Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → дом ик ;
- трава → трав ян ой;
- соловей → соловь ин ый;
- грустный → грустн о .
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мысл ишк а;
- снег → снеж ок ;
- рыба → рыб ешк а;
- человек → человеч ищ е.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение | туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность | печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество | свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- уч ить → уч еб а → учебник; уч еб ник ;
- цвет → цвет ист ый → цветист ость ; цвет ист ость .
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапк а → шапоч к а (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → вест очк а;
- вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лёт чик
- водопровод чик
- фонар щик
- бетон щик
- академ ик
- траг ик
- машин ист
- лингв ист
- писа тель
- чита тель .
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
- -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
- -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
- -ист- (прерыв ист ый, золот ист ый);
- -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
- -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотр е ть
- пил и ть
- мурлык а ть
- пол о ть
- развед ыва ть
- раскраш ива ть
- бесед ова ть
- танц ева ть
- стук ну ть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыка ть — мурлыка л ;
- отвози ть — отвози л ;
- засея ть — засея л ;
- возненавиде ть — возненавиде л .
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мурлыч ущ ий, бор ющ ийся);
- -им-/-ем- (принос им ый, беле ем ый);
- -вш-, -ш- (опа вш ий, принёс ш ий);
- -нн-, -енн-, -т- (развея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
- -а/-я (бега я , слыш а );
- -в, -вши, -ши (услыша в , скры вши сь, потряс ши ).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красив ее , красив ейш ий;
- весело — весел ее ;
- чисто — чищ е .
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
1. котёнк а , котёнк у
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот , кот ик, кот ище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Разработка по русскому языку «Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов» (3 класс)
Тема . Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
I. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
— Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра. Улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация знаний
КАПУСТКА
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
жи ши ча ща чу щу
1. Фронтальная работа
— Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.
— Как найти в слове суффикс?
2. Словарный диктант
Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.
I II . Самоопределение к деятельности
Суффиксы — ик-, -ишк-, -ищ — жили за корнем, как и все остальные суффиксы, — ик — был очень ласковый, — ишк — обо всех говорил с насмешкой. — ищ — был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — написал -ик-.
«Домище», — писал — ищ -.
«Старый, дряблый дом».
«Домишко», писал — ишк -.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс — щик — рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс — щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы — ик-, -ишк-, -ищ-, -щик — были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
— Тортик! — закричал — ик -.
— Тортишко, усмехнулся -иш к -,
— Тортище, — сказал — ищ -.
— Тортильщик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
— Сформулируйте тему урока.
I V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.
— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
— Какая часть слова служит для образования новых слов? ( Суффикс .)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически.
В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка),
в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
2. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
— Какое значение словам придают эти суффиксы?
3. Анализ смысловых значений суффиксов
— Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? ( Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково .)
— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.
— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
(Травушка, речушка, избушка, зимушка)
4. Работа по учебнику
— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте суффиксы в рамочке.
— Найдите данные суффиксы в словах.
— Какое значение придают словам данные суффиксы? ( Обозначают слова-названия людей по роду их занятий .)
— Какого суффикса нет словах? (-тель- .)
— Назовите слова с таким суффиксом.
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
(Работа в группах по рядам) Консультанты оказывают помощь
— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
— Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)
— Какое значение придают эти суффиксы словам?
1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов
— От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.
Учить, читать, строить, водить, воспитывать.
— Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)
— Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? ( Суффикс .)
2. Игра «Хитрые вопросы»
-Как большой дом превратить в маленький? ( Добавить суффикс -ик- .)
— Можно ли рыбу превратить в человека? ( Можно, добавив суффикс -ак- .)
— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? ( Суффикс -ист- .)
— Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII . Подведение итогов урока
— Что общего между суффиксом и приставкой?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Белозерова Марина НиколаевнаНаписать 1662 20.11.2016
Номер материала: ДБ-372716
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 20.11.2016 487
- 20.11.2016 490
- 20.11.2016 205
- 20.11.2016 549
- 20.11.2016 620
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Суффикс.
Суффикс (от лат. suffixus – приколоченный, прибитый) – значимая часть слова, которая находится в слове после корня и играет словообразующую или формообразующую роль:
Звезда – звезд-ный, столб – столб-няк;
Добрый – добрейший, читать – читал.
Как и префикс, суффикс не является обязательной частью слова.
Одно слово может иметь один или более суффиксов:
Добр-о; саб-ель-ник; образ-ова-нн-ость.
Классификация суффиксов.
Суффиксы классифицируются по значению, по функции и по форме.
По значению суффиксы могут быть:
— омонимичными – имеют разное значении при одинаковом произношении и написании:
Артист-к-а, пиантист-к-а – кроват-к-а, голов-к-а.
— синонимичными – имеют схожее значение, и различаются только сферой употребления:
— антонимичными – придают слову оттенок субъективного оценивания:
Таз-ик – таз-ище-е; руч-к-а – руч-ищ-а.
По форме суффиксы делятся на:
Нулевой суффикс – это суффикс, который не выражается звуками или буквами, но придает словам определенное грамматическое значение.
К нулевым суффиксам относятся:
- Нулевой суффикс глаголов повелительного наклонения:
сядь, вынь, делай. - Нулевой суффикс глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода, которые также участвуют в образовании сослагательного наклонения:
промокать – промок, промок бы; везти – вёз, вёз бы.
По функции суффиксы бывают:
Формообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых происходит образование форм одного и того же слова:
Веселый – веселее (сравн. степень);
Смотреть – смотрел (прош. время);
Почитать – почитывать (несов. вид).
Словообразующие суффиксы – это суффиксы, которые служат для образования однокоренных слов и других частей речи:
Читать – чита-тель, техника – технич-еск-ий.
http://infourok.ru/razrabotka-po-russkomu-yaziku-znachenie-suffiksa-v-slove-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-suffiksov-klass-1372973.html
http://www.calc.ru/Suffiks.html