Зима образовать с помощью суффикса

Образуйте от данных слов новые слова с помощью суффиксов. Запишите слова по образцу. Выделите корни. Река, зима, дети, дом, лес, стол, ель. Образец. Река — реченька, речушка.

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,271
  • гуманитарные 33,616
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 605,876
  • разное 16,821

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Урок русского языка по теме «Образование однокоренных слов с помощью суффикса»

Цели урока:

  1. Конкретизировать представления учащихся о строении слова, его значимых частях; формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов
  2. Уточнять представление учащихся о суффиксе как части основы слова, которая может придать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением, развивать память, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать чувство товарищества, уважения к друг другу прекрасному.

Оборудование: карточки с заданиями, опорные схемы, музыкальное оформление, мультимедиа.

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Фронтальный опрос

III. Постановка темы и задач урока Слайд 1.

– Вот и мы с вами сегодня будем немножко волшебниками и при помощи волшебства суффикса будем превращать одни существительные в другие, придавать разные значения существительным и, даже, превратим существительное в другие части речи.

Всё на свете из чего-либо состоит:

  • облако из капель воды;
  • лес – из деревьев.

Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из … (слов).

А слова имеют свой строительный материал.

Сегодня мы продолжим работу по теме “Словообразование” и уточним представление о суффиксе, как части основы.

IV. Чистописание Слайд 2.

Учёные черепахи читали сказочку.

– В предложении говорится об учёных черепахах, значит они уже какие? (большие, взрослые).

– А если бы речь шла о маленьких зверьках, как бы вы сказали? (черепашки, черепашата и т.д.)

Сравниваем слова, анализируем, при помощи чего образовалось новое слово.

Прочитайте предложение для каллиграфического написания.

Обратите внимание на соединение букв. Спишите его.

(1 ученик выходит к доске и выполняет синтаксический разбор.)

– Какое это предложение: повествовательное, невосклицательное, распространённое, с второстепенными членами.

– Какое слово в предложении состоит из одного корня?

– От каких корней образованы слова черепахи и сказочку?

– Какую работу выполнили суффиксы в словах? (При помощи суффиксов образовались слова с новым значением.)

V. Словарная работа Слайд 3

(Записывают слова с презентации)

(1 ученик работает самостоятельно у доски, работает по индивидуальному заданию.)

Индивидуальное задание. Замени предложение, одним словом. В записанном слове отдели основу от окончания, выдели корень.

  1. Дорога, проложенная по снегу.
  2. Место, жильё, где зимуют люди.
  3. Человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населённых мест.

(1 ученик работает у доски совместно с классом.)

Слова, записанные учеником, разбираются по составу.

Запишите слово ЗИМА.

– Какое правило применяем при его написании?

– Образуйте от данного существительного, однокоренное прилагательное мужского рода.

– Образуйте однокоренной глагол в форме настоящего времени.

– Образуйте однокоренное существительное с ласкательным оттенком.

Вывод. Как пишутся корни в однокоренных словах?

Проверка инд. работы.

– Какие слова записал? (Зимник, зимовка, зимовщик)

Вывод. Являются ли записанные слова однокоренными по отношению к словам зимний, зимует, зимушка ?

Опорная схема №2

VI. Знакомство с новым материалом

Учитель читает загадки.

1. Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.

– О ком говорится в загадке?

– Отделите окончание от основы, выделите корень.

– Образовать существительное при помощи суффикса -ИК-.

– Какой оттенок он придал слову? (Уменьшительно-ласкательный)

– Образовать существительное при помощи суффикса -ИЩ-.

– Какой оттенок он придал слову? (Увеличительный)

– Какая роль принадлежит суффиксам в словообразовании?

Опорная схема № 3.

2. Послушайте ещё одну загадку и подумайте, какие слова звучали с уменьшительно-ласкательным значением?

Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На моей ладошке.

– О чём говорится в загадке?

– Каким словам суффикс придал ласковый оттенок?

VII. Работа по учебнику с.129, у. 99 Слайд 4

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

При произношении слов с оттенком уменьшительно – ласкательным или уменьшительным – приседайте, увеличительным или пренебрежительным – поднимайте руки вверх и делайте хлопок:

Портфельчик, книжечка, книжища, портфелище, домище, голубок, бабулечка, зёрнышки, медведище, медвежонок, рубашонка.

3. Учитель читает стих.

Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Учитель. Одна из снежинок, как в волшебной сказке оказалась в нашем классе. Слайд 5.

От заданных слов, при помощи суффиксов, образовать новые слова и записать.

Вывод-обобщение на стр. 130 правило

Какой оттенок значения дали суффиксы словам?

Суффиксы очень разнообразны по своим значениям.

IХ. Самостоятельная работа с творческим заданием Слайд 6

Перед вами текст под названием “Сказка о зимнем лесе”. (работа в парах)

Сказка о зимнем лесе

Жили-были на лесной опушке: ёлки___________ – зелёные иголки ____________ , берёзы _______________ – белоствольные красавицы и маленькие колючие кусты шиповника.

Жили они – не тужили, да пришло время Нового года. И задумались наши друзья, в каких нарядах Новый год встречать? И позвали себе на помощь королеву снега Зиму _____________. Всю ночь трудилась королева, уж так старалась!

Принакрыла белоснежным покрывалом зелёные ёлки_________и стоят они, будто Снегурки _______________. А берёзы ____________убрала в жемчуга и бриллианты. Они так и сверкают на солнце. А маленькие кусты ______________ шиповника, словно Гномы: на каждой ягоде ____________ – белая шапка_______________. Закружились счастливые друзья в новогоднем карнавале.

И я там был, под ёлкой _____________ сидел, жемчуга собирал и с гномами плясал, чуть валенки _______________ не стоптал.

Прочитайте его. Хотелось ли вам в нём что-нибудь изменить? Придать некоторым словам другой оттенок.

– Постарайтесь изменить его так, Чтобы его содержание.

Было более эмоционально выражено.

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла Времена года “Декабрь”.

Проверка работ и выводы учащихся.

– Какой текст получился после его изменения?

– Что нового вы узнали о суффиксах?

– Суффиксы учат видеть нас характер слов,

– Помогают ярче выразить свои эмоции;

– Точнее передать смысл высказывания.

Опорная схема №5

X. Закрепление пройденного материала

XI. Подведение итога урока.

– Над какой темой сегодня продолжили работу?

– Какая морфема служит для образования новых слов?

– О какой новой роли суффикса в слове мы сегодня говорили?

Работу по данной теме мы продолжим на последующих уроках и узнаем о новых значениях, которые суффиксы могут вносить в слова.

Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наре­чий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суф­фикс.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей язы­ка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лек­се­мы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­сяСуффиксЧто может быть обра­зо­ва­но
Существительноещик, чик, ник, ецсуще­стви­тель­ное
Существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливпри­ла­га­тель­ное
Существительное,
при­ла­га­тель­ное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изи­ро­вагла­гол
Глаголова, ева, ива, ыва, вагла­гол
Прилагательноео, е, инаре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок живот­ных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом дея­тель­но­сти:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков пред­ме­тов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепоч­ка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к пред­ме­ту:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих про­цесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны гла­го­лы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от суще­стви­тель­ных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и место­име­ний.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от при­ла­га­тель­ных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»



источники:

http://urok.1sept.ru/articles/639070

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/slovoobrazovanie/44654-suffiksalnyj-sposob-obrazovanija-slov-100-primerov.html