Звуки и буквы произношение и правописание 5 класс карточки

Карточки по разделу «Фонетика», 5 класс

Карточки по разделу «Фонетика»

Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.____________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите количество букв и звуков в словах.

Яркий, восстание, подъезд, солью, привлекает, сердечный, ее, деревья, традиция, ориентир

Образец: маяк – 4 б., 5 зв.

Определите количество букв и звуков в словах.

Шинель, гигантский, асфальт, рояль, коллектив, лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян.

Образец: маяк – 4 б., 5 зв.

Выполните фонетический разбор слов.

Выполните фонетический разбор слов.

Запишите транскрипцию слов.

Ястреб, зверь, ёрш, маяк, плющ, жюри, что, ателье, мята, юг.

Запишите транскрипцию слов.

Ястреб, зверь, ёрш, маяк, плющ, жюри, что, ателье, мята, юг.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Декова Татьяна НиколаевнаНаписать 12978 15.10.2017

Номер материала: ДБ-755611

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.10.2017 5217
    15.10.2017 5266
    15.10.2017 417
    15.10.2017 856
    15.10.2017 515
    15.10.2017 3745
    15.10.2017 6434
    15.10.2017 338

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык 5 класс Звуки и буквы. Произношение и правописание.

углубить знания учеников о фонетике русского языка, показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 5 класс Звуки и буквы. Произношение и правописание.»

Русский язык 5 класс

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Цели: углубить знания учеников о фонетике русского языка, показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

I Эмоциональный настрой

На прошлом уроке мы говорили с вами о языке. Тема сегодняшнего урока будет связана и с языком, и с речью.

Чем звуки речи отличаются от других звуков?

Вспомните, какие звуки мы можем услышать на улице?

Мы живём в мире звуков. Этих звуков великое множество: шелест листвы, пение птиц, шорох травы, журчание ручья, гудки машин, звон трамваев. Но из них нельзя составить слово или предложение. Для этого нужны особые звуки — звуки речи.

1) Звуки речи произносятся очень чётко, ясно, их можно легко отличить друг от друга, выделить в речевом потоке. Они, как говорят учёные, «членораздельны».

Но разве звуки, издаваемые животными, не членораздельны? Ведь кажется, что животные довольно чётко произносят звуки, мы можем даже воспроизвести их голосом.

В действительности животные издают довольно нечёткие, неопределённые звуки, которые могут по-разному восприниматься разными людьми, народами, нациями.

Только человек может произносить ясные, членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата. (По Л. Успенскому)

II Проблемная ситуация

Посмотрите на доску и скажите, что на ней написано. Сформулируйте тему нашего урока:

/б’/ — б, /п/ — п, /м’/ — м, /д’/ — д, /з/ — з.

Записаны пары, в которых есть звуки и буквы.

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами? Понять разницу между буквами и звуками. Вспомнить звуки (мягкие и твёрдые)

III Работа с учебником

Чем звук отличается от буквы?

Из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? Из звуков.

Из чего состоит алфавит? Для чего служат буквы?

Назовите все гласные звуки? АОУЫИЭ

Чего больше букв или звуков?

Что изучает фонетика?

Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их изменение в речевом потоке, а также слоги, уда­рение, интонацию.

Какую речь она изучает: устную или письменную?

Зачем современному человеку изучать фонетику? В каких профессиях пригодятся знания фонетики?

Фонетика нужна людям разных профессий. Артистам, дикторам, ведущим теле- и радиопередач фонетика подсказывает, как правильно и выразительно произносить звуки речи и целые слова. Врачам-логопедам помогает учить детей правильно выговаривать трудные звуки.

Фонетика — от греч. Phone «звук». Знание фонетики необходимо программистам при создании «голосовых» компьютерных программ, которые позволяют воспринимать голос человека. Машина «узнаёт» звуки речи, соединяет их в слова, предложения и воспроизводит в письменной форме на дисплее. Клавиатура при этом уже не нужна.

IV Задание «Кто больше?»

Древнегреческий корень фон (phone) встречается во многих русских словах. Вспомните и запишите эти слова, дайте их толкование.

Упр.9 Первая часть устно, вторая письменно

Упр.12 устно и письменно

V Почему так говорят? (фразеологическая пятиминутка)

Белая ворона – так говорят о человеке, который резко отличается от других. Впервые это выражение встречается у древнеримского поэта Ювенала:

Род даёт царства рабам,

Доставляет пленным триумфы.

Впрочем, счастливец такой

реже белой вороны бывает.

Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом.

Заключение: Сегодня мы с вами говорили о звуках и буквах, выяснили, что не все звуки членораздельные, вспомнили, чем буква отличается от звука.

Карточки по русскому языку «Фонетика. 5 класс»

Карточки к разделу «Фонетика»

И прямые, и кривые,

От рождения немые,

Сразу заговорят. (Буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё … (Алфавит)

Расположите названия городов строго в алфавитном порядке.

Москва, Смоленск, Тула, Мурманск, Керчь, Новороссийск, Волгоград, Севастополь.

— Знаете ли вы, что объединяет эти города? (Это названия городов-героев). Какие ещё города-герои вы знаете?

В каком ряду названия городов расположены строго в алфавитном порядке?

1) Воронеж, Владимир, Владивосток, Волгоград, Вологда

2) Владимир, Владивосток, Вологда, Волгоград, Воронеж

3) Владивосток, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж

4) Волгоград, Воронеж, Владивосток, Вологда, Владимир

— Какие из перечисленных городов являются городами воинской славы? (Воронеж, Владивосток).

4. В каком ряду названия городов расположены строго в алфавитном порядке?

1) Барнаул, Брянск, Белгород, Белорецк, Борисоглебск

2) Магадан, Майкоп, Можайск, Мурманск, Мичуринск

3) Казань, Калининград, Калуга, Красноярск, Краснодар

4) Саратов, Севастополь, Северодвинск, Смоленск, Сочи.

— Какие из перечисленных городов являются городами-героями? (Мурманск, Севастополь, Смоленск).

— Какие из перечисленных городов являются городами воинской славы? (Белгород, Брянск, Можайск).

Совпадает ли количество букв в русском алфавите с количеством звуков, обозначаемых ими? Докажите, приведите примеры.

В каком слове звуков больше, чем букв?

семья 2) земля 3) якорь 4) пояс

Игра «Кто быстрее?». Кто (за условленное время) запишет больше слов, в которых звуков меньше, чем букв, и, наоборот, букв меньше, чем звуков?

В речи малышей встречаются слова «колобок» (вместо коробок), «миска» (вместо мишка) и др. Как вы думаете, чем это вызвано?

Согласные звуки твёрдые и мягкие

Всегда ли мягкость согласного звука обозначается при помощи мягкого знака? Почему в словах дочка, мощный, бинтик, гвозди мягкий знак для обозначения мягкости не пишется? Сделайте выводы из этих фактов.

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

живёт 2) жила 3) дача 4) щука

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

ёжик 2) цапля 3) крокодил 4) жираф

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) песня 2) припев 3) мотив 4) певец

В каком слове все согласные звуки мягкие?

лимон 2) апельсин 3) киви 4) яблоко

Согласные звуки звонкие и глухие

В каком слове все согласные звуки глухие?

ёж 2) мышь 3) вскачь 4) плющ

В каком слове все согласные звуки звонкие?

космос 2) яма 3) мороз 4) голод

В каком слове есть согласный звук [д]?

день 2) отбежать 3) блюдце 4) редкость

В каком слове есть согласный звук [т]?

отдала 2) учится 3) поднял 4) предположил

Сделайте фонетический разбор слов: съезд, всё, маяк.

Укажите ошибочное суждение

1. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЧУВСТВА есть непроизносимый согласный.

2) В слове ПЕЧЬ звуков меньше, чем букв.

3) В слове ЯСЕНЬ букв больше, чем звуков.

4) В слове ПОХОЖ последний звук [ш].

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БОЛЬШОГО нет звука [г].

2) В слове ЦЕПОЧКА все согласные звуки твёрдые.

3) В слове НЕПРИЯТНО буква Я обозначает два звука.

4) В слове НЕНАСТНЫЙ есть непроизносимый согласный.

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЯКОРЬ одинаковое количество букв и звуков.

2) В слове МОЛОТЬБА все согласные звуки звонкие.

3) В слове ОБАЯНИЕ буква Е обозначает один звук.

4) В слове ЛЕСТНИЦА есть непроизносимый согласный.

4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СБЕЖАТЬ нет озвончения согласного звука.

2) В слове ОСЕНЬ звуков меньше, чем букв.

3) В слове ПРОСЬБА есть звук [з’].

4) В слове КРУГ нет звука [г].

Укажите ошибочное суждение

1. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове (у) НЕЁ два мягких согласных звука.

2) В слове НИЧУТЬ все согласные звуки мягкие.

3) В слове ЗНАЕШЬ одинаковое количество звуков и букв.

4) В слове ЯНВАРЬ букв больше, чем звуков.

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЕЛЬНИК все согласные звуки мягкие.

2) В слове РЕДКО два глухих согласных звука.

3) В слове МЕСТНЫЙ есть непроизносимый согласный.

4) В слове РАНЬШЕ один мягкий согласный.

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОДСВЕЧНИК происходит оглушение согласного.

2) В слове ОБЪЯВИТ звуков столько же, сколько букв.

3) В слове КОПЕЙКИ все согласные звуки глухие.

4) В слове ЛАДЬЯ буква Я обозначает два звука.

4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ШЁЛ все согласные звуки твердые.

2) В слове ПОДКОЛОТ только один звонкий согласный.

3) В слове ЕЖИХА звуков больше, чем букв.

4) В слове РУКАВ последний звук звонкий.

Чередование звуков. Полногласные и неполногласные сочетания слов

Образуйте фонетическую пару по приведённому образцу. Например: день – дня.

Красавец, лев, ливень, лоб, морозец, мох, новичок, песок, потолок, свисток, сон.

Какой фонетический процесс отмечается в данных словах?

Подберите однокоренные слова с чередованием согласных. Например: снег – снежный. Река, казак, друг, ухо, рука, свеча, езда, водить, воздух, сухой.

Характерной звуковой особенностью русского языка является полногласие, которое проявляется в том, что в исконно русских словах выступают сочетания оло(ело), оро, ере между согласными в корнях слов (и в некоторых приставках). Например: голова, город, дерево, пере- и т.д. Вместе с тем почти каждому русскому слову с полногласием можно найти соответствующие однокоренное слово со старославянским неполногласным сочетанием ла, ра, ре. Например: глава, град, древо, пре- и т.д.

Приведите слова с неполногласными сочетаниями:

берег, береговой – брег, прибрежный

ворота — … (врата (науки), вратарь)

голос, голосование — … (возглас, гласный)

городить, огород — … (ограждать, ограда)

заполонить — … (плен, пленник)

здоровый, здоровье — … (здравый, здравствовать, здравоохранение)

молодой, молодость — … (младенец, младший)

середина — … (среда, посредник)

сторона, посторонний — … (страна, иностранный)

холод, холодный — … (прохлада, охладить)

хоронить — … (хранить, хранилище)

Учись говорить правильно

1. Придумайте фразы с приведенными звукосочетаниями. Объясните, благодаря чему рифмуются слова? Например: Кры-кру-кра – идёт игра. Бо-бу-бы – стоят столбы.

Со-со-со – … (покатилось колесо).

Жа-жа-жа – … (мы увидели ужа).

Ло-ло-ло – … (на улице тепло).

Лу-лу-лу – … (стул стоит в углу).

Ра-ра-ра – … (Саше спать пора).

Ча-ча-ча – … (на столе горит свеча).

Цо-цо-цо – … (мы построили крыльцо).

Цы-цы-цы – … (мы сегодня молодцы).

Ша-ша-ша –. (мама моет малыша).

Руки мыть пошла Людмила

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой…

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из…

Молодчина эта Лина

Михаил играл в футбол –

И забил в ворота…

В реке большая драка –

Кто имеет один рог?

Произнесите скороговорку сначала медленно, а затем в ускоренном темпе. Постарайтесь чётко проговаривать все слова.

Как вы думаете, почему скороговорки способствуют овладению правильным произношением? Докажите.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Во дворе горка, под горкой норка.

В этой норе крот, он норку стережёт.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Не живут ужи, где живут ужи.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У зайки Бубы заболели зубы.

На окошке крошку мошку
Ловко лапой ловит кошка.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Везёт Сеня с Саней Соню на санях.

Проворонила ворона воронёнка.

У пеньков опять пять опят.

Дробью по перепелам
да по тетеревам.

Веселей, Савелий,
Сено пошевеливай!

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Поставьте правильное ударение. Какие закономерности в произношении данных групп слов вы можете отметить?

весел, весела, весело, веселы.

дорог, дорога, дорого, дороги.

редок, редка, редко, редки.

крепок, крепка, крепко, крепки.

пуст, пуста, пусто, пусты.

Прочитайте приведённые ниже стихотворные строки. Что может помочь в запоминании правильного произношения слов?

Ударенье – слог последний:

Не забудьте! Это важно

Неизменно, без сомненья!

Изменение смысла слова с изменением звука

Учитель произносит вслух односложное или двусложное слово (имя существительное) и предлагает заменить в нём тот или иной звук другим так, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто подберёт наибольшее количество слов. Например:

дом – ком, сом, ром, лом…

гора – кора, нора, пора, нора…

дочка – кочка, ночка, бочка, почка, точка…

пар, дар, вар, жар, шар…

Проанализируйте приведённые выше явления звукового строя русского языка. Чем различаются эти слова по звуковому составу? Как связаны между собой звуковой состав и лексическое значение слова?

Можно ли сделать вывод о смыслоразличительной роли звуков на основании следующих примеров? Докажите. Составьте с приведёнными словами предложения.

Умалять – умолять, полоскать – поласкать, посветить – посвятить.

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово. Например: дом – том; карта – парта; соль – моль.

С к – я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С п – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою. (Карта – парта)

Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. (Соль-моль)

С глухим шипящим –

Кругл, как мячик,

Как огонь горячий. (Шар – жар)

Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Я по болоту зашагаю. (Капля – цапля)

Задание: составьте метаграммы, используя слова:

Игра-шутка «Буква-озорница» («Найди ошибку»)

Тащит мышонок в норку

Поэт закончил строчку,

На поляне весной

От рыбы глаз не отвожу.

Выбрав тёплое местечко.

Под берёзами, где тень,

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся различно.

Прочитайте вслух пары слов. Докажите, где изменение места ударения служит для различения смысла слов, а где для различения грамматических форм. Составьте предложения с приведёнными словами:

Поставьте ударения в выделенных словах. Почему важно соблюдать правильное ударение в словах?

Я сижу под синим пологом на холме пологом.

Замок был закрыт на замок.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Огородное пугало всех пугало.

Какие выводы об особенностях русского ударения можно сделать на основе отрывка из стихотворения А. Барто «Игра в слова»?

Отца спросила дочка:

— Не знаю, как прочесть,

Есть слово «проволочка»

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

Одинаково ли звучат слова-омографы в предложении?

А дорога к вам дорога. (А. Чехов).

Замените краткие определения или описания различных понятий одним словом, содержащим двойные согласные:

группа учеников одного и того же года обучения;

исполнительность, точность, тщательность;

группа лиц, объединённых общей работой, интересами;

один из видов спортивной игры в мяч;

свидетельство об окончании средней школы;

рисунок в книге или журнале;

сотрудник газеты, журнала.

(Одноклассники, аккуратность, коллектив, троллейбус, бюллетень, теннис, аттестат, иллюстрация, корреспондент).

Четвертый лишний (во время игры можно пользоваться словарями):

перрон, корреспондент, коридор, территория;

вожжи, дрожать, дрожжи, жужжать;

миссия, комиссия, эмульсия, профессия;

аппетит, апельсин, группа, аппарат;

коллектив, коллекция, миллион, телеграмма.

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное р содержит он

И называется… (Перрон)

2) На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два сс,

Объясните написание выделенных слов:

В сентябре стояли тёплые дни вперемежку с холодными. – На полу валялись вперемешку семена разных трав.

Изморозь расписывает узоры на окнах. – В осеннем воздухе сеялась мелкая изморось.

суп, серп, клуб, тулуп;

зуб, дуб, сноп, лоб;

лев, плов, сев, шеф;

круг, плуг, друг, волк;

город, отряд, букет, сад.

безжалостный, бессовестный, древесный, доблестный;

злостный, грустный, властный, вкусный;

гигантский, известный, прекрасный, радостный;

чудесный, ужасный, опасный, местный.

Правильно прочитайте слова, подберите к каждому из них проверочное слово:

шоссе, шофёр, шоколад, шёлк;

парашют, жюри, журнал, брошюра;

циркуль, цыган, цирк, цинк;

цыплёнок, цинга, цитата, циркуль.

Какой художественный приём находит отражение в стихотворных строчках?

Под ногами в листопад

Листья жёлтые лежат.

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Папа, мама и ребёнок.

Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши

Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука
.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Приведенные материалы могут быть использованы на разных этапах уроков русского языка при изучении раздела «Фонетика», в процессе отработки учебных умений и навыков, в условиях дифференцированного обучения. Карточки составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, содержат занимательный материал по изучаемым темам.

  • Курьянова Татьяна ИвановнаНаписать 1136 11.07.2020

Номер материала: ДБ-1242421

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.07.2020 0
    04.07.2020 0
    02.07.2020 0
    02.07.2020 0
    30.06.2020 0
    28.06.2020 0
    26.06.2020 0
    25.06.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-5-klass-zvuki-i-bukvy-proiznoshienii.html?login=ok

http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yazyku-fonetika-5-klass-4383127.html