Зависел правописание суффиксов причастий

Задание 12.Правописание суффиксов причастий: теория и практика

Выбранный для просмотра документ правописание суффиксов причастий (задание 12_ЕГЭ).ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правописание суффиксов причастий.

Классификация орфограмм суффиксов причастий, представляющих трудности для написания Правописание суффиксов причастий, зависящих от спряжения глаголов, от которых они образованы. Правописание перед суффиксами причастий прошедшего времени гласной, которая зависит от суффикса неопределенной формы глагола. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выбор суффиксов причастий УЩ .ЮЩ.АЩ.ЯЩ .ЕМ.ИМ зависит от спряжения глагола Запомните: спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяем по неопределенной форме глагола. 2 спряжение И…, АТ, ЯТ 1 спряжение Е…, УТ, ЮТ Все глаголы на ИТЬ 4 глагола на АТЬ 7 глаголов на ЕТЬ БРИТЬ. СТЕЛИТЬ Плюс все остальные глаголы Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и еще дышать, смотреть Блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, сеять, надеяться, реять, чаять, таять, хаять

Правило суффикс Пишите примеры УЩ, ЮЩ, ЕМ в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения борЮщийся оберегаЕмый АЩ, ЯЩ, ИМ в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения клеИмый слышАщий

Алгоритм правописания суффиксов причастий, зависящих от спряжения глагола Шаг 1: СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ бОр…..щийся клЕ……мый Шаг 2: ВЫДЕЛЯЮ СУФФИКС Шаг 3: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ОПРЕДЕЛЯЮ СПРЯЖЕНИЕ бороться 1 клеить 2 Шаг 3: ПИШУ УЩ.ЮЩ В ПРИЧАСТИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ 1 СПРЯЖЕНИЯ, И АЩ, ЯЩ – ОТ ГЛАГОЛОВ 2 СПРЯЖЕНИЯ борЮщийся клеИмый

1.1.Образуйте от данных глаголов причастия, графически обозначьте орфограмму. От некоторых глаголов можно образовать разные причастия. Красить, слышать, читать, видеть, сеять, лелеять, мучить, дарить, строить, зажигать, гнать. инфинитив С помощью суффиксов 1 спр -ущ- (-ющ-), 2спр -ащ- (-ящ) с помощью суффиксов 1 спр -ем-(-ом-), 2 спр -им- отправлЯть(1спр) отправля-Ющ-ий отправля-Ем-ый

1.2.Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание. Неж. щийся на солнце, часто организу…мый, слыш. мый шорох, сыпл. щийся с потолка, подгоня. мые, ветром, терп. щий боль, изгоня…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч. щая хозяйка, кле. щии карандаш, хвал. щий спектакль, мол. щий о пощаде, бор. щийся с пургой, шепч. щий на ухо, плач. щий малыш, знач. мое событие, слав. щийся делами, реж. щий инструмент, ла. щая свора, Объяснение правописание слова красИть, 2 спр. красЯщий рекламы

1.3.Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Колыш..щийся на крыше, исследу..мый об(?)ект, ран..щий словом, грохоч..щий гру-зовик, та. щий на солнце, слабо дыш..щий, колебл. мый ветром, (не)навид..мый всеми, вполне ра(з/с)реша..мый. двига..мый жела-нием, дремл..щии на лекции, плохо вид..мый, завис..щий от отца, ма..щийся зубами, больно жал..щий, много знач..щий, всеми ува-жа..мый, сж..га..мый страст(?)ю, стро..щийся район, хол..щий жеребенка.

Ключ к 1.3. КолышУщийся (1спр) на крыше, исследуЕмый (1спр) объект, ранЯщий(2спр) словом, грохо-чУщий (1спр) грузовик, таЮщий (1спр) на солнце,слабо дышАщий(2спр),колеблЕмый (1спр) ветром, ненавидИмый(2спр, нет сл.без НЕ) все-ми, вполне разрешаЕмый(1спр),дремлЮщий (1спр) на лекции, плохо видИмый (2спр), зави-сЯщий(2спр) от отца, маЮщийся (1спр) зуба-ми,больно жалЯщий(2спр),много значАщий (2спр), всеми уважаЕмый (1спр), сЖИГаЕмый (1спр) страстью, строЯщийся (2спр) район, холЯщий(2спр) жеребенка.

1.4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор. Буд. щий по утрам, аккуратно бре..мый, кра-с..щий волосы, всеми совету..мый, стро-га..мые доски, редактиру..мый мной, пле-щ..щиеся ребятишки, ре..щие знамена, зна-ч..щийся в списках, поддержива..мый дру-гом,бел..щий стены, пол..щий грядки, се..мый весной, точ. щий косу, ра(с/з)ст..ла..мый на полу, незабыва. мое событие, кол. щий дрова, ро. щие канаву, едва замеча..мый, терп. щий бедствие.

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени – ВШ — Шаг 1: Ставлю ударение стро…..вший та…..вший Шаг 2: выделяю суффикс ВШ Шаг 3:Образую инфинитив глагола и подчеркиваю гласную перед ТЬ строИть таЯть Шаг 4: Пишу слово с той же гласной перед вш , что и в инфинитиве строИвший таЯвший стро..- вш — ий та.. – вш — ий

Правописание гласной перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, Ш (- ?гл-ВШ-,-Ш-) Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами ВШ,Ш ту же гласную, что и в инфинитиве глагола слышАвший(слышАть), таЯвший (таЯть), видЕвший- видЕть, строИвший (строИть) А ВШ Ш Я Е И

Правописание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени НН (?гл-НН-(-Н-) Суффикс Пишите примеры инфинитив причастие перед суффиксами НН и Н ту же гласную, что и в инфинитиве глагола увенчАнный — увенчАть, увидЕнный – увидЕть, выменЯнный — выменЯть А Я Е НН Н И ЕНН ЕН Только гласная И меняется на Е подпилЕнный — подпилИть

Алгоритм правописания гласной перед суффиксом причастий НН и Н Шаг 1: ВЫДЕЛЯЮ НН,Н Увенч.. – НН — ый Постро…- НН — ый Шаг 2: ОБРАЗУЮ ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА И ПОДЧЕРКИВАЮ ГЛАСНУЮ ПЕРЕД ТЬ увенчА- ть построИ -ть Шаг 3: Пишу слово с гласнОЙ А, Я, Е, как и в инфинитиве, перед суффиксом причастий НН или Н. . Гласная — И — в инфинитиве становится суффиксом -ЕН — или -ЕНН — в причастии увенчАнный построЕнный

2.1. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните правописание, где нужно, используя внутреннее поле. Обид. вший друзей, наде. вшийся на чудо, кле. вший обои, полностью выздоров…вший, больно жал. вший, слабо слыш. вший, обе(з/с)сил..вший от голода, посе. вший подозрение, вид. вшая фильм, зате. вший ссору, та. вшии в сумке, ра(з/с)ка. вшийся во зле, рано с(о/а)стар…вшийся, (не)навид. вший ложь, ра(з/с)се. вший с(о/а)мнения, (не)ча. вший увидеть, ре. вший над крышей, леле. вший ребенка, забле. вший ягненок, опостыл. вшая работа. объяснение правописание слова лелеЯ -ть лелеЯ-вш-ий

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Смирнова Оксана АнатольевнаНаписать 5164 05.01.2019

Номер материала: ДБ-340931

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    23.12.2018 49854
    21.12.2018 1543
    30.11.2018 213
    29.11.2018 304
    29.11.2018 180
    29.11.2018 227
    29.09.2018 1117
    06.09.2018 5283

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России запустят телепроект о российских вузах

Время чтения: 1 минута

В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Суффиксы причастий.

Суффиксы действительных причастий.

Действительные причастия настоящего времени пишутся со следующими суффиксами:

1) –ущ- (-ющ-). Эти суффиксы имеют причастия, которые были образованы от глаголов 1-го спряжения: тающий (тают), смеющийся (смеются), малюющий (мелют), колышущийся (колышутся), клокочущий (клокочут).

2) –ащ- (-ящ-). Эти суффиксы пишутся в причастиях, которые были образованы от глаголов 2-го спряжения: молящий (молят), жалящий (жалят), зависящий (зависят) и др.

Исключения составляют причастия зиждущийся и брезжащий, которые образованы от глаголов зиждиться и брезжить. А в причастии будущий суффикс –ющ- добавляется к основе, но упрощается, поэтому буква ю выпадает.

Действительные причастия прошедшего времени в суффиксах –вш- имеют ту же гласную, которую имеет глагол в форме прошедшего времени (или в инфинитиве – перед суффиксом –ть), от которого образовано причастие: гладить – гладил – гладивший, надеяться – надеялся – надеявшийся, клеить – клеил – клеивший.

Примечание. Иногда от одной гласной в суффиксе зависит значение слова: обессилевший (обессилеть – потерять силы) и обессиливший (обессилить – лишить силы).

Суффиксы страдательных причастий.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся следующие суффиксы:

1) Суффикс –нн-, если глагол, от которого образовано причастие, имеет в форме прошедшего времени перед суффиксом –л гласные а, е, я: разменял – разменянный, рисовал – рисованный, обидел – обиженный.

2) Суффикс –енн-, -ённ- пишутся в причастиях в тех случаях, когда глагол, от которого образовано причастие, в прошедшем времени ед.ч. м.р. имеет гласную –и- перед суффиксом –л: гладил – глаженный, выхолил – выхоленный, выездил – выезженный.

Суффиксы причастий — виды, правила и примеры словообразования

Много сложностей возникает при написании суффиксов причастий, так как не всегда понятно, каким правилом нужно руководствоваться. Нередко ошибки допускают именно в этой области.

В статье рассмотрим, как правописание этой части речи зависит от образования слова.

Правописание суффиксов причастий

Необходимо запомнить, что:

1. Для выбора правильной буквы в суффиксе причастий настоящего времени, необходимо определить спряжение глагола, от которого оно образовано.

в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют;

во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.

Примеры: читаемый (читать – I спр.), слышимый (слышать – II спр.).

2. Для верного написания суффиксов причастий прошедшего времени, нужно посмотреть на гласную в инфинитиве глагола. Они должны быть одинаковыми.

Образование и суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Смотрим, какая буква стоит в инфинитиве глагола – её и пишем в причастии:

Образование и суффиксы действительных причастий настоящего времени

1. -ущ/-ющ в словах, образованных от глагола I спряжения: пишущий (писать), ищущий (искать), бегущий (бежать).

дремлющие взрослые, вымирающие виды животных, тающее мороженое, хорошо режущий нож, тлеющие угли, пышущий жаром, вяжущий во рту фрукт.

2. -ащ/-ящ в словах, созданных от глагола II спряжения: слышащий (слышать), проходящий (проходить), ненавидящий (ненавидеть).

спорящий в личных беседах, калечащий людей, смотрящий в класс, держащий обещание, ссорящаяся пара, тяжело дышащий пациент, строящийся коттедж, недорого стоящий, не верящий в приметы, самоклеящаяся бумага.

Образование и суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Пишем ту же букву, что и в начальной форме глагола, от которого образовалось слово:

прослушанные краткие записи;

помешанный на своей внешности;

Исключение: если глагол заканчивается на –ить, то в причастии пишем–енн/ённ:

Смотрите, как образуются суффиксы причастий согласно этому исключению:

наложенная в полных тарелках;

Образование и суффиксы страдательных причастий настоящего времени

1. -ем/-ом в словах, образованных от глагола I спряжения: колеблемый (колебать), ведомый (ведут), искомый (искать).

организуемый банкет, проверяемый период оплаты, влекомый желанием.

2. -им для в словах, созданных от глагола II спряжения: зависимый (зависеть), значимый (значить), клеимый (клеить).

Вот такие будут суффиксы:

значимый поступок, видимый в упражнении результат, слышимый вдалеке голос.

В краткой форме информация по данной теме представлена в таблице:

Пользуясь таблицей, вы научитесь правильно писать не только причастия, но личные формы глаголов. Не забывайте, что главное в любом деле – практика, поэтому старайтесь больше тренироваться.

Пишите грамотно, ведь это один из основных показателей образованности человека!


источники:

http://www.calc.ru/Suffiksy-Prichastiy.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/suffiksy-prichastiy.html