Значение суффиксов урок во 2 классе

Урок русского языка «Значение суффиксов». 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
rya_otkr_urok_znachenie_suffiksov.docx17.26 КБ
otsenochnyy_list.docx12.03 КБ
samostoyatelnaya_rabota.docx11.22 КБ
prezentaciya2.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Значение суффиксов»

Цели: познакомить с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

— Посмотрим на слайд. Какую букву будем сегодня писать?

Вспомним, как пишется эта буква. Внимание на слайд.

— Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

3. Актуализация знаний.

1) — Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте вспомним, какие вы знаете части слова. (Слайд)

— Какую работу выполняют эти части слова?

2) — Посмотрим на картинку.(Слайд) Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.

— Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …

— Какая часть слова помогла образовать новое слово?

— А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …

— Какая часть слова помогла образовать это слово?

3) – Вспомним, что такое суффикс. (Слайд). Выберите из каждой пары утверждений правильное. Прочитайте, что у нас получилось.

4. Объявление темы, целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов. (Слайд)

5. Наблюдение над уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.

1) Словарная работа.

— Сейчас мы напишем словарный диктант с использованием картинок.

Берёза, город, карандаш, корова, тетрадь, пенал.

Самопроверка по слайду. Оценивание: без ошибок 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – 2.

— После проверки я тоже оценю вашу работу. Буду учитывать не только правильность написания, но и качество проверки.

2) Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

— А теперь от словарных слов образуем родственные слова:

Маленькая берёза (березка). А когда мы хотим ласково назвать, можно сказать «березка»? А как еще можно ласково назвать березу? (березонька)

Маленький город (городок). А ласково?

Маленький карандаш (карандашик). А ласково?

Как ласково назвать корову? (коровушка)

Маленькая тетрадь (тетрадочка). А ласково?

Маленький пенал (пенальчик) А если ласково?

— Какая часть помогла нам образовать эти слова? (суффикс). Какие суффиксы мы использовали? (дети называют). Какое значение придали эти суффиксы словам?

3) Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, — ечк-, -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

6. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Игра «Волшебник»

— Сейчас вы все будете волшебниками. Какой волшебный предмет помогает волшебнику делать чудеса? (Волшебная палочка)

— На экране вы видите суффиксы. Сейчас при помощи этих суффиксов и волшебной палочки вы будете превращать все предметы в маленькие.

Я диктую слово, а вы превращаете его (волшебные слова) и записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.

Шар, дым, трава, вагон.

2) Образование ласковых форм имен

— Многие предметы можно назвать ласково. А кого еще мы называем ласково? (детей)

— Откройте учебник с. 112. Запишите в тетрадь: Упражнение 3.

— Прочитайте про себя задание и расскажите, что вы будете делать.

— Слова будем писать парами, через запятую. Какое правило надо вспомнить при написании имен? (Имена пишутся с большой буквы). Записать 6 имен.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Наблюдение и образование слов с суффиксами –их-, -иц-, -онок-, -ёнок-

— Как вы думаете, могут ли суффиксы иметь другое значение?

-Прочитайте цепочку слов. Измените следующие слова по такому же принципу.

Медведь – медведица – медвежонок

Обращаем при записи внимание на написание слов «волчонок», «ежонок» (слова заранее записаны на доске. Ставим цель на последующие уроки.

— Какие суффиксы мы использовали при образовании этих слов. Какое значение придают словам суффиксы –иц-, -их-? -онок-, -ёнок-?

8. Повторение. Кластер.

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

— Отметьте на листочках, как вы усвоили тему. Оценивать будем по четырем критериям (Слайд) цветом

Красный – согласен с утверждением

Желтый – согласен не совсем

Зеленый – не согласен

Предварительный просмотр:

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Предварительный просмотр:

Фамилия ______________________________ Вариант 1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Фамилия ______________________________ Вариант 2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Фамилия ______________________________ Вариант 1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Фамилия ______________________________ Вариант 2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Фамилия ______________________________ Вариант 1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Фамилия ______________________________ Вариант 2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка раздел «Как устроен наш язык» 2 класс

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для образования новых слов для изменения формы слова

Части слова корень

Части слова корень окончание

Части слова корень суффикс окончание

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для изменения формы слова

кот котик котище

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. Суффикс не имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Словарь: б е рёза, гор о д, к а р а ндаш, к о рова, т е традь, п е нал.

берёза город карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а город карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь — тетрад очк а пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь — тетрад очк а пенал — пеналь чик

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь — тетрад очк а пенал — пеналь чик

-к-, — оньк -, — еньк -, — ок -, — ик -, — ушк -, — очк -, — ечк -, -чик-

Игра «Волшебник» — ик — — ок — -к- -чик-

Физкультминутка для глаз

Медведь – медведица – медвежонок

Медведь – медведица – медвежонок Волк – Лось – Ёж –

Медведь – медведица – медвежонок Волк – волчица – волчонок Лось – лосиха – лосёнок Ёж – ежиха – ежонок

Что такое суффикс? Какое место в слове занимает суффикс? Как обозначается суффикс? Для чего служит суффикс? Имеет ли значение суффикс? Какие бывают суффиксы по значению?

Понимаю, что такое суффикс. Знаю, как обозначается суффикс в слове. Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов. Знаю три значения, которые может иметь суффикс. Умею находить суффикс в слове. К согласен Ж сомневаюсь З не согласен

Заяц и ёж. Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» — «Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так твоя хорошенькая шкурка?» Зайчик вместо ответа только вздохнул. (К.Ушинский)

Басня. Небольшое аллегорическое произведение, чаще стихотворное, с нравоучительным содержанием. Герои басен – аллегории жадности, глупости, тупости, хвастовства, зазнайства и других отрицательных человеческих качеств. Басня часто заканчивается моралью – выводом автора, в котором разъясняется основная поучительная или нравоучительная мысль басни.

Алгоритм нахождения суффикса в слове. Ветерок -? Найти в слове окончание (изменить слово) Ветерок , ветерки, ветерка. В слове ветерок нулевое окончание. 2) Найти в слове корень (подобрать родственные слова) Ветерок, ветер, ветреный, ветрище. В слове ветерок корень ветер. 3) Найти суффикс (часть слова, которая находится между корнем и окончанием). В слове ветерок суффикс – ок — стоит между корнем ветер и нулевым окончанием.

Серёжа написал: « Лидачка » и обозначил суффикс – чк -, так как слово образовано от слова Лида; « Алёшинька », потому что сочетания жи — ши надо писать через и . Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

— евн — Сергеевна — евич — Сергеевич — овн — Петровна — ович — Петрович — еничн — Ильинична — ич — Ильич Образуют отчества

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы: Андрей – Роман – Кузьма – Андреевич, Андреевна. Романович, Романовна. Кузьмич, Кузьминична.

домик дом домище

Найдите суффикс в словах: голосок, столик, стебелёк, стульчик, тигрёнок.

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для образования новых слов для изменения формы слова

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. Суффикс не имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Что такое суффикс? Какое место в слове занимает суффикс? Как обозначается суффикс? Для чего служит суффикс? Имеет ли значение суффикс? Какие бывают суффиксы по значению?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль.

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса».

Разработка урока по теме «Правописание суффиксов -ек-, -ик-» для 3 класса.

Данная презентация урока по русскому языку содержит подборку упражнений,которыеспособствуют формированию у обучающихся представления о правописании суффиксов –ик-, -ек-; позво.

Конспект урока русского языка 2 классТема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок-» Образовательная система “Начальная школа XXI века”.

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-.

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс — значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.

Урок русского языка на тему «Значение суффиксов» (2 класс)

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Значение суффиксов».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма урока : урок-практикум.

Цель : создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с группой суффиксов.

предметные – содействовать формированию у учащихся образовывать слова с помощью суффиксов, углублять представления о значении суффикса в слове;

формированию личностных УУД – интерес к учебному материалу, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных принимать и сохранять учебную задачу, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

познавательных умение ориентироваться в учебном материале, умение делать выводы в совместной работе, умение применять правила;

коммуникативных формулировать собственное мнение и позицию, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами .

Оборудование урока: учебник С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Русский язык» часть первая, 2 класс, презентация, карточки для парной работы, таблицы с суффиксами, таблички для рефлексии

Содержание работы на уроке

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

2. Повторение правил посадки.

3. Подготовка руки к письму.

а) упражнения для развития кисти рук;

б) упражнения для развития пальчиков рук.

Проверка расположения учебного материала на столе.

«Сиди правильно при письме».

(упр.: вращательные движения кулачками, веер);

(упр.: поглаживание пальчиков рук).

2. Минутка чистописания.

1. Мотивация: для того, чтобы научиться писать быстро и красиво, нужно уметь правильно соединять буквы в словах и пользоваться правилами красивого письма. Красивое письмо – показатель культуры письма, выражение уважительного отношения к учителю.

2. Решение графико-каллиграфических задач:

-каллиграфическая задача – правила красивого письма;

Установите закономерность написания букв (и элементов) в данном ряду:

3. Выполнение учащимися учебных действий.

Учащиеся пишут в тетрадях:

4. Контроль и оценка:

Задание – карандашом, подчеркните те буквы, в которых по вашему мнению допущена ошибка.

Критерии: 1-3 ошибка – «5»

более 5 ошибок – «3»

На доске записан ряд букв.

( чередование заглавной и строчной букв «Нн, Оо» ).

Учащиеся работают со шкалой самооценки.

3. Словарно-орфографическая работа.

Знакомство со словарными словами:

1. Запись словарных слов:

Народ, обед, облако, овощи, одежда, отец.

2. Выполнение упражнений, направленных на запоминание зрительно-графического образа слова:

а) составление словосочетаний с новым словом (вкусный обед, белое облако…);

б) составление предложений устно

(На площади собрался народ. На огороде созрел крупный урожай овощей. Отец пришёл сегодня работы очень рано.)

4.Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Самоопределение к деятельности, цели.

1. Определение темы урока.

-Ребята, вспомните, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Суффикс как часть слова).

-Скажите, пожалуйста, так что же такое суффикс? (Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, – это суффикс.)

-Суффикс это значимая часть слова? (Да, суффикс имеет значение)

-Для чего служит суффикс? (С помощью него мы можем образовывать новые слова)

-А каким значком обозначают суффикс в словах? ( )

-Посмотрите на слайд кто это? (кот)

-Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.

-Как кот превратился в котище?

-Какое значение придал суффикс -ищ- слову?

-А как превратить в маленького кота? Котик

-Какое значение придал суффикс -ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище

-Запишите слова и выделите суффиксы.

-Вспомните, с какими суффиксами мы с вами познакомились на прошлом уроке? (-иц-, -их-, -онок-, -ёнок-)

-Какое значение у этих суффиксов?

(суффиксы -иц-, -их- называют самку животных, например, медведица, зайчиха, лисица; а суффиксы –онок-, -ёнок- называют детёнышей животных, например, медвежонок, зайчонок, лисёнок )

-А у суффиксов -ан-, -ян-, -анин-, янин- , какое значение? ( Эти суффиксы называют людей по месту их жительства, например, парижанин-парижане, россиянин-россияне).

-Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к-, какое имеют значение? (уменьшительно-ласкательное, например, лапушка, хозяюшка, ушко).

-Как вы думаете, что мы сегодня с вами продолжим изучать?

2. Работа с учебником.

-Ребята, откройте учебник на с. 110 и прочитайте тему нашего урока: «Значения суффиксов».

— Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? (Узнаем значения суффиксов)

Для чего это нам пригодится?

Тест «Что я знаю о суффиксах?»

таблички с суффиксами

5. Первичное усвоение новых знаний.

Учащиеся выполняют упражнения: — Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня? ( Басня – это поучительное произведение (рассказ или стихотворение)).

-Что необычного вы заметили в тексте? (выделенные слова)

— Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова? (от слов: белый, гладкий, хороший)

-Какое значение приобретают слова с суффиксом -еньк-?

-Вспомни два-три слова с этим же суффиксом, запиши слова (миленький, доченька, дороженька).

Запись в тетрадях: белый + -еньк- = беленький; гладкий + + -еньк- = гладенький; хороший + -еньк- = хорошенький (в словах выделены корни и суффиксы).

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.

Корень Суффикс Окончание

Общая часть Для образова- Для измене-

родственных ния новых ния формы

слов слов слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове?

Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.

Рубрики «Обрати внимание» и «Подсказка» вводят алго­ритм нахождения суффикса в слове.

До прочтения рубрик учи­тель задает вопрос:

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? (Суффикс – это часть слова между корнем и оконча­нием, значит, сначала нужно найти в слове окончание. Для этого нужно изменить форму слова, потом найти корень. Что­бы найти корень, нужно подобрать к слову родственные слова и найти их общую часть, а затем часть, которая стоит между корнем и окончанием, — это и будет суффикс.)

Чтобы найти суффикс, действуй так.

Сначала обозначь в слове окончание, потом – корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.

1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово – котёнка, котёнку. Значит в слове котёнок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Кот, котик, котище. Значит в слове котёнок корень кот.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове котёнок суффикс -ёнок-.

Спиши, обозначь суффиксы.

голосок, волосок, башмачок, крючок, колосок, стебелёк, ветерок;

домик, столик, котик, коврик, носик, глазик, садик, тортик;

диванчик, шкафчик, стульчик, трамвайчик, карманчик

Какое значение имеют суффиксы -ёк-, -ок-, -ик-, -чик-?

Среди этих слов, есть два слова, в корнях которых происходит чередование согласных [к//ч]. Выпиши эти слова и подчеркни чередующиеся согласные.

голосок, голоска, голоску; голос, голосистый, голос + -ок = голосок; волосок, волоска, волоску; волос, волосяной, волос + -ок = во­лосок

Обязательно нужно отметить чередование в парах слов башмак — башмачок, крюк — крючок.

Урок русского языка по теме «Что такое суффикс. Роль суффиксов в речи». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о частях слова;
  • узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

Оборудование и материалы:

  • учебник: Л.Ф.Климанова «Русский язык. 2 класс»
  • раздаточный материал
  • памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
  • карточки для работы в группах
  • карточки для дифференцированной работы
  • проектор, компьютер
  • Презентация Microsoft Power Point

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД1. Самоопределение к деятельностиОрганизационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферыСлайд 2

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.

– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.Дети настраиваются на активную работуЛичностные:
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиРабота в парах– Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.

Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)

Слайды 3

Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами

Слайд № 4 (подсказка)

Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урокаРабота в группах– Какие части слова вы знаете?
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 5
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось?
Слайд 6
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 7
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?
Слайд 8
– Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.– Корень, основа
– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс —к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62

– С помощью суффикса образовались новые слова?

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование
проблемы
Коммуникативные: работа в группах.4. Закрепление: создание условий
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.Прием «Кластер»
ФронтальноНа доске и удетей карточки со словами:

Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение

– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 9, 10У детей и на доске получается схема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаковФизминутка для глаз Слайд 115. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информацииГрупповая работа.
Образование слов с помощью суффиксов1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: тель, ник, ист

строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 12)Дети работают в группах.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: очк, ечк, оньк, еньк.

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 13)

– Имена звучат ласково.
ик-, ишк-3 группа

Задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: —ик-, ищ-, ишк-, ин
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Можно сравнить вывод на стр. 63
Проверка по слайду (Слайды 14-16)

– Увеличивает предметы4 группа

Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс —онок-, а когда —ёнок— и сделайте вывод.

лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок

(Слайды 17-20)

Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.5 группа

Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс —ик— , а когда суффикс —ек-.

Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка

Проверка по слайду 21, 22, 23

Используя вывод, напиши правильно

Платоч…к стол…к
листоч…к билет…к
песоч…к зуб…к.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-znachenie-suffiksov-klass-3484554.html

http://urok.1sept.ru/articles/649174