Запятая перед или однородные сказуемые

Когда перед союзом «или» ставится запятая?

Постановка запя­той перед сою­зом «или» зави­сит от кон­тек­ста: что он соеди­ня­ет, одно­род­ные чле­ны или предложения.

Рассмотрим, когда перед сою­зом «или» ста­вит­ся запя­тая в предложении.

Сочинительный раз­де­ли­тель­ный союз «или» может быть упо­треб­лен с одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и как свя­зу­ю­щее зве­но в слож­но­со­чи­нен­ном предложении.

Пример:

Видимо, бел­ка или заяц лако­ми­лись здесь.

Пример:

На её смуг­лом лице было выра­же­ние или¹ рас­те­рян­но­сти , или² испуга.

В такой син­так­си­че­ской кон­струк­ции запя­тая ста­вит­ся перед пер­вой и вто­рой частью повто­ря­ю­ще­го­ся сою­за или…или , напри­мер:

Весной страш­ным бед­стви­ем для зай­цев¹ , или лис² , или бар­су­ко­в³ явля­ет­ся половодье.

Пример:

Бабушка пока­за­ла мне дере­вян­ный ларь , или ящик , широ­кий ввер­ху и узкий внизу.

Пунктуация с союзом «или» в сложных предложениях

С наступ­ле­ни­ем дня туман пря­тал­ся в низи­ну реки , или его мож­но было уви­деть на дне оврага.

Перед сою­зом «или» не ста­вит­ся пунк­ту­а­ци­он­ный знак в сле­ду­ю­щих случаях:

1. в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии име­ет­ся общий член пред­ло­же­ния, ввод­ное сло­во или частица.

Всю ночь мне мере­щат­ся при­чуд­ли­вые тени или слы­шат­ся шоро­хи чьих-то шагов.

Наверное , я собе­русь в поле за василь­ка­ми или с утра луч­ше пой­ти в лес за земляникой.

Только дождь шумит за окном или раз­да­ют­ся рас­ка­ты оглу­ши­тель­но­го грома.

2. В слож­но­со­чи­нен­ных вопро­си­тель­ных, побу­ди­тель­ных, вос­кли­ца­тель­ных и назыв­ных предложениях.

Отправить мне теле­грам­му или луч­ше позво­нить по телефону?

Пусть будет полу­мрак или вклю­чи­те лампу!

3. В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с одно­род­ным подчинением.

Я напря­жен­но думаю, спра­вит­ся она с этой зада­чей или мне сле­ду­ет ей помочь.

4. В слож­ном пред­ло­же­нии с общей при­да­точ­ной частью и раз­ны­ми вида­ми свя­зи (сочи­не­ни­ем и подчинением).

Когда загро­хо­тал гром , дети бро­си­лись по домам или самые сме­лые спря­та­лись под навес сарая.

Видеоурок

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.

Сравните два предложения:

Я часто получаю письма и посылки . Я часто получаю и отправляю письма .

В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, как это было в предложениях выше, но могут быть выражены и разными частями речи. Например: Он говорил медленно , с большими паузами . В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.

Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.

Мужики снимали с головы шапки и кланялись .

Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:

Луна поднималась и освещала дорогу , поле и дома деревни.

Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.


Однородные и неоднородные определения

К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).

В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).

Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.

Он владел немецким, французским, английским языком.
Он владел немецким, французским и английским языком.
Он владел и немецким, и французским, и английским языком.

2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.

Если определения выражены прилагательными, то определить, нужно ли их разделять запятыми, можно следующим способом. Известно, что прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные . Если у одного слова есть определения, выраженные прилагательными разных разрядов, то эти определения будут неоднородными.

На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).

У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).

3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

Рассмотрите примеры на иллюстрации.

Почему ты не надеваешь свое новое платье?
Наконец мы дождались первых теплых дней.

4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.

Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

Наступила дождливая, грязная, темная осень (Чехов).
Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными (Бунин).


Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами

Сочинительные союзы в русском языке речи делятся на три разряда: соединительные, разделительные и противительные .

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.

НЕ ТОЛЬКО … НО И,

ИЛИ,
ИЛИ… ИЛИ,
ЛИБО,
ЛИБО … ЛИБО,
ТО… ТО,
НЕ ТО… НЕ ТО,
ТО ЛИ … ТО ЛИ

Обратите внимание, что союз ДА записан и в столбике с соединительными союзами, и в столбике с противительными союзами. Дело в том, что он может употребляться в двух значениях. Сравните две поговорки: Без нитки да иголки шубы не пошить и Мал золотник, да дорог . В первой поговорке союз ДА может быть заменен на И, а во второй – на НО.

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
И ЭТО И ТОНЕ ТО, А ЭТОИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО
Без нитки да иголки шубы не пошить.

Без нитки и иголки шубы не пошить.

Мал золотник, да дорог.

Мал золотник, но дорог.

Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.

Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.

Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:

1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;

2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет);

3) если однородные члены соединены составными союзами:
Там будет праздник не только сегодня, но и завтра. .

Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.

1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В садке плескались пескари и окуни.
В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла .

2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

В его коллекции было много ножей и кинжалов , пистолетов и ружей , украшенных драгоценными камнями.

3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Нас разбудили ни свет ни заря .


Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами

Внимательно прочитайте предложение.

Рядом с домом росли хвойные деревья : ели, сосны, пихты .

В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?».

Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:

Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.

Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:

Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).

В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.

В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин .

2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья .

Запятая перед Или в простом и сложном предложении – когда она ставится, когда не ставится и как легко во всем этом разобраться

В двух словах не расскажешь, поэтому читайте статью.

Сегодня у нас непростая тема. Мы будем разбирать случаи постановки запятой перед союзом «или». Вы узнаете, в каких случаях запятая нужна, а в каких нет. Я разберу все варианты, то есть постановку знака как в сложном предложении, так и в простом. На самом деле, ничего сложного нет.

Запятая перед «или» в простом предложении

Итак, начнем с простого предложения. То есть с такого, где грамматическая основа только одна. Союз «или» в таком предложении будет находиться между однородными членами.

Запятая перед ним не ставится, если он один. Например:

  1. Я или ты.
  2. Ко мне придет Саша или Андрей.
  3. Я хочу почитать Толстого или Достоевского.

Если союзов два и более, то перед вторым и последующими запятая в любом случае будет. А вот будет ли она перед первым – зависит от того, началось ли перечисление. Сравните:

  1. Ко мне придут или Николай, или Андрей, или Настя. Запятой перед первым «или» нет, потому что перечисление началось после него: Николай, Андрей, Настя.
  2. Ко мне придут Николай, или Андрей, или Настя. Вот тут уже мы запятую поставили даже перед первым союзом, потому что перечисление началось перед ним.

Запятая ставится в том случае, если то, что после «или», поясняет то, что до него. Например:

  1. Это бегемот, или гиппопотам. Гиппопотам – это другое название бегемота. Поэтому перед «или» мы поставили запятую.
  2. Это социум, или общество. Социум – другое название общества.

Для закрепления вот вам еще два примера:

  1. Это papilionem, или бабочка. Papilionem – латинское название бабочки. То есть papilionem = бабочка.
  2. Это мотылек или моль? Здесь уже имеется в виду «или то, или другое». Мотылек – это не то же самое, что моль. Поэтому запятой нет.

Собственно, это всё. Переходим теперь к сложному предложению.

Запятая перед «или» в сложном предложении

Здесь действует такое правило. Перед «или» надо ставить запятую, если у простых предложений в составе сложного нет какой-то общей части. Посмотрите вот эти примеры:

  1. Идет изморось, или падает мелкий снег. В предложении две части: «идет изморось» и «падает снег». У них нет ничего общего, поэтому мы на законных основаниях поставили перед «или» запятую.
  2. На улице идет изморось или падает мелкий снег. Вот тут уже запятой нет. Потому изморось идет где? На улице. А снег где падает? Тоже на улице. Вот это обстоятельство места «на улице» – общая часть для двух простых предложений в составе сложного. И если мы поставим перед «или» запятую, то получится, что изморось идет на улице, а снег – вообще непонятно где. В другом измерении.
  3. Когда я вышел, была изморось или падал мелкий снег. Тоже запятой нет, потому что есть общая часть в виде придаточного предложения.
  4. Я вышел, когда была изморось или когда падал мелкий снег. Теперь уже общая часть представляет собой главное предложение, а предложения про изморось и снег являются при нем придаточными.

Не надо ставить запятую в том случае, если оба предложения произносятся с интонацией вопроса или побуждения. Потому что считается, что эта интонация их как бы объединяет в одно целое:

  1. Наступают орки или эльфы пробираются к горе?
  2. Пусть воины точат мечи или пусть лучники готовят лук и стрелы!

Запятая не ставится, если оба предложения являются односоставными неопределенно-личными, назывными или безличными. Такое очень редко встречается, но попробую сформулировать:

  1. Его звали в министерство или просили приехать в школу.
  2. Никто не знал, какое было время суток. Ночь или утро.
  3. Его тошнило или знобило.

Теперь разберем несколько дополнительных моментов.

О чем еще надо помнить

Помнить надо о том, что «ли» и «или» – это не одно и то же. По ним видно, что это разные союзы, но почему-то многие школьники их воспринимают как одинаковые. И между словами, которые соединены с помощью «ли … или» запятая не нужна: «От тяжелой ли работы или просто от старости дед становился все более немощным».

Но если перед нами сложное предложение, то знаки препинания обязательно надо ставить. Например: «Ветер ли выл за окном, или метель кружилась вокруг печной трубы» – запятая ставится, потому что в предложении две части: «ветер выл» и «метель кружилась».

Если у вас предложение вопросительное, но в нем кроме союза «или» есть «ли», то запятую надо ставить: «Андрей ли это, или Николай?»

Вот еще видео на тему запятой перед «или», взгляните.

Как запомнить все эти правила

Есть один хороший способ. Перепишите эту статью. Переструктурировав при этом. Я например, писал о запятых в простом и сложном предложении, а вы напишите о том, где знак ставится, а где не ставится. Писать не обязательно в тетради, можно и в вордовском документе.

Или сделайте себе таблицу. Или тест по этой теме.

Если вы таким образом переработаете материал, то он надолго останется у вас в голове. А если по 3-5 примеров подберете на каждое правило – будет вообще классно.

Полезные материалы по теме

Хочу вам посоветовать несколько материалов по русскому, которые помогут вам научиться писать грамотно и в целом уверенно себя чувствовать при письме.

Первая – бесплатные программы для отработки правил орфографии и пунктуации. Их очень много в интернете, мне особенно нравятся вот эти программы от сайта Викиум. Они почти все бесплатные. Ссылка, которую я дал, ведет на общую страницу, где приводятся вообще все программы. Вы можете пролистать ее, а можете просто кликнуть на «Способность к работе с текстом». Все связанное с русским языком ждет вас именно там.

Вторая – бесплатные электронные книги по русскому. Для подготовки к экзаменам, изложениям и сочинениям. Они были размещены в интернете в открытом доступе, я их собрал, проверил на вирусы и объединил в один архив. Чтобы их получить, мне нужен ваш электронный адрес. Напишите его, например, тут, архив отправится автоматически.

Третья – курс «Идеальный русский». Он располагается на той же платформе Викиум. Мне этот курс очень нравится, потому что он недорогой (890 рублей) и ориентирован на практику. Когда купите курс, вам откроется доступ к 3 программам-тренажерам (уникальным, таким, которых нет в общей подборке). Вы будете изучать теорию и сразу же ее отрабатывать.

Четвертая – учебник «Русский язык. Теория». Мне он очень нравится, потому что в нем приводится и объясняется вся теория, которую надо освоить за курс школьной программы. Это здорово. Учебник написан для школьников, понятным и простым языком.

И последнее – мои статьи по русскому языку:

  1. Что такое пунктуация. Я в этой статье объясняю, какие бывают знаки препинания. Статья поможет вам более системно подойти к изучению правил пунктуации.
  2. Что такое орфография. А это уже статья о том, как писать «правильные буквы» в словах.
  3. Как стать грамотным – даю указания к конкретным практическим действиям, которые помогут вам научиться писать грамотно.
  4. Курсы русского языка. Это наиболее полная подборка курсов по русскому из всех, которые есть у нас на сайте. В них приводятся и некоторые бесплатные материалы. Посмотрите.

Заключение

Мы поговорили о том, когда в предложениях с союзом «или» ставится запятая. Это не простая тема, но если в нее вникнуть и разобраться, то ничего особо сложного нет.

Остались ли у вас какие-то вопросы? Все ли вам понятно в материале статьи? Буду ждать ваших отзывов и комментариев, всем спасибо.


источники:

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_190

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/zapyataya-pered-ili