Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Однокоренные слова
О чем эта статья:
2 класс, 3 класс, 5 класс
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Как образуются однокоренные слова
Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.
Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Зачем подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.
Проверяемая гласная в корне:
обижа́ть — оби́да;
чистота́ — чи́сто;
хо́лод — холо́дный.
Правописание звонких и глухих согласных в корне:
книжка — книжечка;
дуб — дубовый;
гибкость — гибок.
Правописание непроизносимых согласных в корне:
солнце — солнечный;
грустный — грусть;
сердце — сердечный.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
Цель: Конкретизация представлений учащихся о строение слова, его значимых частях.
Задачи:
- формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов;
- уточнить представление о суффиксе как части основы слова, который может придать оттенки значений или образовать слово с новым значением;
- развивать внимательность, мышление, речь, самостоятельность и активность;
- воспитывать уважение друг к другу, уметь оказать помощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Урок наш сегодня необычный, к нам приехали гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь (кивнули)
Начнем урок с оздоровительной минутки.
– «Бодрость за 1 мин.»
– Работа на коврике «Пяточка, носочек»
Красиво сели, открыли тетради, записали число.
Обратите внимание на орфограммы.
II. Минутка чистописания.
У.: Ребята! Прочитайте слова: Берёза, зонтик, арбуз, язык.
Отгадайте, какую букву будем писать? Эта буква обозначает согласный, звонкий, твердый, парный звук, он может стоять, вначале, в середине, в конце. Какую букву он обозначает?
Д.: Он обозначает букву З
У.: Мы сегодня будем писать красиво и правильно букву Зз (большую в соединение с маленькой)
Пишем целую строку
Сели красиво. «Сижу красиво, пишу красиво»
У.: Спишите слова, начиная с буквы «з», а слово язык последним.
Прочитайте свои слова.
Сделайте фонетический разбор слова – язык – 5 зв., 4 б., 2 сл., 2 гл., 2 согл.
III. Словарная работа.
Игра «Зоркий глаз»
У.: Ребята, вы знаете, что в царство словарных слов попал вирус и некоторые слова заболели, надо их полечить.
Я показываю слова, а вы подумайте здоровое оно или больное? Если больное, то его надо полечить, написать правильно (показываю слова)
Каньки, пальто, харошо, лопата, мароз.
Найдите лишнее слово. Какая орфограмма в этом слове? Объясните?
А теперь, с этим словом запишите предложение.
Ночью ударил сильный мороз
Проверим. Разберите по членам предложения.
– Как вы думаете, для здоровья мороз полезен?
– Вспомните, как А.С. Пушкин писал в своих стихах о морозе?
Д.: Мороз и солнце, день чудесный.
У.: А пословицу какую знаете?
Д.: Мороз невелик, стоять не велит.
У.: Молодцы! А ведь, ребята, я замерзла. Давайте погреемся.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы попрыгаем скорее
Прыг, прыг, прыг, прыг…
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели: да-да-да-да-да.
IV. Знакомство с новой темой.
У.: Ребята, а какому времени года относятся все слова, которые писали?
У.: Мы сегодня на уроке попробуем одеть «Чудо дерево» и назовем его словесным.
– Без чего может погибнуть дерево?
У.: А что такое корень в русском языке?
У.: Давайте при помощи корня зим образуем однокоренные слова.
У.: Посмотрим какое у нас получилось красивое дерево. Хором читаем слова. Перепишите их, выделите главную часть.
– Кто поможет мне?
– А при помощи чего образовались новые слова?
– А что такое суффиксы?
У.: Выделите суффиксы.
Обобщение о суффиксе.
Образуются новые слова.
– Найдите слово с суффиксом —ушк
- Старуха – старушка
- Изба – избушка
- Речка – речушка
– Как изменилось слово? Говорит о ней ласково, с уменым значение;
– Образуйте слова с суффиксом —ушк.
– Какое значение придает этот суффикс?
– Найдите слова с другими суффиксами.
– Что здесь заметили? Полностью изменилось значение слова. А какие суффиксы помогли?
Д.: ов, н, ник.
Работа с толковым словарем
У.: А что обозначают слова: Зимовник, зимовье
Д.: Зимовник – дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой (в поле, в лесу)
Зимовье – место, где живут люди, звери, рыбы.
У.: Устали ребята? Поиграем!
Игра «Рыбаки» (на внимательность)
У.: Ребята, догадайтесь, о чем я говорю? С моей помощью совершаются превращения. В слове от корня я стою справа.
У.: Прочитайте суффиксы:
—ушк
—ышк
—ек
—ок
—ищ
Вам надо при помощи суффикса образовать слово, записать.
солнышко, день – денек, лед – ледок, ветер – ветерок, ветер – ветрище
– Догадайтес, какое здесь лишнее слово?
– При помощи какого суффикса образовано?
– Какое значение слову он придает? (пренебрежение, преувеличение, оттенок)
У.: Итак ребята, что вы сегодня узнали о суффиксе?
Д.: Новое слово, с новым значение, оттенком значений.
У.: Давайте об этом прочитаем правило. (с.130, дома его выучить)
V. Физминутка.
У.: Если я произнесу слово с уменьшительно-ласкательным значением – хлопайте, а если пренебрежительно-увеличительным оттенком – топайте. (портфельчик, книжечка, домище, бабулечка, медведище, городище, котик, мячик, котище)
VI. Закрепление материала.
У.: Исключи лишнее слово, его не писать, почему? Запишите, выделите суффикс.
- Рыбка, дубок, горка.
- Солнышко, зернышко, шуточка.
- Толстущий, горьковатый, кислющий.
Следить за осанкой.
Итак, ребята вы все сегодня работали хорошо, были активными, умными, я разрешаю вам самостоятельно оценить свои работы и поставить оценки на полях.
http://skysmart.ru/articles/russian/odnokorennye-slova
http://urok.1sept.ru/articles/629291