Звуки и буквы произношение и правописание 5 класс презентация ладыженская

Звуки и буквы. Произношение и правописание.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация и план урока русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока русского языка в 5 классе.28.17 КБ
Презентация к уроку русского языка в 5 классе.107.62 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Целевые установки на достижение результата:

Личностные : самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные : определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Предметные : познакомить с понятием транскрипция.

Тип урока: объяснение нового.

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Структура и ход урока

  1. Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».

— Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Контрольно — подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.

Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

— Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

— Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?

Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.

Отгадайте загадки. (Слайд 1)

1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)

2.Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Комментированное письмо (Слайд 2)

1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.

2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч. тает.

Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

— Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

— Конечно же, о звуках и буквах.

— Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

— Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 3)

— Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание.»

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? (Слайд 4-5)

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
  • Как образуются звуки речи?

Закончи фразу. (Слайд 6-8)

— Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.

  • Работа над темой.
  • Звуки мы произносим и слышим.
  • Буквы мы видим и пишем.
  • Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].
  • Это называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ.
  • Как мы пишем: как слышим? Или по определенным правилам?

1.Одна буква может обозначать:

— ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный

2. Один звук может обозначаться:

— одной буквой с[о]н

— двумя буквами отдал – о[д]ал

— тремя буквами учиться — учи[ц]а

3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:

— буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];

— буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;

— буква О звук[О] под ударением: м[о]роз

— буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз

4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ

буквы О и Ё обозначают [О].

Игра «Рассели жильцов». (Слайд 8)

Игра «Найди третье лишнее». (Слайд 9)

  • Съехать, съесть, сесть.
  • Объехать, обещать, объединить.
  • Семья, скамья, семя.
  • Подъём, съёмка, льёт.
  • Заяц, берёза, клюют.
  • Яхта, мясо, судья.

Физкульминутка (Слайд 10)

Выборочное списывание (Слайд 11)
( Расположите слова по алфавиту.)

1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

Проверка. (Слайд 12)

Игра «Кто быстрее». (Слайд 13)

(Расположите сначала буквы, а потом слова в алфавитном порядке:

ТГАНЕ, ТИВН, ЛЕДО, КЕЖИ, ПОЛУХ, ТОНЗ.

Проверка. (Слайд 14)

Определительный диктант. (Слайд 15)

Запишите слова и расставьте в них ударение.

Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.

Проверка. (Слайд 16)

Орфографическая пятиминутка. (Слайд 17)

Объясните орфограммы и продолжите ряд.

Работа с текстом. (Слайд 18)

Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.

Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает»устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают; при этом страдает звук: его называют буквой. Буква–это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя.

Объясните постановку тире в первом предложении.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что узнали нового? Какие выводы сделали?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Продолжим предложения:

1.Сегодня я узнал…

2. Теперь я могу…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой…

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Отгадайте загадки 1.Если б не было его, не сказал бы ничего. 2.Черные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Комментированное письмо 1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего. 2.Ч… рныептич … ки (на) каждой стр… нич … ке , М… лчат , ожидают, кто их пр… ч. тает . Отгадай и спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Урок русского языка в 5 классе Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Цели урока: содержательная: повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»; повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы; совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов; отработать произношение трудных слов;

Цели урока: деятельностная : формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений); формировать регулятивные УУД: целеполагание , планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Разминка. «Закончи фразу» Звуки мы …, а буквы …. Все звуки речи делятся на … и …. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … — согласные.

Разминка. «Закончи фразу» Не обозначают звуков буквы ….. Согласные звуки делятся на … и … , … и … . Шипящие звуки – это .

Разминка. «Закончи фразу» Мягкость согласных обозначается …, а также буквами …. Буквы е, е, ю , я обозначают два звука в следующих случаях : … . Не образуют пары по глухости-звонкости следующие согласные … , по твердости-мягкости … .

Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга , ёж , баян, морковь , сшить , семья рассели в домики В первый домик — слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Игра «Найди третье лишнее». Съехать, съесть, сесть. Объехать, обещать, объединить. Семья, скамья, семя. Подъём, съёмка, льёт. Заяц, берёза, клюют. Яхта, мясо, судья.

Выборочное списывание Расположите слова по алфавиту. 1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта. 2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

Выборочное списывание 1 вариант: Барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка, 2 вариант: Весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость,

Игра «Кто быстрее». Расположите сначала буквы, а потом слова в алфавитном порядке: ТГАНЕ, ТИВН, ЛЕДО, КЕЖИ, ПОЛУХ, ТОНЗ.

Игра «Кто быстрее». АГЕНТ, ВИНТ, ДЕЛО, ЕЖИК, ЗОНТ, ЛОПУХ

Определительный диктант. Запишите слова и расставьте в них ударение. Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.

Определительный диктант. БаловАть , договОр , докумЕнты , звонИт , каталОг , квартАл , красИвее , свЕкла , столЯр , тОрты , щавЕль .

Орфографическая пятиминутка. Объясните орфограммы и продолжите ряд. 1.Пч_лы, ш_лк , …, …, … 2.Ш_в, крыж_вник , …, …, …. 1.Ц_кл, лекц_я , …, …, …. 2.Куц_й, огурц_ , …, …, … 1.Стрич_, доч_ , …, …, …. 2.Могуч_, багаж_ , …, …, ….

Работа с текстом. Прочитайте текст. Найдите его главную мысль. Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает»устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают; при этом страдает звук: его называют буквой. Буква–это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя. (По М.Панову.) Объясните постановку тире в первом предложении.

Домашнее задание (на выбор)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла.

Конспект урока по теме «Звук и буква Ц» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет.

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные.

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс.

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс.

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви.

Презентация по русскому языку на тему «Звуки и буквы» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ЗВУКОВ И БУКВ ? ЗВУКИ МЫ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ. БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ. 2. НА КАКИЕ ДВЕ ГРУППЫ ДЕЛЯТСЯ ЗВУКИ ? ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ.

Пишем по произношению игра книга мир спор успех Пишем не так, как произносим варежки коньки метель снег снежки уголёк Варежки, игра, книга, коньки, метель, мир, снег, снежки, спор, уголёк, успех.

Попробуем выполнить то же самое задание, но в виде теста: 1.Выберите слово, которое пишется по произношению: варежки коньки 3) метель 4) мир 2.Какое слово пишется НЕ так, как произносится: игра снег 3) спор 4) успех 3.В каком слове произношение и написание совпадают: книга снежки 3) варежки 4) коньки

апостроф — Знаки транскрипции: [ ’ ] – для обозначения мягкости согласного моль — [ мол’ ] [ й’ ] — звук ЙОТ, всегда звонк. непарн., всегда мягк. непарн. ёлка — [ й’олка ] [ ¯ ] – знак долготы сжёг — [ жок ]

ель – 1 слог Е — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн. [э] — гласн., ударн. Л — [л’] — согл., зв. непарн.(сонорный), мягк.парн. Ь — [—] ____________ 3 б., 3 зв.

гриб – один слог, 4 буквы, 4 звука г [г] – согл., звонк. парн., твёрд. парн. р [р’] — согл., звонк.непарн., сонорный, мягк.парн. и [и] – гласн., ударн. б [п] — согл., глух.парн., твёрд.парн. ______ 4 б., 4 зв.

Лингвистическая игра уголёк угол или уголь Значение слов не совпадает. От звука зависит смысл слова. Это смыслоразличительная роль звука. угал угал ,

ложка снежки морковь сбор деньги мышь Фонетический разбор : вьюга подъём цифры жизнь солнце лестница

ложка – 2 слога, 1ый слог ударн. л [л] – согл., звонк.непарн.(сонорн.), тв.парн. о [о] – гласн., ударн. ж [ш] – согл., глух.парн., тв.непарн. к [к] – согл., глух.парн., тв.парн. а [а] – гласн., безуд. _______ 5 б., 5 зв. снежки – 2 слога, 2ой слог ударн. с [с’] – согл., глух.парн., мягк.парн. н [н’] – согл., зв.непарн.(сонорн.), мягк.парн. е [и] – гласн., безуд. ж [ш] – согл., глух.парн., тв.непарн. к [к’] – согл., глух.парн., мягк.парн. и [и] – гласн., ударн. __________ 6 б., 6 зв.

сбор сбор – 1 слог, ударн. с [з] – согл., звонк.парн., тв.парн. б [б] – согл., звонк.парн., тв.парн. о [о] – гласн., ударн. р [р] – согл., зв.непарн.(сонорн.), тв.парн. _______ 4 б., 4 зв. морковь – 2 слога, 2ой слог ударн. м [м] – согл., зв.непарн.(сонорн.), тв.парн. о [а] – гласн., безуд. р [р] – согл., зв.непарн.(сонорн.), тв.парн. к [к] – согл., глух.парн., тв.парн. о [о] – гласн., ударн. в [ф’] – согл., глух.парн., мягк.парн. Ь [ ] __________ 7 б., 6 зв.

деньги – 2 слога, 1ый слог ударн. д [д’] – согл., зв.парн., мягк.парн. е [э] – гласн., ударн. н [н’] – согл., зв.непарн.(сонорн.), мягк.парн. ь [ ] г [г’] – согл., зв.парн., мягк.парн. и [и] – гласн., безуд. 6 б., 5 зв. мышь – 1 слог ударн. м [м] – согл., зв.непарн.(сонорн.) тв.парн. ы [ы] – гласн.ударн. ш [ш] – согл., глух.парн., тв.непарн. ь [ ] ____________ 4 б., 3 зв.

вьюга – 2 слога, 1ый ударн. в [в’] – согл., зв.парн.,мягк.парн. ь [ ] [й’] – согл., зв.непарн.,мягк.непарн. ю [у] – гласн., ударн. г [г] – согл., зв.парн., тв.парн. а [а] – гласн., безуд. _____________ 5 б., 5 зв. подъём – 2 слога, 2ой ударн. п [п] – согл., глух.парн., тв.парн. о [а] – гласн., безуд. д [д] – согл., зв.парн., тв.парн. ъ [ ] ё [й’] – согл., зв.непарн., мягк.непарн. [о] — гласн., ударн. м [м] – согл., зв.непарн.(сонорн.),тв.парн. ______________ 6 б., 6 зв.

цифры – 2 слога, 1ый ударн. Ц [ц] – согл., глух.непарн.,тв.непарн. И [ы] – гласн., ударн. Ф [ф] – согл., глух.парн., тв.парн. Р [р] – согл., зв.непарн.(сонорн.),тв.парн. Ы [ы] – гласн., безуд. ___________ 5 б., 5 зв. жизнь – 1 слог ударн. ж [ж] – согл., зв.парн., тв.непарн. и [ы] – гласн., ударн. з [з’] – согл., зв.парн., мягк.парн. н [н’] – согл., зв.непарн.(сонорн.), мягк.парн. ь [ ] __________ 5 б., 4 зв.

солнце – 2 слога, 1ый слог ударн. с [с] – согл., глух.парн., тв.парн. о [о] – гласн., ударн. л [ ] н [н] – согл., зв.непарн.(сонорн.), тв.парн. ц [ц] – согл., глух.непарн., тв.непарн. е [э] – гласн., безуд. _________ 6 б., 5 зв. лестница – 3 слога, 1ый слог ударн. л [л’] – согл.,зв.непарн.(сонорн.),мягк.парн. е [э] – гласн., ударн. с [с’] – согл., глух.парн., мягк.парн. т [ ] н [н’] – согл.,зв.непарн.(сонорн.),мягк.парн. и [и] – гласн., безуд. ц [ц] – согл., глух.непарн., тв.непарн. а [а] – гласн., безуд. _____________ 8 б., 7 зв.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Корякина Виктория АлександровнаНаписать 11995 17.07.2017

Номер материала: ДБ-603966

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.07.2017 234
    17.07.2017 3841
    17.07.2017 352
    17.07.2017 439
    16.07.2017 342
    16.07.2017 253
    16.07.2017 420

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Звуки и буквы»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Звуки и буквы»

Содержимое разработки

Урок русского языка в 5 классе Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Работа с текстом.

  • Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.

Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает» устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают; при этом страдает звук: его называют буквой. Буква–это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя. (По М.Панову.)

  • Объясните постановку тире в первом предложении.

Аукцион «Закончи фразу»

  • Звуки мы …, а буквы ….
  • Все звуки речи делятся на … и ….

Аукцион «Закончи фразу»

  • Не обозначают звуков буквы …..
  • Согласные звуки делятся на … и … ,

Аукцион «Закончи фразу»

  • Мягкость согласных обозначается …, а также буквами ….
  • Буквые, ё, ю, яобозначают два звука в следующих случаях : … .

Опознавательные признаки орфограмм

Игра «Рассели «жильцов»

  • В первый домик — слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
  • Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
  • В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Запишите слова и расставьте в них ударение.

Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.

БаловАть, договОр, докумЕнты, звонИт, каталОг, квартАл, красИвее, свЕкла, столЯр, тОрты, щавЕль.

Домашнее задание (на выбор)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-zvuki-i-bukvi-klass-2025974.html

http://compedu.ru/publication/prezentatsiia-k-uroku-russkogo-iazyka-v-5-klasse-zvuki-i-bukvy.html