В форме повелительного наклонения глагола 2 лица множественного числа пишется суффикс и окончание те

85. Повелительное наклонение

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.

Буди заснувшие цветы
И им расписывай листы,
Потом медвяною росой

Пчелу-работницу напой
И чистых капель меж листов
Оставь про резвых мотыльков.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — -те.

По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми — возьмите).

491. В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?

Образец: создавай[ ] — создавай[тё].

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

(По Г. Николаевой.)

492. Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.

Косарь

Раззудись плечо!
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо
Ветер с полудня!
Освежи взволнуй
Степь просторную!

Зажужжи коса
Засверкай кругом,
Зашуми трава
Подкошенная;
Поклонись цветы
Головой земле!

(А. В. Кольцов.)

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед -ся и -[те].

Познакомь, познакомьте, познакомься (повелит.). Отрежь, отрежьте (повелит.).

493. Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.

Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.

494. Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы — переходные (п.) или непереходные (н.).

• Составьте с выделенными словами словосочетания.

Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте, обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.

495. Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя — — поскорее в школу. 2. Митя — — чертёж в портфель. 3. Шестиклассники — — всё всегда на место — (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша — — на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? — — отдохните.

Для справок: беги — бегите, положи — положите, клади — кладите, поезжай — поезжайте, ляг — лягте.

Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких — -ете? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?

Во 2-м лице во множественном числе
-ите пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

496. Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

  1. Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
  2. Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

497. Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.

Образец: вынести — вынес[ете] — вынеси[те].

Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.

498. Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п., а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?

Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.

У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

499. Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?

1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят. (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.

500. Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть.

Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!

• Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.

501. Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. • Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».

1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.

502. Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?

Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? • Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.

В форме повелительного наклонения глагола 2 лица множественного числа пишется суффикс и окончание те

Решение 4940. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного

Задание 5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ.

3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.

Для решения задания нужно определить часть речи, к которой относится выделенное слово, и применить соответствующее правило.

1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-. – верно.

2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ. – верно.

3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. – неверно, НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И. – верно.

5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О. – неверно, в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.

Ответ: 124 или любая другая последовательность этих цифр

Повелительное наклонение глагола

Повелительное накло­не­ние гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет воле­изъ­яв­ле­ние в виде при­ка­за, прось­бы, поже­ла­ния, запре­та и пр.

Рассмотрим, что такое пове­ли­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла, как обра­зу­ют­ся фор­мы гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния. Приведем таб­ли­цу всех форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го наклонения.

Что обозначает повелительное наклонение глагола?

Чтобы понять, что такое пове­ли­тель­ное накло­не­ние гла­го­ла, срав­ним его с фор­ма­ми изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния. Изъявительное накло­не­ние выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое про­те­ка­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи во вре­ме­ни, насто­я­щем, буду­щем или прошлом:

  • я (что делаю?) смот­рю, (что буду делать?) буду смот­реть, (что делал?) смот­рел;
  • ты (что сде­ла­ешь) спо­ёшь, (что сде­лал?) спел.

Формы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния не свя­за­ны со вре­ме­нем. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, про­те­ка­ет вне вре­ме­ни, без­от­но­си­тель­но к нему:

  • (что делай?) смот­ри в окно (когда?) в этот момент, зав­тра или спу­стя неко­то­рое вре­мя?
  • (что сде­лай?) спой пес­ню (когда?) может, сей­час, через час или вовсе потом?

Побуждение собе­сед­ни­ка или несколь­ких лиц к дей­ствию выра­жа­ет­ся с помо­щью раз­ных рече­вых формул:

  • поже­ла­ния (будь­те здо­ро­вы);
  • прось­бы (запиши-ка, при­сядь­те);
  • при­ка­за (стой! мол­чи­те!)
  • запре­та (не кури­те, не зво­ни боль­ше);
  • при­зы­ва (да здрав­ству­ет сво­бо­да!)
  • сове­та (при­ни­май­те по чай­ной лож­ке).

Как образуется повелительное наклонение глагола?

Глаголы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют две грам­ма­ти­че­ские формы:

Простая форма повелительного наклонения

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния чаще все­го выра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, кото­рые отве­ча­ет на вопросы:

  • (что делай?) ты смот­ри фильм — (что делай­те?) вы смот­ри­те фильм;
  • (что сде­лай?) ты нари­суй пей­заж — (что сде­лай­те?) вы нари­суй­те пей­заж.

Форма един­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида или про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са или суф­фик­са -и-.

Нулевой суф­фикс исполь­зу­ет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на глас­ный звук основы:

  • ре́зать — они ре́ж ут — ре́жь
  • прове́рить — они прове́р ят — про­верь .

Эта мор­фе­ма -«неви­дим­ка» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла с удар­ным окон­ча­ни­ем, если в кон­це осно­вы сло­ва про­яв­ля­ет­ся мяг­кий соглас­ный «й»:

  • про­лить — они про­льют [п р а л’ й’ у т] — про­ле й
  • отмыть — они отмо­ют [а т м о й ‘ у т ] — отмо й .

Суффикс -и- обра­зу­ет фор­мы пове­ли­тель­но­го наклонения:

а) если удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го (буду­ще­го) времени:

  • полз­ти — я полз у́ — полз и́
  • поле­жать — я полеж у́ — полеж и́
  • про­честь — я про­чт у́ — про­чт и́

б) у гла­го­лов с удар­ной при­став­кой вы-:

  • вы́брать — вы́бер и
  • вы́лизать — вы́лиж и
  • вы́ставить — вы́став и

в) у гла­го­лов с осно­вой на соче­та­ние согласных:

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния мно­же­ствен­но­го чис­ла может быть обра­зо­ва­на с помо­щью пост­фик­са -те от гла­го­ла 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, если она выра­жа­ет прось­бу, поже­ла­ние, обра­щен­ное ко мно­гим лицам или к одно­му чело­ве­ку в ува­жи­тель­ной форме:

  • мы спо­ём — спо ем те
  • мы зай­дём — (вы) зайд ем те .

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем пост­фик­са -те к фор­ме един­ствен­но­го числа:

  • режь — режь те
  • про­верь — про­верь те
  • про­лей — про­лей те
  • отмой — отмой те .

Составная форма повелительного наклонения

Составная фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния скла­ды­ва­ет­ся из гла­го­лов 1 или 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц «да», «давай», «давай­те», «пусть», «пус­кай»:

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го наклонения.

Единственное чис­лоМножественное чис­ло
1-е лицодавай про­чи­та­ем, давай­те решим, поедем, поедем­те. Давайте купим биле­ты на этот самолёт.
2-е лицоПроснись, нари­суй, убе­ри, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабуш­ке сейчас.Поставьте, отпразд­нуй­те, ука­жи­те, сбе­ре­ги­те, напишите-ка. Предложите ему пообе­дать с нами.
3-е лицоПусть ска­жет, пус­кай отве­тит. Пусть поду­ма­ет над этим предложением.Пусть гуля­ет; пус­кай спра­ши­ва­ют. Пускай обсу­дят эту про­бле­му вместе.

В каче­стве пове­ли­тель­но­го накло­не­ния исполь­зу­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей в фор­ме приказа:

В речи неред­ко наблю­да­ет­ся исполь­зо­ва­ние одно­го накло­не­ния в зна­че­нии другого:

1. пове­ли­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии условного

Будь ты посме­лее, высту­пил бы лучше.

2. услов­ное накло­не­ние в зна­че­нии повелительного

3. изъ­яви­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии повелительного

Не име­ют форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  1. без­лич­ные гла­го­лы (лихо­ра­дит, тря­сёт, све­та­ет и пр.);
  2. гла­го­лы вос­при­я­тия (видеть, слы­шать, чув­ство­вать);
  3. гла­го­лы состо­я­ния (зяб­нуть, недо­мо­гать, обез­но­жеть);
  4. модаль­ные гла­го­лы (мочь, желать, хотеть) и др.

Как определить глагол в форме повелительного наклонения?

Чтобы узнать, что гла­гол нахо­дит­ся в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее действие);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий по смыс­лу вопрос что делай? что сде­лай? что делай­те? что сделайте?
  3. выяс­ним, что гла­гол выра­жа­ет прось­бу или пожелание;
  4. посмот­рим на грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва (фор­ма 2 лица с суф­фик­сом , пост­фик­сом -те, нали­чие частиц и пр.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждений

Коля, про­чти, пожа­луй­ста, этот абзац вслух.

Слово «про­чти» — это гла­гол, кото­рый выра­жа­ет поже­ла­ние. Оно нахо­дит­ся в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го чис­ла, име­ет суф­фикс -и-. Это гла­гол в фор­ме пове­ли­тель­но­го наклонения.

Составьте таб­ли­цу при­зна­ков лишай­ни­ков и мхов.

Слово «составь­те» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет прось­бу. Он обра­зо­ван с помо­щью пост­фик­са -те от сло­ва «составь». Глагол име­ет фор­му 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го наклонения.

Примеры

Обозначьте это место на карте.

Узнаем-ка, отку­да доно­сит­ся этот писк.

Пусть все пора­ду­ют­ся этой пре­крас­ной новости.

Давай отой­дем в сто­рон­ку и пого­во­рим наедине.

Надень дож­де­вик и схо­ди в сарай.

Пускай дети встре­тят Деда Мороза!

Видеоурок (6 класс)


источники:

http://self-edu.ru/oge2020_rus_36.php?id=26_5

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/povelitelnoe-naklonenie.html