Об английском с любовью
Словообразование. Суффиксы «-ER» и «-OR».
Если вы определили, что перед вами существительное с окончаниями «-ER» и «-OR», то это конкретное существительное, указывающее на человека ( профессия, род занятий, место жительства) или на предмет ( инструмент, прибор, механизм, приспособление).
Суффикс «- ER» родом со старо-английского и является продуктивным. Суффикс «- ER» придает существительному следующие значения.
1. Присоединяется к глаголу и обозначает человека, занимающегося тем видом деятельности, на который указывает основа глагола. Это может быть название профессии, должности, чина или ремесла.
to BUILD = строить + ER = BUILDER = строитель;
to DRIVE = управлять машиной, автомобилем + ER = DRIVER = шофер, водитель;
to BAKE = выпекать хлеб + ER = BAKER = пекарь;
to WELD = сваривать (металл) + ER = WELDER = сварщик;
to DANCE = танцевать + ER = DANCER = танцор;
to SELL = продавать + ER = SELLER = продавец;
to DESIGN = проектировать, делать эскизы (одежды, обуви) + ER = DESIGNER = проектировщик; дизайнер;
to COMMAND = командовать + ER = COMMANDER = командир;
to PAINT = красить, заниматься живописью + ER = PAINTER = маляр, художник;
to TEACH = обучать, преподавать + ER = TEACHER = преподаватель, учитель;
to WEAVE = ткать + ER = WEAVER = ткач;
to TURN = вращать, вертеть + ER = TURNER = токарь;
to WEIGH = взвешивать + ER = WEIGHER = весовщик;
2. Присоединяется к глаголу и обозначает человека, выполняющего действие, выраженное глаголом. Но это не является профессией, а просто род деятельности. Иногда такие существительные невозможно перевести буквально, тогда перевод выражается словосочетаниями.
to BEGIN = начинать + ER = BEGINNER = новичок, начинающий;
to READ = читать + ER = READER = читатель;
to OWN = владеть, обладать + ER = OWNER = владелец;
to SLEEP = спать + ER = SLEEPER = спящий, соня;
to EAT = есть, поглощать + ER = EATER = едок;
Часто встречаются составные существительные.
CINEMA-GOER = тот, кто часто ходит в кинотеатр, любитель кино, кинозритель;
THEATRE-GOER = тот, кто часто ходит в театр, театрал, театральный зритель;
NEW-COMER = незнакомец, вновь прибывший, новичок;
EARLY-RISER = тот, кто рано просыпается, “жаворонок”.
LATE-RISER = тот, кто поздно просыпается, «сова»;
SCHOOL-LEAVER = тот, кто заканчивает школу, выпускник школы, абитуриент.
CHESS-PLAYER = шахматист, шахматный игрок.
STORY-TELLER = рассказчик, сказочник, выдумщик
WATCH-MAKER = часовщик;
BOOK-LOVER = книголюб;
TIME-WASTER = тот, кто тратит время понапрасну;
PLEASURE-SEEKER = искатель развлечений, искатель удовольствий;
RIGHT — HANDER = правша;
LEFT — HANDER = левша;
3. Указывает на человека, живущего в определенной местности или населенном пункте.
LONDON —> LONDONER = житель Лондона;
NEW-YORK —> NEW-YORKER = житель Нью-Йорка;
ISLAND —> ISLANDER = житель острова, островитянин;
VILLAGE —> VILLAGER = житель деревни, села;
COTTAGE —> COTTAGER = житель загородного дома;
RANCH —> RANCHER = житель ранчо;
SOUTHERN —> COUTHERNER = южанин;
FOREIGN —> FOREIGNER = иностранец;
STRANGE —> STRANGER = незнакомец, иностранец;
HIGHLAND —> HIGHLANDER = житель гор, горец;
4. Обозначает предметы, с помощью которых выполняется действие, выраженное глаголом. Это могут быть инструменты, приспособления, приборы, механизмы или оборудование.
to CONTAIN = вмещать + ER = CONTAINER = контейнер;
to CONTROL = регулировать, контролировать + ER = CONTROLLER = регулятор;
to BOIL = кипятить, нагревать + ER = BOILER = нагреватель, бойлер;
to MIX = смешивать + ER = MIXER = миксер; смеситель;
to BURN = гореть, жечь + ER = BURNER = горелка;
to CUT = резать + ER = CUTTER = резец, режущий инструмент;
to RACE = состязаться в скорости + ER = RACER = гоночная машина;
to GRIND = молоть, перемалывать + ER = GRINDER = кофейная мельница, дробилка;
to EXTINGUISH = гасить, тушить + ER = EXTINGUISHER = гаситель, огнетушитель;
to PROPEL = приводить в действие + ER = PROPELLER = пропеллер;
to RECTIFY = исправлять, очищать + ER = RECTIFIER = очиститель, выпрямитель;
to MAGNIFY = увеличивать + ER = MAGNIFIER = увеличительное стекло, лупа;
Суффикс «- OR» родом с латыни и является непродуктивным. В основном он указывает на существительные, относящиеся к науке и технике. Суффикс «-OR» придает существительным те же значения, что и суффикс «-ER», исключая обозначение человека, живущего в определенной местности.
1. Обозначает профессию, ремесло, чин, должность человека.
to ACT = играть в театре + OR = ACTOR = актер;
to DOCTOR = лечить, заниматься врачебной практикой = DOCTOR = врач, доктор;
to DIRECT = руководить + OR = DIRECTOR = руководитель, директор;
to TRANSLATE = переводить с одного языка на другой + OR = TRANSLATOR = переводчик;
to CONDUCT = сопровождать, вести; дирижировать оркестром + OR = CONDUCTOR = кондуктор, проводник; дирижер оркестра;
to PROFESS = обучать, преподавать + OR = PROFESSOR = преподаватель, профессор;
to CONSTRUCT = конструировать, строить + OR = CONSTRUCTOR конструктор, строитель;
to EDIT = редактировать + OR = EDITOR = редактор;
to INSPECT = инспектировать, обследовать + OR = INSPECTOR = инспектор, ревизор;
to SAIL = плавать на судне, плавать под парусами + OR = SAILOR = матрос, моряк;
to INVENT = изобретать, придумывать + OR = INVENTOR = изобретатель, выдумщик;
to GOVERN = управлять, править + OR = GOVERNOR = управитель; губернатор;
2. Обозначает род занятий человека, выраженное глаголом. Но это не связано с профессией или ремеслом.
to VISIT = посещать, навещать, наносить визит + OR = VISITOR = посетитель, визитер;
to NARRATE = рассказывать, повествовать + OR = NARRATOR = рассказчик;
to DEMONSTRATE = демонстрировать + OR = DEMONSTRATOR = демонстрант, участник демонстрации;
to CREATE = творить, создавать + OR = CREATOR = творец, создатель, автор;
to SPECULATE = размышлять, спекулировать + OR = SPECULATOR = мыслитель, спекулянт; тот, кто играет на бирже;
3. Обозначает предметы, с помощью которых выполняется действие, выраженное глаголом. Это могут быть инструменты, приспособления, механизмы, приборы.
to GENERATE = порождать, генерировать + OR = GENERATOR = генератор;
to ELEVATE = поднимать + OR = ELEVATOR = лифт;
to INDICATE = указывать, показывать + OR = INDICATOR = индикатор, указатель;
to PERFORATE = сверлить + OR = PERFORATOR = перфоратор;
to VENTILATE = вентилировать, проветривать + OR = VENTILATOR = вентилятор;
to PROTECT = защищать + OR = PROTECTOR = протектор;
to SEPARATE = отделять + OR = SEPARATOR = сепаратор;
to CALCULATE = проводить вычисления + OR = CALCULATOR = калькулятор;
to RADIATE = излучать + OR = RADIATOR = радиатор;
to COMPRESS = сжимать + OR = COMPRESSOR = компрессор;
ОБРАТНЫЙ ХОД . По звучанию слов в русском языке можно догадаться от какого английского глагола они произошли. Таких слов очень много в нашем обиходе и было бы глупо искать их в словаре. Все знают значения таких слов, как ЛИДЕР, МЕНЕДЖЕР, ДИРЕКТОР, РАДИАТОР, АККУМУЛЯТОР, ДЕКОРАТОР, ИНСПЕКТОР, ИНДИКАТОР, КАЛЬКУЛЯТОР, СЕПАРАТОР, МИКСЕР, КОМПЬЮТЕР, ПРОТЕКТОР. Каждому из этих слов соответствует английский глагол, значение которого понятно без перевода.
Суффиксы английского языка: конструктор слов
Вы уже оценили структуру английской речи? Добавляя разные суффиксы, можно собирать новые слова, как конструктор, именно они определяют род и даже смысл всего слова!
Суффиксы стоят в конце слова, поэтому их часто путают с окончаниями. Вместе их даже называют word endings . Но это две разные морфемы, и у каждой своя функция:
Окончание
Суффикс
Не меняют смысла слова, а придают одному и тому же слову нужную форму: форму множественного числа и форму прошедшего времени.
Образуют новое слово
– wash washed | моет мыл |
– apple apples | яблоко яблоки |
– work worker | работа работник |
– move movement | двигать движение |
В первом случае мы образуем форму прошедшего времени глагола, а во втором — форму множественного числа существительного.
В первом случае мы образуем совершенно новое по значению существительное, во втором — существительное из глагола.
Окончание
Суффикс
Не меняют смысла слова, а придают одному и тому же слову нужную форму: форму множественного числа и форму прошедшего времени.
Образуют новое слово
– wash washed | моет мыл |
– apple apples | яблоко яблоки |
– work worker | работа работник |
– move movement | двигать движение |
В первом случае мы образуем форму прошедшего времени глагола, а во втором — форму множественного числа существительного.
В первом случае мы образуем совершенно новое по значению существительное, во втором — существительное из глагола.
Окончание
Не меняют смысла слова, а придают одному и тому же слову нужную форму: форму множественного числа и форму прошедшего времени.
– wash washed | моет мыл |
– apple apples | яблоко яблоки |
В первом случае мы образуем форму прошедшего времени глагола, а во втором — форму множественного числа существительного.
Суффикс
Образуют новое слово
– work worker | работа работник |
– move movement | двигать движение |
В первом случае мы образуем совершенно новое по значению существительное, во втором — существительное из глагола.
Посмотрите на волшебную работу суффиксов! Мы можем строить существительные, создавать глаголы и конструировать прилагательные. Для каждой части речи подходят свои суффиксы, на них мы сейчас и посмотрим.
Существительные
Все суффиксы английского языка можно разделить на несколько групп, и у каждой будет своя функция. Например, малыши –er, –or, –ar и –ist указывают на род деятельности.
Давайте рассмотрим по-отдельности суффиксы, которые связаны с родом деятельности:
Самый популярный «профессиональный» суффикс –er. Его можно подставить почти к любому глаголу:
– train → trainer | тренировать тренер |
– work → worker | работать рабочий |
Иногда –er встречается даже в названиях неодушевленных предметов. В этом случае он указывает на функционал инструмента:
– Printer can print, scanner can scan | Принтер может печатать, сканер может сканировать |
Такую же работу выполняет морфема –or. Её обычно ставят к словам, оканчивающимся на –it и –ate, а также после –ct в корне.
– to edit editor | редактировать редактор |
– to correct corrector | корректировать корректор |
– to motivate motivator | мотивировать мотиватор |
Суффикс –ar похож на первые два, но встречается гораздо реже. Не существует четкого правила, когда нужно подставлять эту морфему к глаголу. Фактически, нам нужно знать только три отглагольных существительных, образованных за счет –ar.
– to beg beggar | умолять нищий |
– to lie liar | лгать лжец |
– to burgle burglar | грабить грабитель |
Не всё то золото, что блестит. Существует много существительных, оканчивающихся на –ar, но они образованы по другой схеме. Пусть вас не смущают слова dollar (доллар) или sugar (сахар) .
Морфему –ist можно встретить в профессиях, связанных с наукой, искусством политикой или медициной:
– linguist | лингвист |
– impressionist | импрессионист |
– biologist | биолог |
Помимо этих суффиксов существует ещё несколько, которые выражают принадлежность человека к какой-то группе:
–ian или –an — отвечают за национальность (и подходит также для прилагательных)
– russian | русский |
– musician | музыкант |
–ess — указывает на женский род профессий
– stewardess | стюардесса |
– waitress | официантка |
–ard и –ant — нужны для описания вида деятельности или характеристик
– wizard | волшебник |
– assistant | ассистент |
Вторая группа популярных суффиксов указывает на существительные состояния или абстрактные понятия. Сюда относят двух братьев –tion и –sion, которых часто путают. Выбор зависит от окончания первоначального слова:
Запомнить все варианты расстановки суффиксов нелегко – лучше всего учить правописание каждого слова в отдельности
Прибавляют к словам, оканчивающимся на t, ate, tian и все согласные, кроме l, n, r
Используется со словами, оканчивающимися на de, d, se, ss, mit и на согласные l, n, r
– cooperate cooperation | сотрудничать сотрудничество |
– declare declaration | объявить декларация, объявление |
– provide provision | обеспечивать снабжение |
– revise revision | пересмотреть ревизия |
Прибавляют к словам, оканчивающимся на t, ate, tian и все согласные, кроме l, n, r
Используется со словами, оканчивающимися на de, d, se, ss, mit и на согласные l, n, r
– cooperate cooperation | сотрудничать сотрудничество |
– declare declaration | объявить декларация, объявление |
– provide provision | обеспечивать снабжение |
– revise revision | пересмотреть ревизия |
Прибавляют к словам, оканчивающимся на t, ate, tian и все согласные, кроме l, n, r
– cooperate cooperation | сотрудничать сотрудничество |
– declare declaration | объявить декларация, объявление |
Используется со словами, оканчивающимися на de, d, se, ss, mit и на согласные l, n, r
– provide provision | обеспечивать снабжение |
– revise revision | пересмотреть ревизия |
Описывать состояния или качества — третья важная функция суффиксов. И существует большой выбор инструментов, с которыми можно работать. Например, –hood и –ship помогают рассказать о периоде жизни, а также отношениях и статусе:
– childhood | детство |
– brotherhood | братство |
– friendship | дружба |
Когда мы говорим о более «широких» понятиях, нужно использовать суффикс –dom. Он нужен для емких слов freedom (свобода) или boredom (скука) .
Если существительное описывает качество человека, нам понадобится суффикс –ness. Он служит неотъемлемой частью слов kindness (доброта) или happiness (счастье) .
Ещё один суффикс для обозначения абстрактных понятий, состояний или качеств –ity. Обычно он стоит в общих существительных, которые получили из прилагательных:
– pure purity | чистая чистота |
– able ability | способная способность |
Небольшая тренировка
Английская орфография непредсказуема, поэтому первое время не выпускайте из рук словарь и проверяйте правописание незнакомых слов. Чем больше ваш словарный запас, тем лучше вы будете управляться с суффиксами. Давайте проверим ваши навыки, попробуйте выбрать нужную морфему для слов:
– Kind → kind ness | Добрый → доброта |
– King → king dom | Король → королевство |
– Equal → equal ity | Равный → равенство |
– Secure → secur ity | Безопасный → безопасность |
Прилагательные
Впереди нас ждут прилагательные на любой вкус и размер. У каждого из них свой суффикс, который помогает вычислить эту часть речи. Например, в слове flexible ( гибкий) суффикс — ible кричит о возможности согнуть или растянуть какой-то предмет. Морфемы -ible и -able «разрешают» совершать с вещью какое-либо действие:
Суффикс -ful неслучайно напоминает слово full (полный) . Он показывает качество, которым наделен объект. Например, beautiful – красивый или «полный красоты».
Но у каждой медали есть тёмная сторона, и для предыдущего суффикса существует антоним: — less. Он намекает на отсутствие какого-либо признака или качества и соответствует русской приставке «без»: hopeless – безнадежный , colourless – бесцветный .
Пара популярных суффиксов -ic и -al показывает отношение предмета к чему-либо. А еще может иметь значение «вызванный чем-то»:
Следующий на очереди: суффикс -ous . Он показывает, что человек или предмет «наполнен каким-то качеством». Мы уже встречали одну морфему с похожим значением – суффикс -ful.
Еще два близких по значению малыша: -ive и — y . Оба означают, что объект обладает каким-либо признаком или способностью. Но использовать их можно с разными частями речи: -ive подставляют к глаголам, а -y нужен для существительных. Попробуйте сами:
С первых уроков английского нам знакомо слово like, оно может выступать союзом «как» и обозначать сходство предметов. Именно благодаря этим качествам его превратили в суффикс! Да-да, мы можем подставить -like практически к любому существительному:
– His childlike face | Его детское лицо |
– A lifelike portrait | Реалистичный портрет |
Существует укороченный вариант с тем же значением. Суффикс -ly указывает на сходство. А еще его используют в отношении повторяющихся событий, тогда он будет напоминать русскую приставку «еже-»:
Знать теорию полезно, но всё решает практика. Готовы поспорить: без упражнений вы забудете материал через пару дней. Но это легко исправить! И мы подготовили парочку полезных упражнений!
Подумайте, от каких слов образованы прилагательные и существительные. Выберите для них подходящий суффикс и объясните своё решение:
Упс! Что-то не сработало.
Если вы попали на эту страницу, то возможны два варианта: 1) произошел обычный глюк и вам надо вернуться в прежнее место и повторить заход на страницу еще раз. ну, может, и два раза, ведь глюки могут налетать стаями. 2) такой страницы больше нет или даже никогда не было, и тут уж ничего не попишешь. вернее, можно написать администратору сайта и от души послать его. а можно потыкать в сайт и посмотреть, чего там еще есть интересного, и, кстати, есть много чего.
http://upupenglish.ru/suffiksy-anglijskogo-yazyka-konstruktor-slov/
http://tonail.com/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-38/