2 слова с суффиксом ищ

2 слова с суффиксом ищ

У существительных среднего рода суффикс — ищ — не всегда увеличительный: – помещение для жилья.

Существительные мужского рода с суффиксом — ищ — имеют нетипичные окончания: в ед. ч. , во мн.ч. – . Склоняются такие слова, как существительные 2-ого склонения: и.п. (в.п.) ; р.п. из ; д.п. и т.д.
1. Существительные среднего рода с суффиксом — ищ — относятся ко 2-ому склонению: и.п. (в.п.) ; р.п. ; д.п. и т.д. Во множественном числе именительного падежа имеют окончание — а : .
2. Cуффикс — ищ — у существительных среднего рода может быть увеличительным , кроме того, с его помощью образуются новые слова без увеличительного значения: , , .

б о мбоуб е жище

Существительные женского рода с суффиксом — ищ — имеют окончание -а в единственном числе в именительном падеже и относятся к 1-ому склонению: и.п. ; р.п. ; д.п. и т.д.
Существительные мужского рода с увеличительным суффиксом имеют омонимы среди слов среднего рода, у которых этот суффикс не увеличительный – он придаёт им другое значение.

город и ще, м.р. – огромный город

городище, с.р. – место, где в древности был город или укрепленное поселение

костр и ще , с.р. – очень большой костер

костр и ще, с.р. – место, на котором когда-то разжигали костер

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

Мария Мерзлякова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока русского языка на тему:

«Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Учитель: ___Абишева Е. А.

Методист: ___Наумова Н. В.

Дата проведения: 15.03.19

Класс: 3

Тема урока: написание существительных с суффиксом –ищ-

Цель урока: сформировать усвоение учащимися правила правописания суффикса -ищ- у существительных.

Задачи урока:

-закрепить умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

-формировать умение правильного написания окончания существительных с суффиксом –ищ- ;

-закрепить умение находить в словаре необходимую информацию;

-развивать логическое мышление, внимание;

-формировать учебную мотивацию;

-развивать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ход урока.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Все ли у вас есть на парте, учебник,тетрадь, пенал.

II .Мотивационный этап

Прозвенел звонок для нас,

Мы пришли учиться в класс.

Будем мы старательны,

Будем мы внимательны.

-Откройте свои тетради, напишите число, классная работа.

-Сейчас мы проведем с вами словарный диктант. Записывайте слова в тетрадь.

-Хоккей, декабрь, орех, чувство, космос, космонавт, победа, трактор, горячий, кровать, экскурсия, молоток, рисунок, дорога, расстояние, обед, винегрет, потом, метро.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрите на доску, проверьте, так ли у вас написаны слова.

IV. Актуализация опорных знаний

-Скажите, если предмет был обычным, а стал огромным, то как мы скажем?

-Например: слон-слонищ_, нога-ножищ_,зуб-зубищ_,комар-комарищ_.

-Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова (суффикс –ищ-)

-Что не дописано у этих слов (окончания)

-Какие окончания мы должны дописать в этих словах?

V. Выявление места и причины затруднения, целеполагание.

-А мы точно можем сказать, какие окончания мы должны дописать?

-Или мы должны знать какие-то правила для правильного написания окончаний с этим суффиксом?

-Так какую же цель мы с вами сегодня поставим? (научиться писать окончания существительных с суффиксом –ищ-)

VI.Построение проекта выхода из затруднений.

-Что нужно сделать, чтобы узнать, какие окончания нужно писать у существительных с суффиксом –ищ-?

-Давайте понаблюдаем и найдём закономерность, и сами выведем правило.

VII. Реализация проекта

-Откройте учебники на странице 79. Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)

-Давайте и мы найдём эти существительные, о которых говорит Миша. (дети открывают ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ)

-Откройте словарь на –А, на –ища.

-Прочитайте по цепочке слова, которые вы там видите. Скажите, от какой основы они образованы, какого рода эти слова.

-А теперь откройте словарь на –Е, на –ище.

-По цепочке прочитайте список слов, и скажите, от основ каких слов они образованы. Сразу называйте род слова. (например зубище-от основы слова зуб-мужской род)

-Давайте сделаем вывод:

1)-Скажите, так почему слова заканчиваются на –а?

(Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.)

2) — А почему у слов окончание –е? (Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е)

3) Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ РОД того слова, от ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (да)

4) Одинаковые ли окончания у слов мужского рода и среднего рода с этим суффиксом? (Да,одинаковые. Окончание –е).

-Прочитайте текст в рамочке на странице 81. (ученик читает вслух)

-Да,молодцы! Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а, если слово, от основы которого оно образовано женского рода. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода.

-А как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище (мой больной зубище, т. к. зубище образовано от основы зуб-мужской род)

-А как правильно: какой сильный морозище или какое сильное морозище (какой сильный морозище,т. к. морозище образовано от основы мороз-мужской род)

VIII. Первичное закрепление с проговариванием

-Найдите упражнение 92.

-Прочитайте пересказ текста. (попросить одного ученика прочитать вслух)

(Два приятеля Славочка и Боренька МИРНО беседуют. Один сидит на скамеечке,а другой на заборчике. В руках у каждого — тетрадочка и карандашик. Потом они ССОРЯТСЯ, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька, а Славище и Борище. Заборчик теперь — заборище, а скамейка — скамеища. В руках у каждого — тетрадища и карандашище.)

-Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. (тетрадочка-тетрадища,карандашик-карандашище,Славочка- Славище, Боренька-Борище, заборчик-заборище)

-Запишите в тетрадь эти слова парами. В скобках укажите род исходного слова.

-Найдите упражнение 45 в тетрадях. (если дети поняли упражнение 42,то данное упражнение выполняют самостоятельно)

(Лялечка прыгнула с дерева,

Чудищ. (___) прыгнуло к ней,

Сцапало бедную лялечку

И убежало скорей.

На маяк идёт рабочий.

Наверху фонарищ. (___)

-Прочитайте отрывки стихотворений.

-Найдите слова с пропущенными окончаниями. Выделите в них суффикс. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания. (чудище:чудо,ср. р.,фонарище: фонарь,м. р. ,пожарище:пожар,м. р.)

-Найдите в одном из отрывков существительное с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова», которую нельзя проверить,- это словарное слово. Подчеркните его желтым карандашом.

-Какое это слово? (лестницею)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

-Найдите в учебнике упражнение 93.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

Непомерной силищи. (выделенное.)

В преогромной ямище (выделенное)

У своих,у любящих

Папищи (выделенное) и мамищи. (Веделенное)

-Выпишите выделенные слова столбиком. Окончания пока не пишем! Рядом напишите слово, от основы которого оно образовано, укажи род исходного слова. Допишите самостоятельно окончания.

-Миша написал такие окончания : папище, мамища. (правильно)

-Маша написала такие окончания: папища, мамища.

-С кем вы согласитесь? А почему?

-Найдите упражнение 46 в тетрадях.

-Из упражнения 45 выпишите 6 слов с орфограммой «безударный гласной в корне слова, проверяемый ударением». Орфограмму подчеркните. Рядом напишите проверочные слова.

Задание выполняем самостоятельно. Проверка с образца.

Написание существительных с суффиксом – ищ -.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Написание существительных с суффиксом – ищ -.

Проблемная ситуация: — Слова-то одинаковые – с суффиксом – ищ-! Но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на –е! Почему?

Обратный словарь слова с суффиксом – ищ -. — рыбища — медведище — травища — дождище — головища — зубище — тетрадища — чудище Проблема: Слова-то одинаковые с суффиксом – ищ — ! Но одни слова оканчиваются на — а, а другие на — е! Почему?

Вывод: Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-. Слово с суффиксом – ищ — стоит в том же роде, что и слово, от основы которого оно образовано. Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е-.

Алгоритм написания окончаний е и а после суффикса – ищ — . 1шаг. Есть затруднение в написании окончания существительного после суффикса – ищ — ? 2 шаг. От основы какого слова образовано существительное? 3 шаг. Определи род. 4 шаг. Слова, образованные от основы мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- имеют окончание е. Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом –ищ- имеют окончание а.

Выпишите все слова с пропущенными буквами. Справа от каждого слова напишите слово, от основы которого оно образовано. Определите род исходного слова, правильно напишите все окончания. Однажды два охотника повстречались на опушке леса. Стали они хвастаться удивительными историями. Мне, — говорит первый охотник, — встретился в лесу такой огромный медведищ… . Стал я стрелять, а ружьищ… не заряжено. Страшно мне стало, и я со всех ног бросился бежать. Я, — говорит второй охотник, — шёл по звериному следу. Вижу болотищ…, а на самой большой кочке сидит жабищ… . Каждое глазищ… величиной с блюдце. Пригляделся – рядом, свернувшись, лежит змеищ… . Стало мне страшно, и я отправился назад.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Еремеева Любовь ВикторовнаНаписать 1314 15.01.2018

Номер материала: ДБ-1046172

    15.01.2018 442
    15.01.2018 5293
    15.01.2018 402
    15.01.2018 244
    15.01.2018 276
    15.01.2018 1570
    15.01.2018 1075
    15.01.2018 125

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В России ввели День отца

Время чтения: 1 минута

Сколько россияне тратят на репетиторов

Время чтения: 1 минута

Разработчики ЕГЭ проведут онлайн-консультации в октябре

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-ruskomu-jazyku.html

http://infourok.ru/napisanie-suschestvitelnih-s-suffiksom-isch-2467992.html