Как найти суффикс в глаголе в неопределенной форме

Суффиксы в неопределенной форме глагола. Правописание суффиксов глаголов

Правописание глагола – не такая лёгкая тема, как кажется на первый взгляд, и многие это понимают. Гласные и согласные в корне, окончания, приставки — всё это требует отдельного внимания. Суффиксы в неопределённой форме глагола также далеко не так просты. Спряжение, вид глагола – на них влияет очень и очень многое. Но и с этим можно без труда справиться, было бы желание. Попробуем понять, от чего же конкретно зависит правописание суффиксов глаголов, и какие они, эти самые суффиксы, вообще бывают.

Основа основ

Любой урок русского языка «Неопределённая форма глагола» начался бы с определения соответствующего понятия. Инфинитив (а именно так называется это по-научному) – начальная, нулевая форма, приведенная в словарях и не имеющая никаких морфологических признаков. Итак, неопределённая форма глагола: время, лицо, число и наклонение у нее отсутствуют, зато она обладает совершенным (ответить) или несовершенным (отвечать) видом; категорией залога — действительного (произносить) и страдательного (должна произноситься); возвратностью (оказываться) и невозвратностью (бежать). Отвечает эта словоформа на вопросы что делать? и что сделать? А одним из её основных признаков являются суффиксы в неопределённой форме глагола: —ть, ти, чь-. Некоторые лингвисты выделяют такие суффиксы как –сть— и —сти-.

А как понять, что это инфинитив?

С определением вроде бы разобрались. А что же дальше? Как определить неопределенную форму глагола? Можно ли как-то понять, что перед нами именно инфинитив, а не нечто другое? Легко! Берём необходимый нам глагол, например, читать, и смотрим на его морфемный состав (те части слова, из которых оно состоит). В данном случае имеется наш суффикс —ть-, кроме того, задаём вопрос к глаголу: читатьчто делать? И второй признак соответствует. Для полной уверенности можно попытаться определить лицо, число и время – и сделать это невозможно. Зато вид (что делать? — несовершенный), возвратность (нет постфикса -ся- — глагол невозвратный) и залог (читать — я делаю сам — действительный) обнаруживаются без труда.

Другой пример – глагол мигаю. Здесь нет необходимого нам суффикса, а на попытку задать вопрос он отвечает что делаю? – снова не то, что нам нужно. Уже понятно, что в данном примере есть и лицо (я мигаю — первое), и число (единственное), и время (настоящее), равно как и вид (несовершенный), и возвратность (невозвратный), и залог (действительный). То есть эта словоформа инфинитивом не является.

Перед тем, как определить неопределенную форму глагола, нужно проверить его на наличие основных морфологических признаков. Если их нет – отлично, перед нами инфинитив, если же имеется лицо, число и время, то это просто склоняемая форма глагола.

Окончание у инфинитива?

Ещё одним очень тяжёлым вопросом для многих является правописание глагольных окончаний, зависящее от спряжения. Не очень лёгкий вопрос – сначала определить, к какому же спряжению относится глагол, а для этого нужно поставить глагол в нашу неопределённую форму, посмотреть, на что она оканчивается, исходя из этого, если возможно, определиться со спряжением и только потом уже ставить окончание в личной форме глагола. С инфинитивом всё куда проще.

Окончания глаголов в неопределённой форме – тема, которой нет. Сейчас многие непонимающе нахмурятся: ведь каким-то образом мы определяем то же самое спряжение, мы ведь смотрим на окончание для этого? Нет, нет и ещё раз нет. Та самая гласная перед суффиксами инфинитива – это ещё один суффикс, хотя некоторые лингвисты и определяют её как окончание. Обязательно для запоминания: раз нет никаких морфологических признаков, то и окончания глаголов в неопределённой форме быть не может. Для инфинитива характерно наличие только суффиксов.

Суффикс, а не окончание

Вернёмся к конечным, инфинитивоопределяющим суффиксам. От чего зависит, какой из них правильно выбрать для глагола? Конечно, для носителя русского языка это совсем не проблема – мы интуитивно ощущаем, что использовать, но вот для тех, кто изучает великий и могучий в качестве иностранного, подобный выбор может оказаться очень трудным.

Суффикс —ти— обычно находится под ударением (нестИ, везтИ), а также он встречается в словах, производных от этих, когда в них появляется перетягивающая на себя ударение приставка (вЫнесТИ, вЫвезТИ) – чаще всего это приставка —вы-.

ть— в свою очередь встречается там, где ударения нет (говорИть, смеЯться).

Наличие —сть— и —сти— характерно для глаголов, основа которых заканчивается на –д, т— (упаДу – упаСТЬ, плеТу — плеСТИ), второй суффикс также существует в глаголах, основа которых в личной форме заканчивается на —б— (греБу — греСТИ).

Конечно, существует ряд случаев, когда суффиксы в неопределённой форме глагола не подчиняются базовым правилам, например, кляну – кляСТИ, расту – раСТИ, но в данной ситуации можно говорить, что эти глаголы являются своеобразными исключениями, так что их, как бы грустно это ни было, нужно запоминать.

Усложняем задачу

Вообще, рассматривать только стандартные –ть, ти, чь, сти, сть— как суффиксы в неопределённой форме глагола, говоря о правописании этой части речи, не очень правильно. Существуют ещё суффиксы –ова, ева— и –ива, ыва-, выбор которых тоже связан с определёнными трудностями. Встречаются они в таких словах как, например, исповедОВАть, беседОВАть, закладЫВАть и так далее.

Правописание суффиксов глаголов в данном случае требует постановки этого самого глагола в первое лицо единственного числа (это то, что соответствует местоимению я). Если необходимая форма заканчивается на —ую, юю-, то следует выбрать суффиксы –ова/ева— (преследУЮ-преследОВАть, воЮЮ-воЕВАть), если же на —ываю, иваю-, то пойдут суффиксы –ива, ыва— (закапЫВАЮ-закапывать, настаИВАЮ-настаИВАть).

А теперь ещё немного усложняем

Продолжить тему правописания суффиксов можно ещё одним интересным правилом. Те глаголы, которые оканчиваются на ударное —вать-, сохраняют ту же гласную перед суффиксом в инфинитиве без этого окончания, что стоит перед этим суффиксом в спрягаемой форме глагола (залИвать-залИть).

Кроме того, существуют интересные, не совсем подчиняющиеся общему правилу слова. В неопределённой форме глагола в них пишется составной суффикс —енеть-: костЕНЕТЬ, остолбЕНЕТЬ и так далее.

Немного кошмара

Ещё одна «любимая» почти всеми школьниками тема – правописание суффикса перед –ть, ти, чь, сти, сть-, от которого обычно зависит выбор спряжения глагола. Конечно, порой он очевиден, но иногда, в словах вроде клеить, всё не так просто, как хотелось бы.

В данном случае придётся углубляться в спряжения. Как известно, глаголы имеют первое и второе спряжение. Оба они влияют на выбор окончания в личных формах глагола. Проблема в том, что порой окончание в личной форме очевидно, а вот что писать перед инфинитивным суффиксом – не всегда понятно. В таком случае берём спорный глагол и начинаем его спрягать. Если окончания в спрягаемых формах соответствуют окончаниям первого спряжения (, —ешь, -ет, -ем, -ете, -ют/-ут), то писать следует те суффиксы, по которым определяется первое спряжение — —ать, ять-, если же второго (-у, -ю, — ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат), то, соответственно, -ить. Например, то же самое кле?ть – клеЮ, клеИШЬ, клеИТ – таким образом, раз соответствуют окончаниям второго спряжения, нужно писать суффикс этого самого второго спряжения – ить.

Финишная прямая: мягкий знак в инфинитиве

А теперь перейдём к последнему из особенно важных аспектов, касающихся инфинитива. Определённые трудности вызывает мягкий знак в неопределённой форме глагола – герой огромного количества интернет-мемов в стиле «боль любого грамотного человека». Вообще очень сложно сказать, почему столь простая тема кажется настолько тяжёлой, ну да ладно, и с ней разберёмся.

Стоит ли писать мягкий знак в инфинитиве или нет, определить очень легко. Берём глагол, лучше всего в третьем лице единственного числа (это то, что соответствует местоимениям он,она,оно), и задаём к нему вопрос. Если вопрос что делает?, то мягкого знака не будет ни в этой форме, ни в инфинитиве (он учит?ся – что делает? — учиТСя), если же вопрос что делать?, то, соответственно, мягкий знак появится в обеих формах (он хочет учит?ся – что делать? — учиТЬся). Конечно, здесь всё зависит от контекста. Как видно из примера, один и тот же глагол может писаться как с мягким знаком, так и без него. Попробуем ещё?

Смеят?ся во время серьёзного разговора – глупо.

Почему бы нам не прогулят?ся?

Он ленит?ся выйти на улицу лишний раз.

Он отказывает?ся, отказыват?ся в данной ситуации – единственный выход.

Заключение

Глагол – часть речи многогранная и непростая, работа с ним включает огромное количество нюансов, мелочей, которые всегда следует учитывать. Суффиксы глаголов – однозначно одна из самых тяжёлых тем в орфографии, но всё же, если запомнить основные правила, всё станет куда проще.

Повторим ещё раз всё то, что было сказано выше. Во-первых, у инфинитивов нет никаких окончаний, это суффикс, и только. Выбор его зависит от ударения (под ударением —ти-, без него —ть-) и от согласной, на которую заканчивается основа глагола (если на —д, т, б-, то, скорее всего, инфинитив будет наделён суффиксами –сти, сть-). Далее, о написании суффиксов –ыва/ива— и –ова/ева-. Если глагол в первом лице единственного числа заканчивается на –ую/юю-, то пишем –ова/ева-, если же в этой форме есть –ыва/ива-, то и суффикс сохраняем соответствующий. Самая настоящая война развернулась вокруг определения согласного, предшествующего инфинитивному суффиксу. Здесь определяем спряжение, проспрягав глагол, и уже исходя из него для первого спряжения с окончаниями —ешь, ет, ем, ете, ут/ют— пишем —ать/ять/еть-, если же окончания у личной формы глагола —ишь, ит, им, ите, ат/ят— — выбираем между –ить/ыть-. И последнее: когда глагол отвечает на вопрос что делать?, пишем в инфинитиве мягкий знак, когда на вопрос что делает?, обходимся без него.

Суффиксы глаголов в русском языке

Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го языка.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
  • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это правило:

  • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
  • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
  • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
  • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

  • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
  • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
  • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

  • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
  • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
  • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
  • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

Суффикс -ва-

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

  • раз­бить → раз б и ва́ ть;
  • созреть → со зр е ва́ ть.

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Примеры

  • узна́ть → узн а в а́ ть;
  • запе́ть → зап е ва́ ть;
  • проли́ть → прол и ва́ ть;
  • запи́ть → зап и ва́ ть.

Исключения:

  • застр я́ ть — застр е ва́ть;
  • затм и́ ть — затм е ва́ть;
  • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
  • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

  • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
  • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
  • ночь → ноч е ва́ть;
  • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → размежёвывать;
  • увещ е ва́ть.

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Сравним:

Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

  • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы картину;
  • узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
  • вы́смотр е ть — высмотр е л;
  • перекра́с и ть — перекра́с и л;
  • та́ я ть — та́ я ла;
  • му́ч и ть — му́ч и л.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок глаголов:

  • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маяться;
  • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

Сравним:

  • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
  • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го числа:

  • нести — нес и , нес и те ;
  • тащить — тащ и , тащ и те ;
  • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
  • резать — режь , режь те .

Постфикс -ся (-сь)

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

  • купать — купать ся ;
  • нести — нести сь .

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

Таблица

СуффиксУсловияПримеры
-ова- (-ева-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю.ноч ева ть (ноч ую )
бесед ова ть (бесед ую )
гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю.рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
учит ыва ть (учит ываю )
наста ива ть (наста иваю )
В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной форме.нач а л (нач а ть)
пон я л (пон я ть)
кле и л (кле и ть)
ве я л (ве я ть)
вид е л (вид е ть)

Правописание суффиксов глаголов

Видеоурок

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.


    источники:

    http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html

    http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200100608