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего

Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.

Тест № 2. Выберите правильный вариант ответа.

1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) четырьмястами строчками;

б) шестьюстами учениками;

в) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

г) в двух тысячи восьмом году.

2. В каком числительном Ь пишется в середине слова?

3. В каких словах не пишется Ь в середине слова?

Поставьте ИС, данные в скобках, в форму нужного падежа. Укажите вариантные окончания.

Вкус (мед), запах (мёд), ложка (мёд), съесть (мёд); купить (сахар), положить в чай ложку (сахар), избыток (сахар), взвесить килограмм (сахар); тосковать о (дом); думать о (берег), стоять на (берег); фонарь на (мост); жить в (лес); дом на (край) деревни.

Образуйте от данных существительных форму родительного падежа мн.ч.

Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.

Перепишите предложения, поставьте ИС, данные в скобках, в родительном падеже мн. числа. Выделите окончания у этих ИС.

1. Путешественники ехали без всяких (приключения). 2. Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан – в одну картину все сливалось в аллеях темных и густых. 3. Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных (палатка). 4. Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звездных – август! 5. Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырех тысяч плодов.

И) Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

К разносклоняемым ИС относятся 10 существительных на –МЯ: пламя, время, племя, знамя, семя, имя, вымя, темя, стремя, бремя – и существительное путь.

Особенностью склонения этих ИС является то, что они имеют падежные окончания ИС 1-го (в Т.п.) и 2-го склонения (в Р., Д., П. падежах). При изменении по падежам у них появляется суффикс –ЕН- (кроме И. и В. П.)

Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:

3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

Запишите словами и запомните правописание следующие числительные:

11; 16; 19; 50; 67; 89; 575; 687; 958.

Запишите предложения, заменяя числа словами.

1) сколько получится, если к 11968 прибавить 16374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4 417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3 785 метров над уровнем моря.

Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числа словами и образуя сложные прилагательные..

(40) летний мужчина; (75) летний юбилей; (30) градусные морозы; (835) километровый переход; (40) ведёрная бочка; (345) квартирный дом; (2 ½ ) тысячный коллектив; (4 ½ ) тысячный посетитель выставки; (500) миллиардный народ.

Тест № 1. Выберите правильный вариант ответа.

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

В) какой? сколько?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным:

А) «тройка» за ответ;

Б) третий по списку;

В) утроить усилия;

Г) трёхэтажный дом;

6. Укажите букву ряда, в котором все существительные среднего рода:

Б) портье, повидло

В) казино, маэстро

7. Укажите словосочетание с нарушенным согласованием в роде:

А) знаменитая фамилия

В) грузовое такси

Г) яблочное повидло

Д) облачное небо

8. Укажите словосочетание с нарушенным согласованием в роде:

А) запасной путь

Б) авторитетное жюри

В) черный лебедь

Г) болезненный мозоль

Д) вишневое варенье

9. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа:

10. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа:

11. Укажите существительное, имеющее форму только множественного числа:

12. Укажите существительное, имеющее форму и ед. числа и мн. числа:

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

297 карандашей (дат.)

2005 год (род., пр.)

Просклоняйте следующие составные ИЧ, обозначьте падежные окончания.

Триста восемьдесят девять, шестьдесят четыре, девятьсот восемьдесят три.

5) При склонении дробного числительного изменяются обе его части: первая часть (числитель) представляет собой количественное ИЧ и соответственно склоняется; вторая часть (знаменатель) – это порядковое ИЧ и склоняется как имена прилагательные.

И.п. – три пятых урожая

Р.п. – трех пятых урожая

Д.п. – трем пятым урожая

В.п. – три пятых урожая

Т.п. – тремя пятыми урожая

П.п. – о трех пятых урожая

6) Дробные ИЧ полтора, полторы, полтораста имеют только две формы:

о полутора днях

о полутора неделях

о полутораста тоннах

2. Суффикс с уменьшительно-ласкательным значением –ЕК— имеет беглую гласную –Е, которая при изменении ИС «выпадает»: ореш-ек – ореш-к-а, молоточ-ек— молоточ-к-а, а суффикс –ИК— при изменении ИС не меняется: двор-ик – двор-ик-а, стол-ик – стол-ик-а.

От данных слов образуйте с помощью суффиксов – ИК- и – ЕК- и запишите ИС.

Бант, мост, горох, сапог, станок, поясок, шкаф, дубок, сад, листок, дождь, кирпич, ножик, цветок.

3. В ИС с уменьшительно-ласкательным значением, образованных от существительных на –ЬНЯ с предшествующим согласным, употребляется сочетание –ЕНК-, а в существительных, имеющих основу на –ИН-, — сочетание –ИНК-: спальня – спаленка, горошина – горошинка.

Образуйте с помощью суффиксов –ЕНК- и –ИНК- новые ИС от приведенных ниже.

Пашня, колокольня, часовня, проталина, перекладина, скважина, черешня, изюмина.

4. В ИС с уменьшительно-ласкательным значением упортебляется сочетание -ИЧК-, если они образованы от существительных с основой на –ИЦ-. В остальных случаях употребляется сочетание -ЕЧК-: поговица – пуговичка, луковица – луковичка, чашка – чашечка, семя – семечко.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов.

Врем…чко, тем…чко, сем…чко, пташ..чка, ножн…чки, скаме…чка, сит…чко, душ…чка, га…чка.

5. Уменьшительно-ласкательный суффикс —ОНЬК— употребляется после твердых согласных, —ЕНЬК- — после мягких и шипящих: берёза – берёзонька, слёзы – слёзоньки, туча – тученька.

От данных слов образуйте и запишите ИС с суффиксами –ОНЬК-, -ЕНЬК.

Дорога, нога, рука, дочь, коса, душа, полоса, оса.

6. Суффикс –ЕЦ- употребляется в ИС мужского рода, —ИЦ— — женского рода: кормил-ец, кормил-иц-а.

Дробные ИЧ обозначают дробные числа: две шестых, семь целых шестнадцать сотых.

Собирательные ИЧ обозначают несколько лиц или предметов как одно целое: четверо юношей.

По структуре количественные ИЧ бывают:

Простые: девять, три, один;

Сложные: двенадцать, девяносто, восемьсот;

Составные: двадцать три, девятьсот шестьдесят один.

Спишите, распределяя ИЧ на два столбика: 1) целые ИЧ, 2) дробные ИЧ. Запомните их написание.

Одиннадцать дней, три четвертых яблока, шестнадцать процентов, одна вторая часть, около двадцати семи километров, в две целых шесть десятых раза, три с половиной недели, полтора килограмма, боле ста участников.

Собирательные ИЧ – ограниченная группа слов, которая не пополняется: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро (употребляется редко).

Собирательные ИЧ склоняются по падежам так же, как имена прилагательные во множественном числе:

Р.п. – двоих очков

Д.п. – двоим очкам

Т.п. – двоими очками

П.п. – (о) двоих очках

Собирательные ИЧ употребляются:

1) с ИС, обозначающие лиц мужского пола: пятеро мужчин;

2) с ИС, обозначающими детей и детёнышей животных: двое подростков, пятеро щенят;

3) с ИС, имеющими форму только множественного числа: трое ворот, четверо ножниц.

Собирательные ИЧ не употребляются с ИС, обозначающими лиц женского пола и называющими непарные предметы. «Двое» девочек – не правильно! Нудно – «две» девочки.

Собирательное ИЧ ОБЕ имеет форму женского рода: обе девочки.

Б) нож, шалаш, хозяин

В) килограмм, апельсин, носки

Г) помидор, отец, колодец

Д) стол, плод, герой

4. Укажите вариант строки со словами с мягким знаком:

Б) наговориш….ся, бестолоч…

5. Укажите строку с существительными в предложном падеже, имеющими окончание –И:

А) в пьес…, в туман…

Б) в компани…, в молодост…

Г) в песн…, в рассказ….

Д) в голов…, в дом…

6. Укажите строку с существительными, имеющими суффикс – ЧИК -:

А) перебеж…ик, спор. ик

Б) камен. ик, паром. ик

В) донос…ик, автоответ. ик

Г) рез. ик, бетон. ик

Д) уголь. ик, угон…ик

7. Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют суффикс – ИК -:

А) мешоч. к, дружоч…к

Б) кирпич…к, ларч…к

В) носоч…к, звоноч. к

Г) песоч…к, кулеч…к

Д) молоточ…к, кусоч…к

8. Укажите, какое существительное имеет суффикс –ИЧК-?

9. Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют суффикс –ИЦ-?

А) письм…цо, плать…це, ружь…цо

Б) кресл…це, масл…це, здоровь….це

В) пальт…цо, имень…це, окон…е

Г) стихотворень…це, пальт…цо, ружь…цо

Д) здоровь…це, здань…це, письм…цо

22. Укажите, какое ИП не имеет краткой формы:

В предложениях допущены ошибки; запишите исправленный вариант.

1. Дела фирмы с каждым днем всё хужее. 2. Река обмелела, и поэтому лето с каждым годом в этих местах всё жарчее. 3. Чилийский перец острее и горче болгарского. 4. Не знаю, зачем вы поехали по этой дороге; этот путь длиньше. 5. Надо было купить черное пальто: оно дешевее, но прекрасно смотрится.

Выберите полную или краткую форму прилагательного.

1. Ты (не виноватый – не виноват) в случившемся. 2. Она (способная – способна) горы своротить ради сына. 3. Мы остались очень (довольные – довольны) поездкой в Михайловское. 4. Роман (интересный – интересен) во многих отношениях. 5. Братья всегда были (близкие – близки).

Отметьте номера слов, которые пишутся слитно.

1) (Много)летний, 2) (жилищно) строительный, 3) (народно)освободительное движение, 4) (историко) филологический факультет, 5) (Восточно)Европейская равнина, 6) (Санкт)Петербуржская выставка, 7) (свеже) испеченный, 8) (быстро) ходный, 9) (полу) ночный, 10) (девяти)летний, 11) (древне)русский, 12) (чисто)шерстяной, 13) (седо) бородый, 14) (ярко)красный, 15) (северо)осетинское искусство, 16) (средне)азиатский, 17) (шахматно) шашечный, 18) (ниже)перечисленный, 19) (научно)исследовательский, 20) (историко) архивный.

часов, встрет…ться в (кино) театре, об…ехать (пол) страны, работать в (гидро) городке, увид…ть (пол) Европы, под…рить (фото) альбом, избран (вице) президентом, ра…казывать об (унтер) офицер…, соб…рать (иван) чай, должность (вице) адмирала.

М) Морфологический разбор имени существительного.

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (и.п., ед.ч.)

— собственное или нарицательное;

— одушевленное или неодушевленное;

3. Непостоянные признаки:

III . Синтаксическая роль.

Образец разбора ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Медведь имя существительное.

Во-первых, оно обозначает предмет:

Начальная форма – медведь

Во – вторых, имеет постоянные морфологические признаки:

мужского рода, 2-го склонения.

употреблено в именительном падеже,

в единственном числе – это его непостоянные признаки.

В – третьих, в предложении является подлежащим.

II . Пост. призн. – нариц., одуш.,

непост. призн. – в И. п., в ед. ч.

б) самый строгий

д) более удобный

7. К какому разряду относится ИП БЫСТРЫЙ?

8. Укажите правильно образованную сравнительную степень ИП:

в) самый легчайший

9. Укажите, в каком словосочетании есть качественное ИП:

а) пассажирский поезд

в) железное здоровье

г) охотничьи доспехи

10. Укажите, в каком словосочетании есть качественное ИП:

а) глиняная посуда

б) дедушкина шляпа

в) клеёнчатая обложка

г) заячья натура

11. Укажите, от какого ИП нельзя образовать формы степеней сравнения:

12. Укажите, от какого ИП нельзя образовать формы степеней сравнения:

13. Укажите простую форму превосходной степени ИП ЧИСТЫЙ:

6. Какое слово пишется слитно?

7. Какое слово пишется через дефис?

8. Какое слово пишется слитно?

Б) (восточно)европейская овчарка

В) (альфа) частица

Г) (Восточно)Европейская равнина

9. Какое слово пишется раздельно?

В) (пол)яблоневого сада

10. Укажите ряд, где во всех словах пишется И.

А) пугов…чка, горош..к

Б) звоноч..к, стол..к

В) кусоч…к, врем..чко

Г) луков…чка, трещ…нка

11. В каком ряду во всех словах пишется О?

А) болотищ…, городишк…, землишк…

Б) заборишк…, перышк…, городишк..

В) речушк…, батюшк…, шалунишк…

Г) пальтишк…, житьишк…, соседушк…

12. В каком слове допущена ошибка?

А) под селом Голицыным

Б) за доктором Львовым

В) восхищаться Тургеневым

Г) фильм с Чарли Чаплином

13.Укажите ошибку в образовании формы слова

А) много кочерег

Распределите словосочетания с ИП в две группы: 1) слитное написание, 2) дефисное написание.

(Вечно) зеленые растения, (греко) римское государство, (древне) римские полководцы, (средне) суточный прирост, (молочно) белый пар, (бело) снежная скатерть, (резко) отрицательное воздействие, (экологически) опасный проект, (целлюлозно) бумажная промышленность, (сердечно) сосудистая система, (сине) фиолетовые волны, (декоративно) прикладное искусство, (электронно) вычислительные машины.

И) Морфологический разбор прилагательного.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного.

2. Начальная форма (И.п., ед. ч., муж. род)

3. Постоянные признаки:

а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);

б) для качественных прилагательных:

— степень сравнения (положительная, сравнительная или превосходная);

— полная или краткая форма;

4. Непостоянные признаки:

а) падеж ( в полной форме);

в) род ( в единственном числе).

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора имени прилагательного.

Утро было особенно прекрасно.

1. Имя прилагательное – признак предмета.

2. Начальная форма — прекрасный

3. Постоянные признаки:

а) разряд по значению — качественное;

б) для качественных прилагательных:

— степень сравнения положительная;

4. Непостоянные признаки:

а) единственное число.

5. В предложении является составной частью именного сказуемого было прекрасно, согласуется с ИС утро в ед.ч., ср. роде.

II . Имя прилагательное.

А) Значение и грамматические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется с ИС в роде, числе и падеже. Пример: Подобно птичке беззаботной и он, изгнанник перелетный, гнезда надежного не знал и ни к чему не привыкал. (П.)

Грамматическим значением прилагательного является значение признака предмета. Это значение проявляется в нескольких разновидностях: размер, форма, цвет, свойство, качество (высокое дерево, круглая луна, пестрое платье, ароматный цветок, прочная постройка и т.д.)

Морфологическими признаками ИП являются изменения по родам, числам и падежам: зеленый сад, зеленая поляна, зеленое поле; зеленый луг – зеленые луга; зеленого луга, зеленому лугу и т.д. Форма ИП в речи целиком зависит от формы того ИС, к которому оно относится.

Словообразовательными признаками ИП является:

— наличие типичных суффиксов: -н-, -онн-, — ист-, -к-, -ск-, -оват-, и некоторых других: кон-н-ый, лекции-онн-ый, серебр-ист-ый, завод-ск-ой, красн-оват-ый;

— наличие характерных окончаний: -ый, -ий, -ой: красн-ый, син-ий, голуб-ой.

Синтаксические признаки ИП – способность этой части речи выполнять в предложении функции определения и сказуемого: Вода за холодные серые дни в октябре на отмелях спала – прозрачная стала и чистая.

Выпишите ИП, вставляя пропущенные буквы. Распределите их на группы по значению: 1) внешние признаки предмета (размер, форма, цвет и т.д., 2) свойства, качества предмета; 3) внутренне состояние человека; 4) оценка.

1. За тонкой перегородкой, отделявшей сарай от конюшни, были лошади. 2. И, счас…ливый и сп…койный, он схватил со стола кусок хлеба, со сковородки хвост рыбы и пошёл смотреть телевизор, все равно что. 3. Слабым звоном люстра отвечает на шаги по комнате пустой… 4. Спит земля в сиянье г…лубом… 5. Вошёл человек лет шестидесяти, белов…лосый, худой и смуглый, в коричн…вом фраке с медными пуговицами и в роз…вом платочке на шее.6. Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы. 7. Это вздорное, по-видимому, происшествие заметно расстроило нашего героя. 8. «Какой он пр…красный»,- сказала княжна Марья.

Б) Разряды ИП по значению

В зависимости от значения различаются три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

От данных слов образуйте ИП с указанными суффиксами, выделите их.

1) –ов— или –ев-: свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холт, вещь;

2) –чив— или –лив-: доверять, расчёт, услужить, задумать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклоняться;

3) –ев— или –ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель;

4) –чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

Образуйте все возможные ИП от разных частей речи, укажите суффиксы.

Зверь, прыгать, десять, город, бесстрашие, ах, визг, терпеть, сирень, доходить.

Ж) Правописание НЕ с прилагательными.

1) если ИП без НЕ не употребляется: невзрачный, неуклюжий;

2) если ИП можно заменить синонимом без НЕ: невесёлый – грустный, небольшой – маленький.

1) если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом А: не весёлый, а грустный собеседник; не свежий, а чёрствый хлеб;

2) если ИП употребляется со словами: ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ: далеко не радостный день; вовсе не интересный вечер.

Раскройте скобки, распределите написание НЕ с ИП в две группы: 1) слитное, 2) раздельное.

1. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рёв: (не) знакомый и страшный голос какого-то зверя. 2. Степь донская – широкая, простору и (не) езженных дорог в ней много. 3. Лицо (не) красивое, но такое славное! 4. Радуйся, что ты (не) хромой, (не) слепой, (не) злой… 5. Есть дома, где замечают те или иные проявления (не) чистой или, по крайней мере, (не) понятной силы. 6. У колонки берёт воду(не) молодая, уставшая женщина. 7. И впервые в жизни своим (не) математическим мозгом я поняла, что такое дифференциальное исчисление. 8. Яблони у нас в садах (не) большие, (не) развесистые, не растут как попало.

Выпишите ИП, определите их разряд по значению.

1. Вот увидишь – я умею так прекрасно танцевать в лунном тумане. Я училась в балетной школе. 2. От стрекозиных крыльев в доме было не провернуться, и все семейство водомерок толпилось на веранде. 3. Это была тихая почтенная семья, и все водомерки называли маму на «вы». 4. Ночью таскали сухие сосновые иглы и строили временный шалаш.

В) Степени сравнения прилагательных.

В русском языке есть три степени сравнения ИП: положительная, сравнительная и превосходная.

Положительная степень сравнения обозначает признак предмета вне сравнения: светлый костюм, хорошее настроение.

Сравнительная степень – обозначает, что данный признак проявляется в предмете в большей степени.

Превосходная степень сравнения – обозначает высшую степень признака, присущего предмету.

Простая сравнительная степень –

образуется при помощи суффиксов – ее— / —ей-, — е-: веселый – весел-ее – весел-ей; мелкий – мельч-е; горький – горш-е. Это неизменяемая форма ИП, т.е. в сравнительной степени у прилагательных нет окончания.

Некоторые ИП не имеют формы простой сравнительной степени: поздний, ранний, слепой, глухой, лысый и др.

Простая форма превосходной степени сравнения образуется при помощи суффиксов – ейш- и – айш-: добрый – добр-ейш-ий, великий – велич-айш-ий.

Составная форма превосходной степени сравнения образуется двумя способами:

1) Самый, наиболее, наименее + положительная степень ИП: самый умный, наиболее привлекательный;

2) всех, всего + форма простой сравнительной степени: сильнее всех, труднее всего.

Составная форма сравнительной степени – образуется при помощи слов более или менее: удачный – более удачный; темный – менее темный.

Этот вид степени сравнения чаще используется в в официально-деловой речи, т.к. имеет книжный оттенок.

Образуйте и запишите от приведённых ИС прилагательные с суффиксами –АН- (-ЯН-); -ЕНН-; -ИН-:

1. Торф, рожь, овес, береста, лён, жесть, соль, трава, песок, смола, серебро, кожа, нефть, шерсть, дрова, платье;

2) клятва, бритва, листва, буква, клюква, тыква, огонь, число, обед, укоризна, естество, вещество, торжество;

3) мышь, комар, пчела, петух, утка, курица, соловей, воробей.

Распределите слова в два столбика, с –Н- и – НН-.

Тополи..ый пух, водя…ые капли, ржа…ой хлеб, смоля…ые ветви, льня…ое масло, торжестве..ый выход, карма…ый фонарь, организацио…ые вопросы, утре…яя гимнастика, пчели…ый яд, овся…ая каша, глиня…ый сосуд, исти. ые друзья, ветре…ое поведение, таинстве…ое происшествие, кожеве…ая промышленность, песча…ая отмель.

Тест № 1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

2. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

3. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

4. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

5. В каком варианте ответа пишется одна буква –Н-?

а) выкраше…ый пол

Д) Склонение имен прилагательных.

ИП изменяются по падежам, числам и родам. Форма ИП при склонении зависит от ИС, к которому это прилагательное относится.

Чтобы не ошибиться в выборе окончания ИП, нужно задать вопрос от существительного, окончание ИП совпадает с окончанием вопросительного слова: выражение душевной (какой?) борьбы, с серым (каким?) небом.

Различают твердое и мягкое склонения ИП:

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 123, с. 72

Июн 18

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 123, с. 72

123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).

Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десяте, т. е. «один сверх (свыше) десяти». Этим объясняется написание двойного н. Также образовались и названия чисел от двенадцати до девятнадцати.

Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце, числительное одиннадцать имеет двойное н.

  • Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.

Шесть, восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать.


источники:

http://infourok.ru/sbornik-zadaniy-dlya-samostoyatelnoy-raboti-studentov-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazik-po-teme-morfologiya-imya-suschestvite-1097439.html

http://razviwaika.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-123-s-72/