Запомни правописание слов и

Как запомнить правописание слов?

Из этой статьи Вы узнаете, как можно легко запоминать правильное написание слов.

Речь пойдёт об одной простой технике, которая позволит вам запоминать правильное написание слов, например две буквы «н» пишется, или одна буква «н»; буква «ё», или буква «о»; буква «а», или буква «о»; две буквы «л», или одна буква «л».

Давайте разберём слова, на которых люди чаще всего ошибаются согласно статистике, взятой с сервиса Яндекс за 2013 год. Думаю, до сегодняшнего дня особых изменений не было.

Метод запоминания сложных слов

Первое слово — это слово «Баллон». Многие люди пишут это слово с одной буквой «л», когда нужно писать две.
А теперь о методике.

Ваша задача: представлять проблемное слово, которое вы хотите запомнить с правильным написанием и это проблемное место, где например, пишется двойная согласная, либо одна согласная, буква «ё», либо буква «и» т.д. Это место нужно ярко визуализировать и представлять.

Например, я представляю, как передо мной написано слово баллон и это слово я представляю с этой частью очень яркой и необычной, т.е. две буквы «л» я представляю немного другими.

Они могут быть похожи на горы, быть цветными, видоизменять свою поверхность, становиться металлическими, снежными, золотистыми, красными, яркими, покрываться шипами, как у розы, что угодно. Включайте ваше воображение и чем ярче будут эти буквы, тем лучше вы запомните это написание.

Я представляю, как слово «Баллон» написано на белой доске, а две буквы «л», как две горы, сверху покрытые снегом и эту часть слова нужно представлять примерно 5 секунд в воображении.

Когда вы натренируетесь, Вы сможете представлять эти образы за 1-2 секунду и тем самым вы сможете проработать 20-30 проблемных для вас слов и запомнить их правильное написание.

БАЛЛОН

Следующее слово «Агентство». Мы представляем букву «т» тоже какой-нибудь яркой, необычной. Вы можете представить, например, что буква «т» похожа на большой гвоздь, а также представить её деревянной или снежной. Давайте простор своему воображению, представляйте, как это вам захочется.

АГЕНТСТВО

Слово «Жесткий», которое, несомненно, пишется через букву ё, а не через букву «о». Представьте букву ё, она тоже у Вас может быть какая-то странная или чудная, главное представить.

ЖЁСТКИЙ

Слово «Рассчитать». Здесь пишется две буквы «с». Мы также, как и в других словах необычно ярко представляем или немного видоизменяем данные буквы.

Мы можем представить их заснеженными, мы можем представить их каменными, какими угодно. Представляем слово «рассчитать» и в воображении визуализируем это проблемное место.

РАССЧИТАТЬ

Слово «Масляный», где пишется всего одна буква «н». Одна согласная буква «н», а не две. Делаем то же самое, запоминаем именно вот это правильное написание. Вы можете представить как в слове масляный буква «н» больших размеров и похожа на деревянную лестницу.

МАСЛЯНЫЙ

Слово «Девчонка», наверняка вы его помните со школьных времен и вам неоднократно говорили преподаватели: «девчонка»- многие ошибаются, пишут букву «ё», на самом деле надо писать букву «о».
Я предложу Вам вариант «девчонка», как слово, написанное на доске и в середине вместо буквы «о» большой бублик. Вот представьте свежий и мягкий бублик, который стоит на всё слово в середине.

ДЕВЧОНКА

Это были самые частые слова, в которых русскоязычное население делает ошибки.

Напишите в комментариях, насколько легко Вам даются эти слова. А также задавайте вопросы в комментариях по данной методике.

Стихи и запоминалки по русской грамматике

В подборку вошли запоминалки и стихи про основные правила русской грамматики: правописание гласных в словах, непроизносимых согласных, частиц, а также стихи про части речи и другие полезные материалы.

ЧУ пиши с буквой У

Я грамотно писать хочу.
Слова на «чу» учу, учу;
Чулок, и чудо, и чугун,
Чумазый, чучело, ворчун.
Я не кричу и не ворчу.
Всех их пишу я с буквой «У».

ЧА пиши с буквой А

Мы все пишем «ча-ча-ча»:
Чаща, туча, саранча,
Дача, куча и свеча,
Чайник, чай и каланча.
Мы запомним навсегда:
Пишем только с буквой «А».

Правописание приставок на «З» и «С»

Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, чрез- и без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят «з» на «с».

Частица НЕ

Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк, что это гоже.
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды –
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».

Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.

Запоминалки по русскому языку. Фото — фотобанк Лори

Весёлая грамматика

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!

А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!

Автор междометия

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.

Песенка про существительное

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

Имя существительное

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Запоминалка для слов-половинок

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(В остальных случаях ПОЛ пишется слитно.)
(И. Асеева)

Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

Глаголы-помощники

Под корягой гриб стоял.
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела,
А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листка росу
Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок –
Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом
Помогали им глаголы.

Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.

Глагол

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.

Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.

Вопросы, на которые отвечают наречия

Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем и почему?

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?

Все буквы алфавита

В этой фразе собраны все буквы алфавита:

Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Глухие и звонкие согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

Чередующиеся гласные в корне И-Е

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Чередующиеся гласные в корне СКАЧ-СКОЧ

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

ЦЫ в корне слова (исключения)

Запоминалка для тех слов-исключений, в которых в корне слова пишется «Ы» после «Ц»

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Буква Т между С и Н

Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо.

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

Непроизносимые согласные

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

Окончания глаголов

Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая овца.

Эта дразнилка помогает запомнить, что глаголы оканчиваются на ТСЯ.

«О» после шипящих

Шоколад, шофер, крыжовник,
шов, шоссе, обжора, шорник,
капюшон, жокей, чащоба,
шорох, чопорный, трущоба

Буква «Я»

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» –
Я буква, слог и слово!

(Э, ю, я – буква, я-ма – здесь слог, я ученик – слово.)

Суффиксы прилагательных ОНН-ЕНН

«ОНН», «ЕНН» – пиши два «Н»;
«АН», «ЯН», «ИН» – пиши «Н» один!

(Исключения для прилагательных с суффиксом -ЯН:
оловянный, деревянный, стеклянный.)

Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».

Запоминалка для «ЧН» и «НЧ»

Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНи, поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.

Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!

В «Ч+Н», запомни проЧНо,
Мягкий знак не нужен тоЧНо!
В «Н+Ч» не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон!

ИзмороСь и измороЗь

Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.

Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
«С» в конце – и будет дождь,
«З» в конце – и ляжет иней.

Буквы и природа

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!

Прописная буква

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

Озорной разделительный мягкий знак

Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед «Е».
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед «Ё».
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед «И».
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед «Ю».
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед «Я».
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»

Разделительный мягкий знак

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Песенка о мягком знаке

Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!

Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!

Разделительный твердный знак

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
— Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.

О дефисе в местоимениях:
«кое – какой», «что – либо», «где – нибудь», «когда – то»… и т.п.
(из-за, из-под).

Порядок цветов в спектре (Семь цветов радуги)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

К — красный,
О — оранжевый,
Ж — желтый,
З — зеленый,
Г — голубой,
С — синий,
Ф — фиолетовый.

Порядок планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:

Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

***
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.

***
Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.

Гостиная или гостинная? Как писать слово гостиница?

Прилагательное ГОСТИНАЯ образовано от существительного ГОСТЬ с помощью суффикса -ИН- (суффиксальный способ словообразования). Позднее произошла субстантивация прилагательного, то есть его переход в разряд существительных, но дополнительных суффиксов (Н) при этом не добавилось. Сейчас слово ГОСТИНАЯ употребляется как прилагательное или как существительное. Но всегда с ОДНИМ «Н».

Это слово не относится к исключениям, прилагательные имеют стандартный набор суффиксов: -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Чтобы не ошибиться, нужно только внимательно смотреть на структуру слова и помнить набор суффиксов на -Н- (об этом напишу позже, если есть необходимость)

Кстати, с корнем ГОСТ(Ь)- еще одно слово традиционно вызывает вопросы. Это слово ГОСТИНИЦА. Посмотрим, как оно образовалось:
ГОСТ'(Ь)+ ИН (Суффикс) + ИЦ(А) — окончание.

Корни с чередованием Е — И

  • бер – бир: беру – собираю;
  • дер – дир: дерет – сдирает;
  • мер – мир: умереть – умирать;
  • пер – пир: запереть – запирать;
  • тер – тир: стереть – стирать;
  • жёг – жиг: зажёг – зажигать;
  • стел – стил: стелить – подстилать;
  • блест – блист: блестеть – блистать;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква И вместо Е, если после корня следует суффикс А.

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выберу – выбираю, вычесть – вычитать.

Хотя во множественном числе пишется дети, слова дитятко и дитя пишутся с буквой и.

Корни с чередованием О — А

  • кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
  • лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
  • клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
  • твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
  • гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
  • плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
  • зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
  • раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
  • равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
  • мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Правописание гласных Е — О в окончаниях

1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения — е:

  • в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
  • в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
  • у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.

2. После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится [Э]: вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.

Примечание. Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж (крутой поворот) и вираж (химический раствор) соответственно: виражом и виражем.

Гласные после Ц

1. После ц в окончаниях и суффиксах написание е или о определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения — е: деревцо — деревце, крыльцо — рыльце, творцом — сердцем, хитрецой — дверцей, окольцованный — окольцевать, танцор — вытанцовывать — танцевать.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также голицынский, сестрицын, Голицын, Спицын, Станицын.

Примечание. В написании фамилий возможны отступления от правил; ср.: Спицын — Вицин, Цыцин.

Мягкий знак в наречиях

Уж замуж невтерпеж.

На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (настежь, вскачь, прочь), кроме исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Как правильно: в течениЕ или в течениИ?

Как правильно написать: «в течении 24 часов» или «в течение 24 часов», «сказать в заключение» или «сказать в заключении»? Отвечают эксперты портала http://gramma.ru:

Правописание предлогов типа в течение, в продолжение, в отличие, во избежание, в заключение, вследствие, наподобие, а также наречия впоследствии и в самом деле представляет некоторую трудность.

Нужно иметь в виду, что все эти слова образованы сочетанием предлога с существительным, стоящим в форме определенного падежа. Поэтому те буквы, которыми заканчиваются «трудные» предлоги и наречия, в действительности представляют собой не что иное, как падежные окончания исходных существительных.

В заключение, в течение, вследствие, в отличие, во избежание, в продолжение, наподобие – в данном случае предлоги в и на сочетаются с винительным падежом существительных на -ие, окончание которого совпадает с окончанием именительного падежа таких существительных. Наречие впоследствии образовалось сочетанием предлога в с формой предложного падежа существительного последствие, благодаря чему и сохраняет окончание именно предложного падежа: -и.

Сложность представляют, на мой взгляд, два момента. Во-первых, необходимо в каждом отдельном случае понимать, какая именно часть речи перед нами – существительное + предлог либо наречие. Становясь предлогами, существительные утрачивают свое лексическое и грамматическое значение, а также теряют самостоятельность. Привязываясь к существительным, предлоги вместе с падежными окончаниями существительных лишь указывают на их отношение к словам, которым подчинены.

Например, у существительного течение есть лексическое значение поток воды, направление воды. Течение может употребляться в разных падежах с разными предлогами: от течения, по течению и т.д. Предлог же в течение выражает только временные отношения: в течение месяца, в течение дня.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, что некоторые предлоги и наречия, образованные из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно: наподобие, вследствие, впоследствии. Слитность и раздельность написаний регулируется лексико-морфологическим принципом орфографии.

Если помните, есть бородатый анкедот: «По Красной площади бродит мужик с транспарантом, на котором написано: «Свободу Леониду Ильичу Брежневу!». Подошедший милиционер: «Ты чё, мужик?! С чего ты взял, что Брежнев в тюрьме?». «Так по радио утром сообщили: «В заключении Леонид Ильич Брежнев сказал…»». Не делайте подобных ошибок!

Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».

Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».

2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».

3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».

4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

Поиск ответа

Всего найдено: 123

Вопрос № 308439

Как не путать девяносто с девятьсот. И там, и там есть слово сто/сот. Сложно различать на слух.

Ответ справочной службы русского языка

Можно запомни ть, что девяносто – это «девять (десятков) до ста», где д в до со временем превратилось в н.

Вопрос № 308075

Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Грамоты»! Пишу вам по той причине, что меня терзают сомнения, касающиеся принадлежности глагола стелить к конкретному спряжению. Помню, в школе его просили просто запомни ть как глагол-исключение, относящийся к I спряжению, однако на днях я заглянул в справочник под авторством Розенталя и увидел следующее примечание: «Глагол стелить употребляется только в инфинитиве и форме прошедшего времени. Личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь, стелют)». Насколько я понял, это замечание указывает на то, что глагол стелить относится ко II спряжению, что идёт вразрез с вашими ответами. При попытке разобраться подробнее я запутался ещё больше: мне совершенно непонятны причастия, образованные от этого глагола (стелющий, стелимый), ведь если это глагол I спр., то стелющий, стелЕмый, если II — стелЯщий, стелимый, неизвестно отношение к спряжениям производных глаголов (напр., застелить) Надеюсь, вы поможете мне разобраться в этом вопросе. Заранее выражаю свою благодарность.

Ответ справочной службы русского языка

Есть два однокоренных глагола: стлать и стелить. Если судить по инфинитивам, то первый должен относиться к первому спряжению, а второй — ко второму. Инфинитив стлать так себя и ведет: он изменяется, как глагол первого спряжения (стелю, стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют), и образует соответствующее причастие стелющий. Глагол стелить должен изменяться, как глагол второго спряжения. Но стелить совпадает по значению со стлать (разница между ними стилистическая). Два ряда форм, различающихся только гласной в окончании, избыточны, поэтому в орфографии признаются допустимыми только формы первого спряжения (стелю, стелешь, стелет и т. д., стелющий), фактически являющиеся формами глагола стлать, и не допускаются формы *стелишь, *стелит и т. д., фактически являющиеся формами глагола стелить. При обучении орфографии проще сказать, что глагол стелить является исключением и относится к первому спряжению. И от стлать, и от стелить образуется форма стели́мый.

Вопрос № 307346

Здравствуйте, уважаемая Грамота.ру! Обращаюсь к вам даже не с вопросом, а, скорее, с утверждением. Но лёгкое сомнение всё же есть. На сайте OBRAZOVAKA: «Делая ударение на «е» безудЕржный, происходит возвращение к старой норме, вышедшей из употребления в современном русском языке.» И это на ресурсе, посвященном грамотности! Я имею в виду употребление деепричастного оборота. В своё время (более полувека назад) моя учительница русского языка Антонина Сергеевна Бурьян приводила пример некорректного употребления деепричастного оборота: «Проходя по улице, на меня упал кирпич», который я запомни л навсегда. Правда, в приведенном выше примере несколько другая конструкция, однако правило действует то же самое (я сам себе его сформулировал): деепричастный оборот выражает действие, осуществляемое подлежащим. А если такового нет, то и такой оборот употреблять нельзя. Я прав?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, конечно. Преложение некорректно.

Вопрос № 306694

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу ударения в слове «симметрия». Я учился в математической школе. И наша учительница говорила «симметрИя». Мне это было смешно. Но, когда я полез в словарь ударений дома, я обнаружил, точно помню: «симметрИя, не симмЕтрия». Меня это поразило, и я твёрдо запомни л, как правильно. Однако, недавно, когда я решил опять проверить это слово, я обнаружил в словаре ударение «симмЕтрия». Так как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Современные орфоэпические словари указывают в качестве правильного либо ударение на е: симмЕтрия (как в словаре М. В. Зарвы), либо оба варианта: с ударением на е или и: симмЕтрия и симметрИя (как в словарях И. Л. Резниченко и Р. И. Аванесова). Так что выбор за Вами.

Вопрос № 306493

Добрый день, прошу помочь с проверкой слова. Проверяется ли буква Е в слове ПОДТВЕРДИТЬ? Или же оно является словарным? Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке буква е в слове подтвердить не проверяется, это словарное слово. Но историческое родство со словом твёрдый дает возможность запомни ть написание с помощью этого слова.

Вопрос № 306097

Как-то с детства запомни л, что «навзничь» — лицом вверх, «плашмя» — вниз. А сейчас в словаре по слову «навзничь» вижу объяснение: «на спину или грудь». Меня неверно учили или что-то поменялось? Вообще, расскажите про эти слова, пожалуйста. Весёлкин

Ответ справочной службы русского языка

Нам неизвестен словарь, в котором у слова навзничь отмечено значение ‘на спину или грудь’. Навзничь означало и означает ‘опрокинувшись на спину, вверх лицом’ (см. данные разных словарей). Слово с противоположным значением – ничком ‘лицом вниз (о лежащем)’. Наречие плашмя толкуется так: ‘плоской стороной’. Примеры: Ударить шашкой плашмя. Упасть, лежать плашмя (всем телом, навзничь или ничком). Об истории слов навзничь и ничком можно послушать в передаче портала «Грамота.ру» и радио «Культура» «Игра слов».

Вопрос № 305323

Здравствуйте! Нужна ли запятая после слова запомни в следующей конструкции: Запомни как составлять предложения с этим словом.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 305278

вЕнтилятор — проверочное слово вентиль?

Ответ справочной службы русского языка

Вентиль, вентилировать, вентилятор – родственные слова, они восходят к лат. ventilo «развеиваю, проветриваю», в них выделяется корень вентил(ь)-. Родство слов ощущается носителями русского языка. Это дает орфографистам основание считать слово вентиль проверочным для вентилировать и вентилятор. См. здесь.

Однако найти у слов вентиль, вентилировать, вентилятор общий смысловой компонент, который однозначно бы показывал, что они однокоренные, затруднительно. Вентилятор – устройство для проветривания помещений или охлаждения воздуха, двигателей и т.п.; вентилировать – производить вентиляцию. Вентиль – клапан для регулирования расхода жидкости, пара, газа и т.п.

Поэтому в современном русском языке эти слова все же однокоренными признать нельзя, а значит, и проверять слова вентилировать, вентилятор словом вентиль неправильно. Но опереться на слово вентиль, чтобы запомни ть, как пишутся родственные слова вполне можно. Эту проверку условно можно назвать этимологической.

Вопрос № 305156

— Вводный курс, первая лекция. Даже ты должна была это запомни ть. — Что значит – даже я?! — уязвлённо вскидывается девушка. Во втором предложении не надо вместо тире сочетание «даже я» взять в кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

Поскольку здесь не точное цитирование (даже я вместо даже ты), кавычки не вполне уместны. Можно оставить тире либо написать без тире и кавычек: Что значит даже я?!

Вопрос № 303382

Подскажите, пожалуйста, нужна ли указанная в скобках запятая? Если да, то почему? Не знаем, какие проблемы у таксиста, но(,) уверены, правило вы теперь запомни те.

Ответ справочной службы русского языка

Оснований для постановки указанной запятой нет.

Вопрос № 303330

Поглощается ли запятая (например, закрывающая причастный оборот) скобками? Пример: Тогда (это был год, запомни вшийся небывалыми холодами) еще не было центрального отопления.

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере запятая до или после закрывающей скобки не ставится.

Вопрос № 302859

Добрый день! Моя фамилия Радь не русского происхождения, такого слова нет ни в одном из 10 словарей. Я учился в русской школе и в 4 классе учитель русского языка сразу обратила мое внимание сказав » Запомни на всю жизнь-твоя фамилия не склоняется» При склонении она теряет благозвучие, смысловую нагрузку и т.д. Прошу вас дать мне аргументированный ответ по поводу склонения моей Фамилии. С Уважением Радь Сергей.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 299235

Запомни тся надолго или на долго?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 298605

Добрый день! Скажите, пожалуйста, возможна ли запятая в предложении «Сейчас проверю, всё ли я запомни л!» или это ошибка.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 297761

Здравствуйте! Интересует глагол «стОит», а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать — там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не «стОет, стОять» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед —ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед —ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомни ть можно.

1. В инфинитиве после гласной о пишется —ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить.

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.

Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:

1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеитьзаклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).


источники:

http://materinstvo.ru/art/21513

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8