Ек ик в суффиксах существительных мультфильм

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Урок русского языка в 6 классе по теме «Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК»

Цели урока:

  • познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имена существительные изменяются по родам
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые — 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик
№задания12345678910
Ответ3143131123

3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

  • И.п. лучик, орешек
  • Р.п. лучика, орешка
  • Д.п. лучику, орешку
  • В.п. лучик, орешек
  • Т.п. лучиком, орешком,
  • П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:

-чик-ик-ек или -ик

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/

-чик-ик-ек или -ик
жирафчикбегемотикльвёночек
попугайчикикотиктигрёночек
пингвинчикзайчиккотёночек
крокодильчикслоникзайчоночек
слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

  1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
  2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ. к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат. к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик
№задания12345678910
Ответ3142244133

6.3. Самопроверка, консультация, рефлексия

7. Домашнее задание: п.45, упр. 251

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Урок русского языка и литературы «Правописание суффиксов -ек- и -ик- в существительных» в 5-м классе («Школа-2100»)

Цели урока:

  • Повторение сведений о роли суффикса в образовании новых слов;
  • Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;
  • Развивать орфографическую зоркость у учащихся;
  • Совершенствовать умение выделения суффиксов в словах.

Оборудование урока:

  • Запись на доске с использованием мела;
  • Опорные схемы;
  • Таблица “Алгоритм работы”;
  • Раздаточный материал;
  • Экран;
  • Мультимидийная презентация;
  • Фрагмент мультфильма “В стране невыученных уроков”.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

2. Языковая разминка.

-Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

— Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе. (Презентация.1,2 слайд)

3. Постановка проблемы.

— Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков” (Слайд 4), в котором главному герою Вите Перестукину, чтобы открыть замок, нужно было поставит букву в словах “ключик” и “замочек”. (Показ фрагмента мультфильма до слов “Вспомним правило…”).

— Вы догадались, какая тема нашего урока?

Формулирование темы и целей урока учащихся. Запись в тетради.

4. Наблюдение и решение проблемы.

— Помните ли вы, как с этой проблемой справился Вова Перестукин?

1. Упр.347,с.12 выполняется по заданию.

Вывод: Суффиксы – ек — и – ик — в безударном положении произносятся одинаково: ИК.

Какое возникло затруднение?

— Почему?
— Почему возникла трудность в выборе букв? (Это гласные буквы, они обозначают звук в безударном положении).

2. Как же нужно действовать, чтобы избежать ошибки?

(Учащиеся предлагают свои варианты).

Демонстрация мультфильма полностью.

3. Формулирование орфографического правила и сравнение с правилом учебника с.12

— Какой опознавательный признак орфограммы?
— Как графически обозначается выбор букв?

4. Выработка алгоритма “Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик — у существительных” (коллективно) (Слайд 5)

  1. Измени слово по падежам (просклоняй);
  2. Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;
  3. Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -. (Слайд 6)

5. Развитие орфографических умений.

1. Устное объяснение орфограммы по цепочке (работа с учебником, упражнение 351)

Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени,расслабтесь, все внимание сосредоточьте на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Во время всей физминутки старайтесь следить глазами за движением круга и потом следить за направлениями линий.

Ребята, берегите свое зрение.

3. Осложненное распределительное списывание (на доске упражнение 349)

4. Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

6. Подведение итогов.

— Определите ключевые слова урока?
— Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

7. Домашнее задание (Слайд 10)

Параграф 39,алгоритм в тетради, упражнение 352

Я оцениваю свою работу на уроке как…
Я (не) доволен уроком, потому что…


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnyh

http://urok.1sept.ru/articles/575606