«ЗайчОнок» или «зайчЕнок» − как правильно пишется?
Правописание о/е после шипящих у многих вызывает затруднения. Прежде чем дать правильный ответ, надо понять, в какой морфеме находится интересующая нас буква. Это поможет осознать, как пишется зайчонок.
Грамматическое описание слова
Лексема образована от существительного «заяц». Она означает маленького детеныша из разряда грызунов. Может употребляться в переносном значении, когда говорят о малолетнем безбилетном пассажире.
По мнению лингвистов, слово «заяц» имеет общеславянское происхождение. Корень исходит от лексемы «заи», что значит «прыгун».
Количество звуков и букв одинаково – 8. Перенос свободный.
«Зайчонок» образовано от лексемы «заяц» при помощи морфемы «онок». Корень – «зайч». Нулевое окончание. «Зайчонок» и «заяц» − слова однокоренные. У первого корень − зайч, у второго − заяц. Любознательные задают вопрос: почему.
При склонении существительного иногда происходит трансформация корня (заяц, зайца, зайцу). В языке встречается такое явление (сухой − высыхать, нога − ножка, муха − мушка).
Это нарицательное, одушевленное существительное 2-го склонения, муж. рода, единственного числа. Падеж − именительный. В предложении может быть подлежащим, дополнением, частью сказуемого.
Объяснение правописания
Надо усвоить, зайчонок как всегда правильно пишется. У нас сомнительная гласная находится в суффиксе. Слово образовалось от лексемы «заяц». В суффиксе после корня, который заканчивается на шипящий «ч», пишется «о» (зайчОнок). Этому же правилу подчиняется орфография слов «бельчонок», «волчонок».
Интересные случаи: «ночёвка, тушёнка, сгущёнка» пишутся через ё, потому что образованы от глаголов «ночевать, тушить, сгущать». Они подчиняются другому правилу.
О пишется под ударением.
Е без акцента на морфему.
В суффиксах существительных и прилагательных: рубашонка, зайчонок, кумачовый.
В суффиксах прилагательных и существительных: доченька, овражек, плюшевый.
Медвежонок и зайчонок
Очень любят суффикс онок.
В корне после шипящих (ч, щ, ж.ш) пишется ё, если можно подобрать такую однокоренную лексему, в которой в этой позиции пишется е (шёпот − шептать, шёл − ушедший, бечевка − бечева). Если проверочное слова не существует, пишется (крыжовник, шорох).
Примеры предложений
Я старался уснуть и крепко прижимал любимого зайчонка к груди.
Мама называет меня зайчонком.
Зайчонок смотрел на меня большими удивленными глазами.
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Программа: УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-
Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;
2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;
3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;
4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;
• знакомство с правилом написания;
• отработка алгоритма применения правила.
Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;
• поиск и выделение необходимой информации;
• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• контроль и оценка учебных действий;
• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивационно-ориенировочный этап
Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:
и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Дружат в нашем классе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в замок)
-Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Раз, два, три, четыре, пять
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
-Начинай считать опять.
-Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхните кистями.)
2. Минутка чистописания.
Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:
-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.
— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.
— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.
-Пропишем эти буквы.
-Что объединяет эти буквы?
Какая буква лишняя?
3. Словарная работа.
Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,
-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
4. Самостоятельная работа.
(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).
1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.
Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.
5. Фронтальная беседа.
— Что объединяет словарные слова?
-Что такое имя существительное?
— Что вы знаете об имени существительном?
-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.
— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?
— Что такое корень?
— Что в себе содержит корень?
-Какие еще части слова знаете?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
— Какую часть слова называют суффиксом?
— Для чего служит суффикс?
— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
-Как образовались эти слова?
-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?
— делает разбор по составу,определяем суффиксы.
6. Самостоятельная работа.
(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)
-Подобрать слова к схемам:
Грибок метро водный школа кино день
Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.
Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.
Ж ч ш ж ч ш ж ч ш
Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.
Начинаются на мягкие и твердые согласные.
Деревня, береза, рисунок, медведь.
Картина, коньки, ворона, заяц.
— это имена существительные.
-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»
-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
— медведь, ворона, заяц.
— это общая часть родственных слов.
— окончание, суффикс.
— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-медвежонок, зайчонок, вороненок
— с помощью суффиксов.
Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.
Школа грибок метро
День водный кино
3).Определение темы урока.
-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?
-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?
-Значит это ошибочное место.
В какой части слова мы засомневались?
— Определите тему нашего урока.
-Какую цель перед собой поставим?
— в суффиксе
-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.
Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.
– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)
4).Выявление места и причины затруднения
-Как мы можем узнать об этом?
— Какой путь вы выбираете?
— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-
Гра «Назови детеныша!»
(Слова появляются на доске)
— Давайте побудем в роли исследователей.
— Обратите внимание на букву перед суффиксом.
— Какой вывод можем сделать?
после мягких согласных, кроме
пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.
-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.
сравним с правилом в учебнике.
Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)
Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.
Читаем хором правило.
5).Построение проекта выхода из затруднения
Проверим, как вы запомнили правило.
— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?
— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?
— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
— Как закрепить полученные знания?
— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.
— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:
(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)
1) Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;
2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).
-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.
-Нет, т. к. еще и после [ч’].
— Нет, знания надо закрепить.
6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)
2. Дифференцированная работа
1 группа – р. т. с 68 упр. № 1
2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)
Проверка: по эталону с доски.
3. Дифференцированная работа.
Учебник стр. 121 упр. №1
1 ряд,3 ряд – работа в парах.
1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;
3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.
2 ряд- работа по вариантам :
1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;
2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.
Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.
Когда вы слышите слова с
-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть
— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.
4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.
— разобрать слова по составу. (по рядам)
-составить предложения с полученными словосочетаниями.
-онок-
-ёнок-
Цыпленок, слоненок, лисенок,
— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Какую цель вы перед собой ставили?
— Удалось ли достичь цели?
— Оцените свою работу
2. Остались вопросы- ?
3. Ничего не понял — —
Дети оценивают свою работу на уроке.
2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,
упр. 2 – по вариантам
1вариант – выписать слова с суффиксом енок.
2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.
— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.
Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.
Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.
Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.
Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.
Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.
Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.
Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.
Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.
Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.
Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.
«Зайчонок» или «зайчёнок»?
«Зайчонок» или «зайчёнок»? При произношении звук [чʼ] всегда мягкий. Это приводит к распространенным ошибкам на письме. Какой из вариантов правильный и почему, рассмотрим подробнее.
Как правильно пишется?
Слово образовано от существительного «заяц» (ныне утраченное «заи» − «прыгун»). При создании уменьшительно-ласкательных форм применяется суффиксальный способ: «зайчик», «зайка», зайчишка», «заинька».
При образовании существительных для названия детей животных применяются суффиксы: «-ёнок», «-онок».
Для того чтобы определиться с выбором написания, вспомним правило: «в суффиксах слова после шипящей буквы в ударном положении пишут букву «о», в безударном − букву «ё»».
Морфемный разбор слова «зайчонок»
Разберем слово по составу:
зай ч онок
- корень: «зай-»;
- суффиксы: «-ч-», «-онок».
Согласно современному толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, при названии лиц и животных, отличающихся детскостью, в некоторых существительных используют суффикс «-чонок». Для сравнения: скворчонок, курчонок, крольчонок.
Примеры предложений
Рассмотрим случаи употребления:
- Маленький зайчонок был вовсе не серый, а какой-то коричневый.
- Зайчиха выбежала из горящего леса и вынесла только одного зайчонка.
- Варя кормила раненого зайчонка молоком из детской бутылочки.
- Как-то летом на веранду заскочил испуганный зайчонок.
- Дети вернулись из леса с зайчонком, у которого была прострелена лапка.
Ошибочное написание слова «зайчонок»
Распространённой ошибкой считается написание слова с буквой «ё» в суффиксе: «зайчёнок».
Также часто встречается буква «а» в суффиксе вместо «о»: «зайчонак»/«зайчёнак».
Заключение
При произношении существительного «зайчонок», образованного суффиксальным способом и содержащего в суффиксе шипящий, слышится «ё», а пишется всегда «о».
http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html
http://znanieinfo.ru/orfografiya/zajchonok-ili-zajchyonok.html