Образуйте от данных слов новые слова с помощью суффиксов. Запишите слова по образцу. Выделите корни. Река, зима, дети, дом, лес, стол, ель. Образец. Река — реченька, речушка.
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,271
- гуманитарные 33,616
- юридические 17,900
- школьный раздел 605,876
- разное 16,821
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Урок русского языка по теме «Образование однокоренных слов с помощью суффикса»
Цели урока:
- Конкретизировать представления учащихся о строении слова, его значимых частях; формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов
- Уточнять представление учащихся о суффиксе как части основы слова, которая может придать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением, развивать память, орфографическую зоркость.
- Воспитывать чувство товарищества, уважения к друг другу прекрасному.
Оборудование: карточки с заданиями, опорные схемы, музыкальное оформление, мультимедиа.
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Фронтальный опрос
III. Постановка темы и задач урока Слайд 1.
– Вот и мы с вами сегодня будем немножко волшебниками и при помощи волшебства суффикса будем превращать одни существительные в другие, придавать разные значения существительным и, даже, превратим существительное в другие части речи.
Всё на свете из чего-либо состоит:
- облако из капель воды;
- лес – из деревьев.
Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из … (слов).
А слова имеют свой строительный материал.
Сегодня мы продолжим работу по теме “Словообразование” и уточним представление о суффиксе, как части основы.
IV. Чистописание Слайд 2.
Учёные черепахи читали сказочку.
– В предложении говорится об учёных черепахах, значит они уже какие? (большие, взрослые).
– А если бы речь шла о маленьких зверьках, как бы вы сказали? (черепашки, черепашата и т.д.)
Сравниваем слова, анализируем, при помощи чего образовалось новое слово.
Прочитайте предложение для каллиграфического написания.
Обратите внимание на соединение букв. Спишите его.
(1 ученик выходит к доске и выполняет синтаксический разбор.)
– Какое это предложение: повествовательное, невосклицательное, распространённое, с второстепенными членами.
– Какое слово в предложении состоит из одного корня?
– От каких корней образованы слова черепахи и сказочку?
– Какую работу выполнили суффиксы в словах? (При помощи суффиксов образовались слова с новым значением.)
V. Словарная работа Слайд 3
(Записывают слова с презентации)
(1 ученик работает самостоятельно у доски, работает по индивидуальному заданию.)
Индивидуальное задание. Замени предложение, одним словом. В записанном слове отдели основу от окончания, выдели корень.
- Дорога, проложенная по снегу.
- Место, жильё, где зимуют люди.
- Человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населённых мест.
(1 ученик работает у доски совместно с классом.)
Слова, записанные учеником, разбираются по составу.
Запишите слово ЗИМА.
– Какое правило применяем при его написании?
– Образуйте от данного существительного, однокоренное прилагательное мужского рода.
– Образуйте однокоренной глагол в форме настоящего времени.
– Образуйте однокоренное существительное с ласкательным оттенком.
Вывод. Как пишутся корни в однокоренных словах?
Проверка инд. работы.
– Какие слова записал? (Зимник, зимовка, зимовщик)
Вывод. Являются ли записанные слова однокоренными по отношению к словам зимний, зимует, зимушка ?
Опорная схема №2
VI. Знакомство с новым материалом
Учитель читает загадки.
1. Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
– О ком говорится в загадке?
– Отделите окончание от основы, выделите корень.
– Образовать существительное при помощи суффикса -ИК-.
– Какой оттенок он придал слову? (Уменьшительно-ласкательный)
– Образовать существительное при помощи суффикса -ИЩ-.
– Какой оттенок он придал слову? (Увеличительный)
– Какая роль принадлежит суффиксам в словообразовании?
Опорная схема № 3.
2. Послушайте ещё одну загадку и подумайте, какие слова звучали с уменьшительно-ласкательным значением?
Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На моей ладошке.
– О чём говорится в загадке?
– Каким словам суффикс придал ласковый оттенок?
VII. Работа по учебнику с.129, у. 99 Слайд 4
VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
При произношении слов с оттенком уменьшительно – ласкательным или уменьшительным – приседайте, увеличительным или пренебрежительным – поднимайте руки вверх и делайте хлопок:
Портфельчик, книжечка, книжища, портфелище, домище, голубок, бабулечка, зёрнышки, медведище, медвежонок, рубашонка.
3. Учитель читает стих.
Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Учитель. Одна из снежинок, как в волшебной сказке оказалась в нашем классе. Слайд 5.
От заданных слов, при помощи суффиксов, образовать новые слова и записать.
Вывод-обобщение на стр. 130 правило
Какой оттенок значения дали суффиксы словам?
Суффиксы очень разнообразны по своим значениям.
IХ. Самостоятельная работа с творческим заданием Слайд 6
Перед вами текст под названием “Сказка о зимнем лесе”. (работа в парах)
Сказка о зимнем лесе
Жили-были на лесной опушке: ёлки___________ – зелёные иголки ____________ , берёзы _______________ – белоствольные красавицы и маленькие колючие кусты шиповника.
Жили они – не тужили, да пришло время Нового года. И задумались наши друзья, в каких нарядах Новый год встречать? И позвали себе на помощь королеву снега Зиму _____________. Всю ночь трудилась королева, уж так старалась!
Принакрыла белоснежным покрывалом зелёные ёлки_________и стоят они, будто Снегурки _______________. А берёзы ____________убрала в жемчуга и бриллианты. Они так и сверкают на солнце. А маленькие кусты ______________ шиповника, словно Гномы: на каждой ягоде ____________ – белая шапка_______________. Закружились счастливые друзья в новогоднем карнавале.
И я там был, под ёлкой _____________ сидел, жемчуга собирал и с гномами плясал, чуть валенки _______________ не стоптал.
Прочитайте его. Хотелось ли вам в нём что-нибудь изменить? Придать некоторым словам другой оттенок.
– Постарайтесь изменить его так, Чтобы его содержание.
Было более эмоционально выражено.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла Времена года “Декабрь”.
Проверка работ и выводы учащихся.
– Какой текст получился после его изменения?
– Что нового вы узнали о суффиксах?
– Суффиксы учат видеть нас характер слов,
– Помогают ярче выразить свои эмоции;
– Точнее передать смысл высказывания.
Опорная схема №5
X. Закрепление пройденного материала
XI. Подведение итога урока.
– Над какой темой сегодня продолжили работу?
– Какая морфема служит для образования новых слов?
– О какой новой роли суффикса в слове мы сегодня говорили?
Работу по данной теме мы продолжим на последующих уроках и узнаем о новых значениях, которые суффиксы могут вносить в слова.
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
http://urok.1sept.ru/articles/639070
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/slovoobrazovanie/44654-suffiksalnyj-sposob-obrazovanija-slov-100-primerov.html