Что такое существительные с суффиксами оценки

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъективной оценки

Выделяют три группы суффиксов по своему значению в структуре слова:

  1. Формообразующие (суффиксы, служащие для образования форм слова и не вносящие нового лексического значения: хожу — ходил.
  2. Словообразовательные суффиксы, служащие для образования новых слов и вносящие определенное новое значение (сушить — сушка, прямой — прямо).
  3. Синкретичные суффиксы. В русском языке в производных словах типа столик, дворик, домина, ручища и других значение реальной уменьшительности, как правило, совмещается со значением ласкательное (столик, дворик), а значение реального увеличения — со значением пренебрежительности, неприятия (домина, ручища, глазищи).

Суффиксы субъективной оценки — это суффиксы, служащие для образования имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку.

Уже в первой половине XIX в. русские грамматики учили, что категория «субъективной оценки» имен существительных обычно находит выражение в формах одного и того же слова. Уменьшительные, ласкательные и другие формы субъективной оценки считались не самостоятельными словами, а формами производящего существительного.

Мысль, что уменьшительно-ласкательные и другие суффиксы этого рода относятся к средствам формообразования, а не словообразования, находила себе опору в общности грамматического рода у всех форм субъективной оценки, произведенных от одного слова (например: дом — домишко — домище — домина; дурак — дурачище — дурачок — дурачина и т. п. ).

Суффиксы субъективной оценки делятся на:

  • размерно-оценочные (уменьшительные и увеличительные);
  • эмоционально-оценочные (ласкательные и пренебрежительные);
  • размерно-эмоциональные (уменьшительно-ласкательные и уменьшительно-уничижительные).

Имеют дополнительные оттенки оценочности, такие как:

  • иронический;
  • снисходительной иронии;
  • уничижительно-презрительный;
  • пренебрежительно-презрительный

У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Суффиксы субъективной оценки

Тест на тему Формообразование

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Правописание суффиксов существительных

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

В боль­шин­стве суф­фик­сов суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ные «о» и «е», «и» или «е». Укажем пра­ви­ла, с помо­щью кото­рых мож­но выбрать пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­сов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипя­щих и т. д. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных и при­ве­дем в ней при­ме­ры слов.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных име­ют тра­ди­ци­он­ное напи­са­ние с бук­вой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.

Какие бывают суффиксы существительных?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов существительных:

  • суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суффиксы);
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Суффиксы субъективной оценки

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.

Примеры:

  • кир­пич — кир­пич ик
  • лепе­сток — лепе­сточ ек
  • посла­нье — посла́нь иц е
  • пуго­ви­ца — пугов ич к а
  • Таня — Тан ечк а
  • тётя — тёт еньк а
  • чер­но­сли­ви­на — чер­но­слив ин к а
  • гор­ло — горл ышк о
  • кума — кум ушк а
  • горе — гор юшк о
  • туф­ля — туфл ищ а.

Словообразовательные суффиксы

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  • белый — бел изн а
  • варить — вар ев о
  • сту­чать — стук отн я
  • хва­стать — хваст овств о.

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем примеры.

Правила написания суффиксов существительных

СуффиксыОсобенности пра­во­пи­са­нияПримеры
-ек-

-ик-/-чик

В суф­фик­се -ек- пишет­ся бук­ва «е», если в фор­ме р.п. она ста­но­вит­ся беглой.
При скло­не­нии суф­фикс -ик- сохра­ня­ет бук­ву «и».
венич ек (венич к а)
дожд ик (дожд ик а)
-ок-

-ек-

После шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся -ок,
без уда­ре­ния — -ек-
баш­мач ок
друж ок
но
цве­точ ек
горош ек
-ец-

-иц-

Суффикс -ец обра­зу­ет сло­ва муж­ско­го рода.
Суффикс -иц- вхо­дит в состав слов жен­ско­го рода.
У сущ. ср. рода пишет­ся суф­фикс -ец-, если уда­ре­ние пада­ет на -цо.
Суффикс -иц- пишет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на основу.
мороз ец
кра­сав ец
рож иц а
книж иц а

бель ец о́
серебр ец о́
зда́нь иц е
-инк-

-енк-

Суффиксы -ин-к- име­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от сущ. с суф­фик­сом -ин-.

Суффикс -енк- пишет­ся в осталь­ных случаях.

пере­клад ин к а
ссад ин к а
беж енк а
неж енк а
-ушкк-

-ышк-

Сущ. ж.р. и оду­шев­лен­ные сущ. м.р. после суф­фик­сов -ишк-, ушк-/-юшк- име­ют окон­ча­ние .

Сущ ср.р. и неоду­шев­лен­ные сущ. м.р. име­ют окон­ча­ние .

трав ушк а
дол юшк а
воробь ишк а
пальт ишк о
ум ишк о
голос ишк о
-ич-к-

-ечк-

Суффиксы -ич-к- пишут­ся в сло­вах, обра­зо­ван­ных на -иц-(а).

Суффикс -ечк- обра­зу­ет осталь­ные существительные.

луко­ви­ца → луков ич к а
ули­ца → ул ич к а
сито → сит ечк о
бума­га → бумаж ечк а
-оньк-/-онок-

-еньк-

Суффикс -оньк-/онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных кор­ня и после шипя­щих под ударением.
Суффикс -еньк- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и гласных.
лапа → лап оньк а
скворч онок
душ еньк а
Зо еньк а
-ищ-С суф­фик­сом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишет­ся окон­ча­ние ,
у суще­стви­тель­ных ж.р. — .
вели­кан ищ е
болот ищ е
ску­кот ищ а
гряз ищ а
-чик-

-щик-

Суффикс -чик пишет­ся после соглас­ных осно­вы д, т, ж, з, с.
В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -щик-.
раз­ве д чик
пуле­ме т чик
пере­бе ж чик
зака з чик
под­пи с чик
фонар щик
выдум щик

Правописание без­удар­ных суф­фик­сов -иц- и -ец- мож­но про­ве­рять скло­не­ни­ем. Если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го глас­ная суф­фик­са выпа­да­ет (хле́бец — хле́бца), то пишет­ся суф­фикс -ец-. Если глас­ная сохра­ня­ет­ся, в сло­ве пишет­ся суф­фикс -иц- (лужи­ца — лужи­цы).

Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  • виш­ня — вишен к а
  • баш­ня — башен к а
  • сос­на — сосен к а.

В их мор­фем­ном соста­ве нет суф­фик­са -енк-, а появ­ля­ет­ся в осно­ве сло­ва бег­лая глас­ная «е» после шипя­ще­го или мяг­ко­го согласного.

Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во. Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском языке.

Суффиксы, написание которых запомним

Всегда с бук­вой «о» в без­удар­ном поло­же­нии пишется

1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных прилагательных:

  • кра­си­вый → крас от а
  • бед­ный → бедн от а
  • право­та → прав от а

2. суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от глаголов:

  • бегать → бег отн я
  • ругать → руг отн я
  • тол­кать → толк отн я

3. суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и причастий:

  • вялый → вял ость
  • дикий → дик ость
  • обид­чи­вый → обид­чив ость
  • воз­буж­дён­ный → воз­буж­денн ость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кол­до­вать → колд овств о
  • воро­вать → вор овств о
  • сва­тать → сват овств о.

С бук­вой «е» пишут­ся суф­фик­сы после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

1. суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  • кру­жить → круж ев о
  • курить → кур ев о
  • месить → мес ив о
  • топить → топл ив о
  • нищий → нищ енств о
  • пер­вый → перв енств о
  • жуль­нич еств о
  • кустар­нич еств о

С бук­вой «и» пишут­ся все­гда суф­фик­сы -изн- и -ин-, обра­зу­ю­щие суще­стви­тель­ные от прилагательных:

  • голу­бой → голуб изн а
  • новый → нов изн а
  • пря­мой → прям изн а
  • глу­бо­кий → глуб ин а
  • седой → сед ин а
  • быст­рый → быстр ин а.

Традиционные напи­са­ния суф­фик­сов суще­стви­тель­ных с бук­ва­ми «о», «е» или «и» сле­ду­ет запом­нить или справ­лять­ся о них в словаре.

Правописание гласных в суффиксах существительных

Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му написанию.

Видеоурок «Правописание суффиксов существительных (6 класс)»

Конспект по родному (русскому) на тему «Существительные с суффиксами субъективной оценки»

Роль суффиксов субъективной оценки в фольклорных и художественных текстах.

Цель: Раскрыть роль существительных с суффиксами субъективной оценки как художественного выразительного средства в фольклорных и поэтических текстах.

II . Мотивация к учебной деятельности.

1. Задание на доске.

Волк, волчок, волчище.

Дом, домик, домина.

Чудо, чудошко, чудище.

В каком случае слова имеют нейтральную эмоциональную окраску, в каком положительную, а в каком отрицательную? Благодаря какой части слова это происходит?

2. Запишите в тетрадях:

Там котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит,

И лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою. (В. Жуковский.)

А котище лежит на печке,

Глазища горят, как свечки.(Н. Заболоцкий).

Выделите суффиксы в словах котик, по садику, козлик, ротик, котище, глазища. Какую роль они играют?

Ответ: суффиксы — ик -, — ищ-. В первом случае они придают тексту ласковость, свойственную для детских стихов. Во втором случае, они вызывают у читателя удивление размерами кота.

III. Работа по тема урока.

В русском языке есть особенные суффиксы способные передавать словам различные эмоциональные оттенки:

-ок, — ек, -ёк; — оньк, — еньк; — ушк; — юшк; — ечк; — ышк.

· Пренебрежение, презрение, грубость, незначительность:

Их называют суффиксами субъективной оценки.

Подберите синоним к слову «субъективная». Ответ: личная.

Запишите эти суффиксы в тетрадь и запомните их.

Вам выданы тексты народной песни. Найдите в них слова с суффиксами субъективной оценки и попробуйте определить их роль.

Ах, ты душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой разгуляемся,

Мы пойдем с тобой разгуляемся

Вдоль по бережку Волги- матушки

Эх, пускай на нас люди зарются:

«Ну и что ж это, что за парочка?

То не муж с женой и не брат с сестрой

— Добрый молодец с красной девицей.» (Эти слова не только придают песни ласковость, но и «организуют» ее ритм, делают текст напевным.)

2. Найдите слова с суффиксами субъективной оценки в отрывке из «Сказки о мертво царевне и семи богатырях А.С. Пушкина»ю Какую роль они играют здесь?

Все на яблочко. Оно соку светлого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто, будто медом налилось

Видно семечки насквозь.

Подождать она хотела, до обеда не стерпела,

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла,

Потихоньку откусила и кусочек проглотила.

Ответ: А.С. Пушкин использовал существительные с суффиксами субъективной оценки для создания в произведении особой эмоциональной обстановки и приданию произведению особого народного колорита.

Попробуйте догадаться, где народная песня, где авторские стихи.

1. Эх, полным -полна моя коробушка,

Есть в ней ситец и парча.

Пожалей душа -зазнобушка,

2. В горнице моей светло:

Это от ночной звезды,

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

3. За рекой на горе

Лес зеленый шумит,

За рекой на горе

4. Но нельзя рябине

К дубу перебраться,

Век одной качатся.

В данном случае все тексты авторские. Но они стали народными. О чем это говорит?

Ответ: Умелое использование авторами художественных выразительных средств, присущих фольклору, в том числе и существительных с суффиксами субъективной оценки ставит многие авторские стихи в один ряд с народными текстами, к которым сам народ подбирает музыку. Многие стихи известных авторов благодаря этому впоследствии стали известными народными песнями.

— С каким новым приемом художественной выразительности мы познакомились сегодня?

Ответ: С существительные с суффиксами субъективной оценки.

— Какую роль помимо эстетической этот прием играет в народных текстах? Ответ: Помогает организовать ритм текста.

— Попробуйте составить отзыв о сегодняшнем занятии, используя суффиксы субъективной оценки.

1. Приведите примеры употребления существительных с суффиксами субъективной оценки в других авторских текстах.

2. Напишите текст, стилизированный под народную песню, используя существительные с суффиксами субъективной оценки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

«Татар сәүдәгәрләре нинди булган?» темасына доклад

Урок кабардинского языка на тему: Бзэм зегъэужьын» 2 класс

Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» для 2-го класса

КТП по предмету «Родной (русский) язык» 4 класс 16 часов

ПРОЕКТ «Игровые технологии в обучении татарскому языку русскоязычных учащихся»

Публикация «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС ООО»

Самоанализ урока «Основные грамматические нормы русского литературного языка»

Презентация по казахскому языку на тему Киік «Қызыл кітапта»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5183203 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

Сколько россияне тратят на репетиторов

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov.html

http://infourok.ru/konspekt-po-rodnomu-russkomu-na-temu-sushestvitelnye-s-suffoksami-subektivnoj-ocenki-5020286.html