Жи ши ча ща чу щу правило 3 класс правописание буквосочетаний

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанная для УМК «Перспектива»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (физического, эмоционального, духовно-нравственного и логического) у учащихся начальной школы», с применением игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока русского языка для 3 класса: «9правил орфографии».97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МОУ лицея «Серпухов»»: Абрамова Мария Сергеевна

Предмет: русский язык

Тип урока: рефлексия

Учебно-методический комплекс: «Перспектива»

Технологическая карта урока: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (физического, эмоционального, духовно-нравственного и логического) у учащихся начальной школы», с применением игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.

«Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН ».

Продолжать изучать девять правил орфографии. Формировать умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.

1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;

2) вспомнить, почему написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН носит традиционный характер и является орфограммой;

3) вспомнить алгоритм написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН;

4) тренироваться в написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН;

5) развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь, память, внимание, мышление, восприятие;

6) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.

Как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН ?

«Орфограмма»; алгоритм написания слов с буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, названия этапов урока.

Личностные : проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные : определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные : ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные : использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Предметные : подбирать и писать слова с орфограммой, следуя алгоритму.

Личностные : уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные : уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ( Регулятивные УУД ).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ( Познавательные УУД)

Учебник: «Русский язык» для 3 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина); технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, презентация, карточки с заданиями для учащихся.

Учебник, тетрадь, пенал, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Деятельность ученика . Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

I. Самоопределе-ние к деятельности

включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирую-щих мыслительную деятельность.

Приветствует обучающихся, настраивает на работу.

— Вспомним девиз наших уроков. («Хотим всё знать!»)

— А что нужно делать, чтобы всё знать?

— Начнём с вами урок с упражнений, которые помогают нам лучше думать.

— Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.

Дети приветствуют учителя.

— Сколько раз выполняем упражнения? (по 9)

  • носовой перегородки (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • висков (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • лимфоузлов (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • точки под шеей (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • точек между большими пальцами (по 9 раз в одну и другую стороны);
  1. Вертикальный и горизонтальный массажи ушей (по 5-6 раз в разных направлениях)
  2. «Думательный колпак» — 2 раза.
  3. «Вакуум» (3 раза).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруд-ничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: построение монологического высказывания.

Личностные УУД: смыслообразование

Актуализация опорных знаний.

построение плана урока, актуализация опорных знаний, фиксация затруднений.

«Жи-ши» пиши с буквой «и»! Правила «чу-щу, ча-ща, жи-ши»

На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми орфограммами русского языка. В первую очередь узнают правила «жи-ши», «чу-щу», «ча-ща».

Из-за чего возникают проблемы?

Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а», «чу-щу» пиши с буквой «у», не так ли?

Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

Оказывается, написание слов с «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот «фонетический разбор слов» и что он дает.

В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв «е», «е», «я», «ю», «и», а также мягкого знака.

В качестве примера возьмем слова «мэр и «мел». В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м’] благодаря букве «е», которая так ласково изменила его произношение.

Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.

А вот звуки [ч’], [щ’] [й’], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная после них ни стояла.

Именно по этой причине дети (и не только) зачастую допускают ошибки в написании слов с такими сочетаниями. Но ведь сами подумайте, как можно написать слово «жираф» через «и», ведь мы четко слышим твердое [жыраф]! А взять слово «чудесный», как же мягко и нежно звучит начало слова: [чюдесный]. Не вызывает сомнений, что писаться должна здесь именно буква «ю». Почему правило «чу-щу»?

Русский язык не зря получил звание одного из самых непростых для изучения, ну никак не может тут быть все так легко.

Почему так?

Вдаваться глубоко в историю не будем, но важно знать, что раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

Теперь нам остается только придерживаться правил «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши», которые все же являются простыми по сравнению с другими особенностями нашего родного русского языка.

Кому-то эта информация не понадобится, ему проще заучить и применять правила в дальнейшем, а вот тем, кто любит «докопаться до истины», будет проще усвоить материал, если они будут знать происхождение орфограмм.

Как не забыть правило

Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило «чу -щу», «жи-ши», «ча-ща», все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: «жи-ши пиши с буквой и». Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их «видеть», находить и выделять.

Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши» на письме.

Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу «вставь пропущенную букву». Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши» и никогда больше не допускать ошибок.

Это интересно

Кстати, в казахском языке, где так же, как и в русском, алфавит основан на кириллице, нет данного правила, и в словах после «ж» и «ш» пишется «ы». От этого у детей часто возникают проблемы при письме, ведь их учитель на русском языке учил, что писать «ы» ни в коем случае нельзя, а преподаватель казахского пишет на доске с «ошибками». Но чаще всего от этого страдают дети, которые обучаются на русском языке, а большую часть жизни они пишут и разговаривают на родном казахском.

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

В сочетаниях ЖИ – ШИ пишем букву И: машина, жизнь

В сочетаниях ЧА – ЩА пишем букву А: час, чаща

В сочетаниях ЧУ – ЩУ пишем букву У: щука, чудо

Такое написание является традиционным, поэтому просто запомни эти сочетания!

Исключениями являются заимствованные слова: брошюра, парашют, жюри и имена собственные Жюль .

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://fb.ru/article/428062/ji-shi-pishi-s-bukvoy-i-pravila-chu-schu-cha-scha-ji-shi

http://budu5.com/manual/chapter/24