Как отделить окончание от основы слова почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в дру­гую грам­ма­ти­че­скую одежду.

Рассмотрим это на при­ме­рах. Понаблюдаем за суф­фик­са­ми в грам­ма­ти­че­ских фор­мах раз­ных частей речи.

Начнем с каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

  • муд­рый — мудр ее , весе­лый — весел ее ;
  • близ­кий — ближ айш ий, сла­бый — слаб ейш ий;

Наречия с суф­фик­сом , обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:

  • Звонок зве­нел всё настой­чив ее (настой­чи­во).
  • Сейчас его голос зву­чал гро­мч е (гром­ко).

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся формообразующими:

  • у дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — пиш ущ ий, кле ящ ий;
  • у дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — дума вш ий, пили вш ий, вер­те вш ий, нёс ш ий;
  • у стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — вид им ый, вед ом ый, чита ем ый;
  • у стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — про­смот­ре нн ый, засея нн ый, увлеч енн ый, рас­тер т ый.

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву слова:

  • делать — дела я ;
  • сбро­сить — сбро­си в ;
  • пере­ве­сить­ся — пере­ве­си вши сь .

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

  1. «Ся»: подготовиться, записаться, перегреться, выспаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, какая-то.
  3. «Либо»: кто-либо, какой-либо, чей-либо.
  4. «Нибудь»: что-нибудь, чей-нибудь, где-нибудь.

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в новую одеж­ду.

Формообразующие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

Рассмотрим это на при­ме­рах. Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские фор­мы раз­ных частей речи.

Начнем с каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

  • муд­рый — мудрее, весе­лый — веселее,
  • близ­кий — ближайший, сла­бый — слабейший,

Наречия с суф­фик­сом -о, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:

  • Звонок зве­нел всё настой­чивее (настой­чи­во).
  • Сейчас его голос зву­чал гро­мче (гром­ко).

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

  • искать — искал,
  • вер­теть — вер­тел,
  • строить — строил.

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми:

  • дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — пишущий, клеящий,
  • дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — думавший, пиливший, вер­тевший, нёсший,
  • стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — видимый, ведомый, читаемый,
  • стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — про­смот­ренный, засеянный, увлеченный, рас­тертый.

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву:

  • делать — делая,
  • сбро­сить — сбро­сив,
  • пере­ве­сить­ся — пере­ве­сившись.


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kak-razobrat-slovo-po-sostavu

http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/kakie-suffiksy-ne-vhodyat-v-osnovu-slova.html