Живуч оказался дед щукарь вид сказуемого

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Простое двусоставное предложение

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

После этого рассказа Полесье, куда я сейчас попал, представилось мне совершенно иным. (К. Паустовский.)

1) я попал, представилось мне

2) Полесье представилось, я попал

3) представилось мне совершенно иным, попал сейчас

4) я попал, Полесье представилось иным

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

1) на цирковой арене имя прилагательное

2) бежать стремглав наречие

3) красный от натуги имя существительное

4) по-детски наивно глагол

Ответ: 1) имя сущ.; 2) глагол; 3) имя прилаг.; 4) нареч.

3. Какой пример не является словосочетанием?

1) стёганое одеяло

2) пошёл и не вернулся

3) улетающий вдаль

4) пройтись пешком

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — согласование.

1) прятаться от грозы

2) платье в горошек

3) о бедном гусаре

4) бешено мчаться

5. Подчеркните в каждом предложении подлежащее. Укажите при помощи стрелочек, какой частью речи оно выражено.

Ответ: 1) глагол; 2) словосоч.; 3) имя сущ.; 4) местоим.

6. Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

1) Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. (И. Суриков.)

2) В ожиданье конь убогий, точно вкопанный, стоит. (А. Майков.)

3) Пусть я — радость отраженья. (И. Анненский.)

4) Буду готов сразиться с вами.

простое глагольное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Ответ: 1) сост. имен, сказ.; 2) прост, глаг. сказ.; 3) сост. имен, сказ.; 4) сост. глаг. сказ.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Все мы знаем, что рождение новой жизни это таинство самой матери-природы.

2) Древние народы, принимая в жизнь нового человека, внимательно наблюдали за происходящими природными явлениями.

3) Если рождение ребёнка сопровождала яркая звезда на небосводе, то его родители называли «Утренней звездой», если начинался сильный ветер, то имя могло быть «Порывистый ветер» или «Вихрь».

4) Современные родители часто называют детей, просто ориентируясь на свои симпатии к имени. (По материалам «Полной энциклопедии имён».)

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

1) Грудь его вздымалась горой.

2) Это вызывает в наблюдателе детские представления.

3) Сорок лиц смотрят на дверь.

4) Между тем я всегда был оптимистом и очень любил жизнь. подлежащее

Ответ: 1) обст.; 2) опред.; 3) подлеж.; 4) сказ.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково. (А Пушкин.)

2) Все эти представления и размышления очень рано стали соотноситься с темой жизни человеческой. (По Т. Ерёминой.)

3) Художник воспроизводит и внутренний мир человека и его характер. (О. Никологорская.)

4) О происхождении выражения «на курьих ножках» существует несколько легенд. (По В. Муравьёву.)

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Взяв на откуп университетскую типографию, он [Новиков] умножил механические способы книгопечатания, отдавал переводить книги, завёл лавки в других городах, всячески старался приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного. (Н. Карамзин.)

2) Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, но были бы сильно замедлены. (Д. Лихачёв.)

3) Я сам обезумел от удивления смотря на обставленную высокими домами улицу. (М. Загоскин.)

4) О, если бы её [поэзию] могли состарить годы! (Н. Некрасов.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Прочитал Моня, что вечный двигатель невозможен, что многие и многие пытались всё же изобрести такой двигатель. (2) Посмотрел внимательно рисунки тех «вечных двигателей» и задумался.

(3) Моне шёл двадцать шестой год. (4) Он жил с бабкой, хотя где-то были и родители, мать с отцом, но бабка ещё маленького взяла его к себе от родителей и вырастила. (5) Моня окончил семилетку в деревне, поучился в сельскохозяйственном техникуме полтора года, не понравилось, бросил, до армии работал в колхозе, отслужил в армии, приобрёл там специальность шофёра и теперь работал в совхозе шофёром. (6) Моня был белобрыс, скуласт, с глубокими маленькими глазами. (7) Большая нижняя челюсть его сильно выдавалась вперёд, отчего даже вид у Мони был крайне заносчивый и упрямый. (8) Вот уж что у него было, так это было: если ему влезет в лоб какая-то идея — то ли научиться играть на аккордеоне, то ли отстоять в своём огороде семнадцать соток, сколько у них с бабкой, а не пятнадцать, как по закону положено, — то идея эта, какая в него вошла, подчиняла себе всего Моню. (9) Больше он ни о чём не мог думать и своего добивался.

(10) Так и тут, с этим двигателем. (11) Моня перестал видеть и понимать всё вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче. (12) Что бы он ни делал — ехал на машине, ужинал, смотрел телевизор, — все мысли о двигателе. (13) Он набросал уже около десятка вариантов двигателя, но сам же и браковал их один за другим. (14) Мысль работала судорожно, Моня вскакивал ночами, чертил какое-нибудь очередное колесо. (15) В своих . он всё время топтался вокруг колеса, сразу с колеса и начал и продолжал искать новые и новые способы — как заставить колесо постоянно вертеться. (16) И наконец способ был найден. (По В. Шукшину.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

12. Какие предложения дают нам представление о внешности Мони?

13. В каком предложении заключена основная мысль текста?

14. Какое существительное пропущено в 15-м предложении?

15. Укажите номер предложения, в котором встречаются неопределённые формы глагола в роли определения.

16. Укажите номера предложений, в которых используются числительные.

17. Из 10 — 16-го предложений выпишите составное именное сказуемое.

Ответ: был найден

18. Из 10 — 16-го предложений выпишите однородные составные глагольные сказуемые.

Ответ: перестал видеть и понимать, начал и продолжал искать

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

Виляя хвостиками, игриво прижимаясь к земле, неразумные волчата поползли к человеку, надеясь пуститься с ним наперегонки, но тут из овражка выскочила волчица и глухо зарычала. (По Ч. Айтматову.)

1) волчата поползли пуститься, выскочила волчица

2) виляя, прижимаясь, волчата поползли, выскочила волчица

3) волчата поползли, выскочила и зарычала волчица

4) волчата поползли пуститься, выскочила и глухо зарычала

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

1) нырнуть в прорубь деепричастие

2) за стременной поводок имя числительное

3) сидя в засаде имя существительное

4) один из нас глагол

Ответ: 1) глагол; 2) имя сущ.; 3) деепр.; 4) имя числит.

3. Какой пример не является словосочетанием?

1) сказать в сердцах

3) народ расступился

4) комочек шерсти

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — управление.

1) равнодушный ко всему

2) больно вспоминать

3) отправить в никуда

4) над страшной бездной

5. В приведённых примерах подчеркните подлежащие. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи они выражены.

Ответ: 1) имя числит.; 2) служ. часть речи (субст.); 3) местоим.; 4) словосоч.

6. С Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

1) Пни, камни, кочек бугорки, и между них седой пушицы торчат, качаясь, колоски. (Н. Холодковский.)

2) Живуч оказался дед Щукарь! (М. Шолохов.)

3) Нам песня строить и жить помогает. (Б. Лебедев-Кумач.)

4) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости. (Б. Ключевский.)

простое глагольное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Ответ: 1) прост, глаг. сказ.; 2) сост. имен. сказ.; 3) сост. глаг. сказ.; 4) сост. имен. сказ.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Некий английский фабрикант окрасил свои цехи в чёрный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний у работниц.

2) На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новом кафетерии, потому что сверкающее белизной помещение напоминало больницу.

3) Кабины самолётов оказалось нерациональным красить в жёлтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата.

4) Для горячих цехов более целесообразны не красный, оранжевый и другие тёплые тона, а голубой и зелёный цвета так как они улучшают физическое состояние человека и повышают его работоспособность.

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

1) Замешательство продолжалось пять минут.

2) Главное свойство моей души — нетерпение.

3) Ел черешню без обычного ощущения упоения.

4) Чтобы я мог купить завтрак, мне давали пять копеек.

Ответ: 1) обст.; 2) подлеж.; 3) опред.; 4) дополн.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Зачастую портрет рассказывает нам о мыслях мечтах надеждах человека больше чем мог бы рассказать он сам. (О. Никологорская.)

2) Крик осла был протяжен и долог проникал в мою душу как стон. (А Блок.)

3) Мягкий свет падает на витрины с выставленными в них античными вазами. (По материалам «Детской роман-газеты».)

4) Шифр набор знаков составленный путём перестановки букв внутри текста а также замены одной буквы либо на другой знак либо на какой-нибудь символ. (По материалам «Детской энциклопедии».)

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Проходили минуты, проходили часы.

2) Отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряжённо работающую машину.

3) Я подошёл, и долго не мог ничего понять.

4) Ты начинал думать, что поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия, спрятанную в лунной дорожке. (По В. Астафьеву.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Было в деревне два кузнеца-молодца. (2) Одного звали Фомкой, а другого Ерёмкой. (3) По-уличному их прозвали воробьями. (4) Ерёмка действительно походил на воробья. (5) Он был маленький, задиристый и горластый. (6) При споре с людьми даже подпрыгивал, будто хотел переклевать их. (7) Но зато Фомка важно держал себя. (8) Ходил по земле не как-нибудь, а каждую ногу с достоинством ставил, чтобы видели все — идёт человек. (9) При разговоре не каждый раз поворачивал голову в сторону своего собеседника, чтобы тот чувствовал, когда он дельные слова говорит, а когда пустое мелет.

(10) Работали они в разных кузницах и терпеть не могли друг друга. (11) Своими спорами они будоражили всю деревню. (12) Если Фомка шёл в сторону кузницы Ерёмки, из домов выбегали все от мала до велика, чувствуя, что сейчас произойдёт такое, о чём будут говорить целый год.

(13) Но спорили воробьи молча.

(14) Однажды Фомка принёс Ерёмке горсть стекла и на глазах своего соперника сделал бутылку с такими тонкими стенками, что, кажется, стоит дотронуться до них — и лопнет бутылка, как мыльный пузырь. (15) А к вечеру приходит к своему сопернику Ерёмка и подаёт ему бутылку обратно. (16) Только бутылка уже была окована железными обручами, да ещё внутри неё оказался громадный огурец.

(17) Тогда Фомка со спокойным лицом отставил бутылку, подобрал с пола . кусочек железа, величиной с ноготок, выковал из него ромашку и приколол к картузу Ерёмки. (18) Ерёмка поклонился в знак благодарности, взял в руки цветок, каждую тычинку отделил одну от другой и возвратил опять Фомке. (19) Фомка разозлился, схватил лом, накалил его и, как на верёвке, сделал три узла. (20) Ерёмка оглядел как следует узлы, снова подогрел лом, не торопясь развязал узлы и прямёхонький лом вернул хозяину.

(21) А потом воробьи сели друг против друга, выпили по кружке медовухи и закусили тем огурцом, который был в бутылке, но вытащили его, не разбивая её.

(22) Этот день был самый шумный в деревне, все только и говорили о кузнецах, а они после этого часа снесли одну кузницу и стали работать вместе. (По И. Панькину.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

12. Из первого абзаца выпишите приложение-определение, выраженное именем существительным.

13. В первых двух абзацах найдите фразеологизмы и выпишите их.

Ответ: молоть пустое, от мала до велика

14. Какое прилагательное пропущено в 17-м предложении?

15. Подберите один-два синонима к выделенному слову.

Ответ: тревожили, беспокоили

16. В каких предложениях используется сравнительный оборот?

17. Среди 17 — 22-го предложений найдите предложение с деепричастным оборотом.

18. Из 13 — 18-го предложений выпишите составное именное сказуемое.

Ответ: была окована

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

Дед не любил горячего чая, но не пользовался блюдечком, а приглашал кого-нибудь из внуков подуть в чашку, и они наперебой старались перед ним отличиться. (Б. Окуджава.)

1) дед не любил чая, не пользовался, приглашал подуть, они старались

2) дед не любил, не пользовался, приглашал, они старались отличиться

3) дед не любил чая, не пользовался блюдечком, приглашал кого-нибудь, они старались

4) дед не любил чая, не пользовался, приглашал подуть, они старались отличиться

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

Ответ: 1) имя сущ.; 2) деепр.; 3) глагол; 4) имя числит.

3. Какой пример не является словосочетанием?

1) стреляный воробей

2) лодка с вёслами

3) около террасы

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — примыкание.

1) бег наперегонки

2) перечитал с удовольствием

3) трястись от страха

4) любоваться картинкой

5. В приведённых примерах подчеркните подлежащие. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи они выражены.

Ответ: 1) словосоч.; 2) глагол; 3) имя сущ.; 4) местоим.

6. Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

1) Матушка присела на грядке выкопать сныть — самый живучий сорняк любого огорода в Подмосковье.

2) Учительница попросила ребят открыть тетради и записать тему урока.

3) Он больше не будет к тебе обращаться за советом.

4) Быть самым умным — значит стать за всё ответственным.

простое глагольное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Ответ: 1) сост. глаг. сказ.; 2) прост, глаг. сказ.; 3) сост. глаг. сказ.; 4) сост. имен. сказ.

7. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Александр Васильевич Суворов — великий полководец, один из основоположников русского военного искусства.

2) Начитавшись в детстве старинных книг о войнах, сражениях и походах, Суворов мечтал стать великим полководцем.

3) Отец Суворова долго не соглашался определить сына на нелёгкую военную службу, потому что тот рос очень болезненным.

4) Однако увидев в сыне не по годам развитую волю и непреклонное упорство, отец уступил и пятнадцати лет от роду Суворов поступил в военную школу.

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

1) В ту эпоху и в армии и во флоте носили усы.

2) Иногда порт заполнялся серыми военными судами.

3) Ел черешню без обычного ощущения упоения.

4) Чтобы я мог позавтракать, мне давали пять копеек.

Ответ: 1) обст.; 2) подлеж.; 3) дополн.; 4) сказ.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Наибольшей популярностью армяк пользовался среди ямщиков и городских извозчиков. (В. Ситников.)

2) Сколько поколений русских детей слушали этот старинный напев? (И. Соколов-Микитов.)

3) Пороки злоупотребления вот что не меняется а надевает на себя всевозможные личины. (П. Бомарше.)

4) Там волны с блесками и всплесками непрекращаемого танца. (Н. Гумилёв.)

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Стояла ночь и впереди теплохода росчерком играл лунный блик.

2) Искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шустрой ящеркой, блик лунного света сулил знание неразгаданных тайн природы и всемирного бытия.

3) Ты начинал верить, чего-то с нетерпением ждать.

4) От долгого наблюдения начинало казаться, что вот-вот теплоход настигнет живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа. (По В. Астафьеву.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Маму называли «крепким специалистом». (2) Это определение очень к ней подходило. (3) Всегда собранная, одетая скромно, но безупречно, с иголочки, мама была человеком волевым и «с убеждениями», как подчёркивали её сослуживцы. (4) Например, без косы, которая золотистой подковой обрамляла голову, я маму просто ни разу в жизни не видела. (5) Впрочем, напоминая по форме подкову, эта золотистая коса по сути, скорее, была короной, ибо, прикоснувшись к ней, мама обретала ещё большую, чем обычно, уверенность в себе и принимала осанку владычицы. (6) Когда она протягивала руку к косе, я знала, что сейчас будет сказано что-то очень важное и поучительное.

(7) Бездумно мама не бросала слов ни на ветер, ни в безветренную погоду. (8) Она выстраивала мысли с алгебраической точностью, вынося за скобки всё лишнее. (9) И почти никогда не меняла свои . точки зрения на какие-либо точки с запятыми или многоточия.

(10) Мама всюду как бы была при исполнении служебных обязанностей. (11) Она без устали боролась за окружающую среду, которую постоянно кто-нибудь загрязнял. (12) Даже трубы мне, казалось, в её присутствии дымили застенчиво, не в полную силу. (13) А курить вообще никто не решался. (14) Правда, порой меня удивляло, что мама, борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечая её красот. (15) Борьба для неё была свойственней, чем любовь. (16) Если, конечно, речь не шла обо мне. (17) А может, такое обобщение было и вовсе неверным, несправедливым. (По А. Алексину.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

4) описание с элементами рассуждения

12. В каком предложении заключена основная мысль текста?

13. Укажите предложения, описывающие внешность мамы.

14. Какое прилагательное пропущено в 9-м предложении?

15. Укажите номер предложения, в котором встречается авторская интерпретация фразеологизма.

16. В каком предложении встречается отрицательное местоимение в роли подлежащего?

17. Из последнего абзаца выпишите составные именные сказуемые.

Ответ: была свойственней; было неверным, несправедливым

18. Из 6-го предложения выпишите грамматические основы.

Ответ: она протягивала, я знала; будет сказано что-то важное и поучительное

Методическая разработка на тему «Главные члены предложения» (8 класс)

Выбранный для просмотра документ Главные члены предложения.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Главные члены предложения

Задание на повторение: вставьте буквы, укажите способ связи в СС, произведите синонимическую замену, где это возможно. Пр.. стор океана С..луэт мужчины Пр..вокзальная площадь Зал для тр..нировок Радос..ный день Чу..ство дружбы Дверная руч(?) ка Ножка стола Про..кт города

Повторим! Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

Укажите подлежащие и их способ выражения Речь красна поговоркой. Не жалейте вы времени на чтение книг. Семнадцать относится к простым числам. Взрослые наблюдали за игрой детей. Провожающие толпились на перроне. Жили мы с ним на одной улице. Никто не встретил меня. Завтра будет лучше, чем вчера. Учить – ум точить. Вот раздалось «ау» вдалеке. Жить – значит чувствовать.

Составьте предложения, используя в качестве подлежащего данные словосочетания. Мы с тобой, несколько машин, пять человек, бабушка с внучкой, несколько человек, железная дорога.

Повторим! Что такое сказуемое? Какие виды сказуемых выделяются? Расскажите об особенностях простого глагольного сказуемого. Какое сказуемое является составным глагольным? Какие группы вспомогательных слов выделяются? Какое сказуемое является составным именным? Чем может быть выражена именная часть сказуемого? Какие глаголы- связки выделяют в СИС?

Распределительный диктант: распределите на группы ПГС и СГС. 1) Каждый должен помнить о своих обещаниях. 2) Помог бы ты своей сестре! 3) Мы так и не договорились. 4) Семья уже была готова к отъезду. 5) Я буду часто вас навещать. 6) Позвонили бы вы мне раньше! 7) Говорите громче! 8) Братья так и не смогли договориться. 9) Все будут участвовать в этом мероприятии. 10) Эта мысль весь день тревожила меня.

Укажите предложения, в которых правильно подчёркнуты сказуемые. Не бей в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиною. Маленький холодный горный поток, весело журча, сбегает к морю. День будет тёплый. Строительство дома надо закончить к началу зимы. Я мог бы без труда выполнить это задание.

Укажите, чем выражена именная часть в СИС? Крыша разделена перегородками. Парк был засажен растениями из разных стран. Вечер тихий, прекрасный. Был он с хитрецой. Дворец казался островом печальным. Чудесное дело – леса! Жизнь бывает интереснее самых волшебных сказок. Проспекты и Нева задымлены слабым туманом. Девочка была лет пяти.

Определите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях. Игроки становятся в круг. Дни становятся короче. Сегодня он был в лесу. Он был лесником.

Тест Укажите верное утверждение А) в предложении должны обязательно быть подлежащее и сказуемое. Б) подлежащее может выражаться только существительным и местоимением. В) подлежащее может быть выражено всеми частями речи. Г) подлежащее и сказуемое являются СС

2) Укажите односоставное предложение. А) Жил старик со старухою у самого синего моря. Б) Наш шофёр – пожилой мужчина. В) Жара. Г) Силы его ослабли.

3) У кажите предложение с СГС. А) Будем изучать английский. Б) Он пустился бежать наперегонки. В) Путь был нелёгким. Г) Он вам расскажет правду. 4) У кажите предложение с СИС. А) Ночью белая зарница над покосами видна. Б) Ночь была тёмной. В) Золотистая пшеница стала гнуться от зерна. Г) Солнце склонялось к закату.

5) Укажите предложение, где подлежащее выражено словосочетанием. А) Глупый осудит, умный рассудит. Б) И тридцать витязей прекрасных из волн выходят ясных. В) От горячих лучей солнца стал плавиться снег. Г) Звёзды блекнут и исчезают.

Ответы: 1) В 2) В 3) Б 4) А, Б 5) Б

Объяснительный диктант: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните ГЧП, указав способ их выражения. В детстве жарче солнце гуще трава обильнее дожди ярче небо. Для детей каждый взрослый – существо (не)много таинстве..ое. Поэтическое воспр..ятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар д..ставшийся нам от детства. Если человек (не) раст..ряет этот дар, то он поэт или писатель. Ощущение жизни как (не) пр..рывной н..визны вот та плодородная почва, на которой ра..цв..тает и созр..вает иску(с,сс)тво.

Выбранный для просмотра документ Карточка Сказуемое.docx

Карточка 1 «Сказуемое»

Выучи и выполни самостоятельно.

1.Выучи определение сказуемого, запиши примеры.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи ( подлежащем), о его действии, состоянии, признаке.

Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Какой он? Каков он? Что такое предмет? Кто он такой?

Сказуемое выражается глаголами, прилагательными, существительными и другими частями речи.

Сказуемое по смыслу и грамматически связано с подлежащим.

Ученик ( что делает?) читает книгу.

Ученик ( какой?) аккуратный.

Этот ученик – ( кто такой?) отличник.

Книга ( что такое?) – источник знаний.

Книга ( какая?) интересная.

Книга ( какова?) интересна.

2. Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое.

А) Тускло светит луч лампады.

Б) Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.

В) Тиха украинская ночь.

Г) Жители нашего села – хорошие охотники.

Д) Шубка у лисы тёплая, пушистая.

Е) Люблю грозу в начале мая.

3. Самостоятельная работа: Запиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.

Учёные считают что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короток. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

Расскажи товарищу, какой член предложения называется сказуемым.

Попроси его ответить на вопросы:

А) Что обозначает сказуемое?

Б) На какие вопросы отвечает?

Запиши в его тетрадь примеры.

Попроси товарища повторить определение сказуемого, рассказать, какими частями речи оно выражается и привести примеры на каждый случай.

Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок! Попроси товарища подчеркнуть главные члены предложения и указать, какими частями речи выражено сказуемое. Помоги в случае затруднения.

Карточка 2 «Типы сказуемых» Сказуемые бывают простыми и составными. Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Выучи и выполни самостоятельно.

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, которое выражено глаголом в изъявительном, повелительном или условном наклонении.

Деревья стояли неподвижно.

И тихо вечер долгожданный// На мой спускался б косогор.

Разбуди меня завтра рано,// О моя терпеливая мать!

ПГС = 1 слово ( глагол) ГЗ+ ЛЗ.

Выучи и выполни самостоятельно.

Составное глагольное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из 2-х частей: вспомогательной и основной.

Основная часть всегда представлена инфинитивом.

Начал накрапывать дождь.

Он должен прибежать первым.

СГС = вспомогательное слово (ГЗ) + инфинитив(ЛЗ)

Вспомогательная часть может быть выражена:

А) Глаголами со значением начала, конца, продолжения : начать, кончить, прекратить и др.

Б) Глаголами и краткими прилагательными со значением желательности, возможности, процесса мысли, переживаний : мочь, хотеть, рад, готов, обязан, способен, должен и др.

В) Словами категории состояния с модальным значением надо, можно, нужно, нельзя.

Выучи и выполни самостоятельно.

Составное именное сказуемое состоит из 2-х частей: глагола связки и именной части.

Глагол – связка выражается:

А) глаголом БЫТЬ

Б) Глаголами являться, казаться, стать, становиться, считаться и др.

В) Глаголами со значением движения, состояния, деятельности : ходить, вернуться, стоять, жить, работать и др.

Ночь была холодной .

Он становится с покойным .

СИС = глагол – связка (ГЗ) + именная часть (ЛЗ)

Именная часть СИС может быть выражена:

А) существительным в Им. И ТВ.п

Ж) словосочетанием, фразеологизмом

Спиши предложения, подчеркни грамматическую основу в предложениях, укажи тип сказуемого. Вставь пропущенные буквы, объясни написание слов.

Снег сошёл но всюду остались лед..ые корки. Они были матовы, полупрозрачны.

2. В лесу (из) подо льда торчали поздние, едва пож..льевшие одуван(?)чики.

3. Во льду видны были замёрзшие листья и хвоя.

4. На далёких х..лмах небо было синее а поля казались бе..граничными.

5. Море как стекло. И клюквенная полоса на г..ризонте и обл..ка и чёрные карбасы на якорях и мокрые чёрные камни – всё отражено в его зеркальности. Идёт прилив.

6. Мы хотели бы знать, отгрузит ли фирма оплаченный нами товар в установленные сроки.

7. К сожалению, мы не можем ответить на ваш запрос положительно.

Выбранный для просмотра документ Проверочная работа по теме ГЧП.docx

Проверочная работа по теме «Главные члены предложения» Вариант 1

Укажите грамматические основы приведённого предложения: После этого рассказа Полесье, куда я сейчас попал, представилось мне совершенно иным. 1. Я попал, представилось мне 2. Полесье представилось, я попал. 3. Представилось мне совершенно иным, попал сейчас 4. Я попал, Полесье представилось иным.

Подчеркните в каждом предложении подлежащее. Укажите, какой частью речи оно выражено. 1. Съездить в круиз – мечта всей моей жизни. 2. Кошка с котёнком улеглись на коврике под столом. 3. Товарищи заметно приуныли. 4. Я часто гуляю с собакой в нашем парке.

Подчеркните сказуемые, укажите их вид. 1. Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. 2. В ожиданье конь убогий, точно вкопанный, стоит. 3. Пусть я – радость отраженья. 4. Буду готов сразиться с вами.

Проверочная работа по теме «Главные члены предложения» Вариант 2

Укажите грамматические основы приведённого предложения: Виляя хвостиком, игриво прижимаясь к земле, неразумные волчата поползли к человеку, надеясь пуститься с ним наперегонки, но тут из овражка выскочила волчица и глухо зарычала.

1. Волчата поползли пуститься, выскочила волчица

2. Виляя, прижимаясь, волчата поползли, выскочила волчица

3. Волчата поползли, выскочила и зарычала волчица

4. Волчата поползли пуститься, выскочила и глухо зарычала

Подчеркните в каждом предложении подлежащее. Укажите, какой частью речи оно выражено. 1. Шесть не делится на четыре без остатка. 2. Вдалеке послышалось «ура». 3. Вы меня совсем не удивили. 4. Мне почему – то улыбались все знакомые и незнакомые.

Подчеркните сказуемые, укажите их вид. 1. Пни, камни, кочек бугорки, и между них седой пушицы торчат, качаясь, колоски. 2. Живуч оказался дед Щукарь!

3. Нам песня строить и жить помогает. 4. Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости.

Проверочная работа по теме «Главные члены предложения» Вариант 3

Укажите грамматические основы приведённого предложения: Дед не любил горячего чая, но не пользовался блюдечком, а приглашал кого – нибудь из внуков подуть в чашку, и они наперебой старались перед ним отличиться.

1. Дед не любил, не пользовался, приглашал, они старались

2. Дед не любил, не пользовался, приглашал, они старались отличиться

3. Дед не любил чая, не пользовался блюдечком, приглашал, они старались

4. Дед не любил, не пользовался, приглашал подуть, они старалисьотличиться

Подчеркните в каждом предложении подлежащее. Укажите, какой частью речи оно выражено. 1. Прошло два с половиной часа. 2. С её губ слетело еле слышное «уходи». 3. Осенние цветы – прелестные, печальные цветы. 4. Это, конечно, было не в наших правилах.

Подчеркните сказуемые, укажите их вид. 1. Матушка присела на грядке выкопать сныть – самый живучий сорняк любого огорода в Подмосковье.

2. Учительница попросила ребят открыть тетради и записать тему урока.

3. Он больше не будет к тебе обращаться за советом. 4. Быть самым умным – значит стать за всё ответственным.

Выбранный для просмотра документ Тест Главн члены предложения.doc

Тест на тему «Главные члены предложения»

Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием.

А) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

Б) Присутствующие выразили недоумение по поводу происходящего.

В) Отец часто задерживался на работе допоздна.

Г) Трудящиеся вышли на демонстрацию.

2. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

А) Все утомились за день до изнеможения.

Б) Нам не надо плохо о нем думать.

В) На столе лежали его любимые вещи.

Г) Не только сегодня, но и завтра можно будет прийти на этот концерт.

3. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным.

А) Набрали полную корзину грибов.

Б) Что-то будто придержало Извекова.

В) Антон – ученик нашего класса.

Г) В его фигуре было что-то беспомощное.

4. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено глаголом.

А) Наступило наконец пятнадцатое мая.

Б) Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.

В) Лиса семерых волков проведет.

Г) Цену назвали сразу.

5. Укажите неверное утверждение: Сказуемое может быть

А) простым глагольным Б) составным глагольным

В) простым именным Г) составным именным

6. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

А) Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Б) Я уже начинал беспокоиться.

В) Я готов с вами согласиться.

Г) Он был рад уйти.

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Он встал и сразу же сел.

Б) И стали три пальмы на Бога роптать.

В) Вскоре пошел дождь.

Г) Лиза решилась на это.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А) Слово – серебро, молчание – золото.

Б) Петр решил помочь брату.

В) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.

Г) Он остановился и немного задумался.

9. Укажите пример с ошибкой в определение сказуемого.

А) Имена Георгиевских кавалеров были увековечены на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. ( сказуемое- были увековечены)

Б) Еще в гимназии я начал зачитываться Буниным. ( сказуемое- начал зачитываться)

В) Сейте разумное, доброе, вечное. ( сказуемое- сейте разумное)

Г) Я люблю работать ( сказуемое – люблю работать).

10. Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого.

А) Лицо у него было кислое. ( составное именное)

Б) Молчанье- золото. (составное именное)

В) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях. ( составное глагольное)

Г) Он сел и записал рассказ старушки. (составное глагольное)

Выбранный для просмотра документ Тест Подлежащее. Сказуемое.docx

Тест по теме «Подлежащее» Вариант №1

А1. Какое утверждение верно?

1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи 2) Подлежащее- главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы Им. пад: кто?что?

3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.

А2. Чем может быть выражено подлежащее?

1) любой знаменательной частью речи 2) только склоняемой частью речи 3) только неизменяемой частью речи 4) только спрягаемой частью речи

А3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением? 1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению 2) Наши пряли, а ваши спали 3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре. 4) Ни один из больших художников не был забыт основательно, как Рокотов.

А4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным? 1) Наши плачут, да и ваши не ра-дуются. 2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки. 3) Ложное не может быть красивым. 4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

А5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом? 1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости. 2) Послушать умного человека- как при жажде холодной воды напиться. 3)Снежные вихри закружились в воздухе. 4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, пере-полнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

А6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него. 2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса. 3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках. 4) Чей это конь неутоми-мый бежит в степи необозримой?

А7. В каком предложении подлежащее выражено числительным? 1) Чужой останется чужим 2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились. 3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу. 4) Ни души на улицах.

В1. Несколько мгновений прошло в полной тишине. Из данного предложения выпишите подлежащее, определите, чем оно выражено.

С1. Придумайте и запишите предложение с причастием в роли подлежащего.

Тест по теме «Подлежащее» Вариант №2

А1. Какое утверждение верно? 1) Подлежащее называет предмет речи: лицо, предмет, понятие, явление и др. 2) Подлежащее- главный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы:кто?что? 3) Подлежащее-главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков?какова?каково?

А2. Чем может быть выражено подлежащее? 1) любой частью речи в значении сущ-ного и неопределен-ной формой глагола 2) только именной частью речи 3) только глагольной часть речи 4) только частью речи в значении существительного

А3. В каком предложении подлежащее выражено междометием? 1) На одной неделе семь пятниц не живёт 2) Его «увы» прозвучало с горечью. 3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей, у берёз, и тополей. 4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне.

А4. В каком предложении подлежащее выражено наречием? 1) «Вечор»- устаревшее слово 2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам 3) Какой враг может выжечь любовь к тебе? 4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

А5.В каком предложении подлежащее выражено существительным? 1) Я посмотрел на часы 2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах. 3) Что же это в небе происходит? 4) Как прекрасна светлая наша страна!

А6. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным? 1) И вот конец великому испытанию 2) Шумно и дружно запели ручьи 3) Длиннобородый тихо усмехнулся 4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

А7. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? 1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный. 2) Трое путников направились к молодому дубу 3) Отгремели победные громы 4) Хотят ли русские войны?

В1. Ожили сухие ветви деревьев. Из данного предложения выпишите подлежащее, определите, чем оно выражено.

С1. Придумайте и запишите предложение с числительным в роли подлежащего.

Тест по теме «Сказуемое» Вариант №1

А1. Найдите правильное определение сказуемого: 1) Главный член предложения, который зависит от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на в-сы: что делает,что сделает предмет? что с ним происходит?каков он?что он такое?кто он такой? 2) Главный член предложении, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопрос: что делает предмет? 3) Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения, характеризует предмет речи и отвечает на вопросы: что делает предмет ил что сделает?

А2. Что выражает простое глагольное сказуемое в одном слове? 1) грамматическое значение 2) лексическое значение 3) и лексическое, и грамматическое значение

А3. Что выражает вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом? 1) основное лексическое значение 2) добавочное лексическое и основное грамматическое значение 3) основное лексическое и добавочное грамматическое значение

А4. Что выражает именная часть в составном именном сказуемом?

1) грамматическое и лексическое значение 2) грамматическое значение 3) лексическое значение

А5. Найдите предложение с ПГС: 1) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень 2) Стихи писать Пушкин начал ещё до Лицея. 3) Лень хуже болезни 4) Люблю бродить в лугу росистой весной.

А6. Найдите предложение с СГС: 1) Я с удовольствием прочитал бы эту книгу 2) Петр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми. 3) Я человек подневольный 4) Люди как реки

А7. Найдите предложение с СИС: 1) Он готов был улыбаться неизвестно чему 2) Налетает порывами тёплый ветер 3) Пускай меня за тысячу земель уносит жизнь! 4) Трава была по пояс.

В1. В тишине старинного дома были задуманы многие из лучших его творений. Из данного предложе-ния выпишите сказуемое, определите его вид.

С1. Придумайте и запишите предложение с СГС.

Тест по теме «Сказуемое» Вариант №2

А1. Найдите правильное определение сказуемого:

1) Главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие, отвечает на в-сы: что делает предмет?что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? 2) Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и характери-зует предмет речи, отвечает на в-с: что делает предмет? 3) Главный член предложения, который не зави-сит от других членов предложения и характеризует действие предмета, отвечает на в-с: что делает предмет?

А2. Что выражает неопределённая форма глагола в СГС? 1) основное лексическое значение 2) добавоч-ное лексическое и грамматическое значение 3) основное грамматическое значение

А3. Что выражает глагол-связка в СИС? 1) грамматическое значение 2) грамматическое и лексическое значение 3) лексическое значение

А4. Чем выражено ПГС? 1) глаголом 2) именными частями речи 3) наречием

А5. Найдите предложение с ПГС: 1) И постепенно огромная тёплая радость разливается по всему моему существу. 2) Ты жива, моя Москва! 3) Он парень не злой 4) Хотели бы мы знать тайну Бермудского тре-угольника.

А6. Найдите предложение с СГС: 1) Книги могут рассказать о далёком прошлом, объяснить настоящее, увлечь в будущее. 2) Мы стоим на берегу реки и любуемся Кремлем. 3) перед нами раскрываются глубины истории. 4) Дни становятся короче и короче.

А7. Найдите предложение с СИС: 1) Некоторое время он старался во всех деталях припомнить свой сон 2) Вовсю льёт дождь и стучит по крыше 3) Ночи стали тёплыми 4) Он ничему не верит и с трудом сдер-живается.

В1. Эта ель стояла здесь лет двести. Из данного предложения выпишите сказуемое, определите его вид.

С1. Придумайте и запишите предложение с СИС.

Составное именное сказуемое Русский язык 8 класс Тест

Данный тестовый материал позволяет учителю быстро и эффективно организовать контроль знаний.

Просмотр содержимого документа
«Составное именное сказуемое Русский язык 8 класс Тест»

Составное именное сказуемое

Автор: © 2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

При поддержке проекта http://videouroki.net

Соотнесите сказуемые с их характеристиками.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Составное именное сказуемое выражено глаголом и существительным в творительном падеже.

2) Составное именное сказуемое выражено глаголом и кратким причастием.

3) Составное именное сказуемое выражено прилагательным в превосходной степени.

4) Составное именное сказуемое выражено глаголом и цельным словосочетанием с числительным.

5) Составное именное сказуемое выражено цельным выражением с главным словом местоимением.

__ Их дом был пятый с краю.

__ Капитан был в забытьи.

__ Это что-то непонятное.

__ В довоенном старинном здании окна были разбиты.

__ Ты самая лучшая.

Выберите варианты ответов с составным именным сказуемым.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Звезды давно уже стали огромными и яркими.

2) Этот тон и эти слова опять произвели впечатление.

3) Старший сын был здоровый, а тоже ни к каким делам не способен.

4) Этой вещице ни один автомобиль в подметки не годится.

5) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки.

Выберите вариант ответа, в котором составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием с главным словом существительным в родительном падеже со значением оценки.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Давай-ка поедим, простая ты душа!

2) Половина из них с проклятьями возвращалась по домам.

3) Он был одет в длинные красные сапоги.

4) Лидия была работящей породы.

5) «Нечто темное» оказалось лодкой.

Выберите варианты ответов, где в состав составного именного сказуемого входит краткое прилагательное.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Отчего же эти силы остаются бесплодными?

2) Взяла да полюбилась эта мельничиха Опанасу.

3) Она сегодня на балу весела и непринужденна.

4) Ребенок был резов, но мил.

5) Иначе я и впредь буду защищать ваши интересы.

Выберите варианты ответов с составным именным сказуемым.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Никто не смел посмеяться над ним.

2) Да и Москва теперь не то.

3) Решение ваше ‒ ай-ай!

4) Я не могу кривить душой.

5) То знаменитое дерево было от озера в пяти километрах.

Выберите правильное утверждение.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Составное именное сказуемое называется так потому, что его основное лексическое значение выражается только существительными.

2) Составное именное сказуемое менее разнообразно, чем составное глагольное сказуемое.

3) Основное лексическое значение в составном именном сказуемом выражается любой именной частью речи, а также причастиями, наречиями, междометиями и синтаксически несвободными (цельными) словосочетаниями.

4) К составным именным сказуемым относятся сказуемые, вспомогательная часть которых включает фразеологизмы с опорным глаголом (горю желанием).

5) Составное именное сказуемое не может быть осложненным.

Соотнесите сказуемые с их характеристиками.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Простые глагольные сказуемые выражены формой повелительного наклонения.

2) Составное именное сказуемое, выраженное глаголом и именем существительным.

3) Составное именное сказуемое, выраженное глаголом и кратким прилагательным.

4) Составное глагольное сказуемое.

5) Простое глагольное сказуемое осложнено частицей будто.

__ Я хочу слышать старую песню.

__ Пускай он сидит и ждет указаний!

__ Дед Щукарь стал ревностным ценителем петушиного пения.

__ Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства.

__ Леса и поля будто ожили.

Выберите варианты ответов с неправильными утверждениями.

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) В русском языке обычно глагол быть в настоящем времени обычно стоит в так называемой нулевой форме, то есть его попросту нет, он подразумевается.

2) Основными падежными формами составного именного сказуемого являются именительный и творительный падежи.

3) Причастия и краткие прилагательные не являются частью именного составного сказуемого.

4) Если сказуемое выражается одним словом — наречием или именем с нулевой связкой, то это непременно составное именное сказуемое.

5) Именная часть составного именного сказуемого не может выражаться цельным словосочетанием.

6) Виды глаголов-связок по значению делятся на три вида: грамматическая, полузнаменательная и знаменательная.

Выберите вариант ответа, где составное именное сказуемое выражено существительным в косвенном падеже с предлогом.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Лицо Челкаша было теперь в уровень с лицом Гаврилы.

2) До субботы я тоже успел провиниться.

3) Все пять петухов были как на подбор.

4) Бедный черт припустил бежать.

5) Она без копейки.

Выберите правильные утверждения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) В составное именное сказуемое может входить местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением.

2) Составное именное сказуемое не может выражаться цельным словосочетанием.

3) Именная часть может выражаться существительным в родительном или творительном падеже.

4) Имя прилагательное не может входить в состав составного именного сказуемого.

5) Основную часть составного именного сказуемого выражает именная часть.


источники:

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-glavnie-chleni-predlozheniya-klass-506025.html

http://multiurok.ru/index.php/files/sostavnoe-imennoe-skazuemoe-russkii-iazyk-8-klass.html