20 слов правописание суффиксов причастий

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениколю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистящий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отправившийся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видеоурок

Памятка «Правописание суффиксов причастий»

Правописание суффиксов причастий

(действие выполняет сам предмет)

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

От основы на согл.+ ти

(на предмет оказывается воздействие)

Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Такие глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет- существительное в винительном падеже (например, читаю книгу, пишу сочинение, обращаю внимание)

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

Обратите внимание! От выбора суффикса может менять лексическое значение

Пример: развешАнное белье – развешЕнный сахар

развешать «повесить в разных местах» — развесить «разделить на части по весу»

Запомните! Причастие «движимый» пишется с суффиксом – им-.

Механизм работы по проблеме

коло́ть ® начальная форма глагола не на -ить ® 1 спряжение ® колющий

слышать ® глагол исключение ® 2 спряжение ® слышащий

разжига́ть ® начальная форма глагола не на -ить ® 1 спряжение ® разжигающий

лаять ® начальная форма глагола не на -ить ® 1 спряжение ® лающий

клеить ® начальная форма глагола на -ить ® 2 спряжение ® клеящий

купить ® начальная форма глагола на -ить ® суффикс –вш- ® купивший

нести ® от основы на согл.+ ти ® суффикс –ш- ® несший

колебать ® начальная форма глагола не на -ить ® 1 спряжение ® колеблемый

хранить ® начальная форма глагола на -ить ® 2 спряжение ® хранимый

растерять ® глагол неопределенной формы на -ять ® -я/нн- ® растерянный

зарядить ® начальная форма глагола на -ить ® -енн- ® заряженный

постелить ® начальная форма глагола на -ить ® енн ® постеленный

стянуть ® начальная форма глагола на -нуть ® т- ® стянутый

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по русскому языку на тему » Подготовка к ЕГЭ. Задание 6. Плеоназмы»»

Презентация по русскому языку на тему » Подготовка к ОГЭ 2021. Синтаксический анализ»

Презентация по русскому языку на тему «Личные окончания глагола»

Дидактический материал по теме «Синтаксис» 8 класс

Урок русского родного языка по теме»С чего начинается Родина?»

Тематическое планирование по русскому языку

Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение». 8 класс

КТП по русскому языку в 5 классе

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5173811 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Содержание:

Суффикс – не универсальная строительная единица для образования слов, так как для разных частей речи используют разные суффиксы, поэтому для правильного написания гласных в этой части слова запоминают, какая морфема для какой части речи подходит и по каким правилам надо писать.

Глаголы

Анализируя правописание, обращают внимание на следующие группы морфем:

1. Гласная А, Я, Е, И, по которой определяют спряжение, стоит перед ТЬ в инфинитиве. Чаще не вызывает вопросов, но есть слова, в которых правильный вариант надо запомнить:

Помнить написание этих слов важно, так как выделенная гласная влияет на дальнейшее словообразование: сохраняется с форме прошедшего времени (ПВр) – после этой буквы стоит Л; в деепричастиях; учитывается при образовании страдательных причастий.

2. Форма ПВр образуется по схеме «Основа инфинитива + Л», поэтому гласная в суффиксе спряжения сохраняется:

  • засеЯл, кашлЯл, измерИли, увеличИлась, обессилЕли.

3. Пары суффиксов ИВА/ЕВА или ЫВА/ОВА (если слог ВА в безударной позиции) проверяют, поставив слово в 1-е лицо ед.ч:

Глагольные суффиксы

В словах, образованных от глаголов с подобными суффиксами, правописание сохраняется:

Исчерп….вающий ответ – причастие от глагола исчерп….вать: я исчерпываю – исчерпывать, исчерпывающий.

4. Из предыдущей группы исключают глаголы, в которых слог ВА ударный. Чаще это отдельная морфема – суффикс, меняющий соверш. вид на несовершенный:

Ударный суффикс -ва-

  • Правило: Если суффикс —ва— отбросить и получится глагол совершенного вида, то пишется гласная корня.
  • Пример: запеватьзапеть, подливать подлить.
  • Исключения суфф. —ева— и без него: затм-ева-ть (затм-и-ть), продл-ева-ть (продл-и-ть), растл-ева-ть (растл-и-ть), застр-ева-ть (застр-я-ть), встр-ева-ть (встр-я-ть), увещ-ева-ть, намер-ева-ться, сомн-ева-ться, обур-ева-ть.

Существительные

Суффиксы для образования новых слов этой части речи делят по значению на несколько групп.

Уменьшительно-ласкательные

Большая часть морфем, стоящих после корня в существительных и вызывающих вопросы при выборе гласной буквы, – это суффиксы для образования уменьшительно-ласкательных слов. Выбор гласной зависит от:

  1. Беглости. Если при изменении слова по падежам буква пропадает, то пишем Е: пальч..к – пальчика (ИК), кусоч..к – кусочка (ЕК); стульч..к – стульчИка (ЧИК).
  2. Ударения. ЕЦ стоит в предударном слоге (письмЕЦо), а после ударения пишут ИЦ (креслИЦе).
  3. Твердости/мягкости или других характеристик предшествующего морфеме звука. После твердого звучания согласных пишут ОНЬК (девОнька), после мягких или шипящих – ЕНЬК (мамЕнька, душЕнька, ручЕньки). Последний вариант используют и после гласных (ЗоЕнька).
    • Исключения: баиньки, заиньки, паиньки.
  4. Строения основы исходного слова. ИНК присоединяют только к словам ж.р., основа которых заканчивается на ин (впадина – впадИнка, жадина — жадИнка), в других случаях – ЕНК (вишенка). Сюда же относятся слова ж.р., обозначающая лиц женского пола по какому-либо признаку (нищЕнка).

Другие суффиксы

Беглость гласной влияет на выбор суффикса слов муж. и ж. рода: умелец – умелица, владелец – владелица – в словах муж. р. Морфема с беглой буквой Е.

Суффиксы, обозначающие общность или собирательное понятие, выбирают по ударению в слове:

  • большИНСТВо – с ударение после суффикса;
  • равЕНСТВо – с ударением перед суффиксом.

Другие суффиксы существительных

Правописание суффиксов существительных

Прилагательные

Чаще выбор стоит между буквами И/Е. Словообразовательный анализ позволит правильно найти суффикс, в котором искомая буква, а знание правила – верный вариант написания:

  1. ИСТ – не имеет вариантов написания – только с И (напорИстый, приземИстый).
  2. ИВ – ударный вариант, ЕВ всегда без ударения (лень – ленивый, бой – боевой). Исключения только два – милостивый (от милость), юродивый (от устар. юрод).
  3. ЧИВ или ЛИВ нельзя путать с предыдущей группой – разбор по составу исключит ошибку, а пишутся эти морфемы только с И:
  • Забота + ЛИВ = заботЛИВвый
  • Расчет +ЛИВ = расчетЛИВвый

Не путать с созвучным строением: болЕвой = боль + ЕВ (безуд), волЕвой = воля + ЕВ (безуд).

Причастия и деепричастия

Правописание причастий обоих залогов в различных формах определяется разными правилами: от спряжения зависит выбор гласной в формах настоящего времени, от основы инфинитива – в прошедшем:

Наречия

Если наречие от прилагательного образовано одновременным присоединением суффикса и приставки, то правило одно:

  • наречие с приставками в-, на-, за-имеют суффикс О — направо, задолго, влево.
  • наречие с приставками из-, до-, с-имеют суффикс А — издавна, изредка, досуха, снова.

Практика ЕГЭ по русскому языку:


источники:

http://infourok.ru/pamyatka-pravopisanie-suffiksov-prichastij-5332445.html

http://bingoschool.ru/manual/204/