2 класс суффикс как часть слова значения суффиксов

Разработка урока «Суффикс как часть слова», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Урок — открытие новых знаний по программе 2 класса «Начальная школа XXI век»

Скачать:

ВложениеРазмер
Разработка урока «Суффикс как часть слова»65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суффикс как часть слова

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал: карточки для групповой работы и работы в парах.

Цели урока как планируемые результаты обучения.

Вид планируемых учебных действий

Называть суффиксы, объяснять их значение, делить на группы.

Осознавать понятия » Суффикс – часть слова»

Сравнивать и группировать информацию, полученную из разных источников

Преобразовывать одну информацию из одной формы в другую, представлять их в виде таблицы, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Образовывать новые слова от заданных однокоренных слов при помощи суффиксов.

Оценка своего задания по параметрам за ранее представленным Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата, с целью обнаружения отклонения и отличий, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, корректировать выполнение задания в соответствии условиями выполнения

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Читать вслух и про себя тексты учебников и других источников, понимать прочитанное.

Слушать и понимать других и быть готовым изменить свою точку зрения и высказать его в устной форме

Осознавать неполноту знаний и проявлять интерес к новому.

Умение оценивать свои способности

1 . Организационный этап.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят)

Уши внимательно слушают

Голова хорошо … (думает).

2. Мотивационно-целевой этап.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа.

— Записываем соединение букв: ик, ок (показ на доске) – заранее записано

— Что мы записали?

— Прочитайте слова на доске: кот ёж пёс

— Что общего? (это существительные, предметы живой природы)

— Найдите лишнее существительное ( ёж – дикое животное, кот и пёс – домашние)

— Добавим к словам одну из частей: ик или ок .

— Как будет звучать первое слово? ( котик, ёжик, пёсик — записываем)

— Что общего у слов кот – котик, ёж – ёжик, пёс — пёсик (у них один корень) Выделим корень

— Как называются такие слова? (однокоренные)

— Чем отличаются записанные вами слова от первоначального варианта? (кот, ёж, пёс – это большое животное, а котик, ёжик, пёсик – маленькое или ласковое название)

— Что мы сделали, чтобы из большого предмета получился маленький? (прибавили к словам после корня частичку ик). После какой части слова мы поставили частичку ик

— Кто помнит, как называется эта часть слова? Как отмечается?

— Обозначим суффикс –ик- в полученных словах.

— Какую работу он выполняет? ( Для чего нужен суффикс? ) (образует новые слова)

— Итак, что же мы будем делать сегодня на уроке? (образовывать слова при помощи суффикса и выяснять его значение)

3. Поисково – исследовательский этап.

— Ребята, я предлагаю вам поработать в группах, но для начала сделаем похожую работу все вместе. Ваша задача: при помощи суффикса образовать новые слова и выяснить, как изменилось значение предложенных слов.

Итак, при помощи суффикса –иц- образовать новые слова от слов:

— Какие слова получились? Как изменилось значение слов?

— Образуем три группы, подходим к первым партам и берем задание. Кто-то один записывает новые слова на листочек. Как только закончите работу поднимите вверх ваш лист.

1 группа 2 группа 3 группа

Суффикс – онок- Суффикс ат Суффикс ёнок

верблюд барсук дельфин

медведь медведь лис

барсук верблюд тигр

(читают получившиеся слова, говорят как изменилось значение слов)

— Ребята, садимся на свои места. (физминутка – глаза)

— Перед вами карточки с утверждениями. Вы должны поработать в парах, прочитать, вместе выбрать верное утверждение и около него поставить плюс:

1)Суффикс –маленькое слово.

Суффикс –это часть слова.

2) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс образует новые слова.

Суффикс не образует новые слова.

— Проверим что вы выбрали. Еще раз перечислим утверждения.

— Сравним наш вывод с выводом ученых – лингвистов.

с.108 – чтение правила учителем

— А сейчас мы потренируемся в образовании новых слов при помощи суффиксов. Я загадываю загадку, а вы слово — отгадку должны будете преобразовать в новое слово и записать в тетрадь. (дети записывают на доске, выделяют суффикс)

Не преградить ему пути.

Ты на картинку посмотри:

Царю зверей не надо трона —

Сверкает грива, как корона.

— Как назовем маму? Какой суффикс помог родиться этому слову?

Пятнистая хищница, леса гроза,

На ушках по кисточке, злые глаза.

Живёт она в тёмной чащобе лесной

И лучше её обходить стороной.

Как назовем детей рыси?

Какой суффикс помог родиться этому слову?

Оленя старший брат,

С рогами как лопаты,

Его легко узнать:

Прозвался он – сохатый.

Как назовем маму?

Какой суффикс помог родиться этому слову?

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина.

Как назовем детенышей белки?

Какой суффикс помог родиться этому слову?

— Ребята, попробуйте узнать животное по моему рассказу.

Это животное занято поисками пищи 20 часов в сутки.

Зубы этого животного меняются в течение жизни 6 раз.

Это животное слышит ногами.

Эти животные приветствуют друг друга особым ритуалом – обнимаются.

Это единственное животное, которое не умеет прыгать.

Это животное не умеет бегать.

Сердце этого животного весит 20-30 кг.

Средний вес около 12 тонн, одной ногой может свалить дерево, но, однако ходит очень бесшумно.

Толщина кожи этого животного до 2,5 см. Поэтому их еще называют толстокожими.

Новорожденный малыш весит 120 кг.

У него огромные уши, до 4 м.

Его я в гости приглашу.

И накормлю, и напою.

Но не войдет в квартиру он,

А потому, что это слон.

Что вы еще знаете об этом животном?

(рассказ ученика «Это интересно» из жизни слонов)

— Ребята, что показалось забавным в поведении этих животных? Что рассмешило, удивило?

— Сегодня у нас в гостях вот такой слон. Какое слово лучше подойдет? Как оно образовалось?

-Итак, мы образовали новые слова при помощи суффиксов: -иц-, -ят-, -их-, -ёнок-.

— Посмотрите на ряд слов:

медведь – медведица – медвежонок

— Что обозначают слова? При помощи чего образовались новые слова?

— Вам нужно будет образовать и записать в таком же порядке новые слова от слов: волк, орел, заяц. Выделить суффиксы. (дети у доски)

6. Рефлексивно-оценочный этап.

— Что же мы узнали о суффиксе? (часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов)

— А что же еще интересного вы узнали из нашего урока? Начать отвечать на этот вопрос вам поможет схема. Выберете для себя подходящее начало ответа и продолжите его:

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Суффикс как часть слова»

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
  • Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
  • Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
  • Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: “О чём говорят суффиксы”, “Определение суффикса”, “Роль суффикса” раздаточный материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия
1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.Взаимное приветствие:

— Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Иначать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал.

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

— Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

— A тему урока мы сформулируем немного позже.Взаимное приветствие

— ключ, перо, “КУНЯ” (надпись на доске)

— Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык (“КУНЯ”), откроем “Тайну языка” (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.2. Каллиграфическая минутка (исп. Слайд 1. с текстом загадки о кошке и иллюстрацией)

Презентация.СЛАЙД 2

— Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

— Ребята, отгадайте загадку (о школе) (Выписываю на доску слово “школа”) — Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на доске) — Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием “лучшей” буквы).

— отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

— прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают “лучшую” букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с “лучшей” буквой.Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Работа в парах-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова “школа” и “школьник”. — Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

— Назовите 2 различия между этими словами

— Выделим известные нам части слов в обоих словах?

— Какие возникли затруднения?— школьник (Записывают в тетрадь слова “школа” и “школьник”).. — Они однокоренные, т.к. у слов “школа” и “школьник” есть общая часть, в которой содержится их общее значение. — Различия в составе и оттенке значения.

— Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – , школьник — (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове “школьник” есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.— Почему вы её никак не обозначили?

Сегодня мы узнаем:

— как называется часть слова, которая изменила и состав слова;

— какой имеет оттенок значения;

— где стоит?— Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.

Исп. Слайд 2 (материал из Учебника с. 107 упр.1)

Работа с учебником

Использование на экране ЭОР “Роль суффикса”— Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения — Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

Слон со слонёнком.( на форзаце учебника)

Лось с лосёнком.

Орёл с орлёнком.

Коза с козлёнком.

— Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики “Тайна языка”. Назовите название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

— Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль суффикса в слове.Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

— Она находится между корнем и суффиксом.

— Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина “суффикс”, чтение его названия вслух орфографически, запись слова “суффикс” в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.6. Введение нового материала в систему знаний. Парах работа – создания алгоритма нахождения суффикса.СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : — На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. — Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

“После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю . (суффиксом)”

1. Что такое суффикс
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?

Дети делают вывод:7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.

Исп. Слайд 3 (иллюстрации к упр. 2 на стр. 108 учебника)

“О чём говорят суффиксы”— Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

2. На доске: -иц-, -их-, — онок-, -ёнок-.

Медведь- медведица- медвежонок.

— Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

— В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

— Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

— какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва?

— Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

3 На доске: -ан-, -ян-, -анин -, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты . а мы . , если на Волге, то ты . а мы . , если на Марсе, то ты . а мы .Фронтально письменно в раб.тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

— Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

— У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.Физминутка, снятие утомления с глаз и рук-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных.8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде (3 группы — работают, 4 группа – составляет Синквейн по теме урока)Разделитесь на группы (по 6 человек).

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Образуйте слова с помощью суффиксов

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Образуйте слова с помощью суффиксов

— очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня — . ________________ Алёша — . _________________________

Света — . _______________ Федя — . ___________________________

Дима — . ________________ Люба — . ___________________________

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Образуйте слова с помощью суффиксов

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в городе, то ты _____________ а мы ____________ , а если на Земле, то ты __________, а мы _________,

а если в селе, то ты ____________, а мы __________________ .

Вывод:Что знаем о суффиксах?Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА) (слайд )

СУФФИКС — ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. — Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.

Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

— Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. — Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. — Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. — Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных

2. Служит для образования новых слов.

3.Стоит после корня.

4.Изменяет значение.Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраиватьпоследовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном ивербальном виде;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные:самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государствуФизминутка“Вновь у нас физкультминутка”

Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.Самостоятельная работа.7. Словарная работа

Работа в парах— одна из групп в предыдущем задании работала со словом “собачка”, от какого слова оно образовано?

— на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. — Какое предложение у вас получилось?

— Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову “кот” слово.

— В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

— разрежьте слово “котом” так, чтобы между корнем и окончанием можно было вставить суффикс. Где будет проходить линия разреза?

— образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

— Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове “котёнком” известные вам части слова. В слове “собака” подчеркнём “опасное” место, постараемся выучить написание этого слова.

Вывод: Как определить суффикс?— от слова “собака” с помощью суффикса -к-

– Собака играет с котом.

— Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок

— Между корнем и окончанием.

— Между корнем кот- и окончанием -ом.

— Собака играет с котёнком. Работают самостоятельно в тетради. “Собака” – безударная непроверяемая гласная в корне.

СТРОЯТ АЛГОРИТМ.Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.— Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

— Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике “гирей” — “трудное задание”.Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

2-3 мин.— С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

— Для чего служит окончание?

— Для чего служит корень?

— Может ли быть слово без корня?

— Итак, мы узнали ещё одну часть слова: суффикс.

— Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке

— Был ли для вас урок полезным? Почему?

— Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

— Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

— Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

— Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

— Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

— Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

— Покажите, на сколько сегодня вы:

  • Были активны на уроке.
  • На сколько вы поняли новую тему.
  • На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

— Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Образует, помогает, уточняет

Без суффиксов речь скучная.

Литература:

  1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
  2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография — М., 1997
  3. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: АзъLtd., 1992.

Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»

Наталия Озерова
Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»

Урок усвоения новых знаний

Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс;

Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Задачи урока: узнать, что такое суффикс, понять значение суффиксов; создать алгоритм нахождения суффиксов.

Планируемые результаты обучения:

РУУД – самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.

ПУУД- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнению; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

КУУД – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

1) Выделять корень, окончание, суффикс.

2) Находить в словах суффикс, определять его значение.

3) Составить алгоритм нахождения суффикса.

1) Освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.

2) Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, коллективное взаимодействие.

Ход урока:

1. Организационный этап. Мобилизация внимания.

Самоопределение к деятельности.

Где ваши ловкие шустрые пальчики?

1, 2, 1, 2 (хлопки и сжатие)

Ножками топаем, ручками хлопаем!

Ручками хлопаем, ножками топаем!

Тихо садимся, к знаньям стремимся!

— Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

2. Работа в тетради.

Запишите в тетрадь число, классная работа.

Обозначьте ударение, опасные места.

3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

Пишут они и считают,

Читают, творят и мечтают. (школа)

-А как называют детей, которые посещают учебные занятия в школе? (ученики, школьники)

Пишу на доске слова “школа” «ученики» и “школьники”.

— Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

(существительные, отвечают на вопросы что? кто?.)

— Выделим известные нам части слов в однокоренных словах?

— Какие возникли затруднения?

-Что заметили ещё?

слове школьники есть ещё часть). — Почему вы её никак не обозначили?

Что это за часть слова? Где можно найти ответ на вопрос?

4. Формулировка темы и задач урока.

Откройте учебник, найдите урок 47 и прочитайте тему нашего урока.

Суффикс как часть слова.

К какому блоку относится этот урок? (Как устроен наш язык)

Какое новое слово узнали?

Запишите это слово в тетрадь – суффикс

Определите задачи урока:

узнать, что такое суффикс,

понять значение суффиксов;

создать алгоритм нахождения суффиксов.

5.Работа по теме:

-Прочитайте словосочетания.

Спишите словосочетания, в словах, которые называют детёнышей, выделите окончание и корень (у доски 2 ученика).

Выполняя упр., вы какие слова записывали? (однокоренные)

Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова.

Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

Суффикс помогает образовать новые слова.

Где находится суффикс, какова его роль?

Прочитайте материал рубрики «Тайны языка»:

-Что такое суффикс?

Слово суффикс пришло к нам из латинского языка – suffixus: suf (между) + fixus (прикреплённый).

-Какова роль суффикса?

-Как обозначают суффикс?

Обозначьте суффикс в словах, обозначающих детёнышей.

С какой задачей урока вы справились сейчас?

(узнали, что такое суффикс)

6. Введение нового материала в систему знаний.

создание алгоритма нахождения суффикса.

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : — На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.

— Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Полистайте страницы урока и найдите.

С какой задачей урока справились?

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук

7. Первичное закрепление. Работа в парах и коллективное взаимодействие.

Возьмите карточки на столах, прочитайте задание, образуйте слова.

Выполнение заданий на карточках

(читают, выполняют, наблюдают, делают вывод, объясняют)

Повернулись и в четвёрках сверили свои результаты.

— В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

— Выделите в словах суффиксы.

-Какие суффиксы выделили, какое значение они придают словам?

Выберите, кто будет отвечать, вышли к доске представители от каждой группы (каждая пара объясняет свои наблюдения)

С какой ещё задачей урока справились?

(понять значение суффиксов)

Физминутка (по необходимости)

“Вновь у нас физкультминутка”

7. Самостоятельная работа (индивидуальная работа):

Проверим, научились ли вы применять алгоритм при выделении суффикса.

На карточке слова, выделить суффикс:

Голосок, стебельки, стульчики, Васенька, скрипка, машинка, снежинка, избушка, зёрнышко.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания

— Рассмотрите в учебнике упр. 4 и 5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

— Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д. з.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока (оценка деятельности).

Мне было трудно…

Прикреплённые файлы:

sufiks-kak-chast-slova_7lbtk.ppt | 5782,5 Кб

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. Тема 6 — «Урок вежливости». Часть 1 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.

Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива» К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению.

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Слова родного языка. Консультация для родителей Не для кого сегодня не секрет, что родным языком ребенок начинает овладевать еще с первых месяцев жизни. Эталоном речи для малыша, в первую.

Технологическая карта урока. Тема урока «Электричество. Невидимая сила» ФИО учителя Кузнецова Елена Александровна ОУ МКОУ «Лебединская СОШ» Тема урока: Невидимая сила. Электричество Тип урока: Урок «открытия».

Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Закрепление» Тема: Части речи. Закрепление Особенности урока: • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/637101

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-2-klas-tema-uroka-sufiks-kak-chast-slova.html