Буквы о е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и прилагательных

Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных

После шипящих и Ц в суффиксах имён существительных -ок/-ек, -онок/-енок, -онк/-енк, -еньк/-оньк пишем букву О под ударением, а букву Е — без ударения.

  • снеж о ́к , руч о ́нк а, зайч о́ нок — под ударением;
  • оре́ш е к , ко́ш е чк а, до́ч е ньк а — без ударения.

В суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения — буква -Е.

  • еж о ́в ый (ёж), свинц о ́в ый (свинец), холщ о ́в ый (холст) — под ударением;
  • плю́ш е в ый (плюш), лиц е в о́й (лицо), дрожж е в о́й (дрожжи) — без ударения.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния. Укажем алго­ритм напи­са­ния о/е после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов этих частей речи соглас­но пра­ви­лу рус­ско­го языка.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алгоритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит слово.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема.
  • Третий шаг — поста­вить уда­ре­ние в слове.
  • Четвёртый шаг — напи­сать бук­ву «о» или «е»/»ё» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

Примеры:

слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суффикса:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

ноч ева ть — ноч ёв к а;

корч ева ть — корч ёв к а;

меж ева ть — меж ёв к а;

рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видеоурок

Урок по русскому языку на тему «Правописание о,е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных» (6 класс)

План-конспект урока по русскому языку.

Тема : Правописание о,е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных.

Цель урока : формирование навыка правильного написания слов с гласными о,е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных .

Задачи : 1) образовательные: сформировать представление о написании букв о,е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных ; повторить правописание после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных и прилагательных; повторить прошлую тему: правописание гласных в приставках.

2) развивающие: формировать умение видеть орфограмму, её опознавательные признаки, умение определить морфему, в которой находится орфограмма, умение развивать логическое мышление; развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка; формировать ценностное отношение к языку; воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : учебник по русскому языку 5 класса, 2 ч., раздаточный материал.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Как ваше настроение? Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Итак, прежде чем начать урок, послушайте небольшое стихотворение:

Я рад приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено мне вас сегодня встречать.

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это правописание букв о,е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных. Мы научимся правильно определять, где и какую из этих букв нужно поставить, повторим тему правописание после шипящих и ц в корнях и окончаниях существительных и прилагательных. Нам нужно сегодня научиться видеть, какую из букв нужно правильно вставить в слово и закрепить это умение правилами. Давайте начнём».

Индивидуальные задания. «Но сначала мы должны повторить тему, которую мы рассматривали в прошлый раз. Сейчас я раздам три карточки (Приложение 1), которые кто-то из вас выполнит на оценку. (Карточки содержат одинаковое задание, однако об этом не стоит сообщать учащимся) 1.Может, кто-то из вас желает выполнить задание?» (Отдаёт карточки при поднятии рук учащихся). Если руки не подняты: «Итак, в таком случае посмотрим, кто же из вас давно не работал по карточкам». (Выдаёт карточки трём учащимся). 2. Вызывает учеников и отдаёт им карточки по списку случайным выбором. «Посмотрите, пожалуйста, всё ли вам понятно в задании. Если вопросов нет, можете выполнять.

Фронтальный опрос. А мы повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

Скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? ( Правописание гласных в приставках)

Назовите те приставки, в которых пишется гласная о . (о, об/обо, от/ото, под, по, до, про).

А теперь назовите приставки, в которых пишется гласная а . (на, за, над/надо, пра).

Как же пишутся гласные в неизменяемых приставках в безударном положении? (Так же, как и в ударном).

«Молодцы, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Те, кто выполняет задание по карточкам, скоро заканчивайте, пожалуйста».

3.Проверка домашнего задания. «А мы проверим домашнее задание. Напомните, пожалуйста, какое упражнение вам было задано на дом? (упр. 70, стр. 32). Скажите: были ли у вас затруднения при выполнении домашнего задания? В таком случае, начинаем проверять». Вызывается один учащийся, который читает упражнение с места, а остальные проверяют упражнение в тетрадях. (Приложение 2) Способ проверки – самопроверка. После проверки правильности постановки орфограмм следует задать детям вопрос, касающийся заботы о родителях. Следует вызвать трёх или четырёх учеников, выслушать их мнение и сделать вывод: «Ребята, мы должны так же любить и оберегать своих родителей, как и они вас. Они вас очень любят!»

Объяснение нового материала.

А) Актуализация знаний учащихся. «Итак, работающие с карточками, сдавайте свои работы, мы начинаем изучать новую тему. Она называется: Правописание о, е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных . А для того, чтобы нам перейти к её изучению, нужно вспомнить, в каких ещё частях слова, кроме суффиксов, после шипящих и ц пишутся о, е в прилагательных и существительных, в которых возникают затруднения.

С какими частями слова мы знакомились на прошлых уроках по правописание о, е после шипящих и ц в существительных и прилагательных? (В корне и окончаниях)

Как же пишутся о, ё после шипящих в корне? (После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё(е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется е , буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с е )

А какие есть исключения из этого правила, и какая буква в них пишется? (шорох, трущоба, капюшон, шорты, шорох, шов, крыжовник – пишется гласная о )

Как пишутся о, е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных и существительных? (е- без ударения, о – под ударением)

Б) Наблюдение над языковым материалом . (Упражнение 71, страница 33). (Приложение 3)

А теперь мы перейдём к теме нашего урока. Для начала давайте обратимся к упражнению 71 на странице 33. Запишите слова в два столбика и поставьте ударения, выделите в них суффиксы. (Учащиеся делают задание письменно, проверяется задание по цепочке). Выполнили упражнение? А теперь ответьте мне:

Что объединяет слова в первом столбце? ( В суффиксах этих слов стоит гласная – о )

А что объединяет слова во втором столбце? ( В суффиксах этих слов стоит гласная – е )

От чего же зависит выбор гласной в суффиксе? ( От ударения: под ударением в суффиксе пишется о , без ударения – е )

В) Чтение правила. «А сейчас, ребята, мы обратимся к правилу на странице 33 (Приложение 4). Прочитайте его. Понятно ли оно вам? Есть ли у вас вопросы? Хочется ещё отметить, что в иноязычных словах, даже если суффикс ударный, пишется ёр (дирижёр, стажёр). В русском языке есть слова «ухажёр» и «дирижёр». Они пишутся, исходя из этого же правила правописания суффикса в иноязычных словах. А ещё обратите внимание на то, как в примерах правила оформляется орфограмма: в слове выделяется суффикс, одной чертой подчёркивается гласная в суффиксе, двумя чертами – конечный согласный корня, то есть шипящий).»

Первичное закрепление материала на теоретическом уровне. «Дети, давайте обратимся к табличкам, которые я вам раздал каждому на парту». (Приложение 5). Учитель должен комментировать таблицу. «давайте повторим правописание о, е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

Вторичное закрепление материала . «Дети, теперь давайте выполним упражнение по этому правилу. Сделаем письменно упражнение 72 на странице 34, а после упражнение 73 на этой же странице. Нужно обозначить суффиксы и расставить ударение в словах, а также сказать, какой частью речи является слово. Выполняем задание по цепочке. (Приложение 6 и 7). (Учащиеся отвечают по цепочке).

Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием. Теперь перейдём к следующим заданиям. Это упражнение 74 на странице 34. (Приложение 8) и упражнение 75 на той же странице. (Приложение 9). Двое из вас сейчас пойдут к доске его выполнять. И это будет…ов и ..ин. От данных слов в упражнениях вы образуете слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом – ОК и — ОНОК . Запишите пары этих слов, выделите суффиксы, подчеркните шипящие и гласные. (Ученики пишут слова в тетради вслед за учениками у доски, объясняющими написание слов). Хорошо, садитесь. Я ставлю вам (оценки).

Теперь вы попробуете выполнить упражнение самостоятельно. Откройте страницу 35 и найдите упражнение 77. (Приложение 10). Если всё понятно, то можете выполнять». После выполнения учащиеся читают слова по цепочке.

Физкультминутка . «Итак, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).

Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).

Сели, встали, встали , сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи (вытягивают руки вверх),

Раз, два, три дыши ровней (машут руками),

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней (садятся на место).

Молодцы! Продолжаем урок».

Продолжение закрепления материала .

Ребята, сейчас мы выполним задание следующим образом: я читаю определённые слова, и если в слове нужно ставить букву «о», то поднимаем одну руку, если «е» или «ё» — две руки. (Слова: ручонка, дирижёр, ершовый, медвежонок, песцовый, ландышевый, алычовый, сучок, галчонок, прыжок, грошовый, ежовый, девчонка). Молодцы, ребята! (Данное упражнение позволяет учителю выявить степень усвоения учащимися изучаемой темы).

Ребята, сейчас вы все напишете небольшой диктант. (Приложение 11). В этом диктанте некоторые слова написаны с пропусками. Заполните эти пропуски, а потом сдайте мне листочки с диктантами. Я проверю их и выставлю оценки. После выполнения можно задать детям подобный риторический вопрос: «Посмотрите, дети, как необычно и красиво словами из рассматриваемой нами сегодня темы автор смог составить предложение. Не правда ли, русский язык тем и хорош, что помогает нам с помощью таких текстов запоминать все правила и узнавать ещё много интересного об употреблении этих слов в нашей живой речи?»

Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

С какой темой мы познакомились сегодня? ( Правописание о,е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных и имен прилагательных.)

Какое правило вы запомнили по сегодняшней теме? (После шипящих и ц в суффиксах имён существительных и прилагательных под ударением пишется о , а без ударения – е )

Какая гласная пишется в суффиксах иноязычных слов под ударением? (буква Ё – дирижёр, стажёр)

Домашнее задание . (заранее записать на доске). «Ребята, обратите внимание на доску. На ней записано домашнее задание. Откройте учебник на странице 35, упражнение 80. (Приложение 12). Всё ли вам понятно? (Если непонятно – задание комментируется). Запишите задание в дневники. А ещё повторите правила, которые мы сегодня прошли. Звенит звонок, можете быть свободны. До свидания, ребята.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/napisanie-o-e-posle-shipyashhih.html

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-oe-posle-shipyaschih-i-c-v-suffiksah-imen-suschestvitelnih-i-imen-prilagatelnih-kla-3370988.html