Заполните таблицу своими примерами морфемный принцип правописания

Принципы русской орфографической системы

Принципы русской орфографической системы

Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:

  1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – водаводяной – наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-бой, мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е).
  2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук– лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
  3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
  4. написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
  5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
  6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.);
  7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.). Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?
  8. написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учиться, учится, мойся)

Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхож­дений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь
К фонетическим написаниям относятся:

  1. написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
  2. написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь);
  3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
  4. написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
  5. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.);
  6. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
  7. Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать).

Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

  1. безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай);
  2. написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
  3. написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);
  4. написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
  5. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
  6. написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
  7. написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
  8. написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
  9. написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

  1. наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
  2. написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
  3. написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
  4. написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
  5. написание окончаний -ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на -ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
  6. написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
  7. некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).
  8. В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг – ожОг; баЛ – баЛЛ и т.п.


Тесты на тему Принципы русской орфографии

Тест на тему Фонетический принцип орфографии
Тест на тему Морфологический принцип орфографии
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Принципы русской орфографии

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 509.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 509.

В русском языке, как в других языках, действуют правила правописания, которые называются орфографическими правилами. В основном орфография включает в себя нормы передачи слова с помощью букв, употребления прописных и строчных букв, переноса слова, а также написания слитно, раздельно или через дефис. Все эти вещи регламентируются несколькими принципами русской орфографии, о которых речь пойдет ниже.

Что мы слышим и что мы пишем?

В разных языках существуют разные способы передачи звучащего слова на письме. В русском языке действует буквенный принцип. Это означает, что звукам соответствуют особые графические значки, называемые буквами. Буква передает звук, но обычно не звук речи, а звук языка. Например, если мы разговариваем с человеком, у которого дефект дикции, так что он произносит не «река», а «гхека», то мы догадываемся, что он имел в виду, и записываем правильную букву. Она обозначает не тот звук, который произнес наш собеседник, а тот, который мы угадали, потому что в нашем сознании существует правильная модель этого слова.

Три принципа

Обычно выделяют три основных принципа орфографии русского языка.

Первый из них – это морфологический принцип.

Морфологический принцип иногда называют и иначе; например, фонематический, фонемный, морфо-фонематический, фонемно-морфологический.

Затем, менее распространенный фонетический принцип, или звуковой.

Третий принцип обычно называют историческим, или этимологическим, или традиционным.

Ведущим принципом современной русской орфографии по праву считается морфологический.

Морфологический принцип русской орфографии

Суть морфологического принципа, кратко говоря, в том, что в слабой позиции в слове пишется та же буква, что и в сильной. Например, если в слове «море» под ударением мы ясно слышим О, то в слове «морской» мы также пишем О, зная, что это один и тот же корень. То есть мы записываем не звучащий звук (в слове «морской» мы слышим почти что А, но никак не О), а тот звук, который существует в нашем сознании. Ведь мы знаем, что это один и тот же корень, и ожидаем, что он везде будет писаться одинаково.

Морфологический принцип присущ большинству орфографических правил:

  • написание безударных гласных, проверяемых ударением;
  • сомнительные и непроизносимые согласные;
  • неизменяемые приставки, гласные и согласные в них;
  • употребление смягчающего мягкого знака внутри слова;
  • безударные окончания существительных и (во многих случаях) прилагательных;
  • сюда же часто относят употребление буквы ё после шипящих в глаголах и в словах, образованных от глаголов, а также в корнях слов, которые можно изменить, чтобы на этом месте было Е (пчёлка – пчела).

Фонетический принцип русской орфографии

Он сводится к тому, что записываются буквы, обозначающие именно тот звук, который слышится. Этот принцип мало распространен в русском языке, поскольку он неудобен в использовании (мало ли кому что слышится…).

Тем не менее по фонетическому принципу организованы следующие орфографические правила:

  • приставки на –З, -С (перед глухим пишется С, перед звонким – З; обычно так и слышится: растянуть – перед глухим слышится С; раздавить – перед звонким слышится З);
  • Ы после приставок на согласный (эта тема тоже коварная, из правила много исключений: И сохраняется после всех иноязычных приставок, а также русских приставок сверх- и меж-);
  • написание приставок раз- и рас- с буквой А, в то время как под ударением слышится О: россыпь, но рассыпать;
  • Ы после Ц в суффиксах и окончаниях (в этом месте слышится Ы, потому что Ц всегда твердый);
  • О в ударных суффиксах после шипящих (волчонок, собачонка);
  • и некоторые другие, более редкие правила (например, написание слова «свадьба», так как в этом месте слышатся Д, хотя родственные ему «свататься», «сватовство» содержит в этом месте Т.

Традиционный принцип

Третий принцип – исторический, или традиционный. Это те написания, которые в настоящий момент уже никак не объясняются, но восходят к каким-то историческим процессам. Сейчас эти написания в самом деле традиционные; их надо просто запомнить. К этому принципу относится также несколько правил:

  • все словарные слова;
  • слова с чередованием в корнях;
  • И в корнях после Ц;
  • написание удвоенных согласных, если оно не объясняется расположением удвоенной согласной на стыке морфем;
  • написание отдельных окончаний прилагательных;
  • мягкий знак после шипящих в глаголах и наречиях;
  • и некоторые другие правила.

Золотое правило русской орфографии, или Морфемный принцип написания слов

Тема урока: Золотое правило русской орфографии, или морфемный принцип написания слов.

Цели урока:

1. Развитие умений и навыков учащихся по соблюдению норм литературного языка в речевой практике.
2. Знакомство учащихся с морфемным принципом как ведущим принципом русского правописания.
3. Совершенствование умений и навыков при создании и редактировании собственного текста.

Ход урока

I этап урока. Работа по культуре речи

1. Вступительное слово учителя. Анализ речевых ошибок, допущенных учащимися в сочинениях по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

2. Раздать фрагменты сочинений с допущенными речевыми ошибками.

3. Исправьте ошибки в построении предложений.

а) Круг людей Калинова – большой любитель интриг и сплетен.
б) Катерина, главный герой драмы, тоже выходец из купечества.
в) Очень крохотная надежда где-то сидела в ней – подальше уехать с Борисом и попрощаться навеки с «темным царством».
г) Самоубийство Катерины вызвало молниеносную реакцию семьи.

Ответы учащихся

а) Калиновцы (жители Калинова) – большие любители интриг и сплетен.

«Круг людей» – это книжное выражение, для пьес о провинциальном купечестве не подходит.

б) Катерина, главная героиня драмы, тоже вышла (родом) из купечества.

Катерина – женщина, поэтому приложение «герой» неуместно: оно должно быть женского рода. Существительное «выходец», употребленное в роли сказуемого, может быть соотнесено со словом мужского рода, поэтому заменяем на слово «вышла».

в) В ней еще теплилась слабая надежда – уехать с Борисом подальше и навеки оставить «темное царство».

«Очень крохотная» – речевое излишество, так как крохотная и есть очень маленькая. «Надежда сидела в ней» – лучше « в ней еще теплилась надежда».

г) Самоубийство Катерины вызвало неожиданный протест в семье.

Молниеносная реакция – книжное выражение, несвойственное патриархальному купечеству.

II этап урока

1. Блиц-опрос по домашнему заданию

Учитель. Дома вы повторяли материал по теме «Морфемика». Отвечая на вопросы, пользуйтесь предложениями, которые вы сейчас записали в исправленном виде.

• Что изучает морфемика?
• Какая морфема содержит смысловое значение слова?
• Расшифруйте морфемный ряд основы. (Основа включает. )
• Найдите во втором предложении слова, образованные суффиксальным способом.
• Найдите в третьем предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
• Каким способом образовано слово «самоубийство» в четвертом предложении?

2. Работа с текстом с экрана компьютера

У входа в Малый театр установлен памятник А.Н. Островскому. Он изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету В. Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, предоставляя им несомненную возможность насладиться настоящим искусством.

Задание: разберите по составу слова: предоставляя несомненную. (Один ученик работает у доски, остальные – самостоятельно.)

• Объясните, зачем нужно уметь разбирать слово по составу? Какой практически в этом смысл?
• Покажите на примере этих слов, что без морфемного анализа можно допустить ошибки.

Предоставляя – (пред, предо) – неизменяемая приставка, которую мы выучиваем, (ставл) – корень с чередующейся согласной звонкой, (ставить – предоставлять) – значит, безударную корня можно проверить.

Несомненный приставка НЕ придает новое лексическое значение. Приставка СО – неизменяемая ЕНН – суффикс прилагательного.

Учитель. Мы убедились, что каждая значимая морфема пишется по своим законам. В этом и заключается главное «золотое» правило русской орфографии: пиши каждую морфему по ее законам. Не случайно русское правописание считают:

— фонетическим (шар – 3б., 3 зв);
— традиционным (многие слова запоминаем), но главное – морфемным.

III этап урока

1. Применяя «золотое правило» орфографии, проверьте безударную гласную корня и подчеркните ее, выделив графически корень. (Ученикам раздается заранее распечатанный материал.)

Театральный деятель, обличать пороки, освещать проблему, создавать образы, обитатели Калинова, защищать старые порядки, быть ханжой, незаслуженно обижать, деспотизм самодуров, разрядить обстановку, социальное потрясение, объединенные конфликтом, на протяжении пьесы, покаяние Катерины, умалять достоинства, представление о мире, проявление прав, раздражать Дикого, покориться полностью, смягчить нравы, повиновение матери, нравственное очищение.

• Что называется омонимами?
• Подберите к выделенным сочетаниям омонимичные пары.
• Приведите свои примеры омонимов.
• Сделайте вывод: от чего зависит написание безударной гласной корня в омонимах?

2. Лексико-орфографическая работа. Освоение новых понятий

Запишем на доске, выделив орфограммы:

репертуар –
фойе –
партер –
амфитеатр –
бельэтаж –
балкон –

• Можно ли проверить корневые гласные в этих словах родственным словом?
• Почему нельзя? (Это слова заимствованные.)
• Из какого языка?
• Какая конструкция простого предложения понадобится нам, если мы хотим объяснить значение этих слов?

• Запишем значение первого слова. Почему мы поставили тире перед сказуемым?
• Кто знает значение остальных слов?
• Объясните их значение с помощью предложений по заданной модели (устно).
• Дома запишите значение этих слов в тетрадь.

Учитель. Итак, ребята, изучая творчество драматурга А.Н. Островского, мы обратились к лексико-орфографической работе по теме «Театр» для того, чтобы вы, придя в театр, чувствовали себя культурными зрителями.

3. Работа с текстом

За свою долгую творческую жизнь А.Н. Островский написал более 50 оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам И.А. Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги. »

«Зачем лгут, что Островский «устарел», – писал в начале нашего столетия А.Р. Кугель. – Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».

Задание:

• Приведите из текста примеры слов, в которых корневая гласная:

а) не проверяется (оригинальных, национальный, картина);
б) проверяется (останавливается, устарел, освежающий, усложненного).

• Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на примере «освежающий».

Освежающий:

о – неизменяемая приставка;

свеж – корень (свежий);

а – глагольный суффикс;

ющ – суффикс причастия (действительное, настоящее время);

Объясните знаки предложения в тексте (работа в группах).

IV этап урока. Создание собственного текста

Задание: напишите сочинение-миниатюру «Мое слово об Островском».

По завершении работы учащиеся читают свои сочинения и обмениваются мнениями.

V этап урока. Домашнее задание

1) Отредактируйте сочинение, пользуясь планом.

  1. Раскрыта ли тема и основная мысль?
  2. Имеет ли сочинение стройную композицию?
  3. Какие фрагменты сочинения получились более образными? Какими средствами художественной выразительности была достигнута эта образность?
  4. Соблюдены ли в сочинении нормы русского языка? Исправьте орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
  5. Отличается ли смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения?

2) Приведите из сочинения примеры слов, в которых корневая гласная проверяется ударением (не проверяется ударением).

3) Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на 2–3-х примерах.


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/principy-russkoy-orfografii-tablica-kratko.html

http://urok.1sept.ru/articles/572915