Звонкие и глухие парные согласные и их правописание в конце слова

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка 2 класс

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Цель урока: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_25.01.18.docx188.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Подготовила: Берникова Ульяна Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Романовская средняя общеобразовательная школа» Всеволожского района (МОУ «Романовская СОШ»)

учитель начальных классов

Цель урока: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова.

1. Закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и способе проверки их написания.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Продолжить формировать умение высказывать собственное мнение; делать вывод (обобщив сказанное).

4. Развивать внимание и наблюдательность.

5. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Оборудование: учебник «Русский язык» (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), мультимедиа, карточки с заданием.

Тип урока: закрепление изученного.

Форма урока: игровая.

І. Организационный момент.

Учитель: Игра «Платочек».

— Ребята, создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

ІІ. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока.

(Проверяются составленные слова из букв слова орфограмма ).

На слайде записаны слова: снег, флаг, рама, год, сок.

— Какое слово лишнее? Почему?

— Кто догадался, над какой темой, сегодня будем работать? (Правописание парных согласных на конце слова)

— А мы уже этому учились? (Да)

— Прочитайте тему урока ( на слайде)

(учитель читает стихотворение)

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих.

Прислушайтесь к звучанию согласных.

Чтобы не путать звонких и глухих…

— Какова же цель нашего урока? (Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова).

— Я вам желаю на уроке удачной работы.

III. Повторение и обобщение изученных знаний.

—Запишем Дата. Классная работа.

—Сегодня на уроке на минутке чистописания мы будем писать букву

«С», соединение букв с этой буквой, слова с этой буквой и предложение.

с са сд сб со см сл ся

снег след сугроб лес

Завалила зима сугробами леса

Б) Фонетическая минутка.

— Какие звуки можно обозначать этой буквой?

— Дайте характеристику звуку (с).

— В каких соединениях первой строчки звук (с) твёрдый?

— А в каких соединениях звук (с) мягкий?

— Вспомните, какие гласные обозначают мягкость согласных?

В) Орфографическая минутка .

— Прочтём слова на второй строчке и определим, на какое правило все эти слова?

— Как узнать, почему эти слова так пишутся?

(Подбираем проверочные слова)

— Прочтём третью строчку. Что мы прочли?

— Сколько слов в этом предложении?

— Какой знак препинания в конце предложения?

— Найдите и подчеркните главные члены предложения.

ІV. Работа по теме урока.

  1. Словарно-орфографическая работа. Картинный диктант.

Показываю картинки на слайдах, дети записывают слова: медведь, арбуз, карандаш, тетрадь, сапог, морковь, завод .

— Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

— Непроверяемые безударные гласные и парные согласные в словах.

— Где стоят парные согласные?

— Сегодня на уроке повторим правописание парных согласных на конце слова. Также повторим слова с другими изученными орфограммами.

2) Сказка о парных согласных.

Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили они дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались на конце слова: дуб, круг. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные стали слышаться как глухие согласные. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь; помирили парные согласные. (На доске из букв составлены эти слова, на конце слов ставлю буквы ы и и) . Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.

Помните дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.

3) Выборочный диктант.

— Я буду диктовать текст, а вы из текста выпишите однокоренные слова. (Один ученик работает за доской.)

Мороз разукрасил стёкла на окнах. Первые заморозки бывают осенью. Хорошо поработал дедушка Морозко. Лёгкий морозец щиплет щёки.

— Подчеркните все орфограммы.

Получается такая запись: м о ро з , зам о р оз ки, Мо ро з ко, м о розец.

— Почему слово Морозко написали с заглавной буквы?

— Имя сказочного персонажа.

— Докажите, почему эти слова являются однокоренными.

— Есть общая часть –мороз- и они родственные.

— Какое из данных слов является проверочным к словам с парными согласными? Почему?

— Морозец, потому что после согласного следует гласный.

VI. Работа с учебником.

(Дети работают в тетради, по очереди проговаривая написание словосочетаний).

VІІ. Самостоятельная работа учащихся. Рефлексия.

(Дети выполняют самостоятельную работу на карточках).

Составь и запиши словосочетания.

неуклюжий ______________ (___________)

колючий ______________ (____________)

рогатый ______________ (____________)

прекрасный _____________ (____________)

Слова для справок : лебе(д,т)ь, ё(ш,ж), медве(т,д)ь, ло(з,с)ь.

В скобках запиши проверочные слова.

VII. Обобщение и итог урока.

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что показалось трудным?

— Какое правило нужно использовать, чтобы правильно написать слова с парными согласными на конце слова?

Домашнее задание стр. упр. 48

1. Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2017г.

2. Додух Н.В. Письмо. Развитие речи 1-4 классы Конспекты занятий, дифференцированные задания. Волгоград. Учитель 2011г.- с, 85, с.86.

3 .Зубарева Л.В.Коррекция письма на уроках 1-2 классы.

Практические и тренировочные задания и упражнения. Волгоград.Учитель.2005-с.11.

Составь и запиши словосочетания.

неуклюжий _______________________ (___________________________)

колючий _______________________ (___________________________)

рогатый _______________________ (___________________________)

прекрасный _______________________ (___________________________)

Слова для справок : лебе(д,т)ь, ё(ш,ж), медве(т,д)ь, ло(з,с)ь.

В скобках запиши проверочные слова.

Составь и запиши словосочетания.

неуклюжий _______________________ (___________________________)

колючий _______________________ (___________________________)

рогатый _______________________ (___________________________)

прекрасный _______________________ (___________________________)

Слова для справок : лебе(д,т)ь, ё(ш,ж), медве(т,д)ь, ло(з,с)ь.

В скобках запиши проверочные слова.

Составь и запиши словосочетания.

неуклюжий _______________________ (___________________________)

колючий _______________________ (___________________________)

рогатый _______________________ (___________________________)

прекрасный _______________________ (___________________________)

Слова для справок : лебе(д,т)ь, ё(ш,ж), медве(т,д)ь, ло(з,с)ь.

В скобках запиши проверочные слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой.

«Закрепление правописания парных звонких и глухих согласные на конце слова»

Конспект на тему: «Закрепление правописания парных звонких и глухих согласные на конце слова»Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес»Цель: Закрепить умения написания парных звонких и глухи.

Методическая разработка урока по русскому языку «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса («Школа России»). Тема:»Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» (обобщающий урок).

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова» 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова» 1 класс.

Конспект урока «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 1 класс УМК » Школа России»

Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление. 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Презентация к уроку:»Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.»(1 класс УМК «Школа России»).

Презентация по теме :»Правописание парных согласных в корне слова» выполнена как дополнительный наглядный материал для урока и призвана активизировать познавательную активность первокл.

Конспект урока русского языка на тему: «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Цель : закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными звуками на конце слова.

Планируемые результаты: учащиеся научаться проверять звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.

— проявлять интерес к изучению темы;

2. Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

— распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;

б) регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— исправлять ошибки в учебном тексте.

в) коммуникативные умения:

— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

3. Предметные умения:

— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов;

— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

Оборудование : карточки для работы в парах, слайды, картинка лука и луга, веера, лента букв, карточки с телеграммами.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

— Проверьте, все ли готово у вас к уроку.

— Хорошо. Тогда мы начинаем.

— Я предлагаю вам сегодня работать под девизом: (слайд №1)

« Хочешь грамотным быть – учись думать и мыслить»

Актуализация опорных знаний.

— Поиграем в игру « Вопрос – ответ»

1. Мы произносим и слышим …..(звуки)

2. Мы произносим и пишем ….(буквы)

3. <б>, <п>, <в>, <г>, <ш>, <р>, <н>– это …. (согласные звуки)

5. В каждом ряду назовите «лишний звук»:

6. Назовите парные звонкие и глухие согласные.

7. Назовите непарные звонкие.

8. Назовите непарные глухие.

9. Назовите непарные мягкие.

10. Назовите непарные твердые.

3. Минутка чистописания :

Г, к , п, б ,д ,т ,ж ,ш ,р

— Что общего у всех этих букв?

— Какая буква лишняя? (Лишняя буква р)

— Почему? ( Буква р обозначает непарный согласный звук, а все остальные звуки образуют пары по звонкости – глухости)

— Пропишите эти буквы. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

4. Объявление темы и целей урока:

— Что же нас ждет сегодня на уроке русского языка?

— Послушайте внимательно стихотворение и пробуйте определить тему нашего урока:

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке» .

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

— Догадались? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.( Слайд №2)

— Какова же цель нашего урока?( Учиться писать слова с парными согласными на конце слова)

— Для чего нужно изучать эту тему?

5. Словарная работа

— Поиграем. Кто правильно и быстро из словаря учебника выпишет слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова за 2 минуты.

— Кто выписал 2 слова, 3 слова, 4 слова.

Читает тот, кто выписал 2 слова, 3 слова, 4 слова. Оценивание.

6. Работа по теме

1. Отгадайте загадки:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

— Что обозначает слово «луг», на которой вышли коровы?

Самостоятельное составление транскрипции.

— Проверьте, правильно ли вы составили транскрипцию этих слов.

Открывается на слайде.

— Что заметили? (транскрипции слов одинаковые)

Неужели загадки об одном и том же? ( Нет, это разные слова)

— А как вы докажите, что это два разных слова, а не одно и то же? ( В первой загадке говорится о луке – это овощ, а во второй луг – участок с травянистой растительностью).

— Послушайте еще раз слово (лук). Можете ли вы точно сказать: я назвала овощ или участок с травянистой растительностью? (Может первое, а может второе. Слова звучат одинаково.)

— Произнесем слова вместе и прислушаемся.

Какой звук слышится на конце первого слова? (На конце первого слова слышится звук (к)

— Какой звук слышится на конце второго слова? (На конце второго слова слышится звук (к)

— А теперь посмотрим как пишутся эти слова. (учитель открывает первое слово)

— Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем (к)? (Звук (к) обозначен буквой ка).

— Читаем второе слово. (Луг)

— Какой звук слышится на конце этого слова? (На конце слова слышится (к))

— Какой буквой обозначен (к)? (Звук (к) обозначен буквой г)

— Посмотрите на транскрипции и скажите, какими буквами может обозначаться звук (к) на письме? (На письме звук (к) может обозначаться буквами г и ка) таблица из букв

— Смотрите, какой хитрый звук: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы – г или кА. Можно ли при письме доверять такому звуку и писать так, как слышишь? (Нет)

— Почему? (Можно написать не ту букву)

— Как называется такая позиция звука?

Значит, согласному звуку, стоящему на конце слова в слабой позиции, доверять нельзя.

— Что же нужно сделать, чтобы не допустить ошибки на письме? (Проверить слово)

— Подберите проверочное слово. Как правильно подобрать проверочное слово? (Изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный).

— Лук – лука, луг – луга.

Работа над правилом

— Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласной стоял гласный)

— Какие слова являются проверочными? (Слова, в которых после согласного произносится гласный является проверочным)

— А теперь я проверю, как вы поняли правило? (слайд №3)

Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___ слова или подобрать ___ слова так, чтобы ___ этой согласной стояла ___.

( Дети восстанавливают правило).

Физкульминутка « Танцуем с животными»

Упражнения в правописании слов с парными согласными в корнем

— Ребята! Верблюд тоже хотел с нами потанцевать, но не смог прийти. (На слайде открывается картинка верблюда). А вы знаете, где живет верблюд?

Он получил телеграмму от цыпленка, как нужно пройти к нам в школу, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте.

Иди прямо через зеленый лук.

Справа от тебя будет большой прут, а на нем деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждем тебя.

— Почему верблюд ничего не понял?

— Назовите слова, в которых допущены ошибки? (Подчеркивают слова, зачеркивая ошибки). (Заранее подготовленные учащиеся находят в словаре и читают, что такое пруд, прут, плод, плот; на слайде появляются картинки).

— Как проверить парный согласный на конце слова? (Нужно изменить слово, чтобы после согласной стоял гласный)

— Выпишите слова, в которых допущены ошибки, исправив их, подобрав проверочные слова.

— Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш товарищ. Выставите отметку карандашом.

Самостоятельная работа. (Разноуровневая)

— А теперь самостоятельно проверьте свои знания в правописании слов с парными согласными. (На партах карточки с заданием).

1. Вставь пропущенные буквы.

У Сережи на рисунке ястре_(б) . У ястреба сильный клю_(в). А вот жира_(ф) жует морко_(вь). Чей это жира_(ф)? Жирафа нарисовали Ле(в) и Гле_(б).

2.Измени слово так, чтобы они обозначали один предмет.

Спиши. Выбери нужную букву.

Кла (д,т) , ёр(ш,ж), фло(т,д), манне(ж,ш), нево(д,т), поя(с,з), камы(ш,ж) ,гара(ш,ж), пля(ж,ш), коло(с,з), кара(сь,зь), огоро(т,д).

— А теперь проверим.

— Какое правило помогло вам справиться с заданием.

Урок русского языка по теме: «Закрепление знаний о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов»

Программа “Школа России”
Урок русского языка во 2 классе

Тема: Закрепление знаний о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

Цель: углубить знания учащихся в правильном написании парных звонких и глухих согласных на конце слов.

1. Закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова и способе проверки их написания.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Продолжить формировать умение высказывать собственное мнение; делать вывод (обобщив сказанное).

4. Развивать внимание и наблюдательность.

5. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Оборудование: цветные карандаши для релаксации, стихоторение-загадка С.Я. Маршака на плакате, карточки-тесты, правило о правописании парного согласного на плакате.

I. Организационный момент.

Учитель: Звенит звонок, начинается урок.

Релаксация. Ребята, у вас на столах три карандаша – красный, зеленый, синий. Если у вас отличное настроение – поднимите красный карандаш, если хорошее – зеленый, если плохое – синий.

II.Сообщение цели урока.

На доске запись:

Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Учитель: Прочитайте предложение. Что это?

Ученик: Это пословица, народная мудрость, она всегда чему — то учит.

Ученик: Пословица учит дорожить дружбой.

Ученик: Друг настолько важен, что сравнивается с ценным кладом.

Учитель: Молодцы! Без этой пословицы мы сегодня не обойдемся. Мы должны работать дружно! Что интересного вы заметили в предложении еще?

Ученик: В предложении выделены парные согласные на конце слов.

Учитель: Итак, как вы думаете какова тема урока?

Ученик: Тема урока – закрепление знаний о правильном написании парных согласных на конце слов.

III. Чистописание.

Учитель: Напишите красиво эту пословицу.

IV. Работа над темой урока.

1. На доске плакат:

По полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход/т.
То назад/т, то вперед/т.
А за ним такая глад/ть.
Что и зыби не видать.

Учитель: Прочитайте стихотворение – загадку. Отгадайте.

Учитель: Что интересного заметили?

Ученик: В загадке есть слова с парными согласными, причем нужно выбрать правильную.

Учитель: К данным словам подобрать проверочные, записать, орфограмму выделить.

Проверка. Пароход – пароходы, назад – позади, вперед – впереди, гладь – гладенький, утюг – утюги.

Учитель: Сделайте вывод о правописании парных согласных на конце слов.

2. Игра “ Множественное число — единственное”.

Учитель: Я говорю слово во множественном числе, а вы пишите в единственном числе, выделяя парный согласный. Посмотрим, кто умеет слышать, грамотно писать парный согласный!

Морозы (мороз), труды (труд), холода (холод), города (город), дрозды (дрозд), льды (лед), берега (берег), ежи (еж).

3. Работа в группах. Задание тестового характера.

1) На доске запись:

Учитель: Прочитайте предложения. Найдите предложение, в котором правильно найдены главные члены предложения. Запишите его, докажите правильность выбора, подчеркните парную согласную.

Дети обсуждают, находят, доказывают.

2) Задание тестового характера (на карточках).

Слова для I группы:

Слова для II группы:

1. Водопа_

1. Площа_ь

2. Виногра_

2. Самоле_

3. Салю_

3. Пешехо_

4. Медве_ь

4. Заво_

5. Сле_

5. Горо_

Слова для III группы:

Слова для IV:

1. Самока_

1. Похо_

2. Пру_

2. Мос_

3. Отря_

3. Шокола_

4. Лоша_ь

4. Кла_

5. Наро_

5. Мармела_

Учитель: Прочитать, выбрать слова, в которые нужно вставить букву Д, доказать правильность своего ответа.

Учащиеся обсуждают задание в своей группе, выбирают отвечающего, который доказывает свой ответ.

4. Работа с деформированным текстом. Задание творческого характера.

На доске запись:

Мороз, легкий, ночью, был. Пушистый, снег, выпал, утром. На, ветках, наряд, красивый, берез.

Учитель: Прочитайте. Что заметили необычного?

Ученик: Деформированный текст. Нарушен порядок слов в предложении.

Учитель: Молодец! Итак, составить с данными словами три предложения, записать. Подчеркнуть парные согласные, доказать правильность их написания.

Учащиеся работают в группе сообща, рассуждая. Один ученик из группы отвечает.

Ночью был легкий мороз. Утром выпал пушистый снег. На ветках берез красивый наряд.

Мороз-морозы, снег-снега, берез-березы, наряд-наряды. Парный в слове проверяй, рядом гласный подставляй!

Учитель: Придумать и записать четвертое предложение, чтобы рассказ был законченным.

Ученик: Как красиво в зимнем лесу!

Ученик: Как прекрасен зимний лес!

Учитель: Вы хорошо поработали, я рада!

Учитель: А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы научились писать слова с парными согласными на конце слов.

Каждое слово из левого столбика соедини линией с проверочным словом из правого столбика.

Дети обсуждают, отвечают, доказывают.

Учитель: Сделайте вывод о правописании парных согласных на конце слов.

Ученики: Парный в слове проверяй, рядом гласный подставляй!

Учитель: Теперь, ребята вернемся к пословице. Как мы сегодня работали?

Ученики: Дружно, помогали друг другу.

Релаксация: Поднимите карандаш, цвет которого подходит вашему настроению.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-parnih-zvonkih-i-gluhih-soglasnih-na-konce-slova-1188187.html

http://urok.1sept.ru/articles/419946