Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Правописание суффиксов глаголов

О чем эта статья:

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узналновость; узналбы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени

Автор: Ирина Вячеславовна Фурзикова

Организация: МОБУ «Медведевская СОШ №2»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, пгт. Медведево

Аннотация

Методическая разработка содержит материалы урока, проведенного в 4-м классе в рамках Республиканского семинара учителей начальных классов по теме «Формирующее оценивание». Тема урока «Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени». Это второй урок по данной теме. Данный урок является логическим продолжением первого урока по данной проблеме. На уроке использовались технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения и интерактивного обучения. Использовались такие формы работы, как фронтальная, парная. Оценивание своей деятельности на уроке проводилось с помощью самооценки, взаимооценки. Формирующее оценивание проводилось по определенному алгоритму. Базовый учебник, по которому построен урок, «Русский язык», 4 класс, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова УМК «Перспективная начальная школа».

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА

В ФОРМЕ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Цель урока: Обучение учащихся правильному написанию безударного гласного в суффиксах глагола прошедшего времени.

Задачи урока:

– определять грамматические признаки глагола;

– образовывать начальную форму глагола для определения правописания

безударного суффикса перед суффиксом прошедшего времени;

– объяснять правописание изученных орфограмм.

Формировать регулятивные УУД:

– работать с инструкцией учебника;

личностные и коммуникативные УУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия и оборудование для урока:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация;
  • учебник «Русский язык», ч.1 (с.98–100);
  • карточки;
  • лист самооценки.

Тип урока – закрепление знаний.

Формы работы учащихся – коллективная, парная, индивидуальная, самостоятельная.

I. Организационный момент.

Он пойдет ребята впрок.

Мы тетрадки открываем

И к работе приступаем.

(Записывают в тетради число, классная работа).

II. Словарная работа (Слайд)

1. Вычеркните все буквы согласных звуков. Сад, мак.
2. Вычеркните буквы гласных звуков. Зов, тир.
3. Из оставшихся букв собери слово (Завтра)
4. Впишите новое словарное слово в стихотворение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Над глаголами укажите время.

Нет, не пойму я что-то

б) Допишите по смыслу слова из словаря, выделить орфограммы
Душистая ____, спелая ____, широкая ____, русский ____.

(Душистая малина, спелая ягода, широкая дорога, русский язык.)

Один ученик работает у доски.

в) оценивание работы по алгоритму.
Ученик у доски оценивает себя по алгоритму.
Проверим выполнение работы по алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?

III. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

— Вспомните, с какой темой мы работали на прошлом уроке.

— Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.) (Слайд)

— Это новая тема? (Нет)

— Какова же цель нашего урока? (Научиться правильно писать безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени) (Слайд)

— Оцените свою успешность в данной теме. Кто считает, что ему еще нужна тренировка?

— Для чего вам необходимы эти знания?

— Чему будем учиться?

IV. Работа над новым материалом.

— Что мы знаем о глаголе? (Называют что такое глагол и его отличительные признаки).

— Внимание на экран. (Слайд)

— Давайте проверим ваши знания!

  • Глагол – это … (самостоятельная часть речи)
  • Глагол в прошедшем времени отвечает на вопросы… (Что делал? Что сделал?)
  • Глаголы в прошедшем времени в ед. числе изменяются… (по родам)
  • Для образования формы прошедшего времени служит … (суффикс –л-)
  • В форме прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется …. (глагольный суффикс начальной формы)

— Как правильно написать безударный гласный в суффиксе глагола прошедшего времени? (Слайд)

  • Поставить глагол прошедшего времени в начальную форму
  • Выяснить, какой глагольный суффикс стоит перед -ть
  • Написать в глаголе прошедшего времени то суффикс, который стоит в начальной форме

Ла…л – лаять, лаял.

  1. Работа с учебником (упр.73 с.98) (письменно в тетради)

1) — Прочитайте отрывок из рассказа. Вы помните, как называется этот рассказ? («Ровно 25 кило») А кто его автор? (Виктор Драгунский)

— Найдите в предложениях на цветном фоне глаголы с пропущенными буквами. Как вы будете действовать, чтобы написать правильную букву? (Нужно поставить глаголы в начальную форму.)

— В начальной форме этот гласный ударный или безударный? (безударный)

— Как быть в такой ситуации? (Нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой, в котором этот гласный будет ударным.)

— Запишите предложения на цветном фоне. После каждого глагола с пропущенным суффиксом напишите в скобках его начальную форму. Общие для двух глагольных форм суффиксы выделите и подчеркните.

2) Взаимопроверка тетрадей по образцу.

3) — Выпишите выделенные слова столбиком. Рядом в скобках запишите слова, которые дали им жизнь. Покажите, как образовано каждое из выделенных слов. Разберите их по составу. (Один ученик работает на доске)

— Чтобы выяснить, какое слово дало жизнь данному слову, необходимо объяснить данное слово через родственное слово.

Наконечник (стрелы) – это небольшой предмет на конце стрелы.

Следовательно, слову наконечник дало жизнь слово конец.

Это слово образовано при помощи приставки и суффикса: к основе слова конец добавили суффикс «-ник-», приставку «на-» и нулевое окончание. При этом в корне произошло чередование согласных [ц/ч’].

Нашлёпка – предмет, который нашлепнули на что-либо.

Это слово образовано от усеченной основы глагола нашлепнуть с помощью

Суффикса «-к-» (+ окончание «-а»). В свою очередь, глагол нашлёпнуть образован от слова шлёпнуть при помощи приставки «-на-».

Запись на доске и в тетрадях учеников выглядит так:

На + конец/+ ник + нулевое окончание = наконечник

Нашлёп/+ к + а = нашлёпка

4) Самооценивание по алгоритму.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с пословицами. (Слайд)

— Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл.

Замет..л чужую ошибку, умей увидеть и свою.

Хвались не тем, что нач..л делать, а тем, что уже конч..л.

Кто много вид..л и слыш..л, тот много знает.

— Назовите глаголы в прошедшем времени. Что нужно сделать, чтобы правильно написать пропущенную букву? (Нужно поставить глагол в начальную форму. Глагольный суффикс начальной формы сохраняется и в глаголе прошедшего времени.)

— Запишите глаголы в тетрадь вместе с глаголами в начальной форме.

Коллективное оценивание с комментировнием.

2. Работа в парах. (Слайд)

— У вас на партах лежат карточки с заданием. Прочитайте его.

Соедини глаголы первого столбика с глаголами второго столбика и вставь пропущенные буквы.

— Кому непонятно задание? Работаем парами.

— Проверяем. (Самопроверка, сравнение с эталоном)

3.Работа в тетрадях (Слайд)

— Перед глаголами с пропущенными буквами в скобках напиши начальную форму. Вставь пропущенные буквы. Общие для двух глагольных форм суффиксы выдели и подчеркни.

Ворона сидела на лавке,

И Митя (__________________) увид…л

Он не (__________________) обид…л

А только
(___________________) Погладил ей лапки.

Самопроверка с объяснением.

— Чему научились на уроке?

— В жизни нам эти знания пригодятся?

— Продолжите фразу о собственной работе:

— Выберите одну фразу для соседа по парте:

Делают выводы о собственной работе:

  • Сегодня я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за….
  • Было интересно…
  • Было трудно…

Выбирают одну фразу для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше.
  1. Домашнее задание. У. с 99-100, упр.74.

Приложение

Карточки для парной работы

Лист самооценки Ф.И. _______________________________

– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?

Заключение

Выбранные технологии обучения, использованные при изучении данной темы, повышают интерес обучающихся к изучаемому материалу, стимулируют их мыслительную деятельность. Внедрение современных образовательных технологий, применение интерактивной презентации Power Point делают урок более насыщенным, наглядным, современным. Применение ИКТ позволило быстро проверить выполненные задания.

Обучение идет через постановку познавательных проблемы, использование знаний прошлых уроков. Работа проходит в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы занятия взаимосвязаны, осуществляется логичный переход от одного этапа к другому.

Мотивация учащихся поддерживается благодаря смене видов деятельности. Материал урока подобран так, чтобы он был доступен и интересен каждому ученику.

После выполнения каждого вида заданий учащиеся проводят оценку своей работы. Для этого используются различные формы оценивания. Это и самооценивание своей работы, и взаимопроверка, и оценивание работы соседа по парте, и коллективное оценивание с комментированием. В течение всего урока учащиеся фиксируют данные самооценки на «Листе самооценки» и в конце урока по результатам сами выставляют себе оценку. Все это способствует формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Библиографический список

  1. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-suffiksov-glagolov

http://www.1urok.ru/categories/10/articles/19370

  1. Словарная работа
  1. Повторение о глаголе
  1. Работа с учебником (упр. 73)
  1. Работа с пословицами
  1. Работа в парах
  1. Работа в тетрадях