Какие суффиксы не входят в основу слова?
Для того чтобы ответить на вопрос, какие суффиксы не входят в основу слова, вспомним, что основой является часть слова без окончания. Это значит, что приставка, корень, суффикс составляют основу многих слов.
Но при этом мы должны учитывать, что суффикс суффиксу рознь. В составе многих слов существуют формообразующие суффиксы, которые не образуют новое слово, а только его форму, то есть, образно говоря, переодевают слово в новую одежду.
Формообразующие суффиксы не входят в основу слова.
Рассмотрим это на примерах. Рассмотрим грамматические формы разных частей речи.
Начнем с качественных прилагательных, которые могут образовывать степени сравнения с помощью формообразующих суффиксов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.
- мудрый — мудрее, веселый — веселее,
- близкий — ближайший, слабый — слабейший,
Наречия с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных, тоже образуют форму простой сравнительной степени с помощью суффиксов -е, -ее, например:
- Звонок звенел всё настойчивее (настойчиво).
- Сейчас его голос звучал громче (громко).
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола от основы инфинитива:
- искать — искал,
- вертеть — вертел,
- строить — строил.
Все суффиксы причастий как особой глагольной формы являются формообразующими:
- действительных причастий настоящего времени — пишущий, клеящий,
- действительных причастий прошедшего времени — думавший, пиливший, вертевший, нёсший,
- страдательных причастий настоящего времени — видимый, ведомый, читаемый,
- страдательных причастий прошедшего времени — просмотренный, засеянный, увлеченный, растертый.
Суффиксы деепричастий не включаем в основу:
- делать — делая,
- сбросить — сбросив,
- перевеситься — перевесившись.
Какие суффиксы не входят в основу слова?
Для того чтобы ответить на вопрос, какие суффиксы не входят в основу слова, вспомним, что основой является часть слова без окончания. Это значит, что приставка, корень, суффикс составляют основу многих слов.
Но при этом мы должны учитывать, что суффикс суффиксу рознь. В составе многих слов существуют формообразующие суффиксы, которые не образуют новое слово, а только его форму, то есть, образно говоря, переодевают слово в другую грамматическую одежду.
Рассмотрим это на примерах. Понаблюдаем за суффиксами в грамматических формах разных частей речи.
Начнем с качественных прилагательных, которые могут образовывать степени сравнения с помощью формообразующих суффиксов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.
- мудрый — мудр ее , веселый — весел ее ;
- близкий — ближ айш ий, слабый — слаб ейш ий;
Наречия с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных, тоже образуют форму простой сравнительной степени с помощью суффиксов -е, -ее, например:
- Звонок звенел всё настойчив ее (настойчиво).
- Сейчас его голос звучал громч е (громко).
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола от основы инфинитива:
Все суффиксы причастий как особой глагольной формы являются формообразующими:
- у действительных причастий настоящего времени — пиш ущ ий, кле ящ ий;
- у действительных причастий прошедшего времени — дума вш ий, пили вш ий, верте вш ий, нёс ш ий;
- у страдательных причастий настоящего времени — вид им ый, вед ом ый, чита ем ый;
- у страдательных причастий прошедшего времени — просмотре нн ый, засея нн ый, увлеч енн ый, растер т ый.
Суффиксы деепричастий не включаем в основу слова:
- делать — дела я ;
- сбросить — сброси в ;
- перевеситься — перевеси вши сь .
Поиск ответа
Всего найдено: 33
Вопрос № 305708 |
Добрый день! Личными окончаниями глаголов II спряжения являются: 1) -ить 2) -им 3) -ют 4) -ете Правильный ответ — 2)Им? Ить же не является ЛИЧНЫМ окончанием глагола, т.к. ить — окончание глаголов неопределенной формы. А к личным относят только изменяемые по лицам и числам при спряжении окончания глаголов? Верно? Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Вы выбрали правильный ответ. Сочетание ить в инфинитиве – это не окончание. Гласная буква перед ть входит в основу (ср., напр.: соли ть, соли л, соли вший), а ть – суффикс инфинитива.
Вопрос № 305023 |
Здравствуйте. Хотела бы уточнить. У качественных прилагательных в простой сравнительной степени суффикс входит в основу слова или нет? Например: умнее, ум — корень, н — суффикс, ее — словообразовательный суффикс, окончания нет никакого, даже нулевого. С уважением, Анна
Ответ справочной службы русского языка
Суффикс сравнительной степени – это формообразующий суффикс, он образует форму прилагательного, поэтому в основу он не входит.
Вопрос № 304749 |
Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?
Ответ справочной службы русского языка
Показатель инфинитива -ть(-ти) в основу не входит.
Если окончание определять как формообразующую морфему, выражающую хотя бы одно из грамматических значений рода, числа, падежа, то показатель инфинитива (-ть, -ти) следует считать формообразующим суффиксом (как и суффикс прошедшего времени —л-). Такой подход удобен для обоснования некоторых орфографических явлений. Подробнее см. об этом в учебнике Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Однако в науке есть и другая точка зрения, согласно которой -ть и -ти определяют как окончание.
Вопрос № 302003 |
Добрый день. Вот я составил два предложения: Амплитудными движениями, словно маятник, ( в основу образности берётся именно процесс действия; что при маятнике монотонные, однотипные движения, что при нанесении ран ножом) нож раз за разом пронизывал тело; и Он взмахнул своей огромной рукой, словно булава, намереваясь что то сказать. Подскажите пожалуйста, по смыслу, структуре, правильности составления, и понятности образности, эти предложения приемлемы? Они логичны? Их можно использовать в тексте? И вот ещё придумал несколько вариаций к этим предложениям: Он взмахнул своей огромной, словно булава, рукой, намереваясь что то сказать. ; и Монотонными движениями словно коса, (так же в основу образности процесс действия; что при работе косой выполняются однотипные, монотонные действия, что при нанесении ран ножом) нож раз за разом пронзал тело. А эти варианты будут так же логичны и понятны? Простите что так много написал )). Просто мне очень важно знать, спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
В предложении о ноже с точки зрения русского языка возможны оба варианта. Только глагол пронизывал здесь не подходит; пронзал — верный. Что касается образов, то это, возможно, вопрос не совсем в «Справку». Но заметим, что и маятник, и коса движутся по горизонтали. Если нож движется по вертикали, то такие сравнения могут сбить читателя с толку.
В предложении о руке сравнение лучше поставить после прилагательного: Он взмахнул своей огромной, словно булава, рукой, намереваясь что-то сказать. Что касается сравнения, то примерная длина рукояти булавы, если верить «Википедии», — от 50 до 80 сантиметров. Длина руки человека среднего роста — около 70 сантиметров. Получается, у героя не такая уж и огромная рука.
Вопрос № 300619 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в глаголах типа смотреть, видеть, держать, косить чем является Е, И, А — словообразовательным или формообразующим аффиксом? Каковы мнения лингвистов? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Эти гласные входят в основу , относятся к словообразовательным морфемам.
Вопрос № 299920 |
Извините, я спрашивала , входят ли в основу слова формообразующие суффиксы и являются ли таковыми суффиксы превосходной степени прилагательного, но ответа не получила. А вопрос для меня принципиальный, поскольку ставит под сомнение уровень моей учительской компетенции.
Ответ справочной службы русского языка
Вот что пишет Е. А. Литневская: «Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова».
При этом мы считаем, что нельзя дать однозначный ответ на вопрос, входят ли суффиксы превосходной степени прилагательных в основу слова или нет, поскольку такие суффиксы выражают значение, которое можно считать как грамматическим, так и лексическим (степень выраженности признака).
Вопрос № 294651 |
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как разделить для переноса слово свинья. Допускается ли такой вариант: сви-нья? И, если можно, укажите, пожалуйста, каким правилом надо руководствоваться при переносе этого слова. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ваш вариант переноса является единственно возможным. Вот выдержка из свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006).
В основу правил переноса положен слоговой принцип. Однако в ряде случаев учитывается и членение слова на значимые части.
§ 211. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить: а‑кация, акаци‑я.
§ 212. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепочку, не содержащую гласной буквы. Напр., нельзя переносить: cт‑вол, вс‑лед, цен‑тр, тре‑ст.
§ 213. Не разрешается отделять от предшествующей согласной буквы ъ и ь. Правильные переносы: отъ‑езд, коль‑цо, перь‑ями, буль‑он; не допускаются переносы: от‑ъезд, кол‑ьцо, пер‑ьями, бул‑ьон.
§ 214. Не разрешается отделять переносом букву й от предшествующей гласной буквы. Правильные переносы: рай‑он, вой‑на, стой‑кий; не допускаются переносы: ра‑йон, во‑йна, сто‑йкий.
§ 215. Не разрешается отделять гласную букву от предшествующей согласной буквы, если эта согласная — не последняя буква приставки. Правильные переносы: чу‑дак, ка‑мин, до‑мой, ша‑лун, ба‑лык, пле‑нэром, пле‑тень, по‑лёт, хо‑мяк, би‑рюк; не допускаются переносы: чуд‑ак, кам‑ин, бир‑юк и т. п.
Если же согласной заканчивается приставка, а за ней следует гласная буква, перенос в соответствии с этим правилом возможен, но возможен и такой перенос, который соответствует членению слова на значимые части. Допускаются, напр., не только переносы бе‑заварийный и беза‑варийный, ра-зоружить и разо‑ружить, по‑дучить и поду‑чить, но и без‑аварийный, раз‑оружить, под‑учить.
Примечание. Если после приставки, кончающейся согласной буквой, следует буква ы, то допускается только перенос после гласной буквы: ра‑зыграть или разы‑грать.
§ 216. Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса, напр.: жуж‑жать, мас‑са, кон‑ный, весен‑ний, рус‑ский. Не допускаются переносы: жу‑жжать, ма‑сса, ко‑нный, весе‑нний, ру‑сский или русс‑кий.
Однако после приставок удвоенные согласные при переносе могут не разбиваться; возможны, напр., переносы со‑жжённый, по‑ссориться и сож‑жённый, пос‑сориться.
§ 217. Группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се‑стра, сес‑тра и сест‑ра; це‑нтральный, цен‑тральный и цент‑ральный; ро‑ждение и рож‑дение; де‑тство, дет‑ство, детс‑тво и детст‑во; шу‑мный и шум‑ный.
Если же в группе согласных часть принадлежит приставке или если вся группа начинает вторую часть приставочного слова, предпочтительно учитывать членение слова на значимые части. Предпочтительные переносы: под‑бить, под‑бросить, при‑слать, от‑странить. Допустимые переносы: по‑дбить, подб‑росить; прис‑лать; отс‑транить и отст‑ранить.
§ 218. На стыке частей сложного или сложносокращенного слова возможны только такие переносы, которые соответствуют членению слова на значимые части, напр.: авто‑прицеп, ле‑со‑степъ, ново‑введение, двух‑атомный, трёх‑граммовый, пя‑ти‑граммовый, спец‑одежда, спец‑хран, сан‑узел, гос‑имущество, дет‑ясли.
§ 219. Не подлежат переносу: а) аббревиатуры, пишущиеся (полностью или частично) прописными буквами, напр.: ДОСААФ, ЮНЕСКО, КамАЗ; б) графические сокращения, напр.: б‑ка, ж.‑д., р/сч; в) написания, представляющие собой сочетания цифр и окончаний слов, напр.: 20‑й, 365‑й.
Факультативное правило. При переносе может потеряться различие между написаниями слов слитно и через дефис; ср.: военно‑обязанный (пишется военнообязанный) и военно‑морской (пишется военно‑морской). Для сохранения различия надо во втором случае повторить дефис в начале перенесенной части: военно‑ / ‑морской. Это правило применяется по желанию пишущего.
Вопрос № 293905 |
Уважаемые сотрудники портала,помогите разобраться с вопросом о частицах то,либо,нибудь.Перечисленные частицы являются словообразующими и входят в основу слову или я ошибаюсь?Многие порталы при морфемном разборе не включают эти постфиксы в основу .
Ответ справочной службы русского языка
Эти частицы входят в основу слова (т.е. участвуют в словообразовании, а не в образовании форм слова).
Вопрос № 291736 |
Очень прошу скорее ответить, ну пожалуйста ))) Не уверена в том, что управляет словом «воссоединения». Какое должно быть у него окончание? Было -е, я исправила на -я, а, может, все-таки -ю? Какой падеж должен быть в слове «воссоединения(-е; -ю?)» в данном предложении? С тех пор произошло много важного, но январское решение жителей Крыма в далеком 1991 году легло в основу главного исторического события, к которому республика шла несколько десятилетий, – воссоединения с Россией.
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно: легло в основу (чего?) воссоединения с Россией.
Вопрос № 288725 |
морфемный разбор существительного «заросли» и глагола «заросли»
Ответ справочной службы русского языка
Чтобы разобрать эти слова по составу, необходимо воспользоваться следующими алгоритмами.
1) изменив слово по падежам, выделить окончание и основу;
2) подобрав однокоренные слова, выделить корень;
3) выделить приставку и суффикс.
1) определить форму глагола;
2) изменив глагол, найти формообразующие морфемы: окончание и суффикс;
3) выделить основу (подсказка: в основу не входят все формообразующие морфемы);
4) подобрав однокоренные слова, выделить корень;
5) выделить приставку.
Вопрос № 286026 |
Добрый день! Возник спор: входят ли соединительные гласные в основу слова?
Ответ справочной службы русского языка
Основа слова – это часть слова без формообразующих морфем. Соединительная гласная формообразующей морфемой не является, поэтому в основу она входит. В «Русской грамматике» (М., 1980) сказано, что прерывистыми основами являются только основы, содержащие постфиксы (кроме -те), например: смотрелись (основа смотре. сь), какой-либо (основа как. либо) и под. При этом в школе довольно часто соединительную гласную не считают частью основы.
Вопрос № 276512 |
Ваш ресурс указывает, что правилами русского языка являются правила 1956 года. ( http://www.gramota.ru/spravka/rules/ )
А чем является вот это – «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник», издание 2007 г. ( http://www.ozon.ru/context/detail/id/3189654/ )
Почему правила существуют в двух разных версиях?
Что из них является правилами?
Ответ справочной службы русского языка
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина – результат многолетней работы Орфографической комиссии РАН, направленной на уточнение действующих правил русского правописания. Эта работа шла в 1990-е – начале 2000-х; предполагалось, что ее результатом станет утверждение нового свода правил, в котором регламентировалось бы написание новых слов, появившихся в русском языке после 1956 года (например, слов с первыми частями видео. медиа. интернет. ), сняты некоторые противоречия свода 1956 года, устранены кое-какие неоправданные исключения, ликвидированы явно устаревшие написания, которые в 1956 году были вызваны идеологическими причинами (например, написание названий, связанных с религией).
Однако по причинам, не зависящим от лингвистов, этого не произошло. Официальное утверждение новой редакции правил не состоялось, прежде всего – из-за негативной реакции в обществе на некоторые первоначально предлагавшиеся изменения. Во многом эта реакция была спровоцирована недобросовестной работой журналистов: СМИ писали о будто бы готовящейся «реформе языка», «узаконении безграмотности» и т. п., хотя никаких радикальных изменений лингвисты не предлагали. В результате подготовленный Орфографической комиссией текст правил русского правописания лег в основу вышедшего через несколько лет полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации». Он вышел именно на правах справочника (не общеобязательного свода), дополняющего и уточняющего действующие «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года в соответствии с современной практикой письма.
Официальный статус общеобязательных правил правописания сохраняется за сводом 1956 года (который в некоторых случаях противоречит современной письменной практике, такой вот парадокс).
Вопрос № 273427 |
Здравствуйте!
Какой частью слова являются -еть, -ать, -ить и т.д. в неопределенных формах глагола (инфинитивах)?
Благодарю. Ольга.
Ответ справочной службы русского языка
«ТЬ» является показателем неопределенной формы (инфинитива), а предшествующий гласный входит в основу глагола.
Вопрос № 266694 |
Здравствуйте, правильно разобрано по составу слово раздался.
Раз — приставка
да — корень
л — суффикс
ся — постфикс
раздал — основа .
Ответ справочной службы русского языка
Проблема с основой. Верное выделение: разда_ся. Суффикс «Л» не входит в основу .
Вопрос № 262974 |
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «спинно?мозговой»? («Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника» дает через дефис, но ведь прилагательное образовано от словосочетания «спинной мозг», не опечатка ли в словаре?)
Ответ справочной службы русского языка
Орфографическая норма: спинномозговой.
Дефисное написание в словаре, о котором Вы говорите, – не опечатка. Дело в том, что авторы словаря (Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая) предлагают особый (надо признать, весьма разумный) подход к решению вопросов слитного / дефисного написания сложных имен прилагательных (не случайно поэтому книга носит подзаголовок «Опыт словаря-справочника»). Расскажем об этом подходе подробнее.
Как известно, согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года, основной критерий слитного / дефисного написания прилагательных – отношение между основами: слитно пишутся прилагательные, образованные от двух слов, по своему значению подчиненных одно другому ( железнодорожный – от железная дорога ), через дефис пишутся прилагательные, образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия ( беспроцентно-выигрышный ). Однако эти правила очень часто нарушаются – причем не только и не столько из-за незнания их пишущими, сколько из-за того, что не всегда удается определить, какие отношения существуют между мотивирующими словами – подчинение или сочинение (особенно это касается слов, относящихся к разным областям науки, техники, культуры). Но и тогда, когда эти отношения ясны, дефисных написаний вместо требуемых правилами слитных слишком много, чтобы можно было списать это только на безграмотность (тем более учитывая, что картотека собиралась авторами в 1970-е – 80-е, когда за грамотной устной и письменной речью следили куда тщательнее, чем сейчас).
Далее цитируем предисловие к словарю: «Авторы настоящего Словаря пытались выяснить, что же заставляет упорно писать через дефис, вопреки требованиям «Правил», некоторые сложные прилагательные. Лингвистическим основанием для этого авторы считают формально выраженную грамматическую самостоятельность первой части сложного прилагательного. . Первая часть имеет суффиксы, характеризующие ее как прилагательное».
Иными словами: наличие в первой части суффикса прилагательного или причастия влияет на замену слитного написания дефисным. Поэтому пишут естественно-научный (хотя слово образовано от сочетания естественные науки ), лечебно-физкультурный и т. д.
Обнаруженную орфографическую тенденцию авторы словаря предложили закрепить в виде правил, которые и легли в основу рекомендаций издания. Одно из них гласит: пишутся через дефис сложные имена прилагательные, образованные из двух и более основ, имеющие в этих основах суффиксы прилагательных (или причастий). Вот почему в словаре рекомендуется писать слово спинно-мозговой через дефис: в первой части есть суффикс прилагательного -н-.
Некоторые из написаний, обусловленных действием данной орфографической тенденции, утвердились в современной письменной речи и фиксируются большинством словарей. Таковы уже упоминавшиеся выше прилагательные естественно-научный и лечебно-физкультурный – сегодня нормативно дефисное написание этих слов (да, де-юре оно не соответствует правилам правописания, но объясняется это тем, что во многом устарели сами правила). Однако написание большинства сложных прилагательных по-прежнему основывается на «Правилах» 1956 года – в том числе и слова спинномозговой , которое, согласно правилам, следует писать слитно (слитное написание этого слова фиксируют практически все словари, в том числе «Русский орфографический словарь» РАН – самый полный на сегодняшний день орфографический справочник).
http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/kakie-suffiksyi-ne-vhodyat-v-osnovu-slova.html
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B2%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%83