10 класс упражнения на правописание суффиксов

Правописание суффиксов разных частей речи. Упражнения для повторения

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов разных частей речи. Упражнения для повторения»

Готовимся к ЕГЭ. Повторение. Правописание суффиксов разных частей речи

Упражнение 1 Суффиксы имен существительных (Е или И?)

Лист..к, горош..нка, пугов..чка, семечко, баш..нка, трещ..нка, монаш..нка, врем..чко, лестн..чка, протал..нка, нян..чка, стол..к, метел..ца, имень..це, ружь..цо, пальт..цо, кресл..це, протал..нка, тро..чка, колокол..нка, изюм..нка, хиж..нка, беж..нка, страдл..ца, копе..чка.

Упражнение 2 Суффиксы имён прилагательных (Е или И?)

Усидч..вый, заманч..вый, щавел..вый, извил..стый, расчетл..вый, вдумч..вый, отзывч..вый, вдумч..вый, тол..вая (крыша), завистл..вый, удушл..вый, никел..вый, вкрадч..вый, фланел..вый, засушл..вый, обидч..вый, со..вый, гречн..вый, услужл..вый, черешн..вый, марл..вый, отрасл..вой, марганц..вый, тюл..вый, милост..вый, ливн..вые дожди

Упражнение 3 Суффиксы глаголов (-ова-/-ева-, -ива-/-ыва-)

Подогр..вать, команд..вать, осме..вать, совет..вать, завид..вать, проклад..вать, одол..вать, разве..вать, размал..вать, зал..вать, отта..вать, огляд..ваться, раскид..вать, прикле..вать, засчит..вать, прикле..вать, досад..вать, разгляд..вать, накруч..вать, откид..вать, окольц..вать, устар..вать, пристёг..вать, заноч..вать

Упражнение 4 Суффиксы глаголов прошедшего времени

Сосульки та..ли, опасность та..ли, чу..ли опасность, вид..л дорогу, стро..л здание, се..лись дожди, наде..лся на удачу, та..ли на солнце, ве..ли ветры, обид..л друга, ве..ли ветры, закле..л книгу, езд..л в Москву, зала..л пёс.

Упражнение 5. Правописание суффиксов Е/и в глаголах с приставками обез- (обес-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обессилить (перех. гл.), обессилеть (неперех. гл.) обезглавить (перех. гл.), обезглаветь (неперех. гл.))

Суффиксы -Е- и -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-): Суффиксы -Е- и -И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-). Правописание суффиксов в этих глаголах зависит от категории переходности/непереходности глаголов. -Е-. -И-. Непереходные глаголы. Переходные глаголы. обозначают действие, состояние, на другой предмет не направленное, протекающее как бы само по себе; относятся к I спр.: Края наши, раньше богатые лесами, теперь уже совсем обезлесЕли (САМИ). Наша река обезводЕла(САМА).

Если обозначают действие, состояние, направленное на другой предмет; относятся ко II спр.: Частые пожары обезлесИли наши леса (обезлесили что?леса); Целлюлозный завод совсем обезводИл нашу речку.

Обеспеч..ли топливом, города обезлюд..ли, пустыни обезлюд.ли города; окна обледен..ли, иней обледенил окна; расходы обезденеж..ли сына; сын обезденеж..л от расходов; обезвред..ть преступника; земля обесплод..ла; удобрения обесплод..ли землю; раненый совсем обескров..л; войны обескров..ли экономику; браконьеры обезрыб..ли пруд; река обезрыб..ла; люди обезвол..ли; врага нужно было обезвол..ть; нужно обезвод..ть осадок термической сушкой.

Упражнение 6. Суффиксы причастий (–ущ/-ющ-, -ащ-/-ящ-)

Сыпл..щаяся штукатурка, стел…щийся туман, кол..щиеся шипы, по независящ..м причинам, гон..щиеся за зайцем, стро..щиеся здания, ла..щая собака, кле..щий карандаш, стро..щийся, барахта..щийся, крас..щий, чист..щий, выгора..щая, пил..щие, готов..щиеся, вид..щий, мел..щий, мысл..щий, бре..щий, леч..щий, рокоч..щий, картав..щий, гон..щиеся, бре..щий, мелька..щий, терп..щий, стел..щийся, калеч..щий душу, кол..щая боль, брызж..щий фонтан, брезжащий рассвет.

Упражнение 7 Суффиксы причастий (ем-/-им-)

Завис..мый, движ..мый идеей, охраняя..мый, слыш..мый, праздну..мый, исследу.мый, ненавид..мый, рекоменду..мый, омыва..мый, дикту..мый, приемл..мые условия, вид..мые изменения, немысл..мая ложь, выполня…мое задание, недвиж..мое имущество, отмеча..мый праздник.

Упражнение 8 Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени

Та..вший снег, та..вший опасность, раска..вшийся грешник, капризнич..вший ребенок, завис..вшие от настроения, вылеч..вший больного врач, понаде..вшись на авось, усил..вшийся дождь, обид..в друга, расе..вший сомнения, ненавид..вший врага, закле..вший окна, выраст..вший дерево, понаде..вшись на лучшее, накле..в обои, расклан..вшись, замет..вший, сдерж..нный

Упражнение 9 Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени (перед –нн-)

Украш..нная ёлка, обиж..нный ребёнок, выслуш..нные замечания, высуш..нные грибы, намасл..нный блин, вывал..нный мусор, насто..нный чай, удосто..нный премии, засе..нное поле, обещ..нный подарок, размен..нная квартира, выглаж..нные брюки, замеш..нное тесто, наполн..нный водой, выкач..нная из подвала бочка, накач..нный мяч, замеш..нный в преступлении, высме..нный в газете, расстрел..нные патроны, застрел..нная птица, потер..нное время, взлеле..нный,

Упражнение 10 Гласные в суффиксах и окончаниях после шипящих и Ц (О или Е)

Девч..нка, реч..нька, реч..нка, туш..нка, раскорч..вка, мальч..нка, кумач..вый, холщ..вый, горяч., певуч. говорить общ. ещ. испеч..нный, еж..вые (рукавицы), бельч..нок, раскрепощ..нность, грош..вая покупка, парч..вое платье, копч..ный окорок, пауч..к, камыш..вый, окруж..н заботой, стаж..р, старуш..нка, ноч..вка, со свеч..й, под груш..й, за туч..й, золоч..ные купола, дириж..р, наблюдать за стриж..м, стриж..м пуделя, с ключ..м, деш..вый, реш..нный вопрос.

Орфографический тренинг «Задание №11 Правописание суффиксов существительных»

Орфографический тренинг 10 класс

Правописание суффиксов существительных

Дружоч..к, воз..ик, здан..це, горош..нка, билет..к, бел..зна, бус..нка, луж..ца, жемчуж..нка, строен..це, спал..нка, карандаш..к, желт..зна, ножн..чки, извоз..ик, кусоч..к, сем..чко, страдал..ца, протал..нка, спал..нка, перепис..ик, свидан..це, кузнеч..к, ле..чка, дождич..к, пальт..цо, книж..чка, рез..ик, плать..це.

Груз..ик, понч..к, бел..зна, голуб..зна, род..нка, совоч..к, умн..чка, диков..нка, книж..ца, блюд..чко, мам..нька, солом..нка, фонар..ик, сюжет..ц, душ..нька, здоров..це, волос..ньки, кресл..це, растен..це, кож..ца, письм..цо, масл..це, скваж..нка, развед..ик, перебеж..ик, бетон..ик, водопровод..ик, рощ..ца, замоч..к.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Конакова Наталья ЮрьевнаНаписать 2672 17.10.2019

Номер материала: ДБ-744294

    17.10.2019 68
    17.10.2019 452
    17.10.2019 88
    17.10.2019 324
    17.10.2019 336
    17.10.2019 7937
    17.10.2019 54
    17.10.2019 38

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Суффиксы существительных
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Упражнения и тест по теме «Правописание суффиксов существительных» для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
упражнения по русскому языку для 10 класса по теме «Суффиксы существительных»23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

Упражнение 1. Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -ик, -чик: апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк-: блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семя, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -инк-, -оньк-, -еньк-: басня, башня, береза, бусина, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Упражнение 2. От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ. цы колон. а выползет большая. Мадон. а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.). 2. Стекольщ. к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.). 3. Ты не гляди, что очкар. к, голова у него работает как электронная машина (Чив.). 4. Скромн. ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.). 5. Огонь полыхал в кедровн. ках с незапамятных времен (Чив.). 6. Тебя я знал бы в плать. цах из ситца (Руч.). 1. Вот Лис. нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих). 8. Чем я своих подруж. к хуже? (Мих.). 9. Постоял. ц прибьется к дому, да хозя. н не постучится (Оз.). 10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер. шко, легка (Алиг.). 11. Письм. цо долгожданное из лазарета. (Недог.).

Упражнение 4. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик- : щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц- : брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств- : нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик- : бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк- : заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Упражнение 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Арбуз. к, авт. сварщик, бород. ща, воробьишк. волюшк. вертушк. вязальщ. ца, вод. проводч. к, гвозд. к, грузил. гнезд. ко, грязищ. голосишк. дворн. ч. ха, доклад. ца, дядюшк. желез. бетон, земл. мер, землишк. зеркальц. имень. ц. кипятильн. к, капитал. ц, ковк. сть, колыш. к, лес. тундра, общ. ствовед, пальт. цо, письм. нос. ц, пчел. вод, пыл. сое, письм. цо, плать. це, птиц. лов, ружьишк. рыж. к, свет. тень, стал. литей. к, словечк. семечк. сен. кос, тем. чко, угл. коп, хлеб. ц, хохотушк. человек. день, шалунишк. электр. механ. к.

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.). 2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.). 3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.). 4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.). 5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.). 6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.). 7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках. 8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.). 10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.). 11. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.). 12. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.). 13. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.). 14. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.). 15. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.). 16. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.). 17. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.). 18. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).

Упражнение 2 . Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос. мигран. ик, варе. ик, гости. ица, гриве. ик, дровя. ик, дружи. ик, имени. ик, коре. ик, листвен. ица, моше. ик, мали. ик, нефтя. ик, подли. ик, подоко. ик, покло. ик, путешестве. ик, родстве. ик, ряби. ик, сезо. ик, совреме. ик, соплеме. ик, стра. ик, труже. ик.

Упражнение 6 . Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Тест по теме «Правописание суффиксов имен существительных»


источники:

http://infourok.ru/orfograficheskiy-trening-zadanie-pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnih-3889733.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/10/30/suffiksy-sushchestvitelnyh