Глаголы ать ять суффикс или окончание

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Поиск ответа

Всего найдено: 13

Вопрос № 295324

Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста, почему глагол «спать», который было бы логично отнести к первому спряжению, так как оканчивается на -ать , принимает окончания второго спряжения?он же не является исключением.

Ответ справочной службы русского языка

У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям. При этом совершенно не имеет значения, какой гласный перед —ть. Поэтому глагол спать (а также лететь, гореть, шуметь и т. д.) второго спряжения.

Вопрос № 280144

Здравствуйте.
Я обнаружила, что в школьной программе инфинитив глагола остался без окончаний.
В школе мы проходили, что -ить, -ать — окончания, в институте — что -а-, -и- — суффиксы, а -ть — окончание.
Сейчас с удивлением увидела, что -ть тоже стало суффиксом, хотя морфемные словари об этом еще не знают.
Как вы можете это прокомментировать, на что следует ориентироваться при морфемном разборе, где можно ознакомиться с обоснованием этих новшеств?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В лингвистике нет (и не было) единой позиции по этому вопросу. Одни языковеды считают — ть суффиксом, другие – окончанием. В школьной практике — ть сейчас чаще выделяют как суффикс, но в некоторых школьных курсах -ть по-прежнему рассматривают как окончание.

Вопрос № 278218

Уважаемая Грамота! Помогите разобраться с морфемным анализом инфинитива. Например, в словах типа бегать, говорить и пр. выделяется два суффикса (бег-а-ть, говор-и-ть), или же ть — это окончание? Дело в том, что разные источники по-разному именуют ть: в некоторых его называют суффиксом инфинитива, а в других — окончанием. Даже попался источник, где -ать (бегать), -ить (говорить) считались окончанием. Благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Всё именно так: в лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Одни языковеды считают — ть в инфинитиве суффиксом, другие – окончанием. Гласный перед — ть – суффикс. Выделение окончания -ать , -ить неправомерно.

Вопрос № 273427

Здравствуйте!
Какой частью слова являются -еть, -ать , -ить и т.д. в неопределенных формах глагола (инфинитивах)?
Благодарю. Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

«ТЬ» является показателем неопределенной формы (инфинитива), а предшествующий гласный входит в основу глагола.

Вопрос № 265513

содержать
По правилам, глагол относится к 1-му спряжению ( на -ать , ять), но при этом в окончании нужно писать И. Например: Книга не содержит умных мыслей.
Но в глаголах на АТЬ нужно писать не содержет. .
Можете прояснить эту ситуацию?
Запуталась в правилах .

Ответ справочной службы русского языка

Вспомните об исключениях: гнать, держать, дышать, зависеть. Все приставочные образования от этих глаголов тоже являются исключениями. Держать входит в число исключений, в личных окончаниях пишется И (держит) , поэтому тот же гласный пишется и в личных окончаниях глагола содержать.

Вопрос № 265504

Скажите, пожалуйста, какое правило постановки дефиса действует в отношении растягиваемых в речи слов, как например: «че-е-е-ерез», «опя-я-я-ть» и т. д. Заранее спасибо за Ваш ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Дефис употребляется для передачи протяжного звучания гласных (обычно гласный повторяется 3 раза): че-е-ерез, опя-а -ать .

Вопрос № 261007

Подскажите, пожалуйста, как определить спряжение глагола журчать. По окончанию инфинитива -ать данный глагол относится к 1 спряжению, а при спряжении появляются окончания -ит, -им, свойственные 2 спряжению.

Ответ справочной службы русского языка

Журчать – глагол второго спряжения (определяется по ударным личным окончаниям). См. также «Горячую десятку вопросов».

Вопрос № 258903

Здравствуйте. Каковы правила формирования страдательных причастий прошедшего времени? Заранее спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-н(н)- от глаголов на -ать , -ять и -еть : прочита-нн-ый ,

-ен(н)- от основ на согласный и -ить : унес-енн-ый, построенный,

-т- от основ на -нуть , -оть , -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый .

Вопрос № 257467

В диктанте дочь написала: «. выровненная тропинка. » Учитель русского языка исправила так: «выровнянная» — это правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Написание выровнянная невозможно. Есть слова выровненный (от вы ровнять – сделать ровным, прямым без изгибов) и выравненный (от выра внять – сделать равным). Ваша дочь написала правильно: выровненная тропинка. Действительно, в причастиях (а также отглагольных прилагательных), образованных от глаголов, оканчивающихся в неопределенной форме на -ать (-ять), пишется а (я) , например: привязать – привязанный, настоять – настоянный, посеять – посеянный, развеять – развеянный, валять – валяный. Но страдательные причастия глаголов — равнять и — ровнять с приставками – исключения, у таких причастий в суффиксах пишется е: выровненный, выравненный, приравненный.

Вопрос № 239156

Подскажите, пожалуйста, глагол «лежит» какого спряжения? Его личное окончание -ИТ, что, вроде бы, соответствует 2 спряжению. Но в неопр. форме этот глагол становится глаголом -ЛЕЖАТЬ (на -ать ), то есть получается 1 спряжение?

Ответ справочной службы русского языка

Это глагол с системой личных окончаний второго спряжения.

Вопрос № 218767

В предложении: «Георгиевский крест, обмененный старым солдатом на теплую одежду. » как правильно написать: обменЕННый или обменЯННый и почему? Какое здесь действует правило?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _обменянный_ (от глагола _обменять_). В страдательных причастиях прошедшего времени пишется -анный, -янный, если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать , -ять.

Вопрос № 210215

В слове читать корень чит-, а -ать — это окончание или суффикс.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 207336

объясните в чём заключается правило о глаголах исключения :Гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть и терпеть.

Ответ справочной службы русского языка

Правило заключается в том, что глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать и -еть, относятся к первому спряжению (и имеют в личных окончаниях гласные е, у, ю), а перечисленные в Вашем списке глаголы относятся ко второму спряжению (и имеют личные окончания с гласными и, а, я).

Урок «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени»

Конспект урока русского языка №5

Предмет: русский язык

Школа: МОУ СОШ №72

Программа, по которой работает учитель: Русский язык. 10-11 классы. Учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. — 8-е изд. — М.: 2011. — 448 с.

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, подготовить к ЕГЭ.

· актуализировать знания о правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;

· продолжить подготавливать учащихся к ЕГЭ.

· развивать логическое мышление в ходе выборочного и распределительного списывания;

· развивать логическое мышление в ходе составления таблицы по теории с примерами;

· развивать речь учащихся при устном ответе.

· воспитывать аккуратность при оформлении записей;

· воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал.

Список использованной литературы:

1. Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

2. Сообщение темы и целей урока

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

— Сегодня мы еще один урок уделим на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов. Упор же мы сделаем именно на суффиксы, то есть на задание 10 в ЕГЭ. Так же в конце урока вы пишите тест по этим заданиям, поэтому постараемся работать быстро и четко. Запишите сегодняшнее число: «Десятое октября», «Классная работа».

Запись на доске даты, вида работы и темы урока

3. Изучение темы урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово+инструктирущее

Прежде чем перейти к практике, вспомним некоторые сведения из теории, а именно суффиксы глаголов, существительных и прилагательных. Для этого на листочке начертите таблицу из трех колонок. Первая — глагол, вторая — существительное, третья — прилагательное. Итак, я буду диктовать вам суффиксы. Ваша задача соотнести суффикс с частью речи .

Лив, ичк, ива,а , ва, ец, ева, иц, чив, ив, инк, изн.

Итак, вы записали данные суффиксы, распределив их по тем частям речи, в состав которых они входят. Теперь проверьте вашу работу и подпишите листочки, положите их на край парты.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово + инструктирующее

Итак, мы повторили с вами теорию. Переходим к практике. Напишем комментированный диктант. Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их, позже по цепочке объяснять написание суффикса. Начнем.

Фланелевый, расчетливый, обустраиваться, претерпевая, приноравливаться, креслице, кочевать, письмецо, перестраиваться, магниевый, зашпаклевать, незатейливый, запасливый, развеяться, целевой, запугивающий, протанцевать, нищета, настаивать, белизна, ленивый, ключевой, черешневый, алюминиевый, причудливый, обидчивый, рассеивать, ночевать, попробовать, повелевать, застревать, затмевать, продлевать, гвардеец, гостиница, растеньице, завалинка, песенка, белизна, желтизна, утречко, времечко, замочек.

(проверка записи, отметка)

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

А сейчас обратимся к заданию 11. Еще раз кратко повторим ту теорию, что я вам в прошлый раз раздавала.

(статья в приложении)

Прием: репродуктивная беседа

Итак, чем мы руководствуемся при правописании личных окончаний глаголов?

Какие глаголы мы относим к первому, ко второму спряжениям?

Если глагол относится к 1 спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся буквы.

А если ко 2 спряжению?

Чем мы руководствуемся при написании суффиксов причастий?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее + инструктирующее слово

Молодцы. А сейчас я вам раздам ваши прошлый самостоятельные работы. Отметки за них пойдут в журнал. посмотрите на ваши ошибки. Разберем их.

(Работа над ошибками)

Метод: слово учителя

Прием: ведущее + инструктирующее слово

А сейчас напишем тест. У вас осталось 15 минут на работу с ним. Тест по вариантам. Будьте внимательны при работе, не торопитесь.

— суффикс ИВА (сглаживать — я сглаживаю.) ;

— суффикс ЕВА (потчевать — я потчую);

— ударный суффикс ВА (повелевать — повелеть).

— под ударением пишется ИВ, без ударения — ЕВ (ленивый, марлевый);

— суффиксы ЛИВ и ЧИВ всегда пишутся с буквой И.

— ж.р. — ИЦ (метелица);

— с.р.: — ЕЦ, если ударение падает на окончание (письмецо);

— ИЦ, если ударение не падает на окончание (креслице);

— ИНК пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на ИН (А), а суффикс ЕНК во всех остальных случаях (горошинка, вишенка);

— ИЗН и ИН всегда пишутся с буквой И, так как у имен существительных суффиксов ЕЗН и ЕН не бывает;

— суффикс ИЧК пишется в существительных, образованных от слов, оканчивающихся на ИЦ (А), а суффикс ЕЧК во всех остальных (умничка, умница, ситечко).

Фланелевый, расчетливый, обустраиваться, претерпевая, приноравливаться, креслице, кочевать, письмецо, перестраиваться, магниевый, зашпаклевать, незатейливый, запасливый, развеяться, целевой, запугивающий, протанцевать, нищета, настаивать, белизна, ленивый, ключевой, черешневый, алюминиевый, причудливый, обидчивый, рассеивать, ночевать, попробовать, повелевать, застревать, затмевать, продлевать, гвардеец, гостиница, растеньице, завалинка, песенка, белизна, желтизна, утречко, времечко, замочек.

Ленивый — имя прилагательное, в суффиксе пишется и, так как гласная находится под ударением. Ключевой — прилагательное, в суффиксе пишется е, так как гласная без ударения.

 Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения;

 Чтобы определить спряжение, необходимо узнать, ударным или безударным является его личное окончание;

 Для этого следует поставить глагол в форму третьего лица единственного числа и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится;

 Если отчетливо слышится гласная Ё, это глагол первого спряжения (плыть, плывет);

 Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения (лететь, летит);

 Если глагол с безударным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

1. Все глаголы не на ИТЬ (ать, ять, еть и т.д.).

2. Глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.

3. Глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на ЯТЬ: (сеять, веять, лелеять, таять, лаять, каяться, реять, блеять, затеять, кашлять, чуять, надеяться).

1. Глаголы на ИТЬ в начальной форме.

2. Глаголы-исключения (гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, обидеться, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть)

Правописание суффиксов причастий

А) Правописание суффиксов УЩ, ЮЩ, АЩ,ЯЩ, ЕМ, ИМ зависит от спряжения исходного глагола, от которого они образованы.

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Глагол 1 спряжения

Образуются от основы наст. времени исходного глагола при помощи суффиксов УЩ,ЮЩ (шепчут, шепчущий).

Образуются от основы наст. времени исходного глагола при помощи суффиксов ОМ, ЕМ (читают, читаемый).

Глагол второго спряжения

Образуются от основы инфитива исходного глагола при помощи суффиксов АЩ,ЯЩ (дышать, дышащий)

Образуются от основы инфитива исходного глагола при помощи суффикса ИМ (видеть, видимый)

Б) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени ВШ, НН

Гласная буква перед ВШ действительный причастий прошедшего времени

Гласная буква перед НН страдательных причастий прошедшего времени

Перед ВШ пишется та же гласная, что и перед окончанием ТЬ в начальной форме глагола:

Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на АТЬ или ЯТЬ, то гласная А,Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени:

Если исходный глагол оканчивается на ИТЬ или ЕТЬ, то перед НН пишется только Е:

Постелешь, веривший, выходишь, проверенный, на-деешься, развеянный, ограничишься, слышимый, лечишь, приемлемый, лепечешь, тащишь, невидимый, выскочишь, изучаемый, выгоришь, добываемый, задержешься, подстреленный, дремлешь, зависимый, бреешь, закручиваемый, задержишься, атакуемый, выглядишь, перекормленный, просишь, сфотографируешься, предвидевший, зависишь, обидевшийся, задержишь, колеблемый, борешься, вытащенный, вертишься, поставленный.

(Учащиеся пишут тест)

6. Этап обобщения

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

— Итак, сегодня на уроке мы повторили правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени, выполнили несколько заданий для подготовки к ЕГЭ . Всем спасибо за работу.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное


источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D0%B0%D1%82%D1%8C

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-lichnyh-okonchanij-glagolov-i-suffiksov-prichastij-nastoyashego-vremeni-5360876.html