Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по русскому языку УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rus_okrt_16.10.13.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Цели деятель-
ности учителя
Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностямипонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
м етоды и формы обучения
Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm
Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)
Запись элементов букв, звукобуквенного разбора слова «ключ», слов с непроверяемыми написаниями
Основные понятия и термины
Согласные звуки. Парные и непарные по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласные звуки. Условное звуковое обозначение согласных звуков. Буквы, которые обозначают мягкость (твердость) согласных звуков на письме. Буквосочетания ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк, чн, нч, чт, щн . Слова с непроверяемым написанием. Звукобуквенный разбор слова. Правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков буквами
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Формируемые
умения (универсальные учебные действия)
Звуки и буквы
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы — пишем и видим (когда читаем). На письме звуки обозначаются буквами.
Для обозначения звуков мы тоже используем буквы, но ставим их в квадратные скобки. Это фонетическая запись букв.
Например: звук [м], буква — «эм»
Фонетическая запись букв — это транскрипция. Она помогает понять нам, как мы говорим, отражает живое звучание речи, учит правильно произносить слова.
При оформлении транскрипции учитывай:
- оно оформляется в квадратных скобках
- каждому звуку соответствует один знак
- большая буква не используется
- в словах обязательно ставится ударение
- мягкость согласного обозначается значком [ ‘ ] — по́лька — [по́л’ ка], листо́к — [л’ исто́к]
- долгота звука обозначается значком [ ¯ ] — он используется, когда из двух букв получается один звук: ссо́ра — [ с о́ра]
Постановка ударения очень важна для правильной фонетической записи. Ударение, его особенности и правила постановки в русском языке изучает наука акцентология.
Звуки бывают: гласные и согласные.
- буквы, обозначающие гласные звуки ( а, о, у и другие)
- буквы, обозначающие согласные звуки ( м, р, к, б и другие)
- буквы, не обозначающие звуков ( ъ, ь )
В русском языке звуков больше, чем букв.
Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово для разбора.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правила фонетического разбора
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а ́];
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — [с], и — [и], м — [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — [–];
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м — [м’];
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком; - В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.
Правила для ь, ъ
- Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
- Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’] . - Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл] . - Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова] . - Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
- Буква и после ь обозначает звук [й’и].
Ручьи → [руч’й’и] . - Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
в начале слова | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после гласных | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после ь, ъ | а | о | й’и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после ж, ш, ц | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ ж ], [ ц ].
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [пой’эст] . - Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э] . - Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] . - Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а] .
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з’д’элал] . - Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’] - Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон’т’ик] . - Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик] . - Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што] .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’] . - Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
купаться → [купац:а] . - Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица] . - В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син’эва] . - Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик] .
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].
Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
http://budu5.com/manual/chapter/77
http://phoneticonline.ru/pravila.html