Задания на суффиксы для 3 класса

Таблица суффиксов имён существительных. Задания по русскому языку на закрепление и повторение для 3 класса.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Таблица «Правила написания суффиксов существительных»

Далее следуют задания на повторение и закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_po_russkomu_suffiks.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Правила написания суффиксов существительных

В суффиксе -ек- пишется буква «е» , если в форме р.п. она становится беглой.
При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и» .

венич ек (венич к а)
дожд ик (дожд ик а)

После шипящих под ударением пишется -ок ,
без ударения — -ек-

башмач ок
друж ок
но
цветоч ек
горош ек

Суффикс -ец образует слова мужского рода.
Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода.
У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на -цо .
Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу.

мороз ец
красав ец
рож иц а
книж иц а
бель ец о́
серебр ец о́
зда́нь иц е

Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-.

Суффикс -енк- пишется в остальных случаях.

переклад инк а
ссад инк а
беж енк а
неж енк а

Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание -а .

Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание -о .

трав ушк а
дол юшк а
воробь ишк а
пальт ишк о
ум ишк о
голос ишк о

Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а) .

Суффикс -ечк- образует остальные существительные.

луковица → луков ичк а
улица → ул ичк а
сито → сит ечк о
бумага → бумаж ечк а

Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением.
Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных.

лапа → лап оньк а
скворч онок
душ еньк а
Зо еньк а

С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание -е ,
у существительных ж.р. — -а .

великан ище
болот ище
скукот ища
гряз ища

Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с .
В остальных случаях пишется суффикс -щик- .

развед чик
пулемет чик
перебеж чик
заказ чик
подпис чик
фонар щик
выдум щик

Упражнение 1. Начертите таблицу (см. образец) и распределите в ней слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Составьте словосочетания.

При склонении гласная е суффикса

При склонении гласная и суффикса

замочек – замочка, к замочку

ключик – ключика, о ключике

Человеч_к, дожд_к, кристалл_к, ореш_к, ножич_к, шалаш_к, работнич_к, сарайч_к, дружоч_к, звоноч_к, карманч_к, сыноч_к, графинч_к, словар_к, сучоч_к, подароч_к, колокольч_к, мешоч_к, дубоч_к, том_к, обрывч_к.

Упражнение 2. От приведённых ниже существительных образуйте формы с суффиксами -ец – -иц, распределив слова в две колонки (см. образец). Укажите, где есть, чередования согласных .

Капитал, лужа, мороз, просьба, жижа, алмаз, книга, рассказ, характер, рожа (грубо-просторечное от «лицо»), кресло, письмо, масло, варенье, пальто, здоровье, здание, платье, ружьё, стихотворение, дупло, мнение, смятение, лиса, разный, матрас, народ, болото.

Упражнение 3. Образуйте существительные с суффиксами -оньк-, -еньк- и распределите их в колонки, согласно образцу. Придумайте связный текст, запишите его, выделяя гласные в искомых орфограммах ярким стержнем.

После корня на твёрдый согласный

После корня на шипящий

После корня на гласный

Голова, папа, баба, тётя, заря, берёза, заяц, киска, Катя, Лиза, дочь, река, душа, полоса, подружка, лапа, липа, Рая, дева, пай-мальчик, внучка, рука, нога, Серёжа, мама, кроха, зелёный, рыба, высокий, глубокий, низкий, лёгкий, глаза.

Упражнение 4. От приведённых ниже существительных и прилагательных образуйте существительные с суффиксами субъективной оценки -ичк-/-ечк-, -инк-/-енк-, использовав, где необходимо, промежуточное звено. Образец: лук – луковица – луковичка; солома – соломина – соломинка; утро – утречко; нежный – неженка.

Улица, умный, изюм, жижа, сахар, имя, вафля, аппарат, сито, Соня, Зоя, ложка, Лия, Тая, лейка, канарейка, чернослив, ссадина, жемчуг, Купала, монах (ж. р.), перекладина, француз (ж. р.), черкес (ж. р.), бисер, беженец (ж. р.), племя, виноград, стремя, расщелина, сор, вишня (ягода), ручка, пыль, ягода, кислый, рогатина, майка, свеча, крошка, бусы, горох.

Упражнение 5. От данных ниже слов образуйте существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ышк-(-ишк-), -ищ-. Выделите суффиксы и окончания. Образец: голова – головушка, головища (ж. р.); позор – позорище (м. р.); поле – полюшко (ср. р., неодуш.).

Трава, поле, горе, церковь, болото, голова, камень, ружьё, корова, одеяло, пальто, заря, клин, страсть, воля, здоровье, мысль, завод, Корней, скворец, город, соловей, ум, Иуда, бревно, стекло, зять, сапог, голос, перо, дно, край, купец, лгун, скука, солнце, сила, туфля, воробей, нос, кол, рояль, нога, рука, столб, кот, грязь, волк, топор (как ‘большой топор’), зима, Тимофей, доля, деревня, народ, зерно, гнездо, кадка, уж, паук, плащ, махина, плечо, пожар, детина, усадьба.

Упражнение 6. От приведённых слов образуйте существительные с суффиксами -чик-, -щик-. Составьте с ними словосочетания.

Разведка, наладка, водопровод, дрессировать, алименты, прокат, приём (стеклотары), зачинать, атом (учёный), отвечать, прогулять, кабак, асфальтировать, баня, по пути, точить, фонарь, разносить (инфекцию), барабан, добыча, бриллиант, переписывать (бумаги), возить (хворост), смазка, трал, участник заговора, проходить, укладывать, пулемёт, объездить, штамповать, наладить, автомат, раскроить, переводить, разметить, настроить, обходить, рубить, застроить, налететь, извоз, убирать, барабан, бетон, камень, перебежать, переплетать, рассказать, забой, кровля, раздача.

Вставьте пропущенную букву, выделите суффикс . Составьте с ними словосочетания.

Развед..ик, дрессиров..ик, рассказ..ик, лёт..ик, попут..ик, захват..ик, счёт..к, постанов..ик, прогуль..ик, фонар..к, плеч..ко, двоечн..к, василёч..к, хвост..к.

Употребляя необходимые суффиксы, выполните следующие задания:

а) скажите ласково о следующих предметах:

Рука — береза — ночь — солнце –

Скамья — сердце — шапка — голова –

б) назовите предметы так, чтобы они стали маленького размера :

нос — палец — хомяк — кот –

звезда — зеркало — птица — зверь –

в) назовите эти предметы так, чтобы они стали большими:

рука — глаза — букет — дом –

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Обоснуйте ответ.

Замоч..к, толщ..на, пугов..чка, ключ..к, красав..ца, любим..ца, плать..це, письм..цо, нов..зна, велич..на, солом..на, луков..чка, стар..на, нов..зна, горош..нка, виш..нка, пугов..ца, желт..зна, луков..чка, лож..чка, Сон..чка, врем..чко, шуб..нька, зор..нька, нож..нька, Зо..нька, старш..нство, волч..к, медвеж..нок, рубаш..нка, балала..чка, копе..чка, треск..тня, болт..вня, бедн..та, нищ..та, тиш..на, руч..ньки, дорож..нька, подруж..ньки, па..нька, за..нька, ноч..нька, крив..зна, кис..нька, лап..нька, ба..ньки, внуч..нька, бабул..нька, реч..нька,буфет..к, барабанщ..к, караульщ..к, расклейщ..к, ухаж..р, мороз..ц, сюртуч..к, масл..це, спал..нка, камеш..к, голуб..зна, подароч..к, деньж..нки, голосоч..к, владел..ц, поросят..нка, француж..нка, птенч..к, Маш..нька, блюд..чко, неж..нка, кузнеч..к, друж..к, ёж..к, дорож..нька, стаж..р, хлеб..ц, рож..ца, колокольч..к, вечероч..к, черкеш..нка, жемчуж..нка, врем..чко, ружь..цо, медвеж..нок.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторович…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т : апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные:

апельсин — внук — конец –

портфель — поясок — стакан –

пряник- ёж — ножик-

кожа — мороз — лужа — каша –

масло — письмо — книга — растение –

в) –ЕНК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-, -ИНК-, -К-:

волосы — душа — кухня — башня –

Юля — изюмина — мама — яблоня –

г) –ИШК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-:

Вор — горе — жена — перо -Кровь — зверь — лапа — скворец –

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

От данных словосочетаний образуйте слова, обозначающие лицо, совершающее какое-то действие, называющее лицо по профессии или имеющее иное значение. Запишите слова, выделите суффиксы.

Музыкант, играющий на трубе –

Музыкант, играющий на скрипке –

Тот, кто любит шутить –

Тот, кто любит озорничать –

Обучающийся в школе –

Играющий в футбол –

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Вспыхнул яркий краеш…к со…нца.

2. Устроили шалаш…к из травки.

3. Звонко трещали кузнеч…Ки.

4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Суффиксы –чик- или –щик-.

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Суффиксы имен существительных (Е или И?)

Лист..к, горош..нка, пугов..чка, семечко, баш..нка, трещ..нка, монаш..нка, врем..чко, лестн..чка, протал..нка, нян..чка, стол..к, метел..ца, имень..це, ружь..цо, пальт..цо, кресл..це, протал..нка, тро..чка, колокол..нка, изюм..нка, хиж..нка, беж..нка, страдл..ца, копе..чка.

Решение орфографической задачи Проверка «по цепочке».

Образец рассуждения: ущель-иц-е . Написали суффикс –иц-, т.к. слово ср.р., окончание безударное.

Счастлив..ц, ленив..ц, имень…це, ружь..цо, строень..це, выражень..це, красав..ца, растень..це, письм..цо, плать..це, красав..ца, счастлив..ца, умел..ца, мороз..ц, владел..ц, луж..ца, бель..цо, путан..ца, безум..ц.

Добавьте суффиксы –чик- или –щик- к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль….

2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и.

3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Упражнение 23. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Арбуз_к, горош_к, бараш_к, аппарат_к, бегемот_к, сыноч_к, грибоч_к, берет_к, височ_к, билет_к, блокнот_к, самолет_к, василеч_к, бриллиант_к, бутерброд_к, галстуч_к, буфет_к, огонеч_к, паровоз_к, венич_к, веноч_к, винт_к, гараж_к, глаз_к, волос_к, подароч_к, дожд_к, бант_к, желудоч_к, мяч_к, нол_к, жеребеноч_к, изумруд_к, манеж_к, сит_чко, луков_чка, утр_чко, вым_чко, крал_чка, говяд_нка, сем_чко, тем_чко, бисер_нка, нищ_нка, монаш_нка, лес_нка, виноград_нка, француж_нка, неж_нка, солом_нка, трещ_нка, спал_нка, кирпич_нка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ. цы колон. а выползет большая. Мадон. а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.).

2. Стекольщ. к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.).

3. Ты не гляди, что очкар. к, голова у него работает как электронная машина (Чив.).

4. Скромн. ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.).

5. Огонь полыхал в кедровн. ках с незапамятных времен (Чив.).

6. Тебя я знал бы в плать. цах из ситца (Руч.). 7. Вот Лис. нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих).

8. Чем я своих подруж. к хуже? (Мих.).

9. Постоял. ц прибьется к дому, да хозя. н не постучится (Оз.).

10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер. шко, легка (Алиг.).

11. Письм. цо долгожданное из лазарета. (Недог.).

Упражнение 25. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Овраж_к, стульч_к, переднич_к, кресл_це, фонтанч_к, письм_цо, плать_це, дожд_к, луч_к; бель_цо, луж_ца, масл_це, владел_ц, кормил_ц, сослужив_ц, здань_це, лужоч_к, растень_це, росточ_к, венич_к, пальт_цо; лисёноч_к, стаканч_к, плать_це, сюрприз_ц, блюд_чко, котёноч_к, мороз_ц, рассказ_к, кувшинч_к, кабинет_к, руч_чка, дубоч_к, любим_ц, очевид_ц, козлёноч_к, нян_чка, Зо_нька, виш_нка, любим_ца, Ван_чка, подруж_нька, человеч_к, пальч_к, спал_нка, колокол_нка, птенч_к, нож_нька, сот_нка, заборч_к, руч_нька, дорож_нька, пес_нка, Кол_нька, лес_нка, чайнич_к, Маш_нька, Тан_чка, горош_нка, кож_ца, кран_к, стол_к, удал_ц, путан_ца.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок).

2. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин).

3. Лиз..н..ка 3 вздохнула (Попов).

4. Кучер словно в раздумь.. пр..слонился к ветхому столб..ку 3 крыл..ч..ка (А.Н. Толстой).

5. В фуфа..ч..ках пуховых белый снег (Луговской).

6. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к своей Саш..н..ке… (Лермонтов).

7. И слух между народа шёл, что Щука Лис..н..ке снабжает рыбий стол (Крылов).

8. Таскали – то кирпич..к, то полено, то брёвн..шко (Блок).

Упражнение 27. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Дружоч_к, кусоч_к, птенч_к, кузнеч_к, колокольч_к, свёрточ_к, клюв_к, сухар_к, горош_к, котёноч_к, осколоч_к, комоч_к, фонар_к, букет_к, бараш_к, ореш_к, строптив_ца, тружен_ца, кормил_ц, копь_цо, имень_це, растень_це, кресл_це, варень_це, здань_це, плать_це, ружь_цо, масл_це, мороз_ц, горош_нка, жемчуж_нка, изюм_нка, неж_нка, протал_нка, скваж_нка, солом_нка, спал_нка, трещ_нка, монаш_нка, баш_нка, череш_нка.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин).

2. Перед ним тарелка с борщ..м 3 , ломт..ки ч..рного хлеба и оливки 3 на блюд..чке (А.Н. Толстой).

3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха 3 , вот стерляди кусоч..к (Крылов).

4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков).

5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего 3 (Маяковский).

6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов).

7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов).

Упражнение29. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Ножич_к, сарафанч_к, халат_к, мешоч_к, кристалл_к, карманч_к, замоч_к, тет_нька, зор_нька, трав_нька, доч_нька, умн_чка, сахарн_чка, плем_чко, сит_чко, пепельн_чка, графинч_к, работнич_к, звоноч_к, человеч_к, ореш_к, словар_к, ключ_к, Лиз_нька, Саш_нька, лис_нька, за_нька, бер_зонька, па_нька, Юл_чка, луков_чка, стрем_чко, ножн_чки, камеш_к, горош_к, бус_нка, растень_це, говяд_нка, ле_чка, горл_нка, завал_нка, переклад_нка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос. мигран. ик, варе. ик, гости. ица, гриве. ик, дровя. ик, дружи. ик, имени. ик, коре. ик, листвен. ица, моше. ик, мали. ик, нефтя. ик, подли. ик, подоко. ик, покло. ик, путешестве. ик, родстве. ик, ряби. ик, сезо. ик, совреме. ик, соплеме. ик, стра. ик, труже. ик.

Правописание суффиксов существительных: Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Платоч. к, корж. к, сыноч..к, дом. к, замоч. к; стож. к, лягуш. нок, овраж. к, руч. нька; в плам. ни, плем. нем, на стрем. нах, об им. нах; разнос. ик, перебеж. ик, камен. ик, носиль. ик, смен. ик; крош. чка, врем. чко, лап. чка, пугов. чка, реч. нька, за. нька, лис. нька; европе. ц, красав. ца, любим. ц, бессмысл. ца, письм. цо, плать. це, кресл. це, ружь. цо

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.).

2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.).

3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.).

4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.).

5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.).

6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.).

7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках.

8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.).

9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.).

Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание.

Арбуз. к, авт. сварщик, бород. ща, воробьишк. волюшк. вертушк. вязалыд. ца, вод. проводч. к, гвозд. к, грузил. гнезд. ко, грязищ. голосишк. дворн. ч. ха, доклад. ца, дядюшк. желез. бетон, земл. мер, землишк. зеркальц. имень. ц. кипятильн. к, капитал. ц, ковк. сть, колыш. к, лес. тундра, общ. ствовед, пальт. цо, письм. нос. ц, пчел. вод, пыл. сое, письм. цо, плать. це, птиц. лов, ружьишк. рыж. к, свет. тень, стал. литей. к, словечк. семечк. сен. кос, тем. чко, угл. коп, хлеб. ц, хохотушк. человек. день, шалунишк. электр. механ. к.

Игра «Корректор». Найти слово с ошибкой в изучаемой орфограмме исправить её. Обозначить графически орфограмму .

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

Распределите данные ниже слова в два столбика.

— чик- -щик- Камен_ик, газет_ик, приём_ик, набор_ик, объез_ик, учёт_ик, пулемёт_ик, бан_ик, водопровод_ик, бетон_ик, набор_ик, фонар_ик, буфет_ик, контор_ик, проход_ик, гардероб_ик, ответ_ик, растрат_ик, донос_ик, экскаватор_ик, зимов_ик, сортиров_ик, сталепрокат_ик, автомат_ик, перевод_ик, чугунолитей_ик, инсцениров_ик, лазут_ик, смёт_ик, укат_ик, настрой_ик, маслобой_ик, корректиров_ик, фальшивомоне_ик, совет_ик

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. На завал..нке сидела нищ..нка (А.Н. Толстой).

2. Бежит ёж..к вдоль дорож..к (Маршак).

3. Из машины выск..чил маленький лейтенант, похожий на вороб..шка (Горбатов).

4. Изредка брёл прохожий 3 , грызя сем..ч..ки 3 (А.Н. Толстой).

5. Р..звалина (гряз..) лечебницы и обг..релые столбы купален.. особенно уныло отражались в воде лимана (Катаев).

6. К..нвоиры выстрелили и забили в трещ..тки (Федин).

7. Мешков узнал рабочий пикет, ружь..ца виднелись у людей за спинами (Федин).

8. Пастухова кто (то) потянул за пальт..цо 3 , которое он держал через руку (Федин).

9. Вдруг покажется над берегом утончённо зелёная тополиная рощ..ца (Федин).

10. Мы с тобой в Астрахан.. 3 в изво..ики поступим (Гладков).

11. Никитушка не был начё..иком и обладателем книжной мудрости (Гладков). 12. Колесничук бодро взбегал по лес..нке, снимал с полки товары (Катаев).

13. Фен..ч..ка была редкая неж..нка (Катаев).

14. На лугу – зелёные протал..нки (Гладков).

15. Словеч..ки автор подобрал мягкие, «трогающие за душу»: «хлеб..ц», «младенч..к», «масл..це», «кусоч..к», «ватка» (М. Горький).

16. Голосоч..к у тебя как колокольч..к (Гладков).

Вставьте пропущенную букву в нижеследующих словах.

Копиров..ик, экскаватор..ик, сортиров..ик, стеколь..ик, автомат..ик, объезд..ик, воз..ик, расфасов..ик, автопогруз..ик, налад..ик, перепис..ик, вертолет..ик, буфет..ик, водопровод..ик, рассказ..ик, аппарат..ик, разнос..ик, обход..ик.

Дайте толкование лексического значения имен существительных, обозначающих лиц по роду занятий, профессии, специальности.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.).

2. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.).

3. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.).

4. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.).

5. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.).

6. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.).

7. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.).

8. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.).

9. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).

Распределите имена существительные по родам в три столбика. От данных существительных образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением посредством суффиксов -ишк- (-ышк-), -ушк- (-юшк-). Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда одушевленности или неодушевленности.

Образец. дядя–дядюшка (м.р.), тетя – тетушка (ж.р.), солнце – солнышко (ср.р.).

Сосед, скворец, воля, доля, корова, соловей, гнездо, поле, горе, воробей, баба, хозяйка, голова, трава, камень, дед, беседа, борода, няня, ядро, зерно, горло, дно, река, деревня, море, сын, стекло.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

1. Дно реч…ки сплошь усеяно мелкими яркими кам…шками. (В. Солоухин)

2. Вороб…шки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна. (С. Есенин)

3. Мы прошли еще с четверть версты. Показалась маленькая дерев…шка на краю неглубокого оврага. (И. Тургенев)

4. Дарь…шка долго смотрела, от солнца рукой заслоняясь. (Н. Некрасов)

5. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по пер…шку носил за ставню и вил там гнезд…шко.

6. Но вот дом…шко с вывеской виднеется один около дороги посреди снега, который чуть не до крыш и окон занес его.

7. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сын…шку. (Л. Толстой.)

8. Зерн…шко к зерн…шку – будет мешок. (Пословица)

9. Ив…шка, ив…шка, зеленая моя! Что же ты ив…шка невесела стоишь? Или тебя, ив…шка, солн…шком печет, солн…шком печет, частым дождиком сечет…? (Песня)

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Терпеть он не мог каба..иков, барышников, мироедов (Гладков).

2. Послушай-ка, дружищ. ты, сказывают, петь великий мастерищ.. (Крылов). 3. Губы словно виш..н..ки, вся как цвет..к аленький (Исаковский).

4. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Аксаков).

5. Табун..ик Нестор был одет в казакин (Л. Толстой).

6. Торопливо пр..бежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Серафимович). 7. По словам разве..иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке (Фадеев). 8. Вот сидишь ты на веч..рке, и девч..нка – самый цвет (Твардовский).

9. Маленькую Зо..н..ку иногда шутливо называли За..н..кой (Гладков).

10. Пётр был весельч..ком, мастером на все руки, искус..ным (скор..) писцем и перепи..иком книг (Гладков).

11. Дело уп..ралось в скудное житьишк.. с без..емельем, с голодом 3 , с податями (Гладков).

12. Ты соврал, что ты первый гон..ик на моторах! (Гладков).

13. По главным улицам проворно перебегали с лес..нками фонар..ики, заж..гая свет 3 (Шишков).

14. Долго бился судья 3 , допрашивая св..детелей, но так и не обнаружил зачин..иков (Н. Островский).

Работа с текстом .

(1) Луч..к со(?)нца блес(?)нул из(за) леса к..снулся в..рхуш..к д..ревьев от..скал в листве шар..ки зелёных яблоч..к. (2) Дрож(?) света пр..б..жала по саду и з..искрились ..лмазами р..синки на пр..дорожной трав.. . (3) Мал..нький еж..нок впервые вышел из норки и пош..л путешествовать по б..льшому свету.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите слово(-а) с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

4. Выпишите существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».

Работа с текстом.

(1) Х..р..ши снежные зимы в (Р, р)осси.. ! (2) Бл..стят на со(?)нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки и мал..нькие реч..нки. (3) Нап..лняется жизнью зимн..й лес. (4) Я ск..лотил ящич..к и по пушист..му снегу отправился уг..щать разн..ми вкусностями зимних об..тателей.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите из текста слово с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

4. Выпишите из текста существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор — Мещерина Светлана Анатольевна.

На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват.

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Карточка для работы с темой «Суффиксы имён существительных» в рамках курса внеурочной деятельности «Путь к грамотности» 3 класс.

Индивидуальные задания по русскому языку на закрепление темы «Правописание слов с удвоенными согласными» 3 класс.

Урок русского языка по теме «Звуки и буквы. Повторение». 2 класс УМК «Школа России&quot.

Тема: Текст. Повторение.Цели деятельности учителя: углубление знаний детей о том, что такое текстПланируемые результаты:Предметные:знать: понятие «текст»уметь: определять текстЛичнос.

Урок русского языка по теме «Закрепление знаний о суффиксе». 3-й класс

Класс: 3

Цель урока: закрепить знания о суффиксе и его роли в слове.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
  • формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;
  • развивать коммуникативные качества личности – толерантность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрация сказочного героя, набор суффиксов, сигнальные карточки, листы контроля.

1. Организационный момент

С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!

2. Актуализация знаний

1) Повторение изученного материала

– Назовите тему, которую мы изучаем? (Состав слова.)
– Что вы должны знать по данной теме? (Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.)
– Что вы должны уметь? (Выполнять разбор слова по составу.)

– Соедините линиями понятие и его значение.

1. Корень словаА) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
2. ОкончаниеБ) изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых родственных слов
3. ПриставкаВ) общая значимая часть всех родственных слов
4. СуффиксГ) изменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых родственных слов

– Оцените работу вашего товарища.

Взаимопроверка в парах.(1 – в, 2 – а, 3 – г, 4 – б)

3. Самоопределение к деятельности

– Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость . Рассмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока.
– Что вы знаете о суффиксе?
– Как вы думаете, зачем Мальчик-суффикс принёс с собой корзинку? (Будем находить в словах суффиксы и собирать их в эту корзинку).
– А ещё? Вспомните, для чего служит суффикс? (Будем с помощью разных суффиксов образовывать новые слова).

4. Минутка чистописания

– Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то без труда определите букву, которую нам предстоит прописать на минутке чистописания. (К словам из 1 столбика подобрать антонимы, которые начинаются с буквы М)
– Что такое антонимы?
– Составьте с первой парой антонимов предложения, сравнив 2 предмета.
– Мы будем прописывать букву М. Какие буквы спрятались в ней? Определите порядок следования букв в этом ряду.

– Запишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
– На второй строке запишите по памяти 3 антонима на букву М.
– Оцените, как вы выполнили минутку чистописания. (Используются сигнальные карточки).

5. Словарная работа

– Словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, душистое и сладкое на вкус. Угадайте его, решив задачку хитрого прямоугольника.

орЕ
ипА
грА
отА
исТ
Море
А/О
Липа
Игра
Нота
Аист

– Как вы объясните, что такое МАЛИНА?
– Зачитайте, какое толкование этого слова даётся в словаре С.И.Ожегова.
– Посмотрите на наш прямоугольник. Он не может решить одну орфографическую задачу. Какую? (Не знает, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА).

– Давайте обратимся к происхождению названия этой ягоды: одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на её форму. Ягодка малины состоит из маленьких зёрнышек. Видимо, слова МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЫЙ и определили название ягоды.
– Скажите, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА? Какое слово в нём спряталось? (МАЛ) Запомните его, оно поможет вам никогда не ошибаться в написании этого слова.
– Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму и выделите слово-помощник.

6. Развитие речи

– Прочитайте фразу. Подумайте, что она обозначает?

На доске: Не жизнь, а малина. (Очень хорошую сладкую жизнь).

– Почему в этой фразе употребили слово малина?
– Итак, качества ягоды малины (сладкая, приятная) переносятся на другие предметы: жизнь, звон (малиновый звон – красивый, нежный звук). А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.
– Придумайте короткий рассказ, закончив его этой фразой.
(Дима отдыхал летом у бабушки в деревне. Каждый день он загорал, купался в озере, ходил в лес за земляникой, играл с деревенскими мальчишками. Вообщем, у него была не жизнь, а малина!)

7. Работа по теме урока

1) Образуйте ряд однокоренных слов (ученики определяют слово по его лексическому значению)

На доске: малина, малинка, малинник, малиновое.

– Устно составьте предложения с данными словами.
– Какие слова мы записали?
– Что такое однокоренные слова?
– Как пишется корень в однокоренных словах?
– При помощи чего образовали новые слова?
– Выполните разбор этих слов по составу (1 ученик работает у доски).
– Проверьте выполненное задание.
Оцените свою работу, если всё правильно, то поставьте на полях знак «+»
– Какие суффиксы положим в нашу корзинку? (-к-, -ник-, -ов-)

2) Образование новых слов при помощи суффиксов.

– Рассмотрите схему Составьте слова с данными суффиксами, запишите их по вариантам, обозначьте суффиксы.
– Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)
– Если всё правильно, то поставьте на полях знак «+».
– Какие слова образовали при помощи суффиксов -ник-, -ист-, -щик- и что они обозначают? (Печник, машинист, стекольщик. Название предмета по роду занятий).
– Какое значение приобретают слова, образованные при помощи суффиксов -онок-, -ок-, -к-? (Зайчонок, дубок, рыбка. Уменьшительно-ласкательное значение).
– Какие суффиксы положим в корзинку? (-ник-, -ист-, -щик-, -онок-, -ок-, -к-).

3) Работа с текстом

(Чтение по ролям отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)

– Вспомните название и автора данного произведения.
– Вам понравилось, как читали ребята?
– Как вы их поблагодарите? (Аплодисментами).
– Назовите однокоренные слова, которые встретились в тексте (Ведро – вёдрышко).
– В чём разница?
– Выделите суффикс. Устно образуйте при помощи суффиксов -ышк-, -ишк- новые слова.
На карточке: гнездо – …, дом – …, пальто – …, крыло – ….

– Какое значение придают словам данные суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное).
– Какие суффиксы положим в корзинку? (-ышк-, -ишк-).

Физминутка

Шли по крыше 3 кота,
Три кота Василия.
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота:
«Красота! Красота!»

4) – Ребята, я надеваю волшебные увеличительные очки и вижу перед собой не кота, а …(котище). У него не усы, а … (усищи), не глаза, а … (глазищи), не хвост, а … (хвостище).
– При помощи какого суффикса образовались новые слова? (-ищ-)
– На что указывает суффикс -ищ-? (На то, что предмет очень большой).
– В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин. Как вы думаете, это малыши или великаны?
– А теперь представьте, что вы надели увеличительные очки, какие у них теперь будут фамилии?
(Тараканищин, Сапожищин, Штанищин).
– Какое правило нужно помнить при написании имён собственных?
– Какой суффикс положим в корзинку? (-ищ-)

5) Самостоятельная работа

1 группа: с помощью разных суффиксов образовать новые слова и выполнить разбор слов по составу.
2 группа: используя данные суффиксы, образовать однокоренные слова, выделить в них корень и суффикс.
3 группа: записать однокоренные слова по образцу, выделить в них суффикс.

Учащиеся 2 и 3 группы выполняют самопроверку (сверка с листом контроля).
Учащиеся 3 группы организуют взаимопроверку.
– Оцените свою работу с помощью «светофора».

8. Рефлексия

Игра «Составь словечко».

– Ваша задача – составить слово из частей разных слов. Например:

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учащиеся работают в парах (задание оформлено на карточках).

Проверка (по цепочке).

– Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

9. Итог урока

– Вспомните тему нашего урока.
– Чему учились на уроке?
– Пришло время заглянуть в нашу корзинку. Посмотрите, сколько вы собрали суффиксов. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду доставать суффикс из корзинки, а вы должны привести пример слова и сказать, какое значение придаёт слову данный суффикс.
– Что же такое суффикс и для чего он служит?

Учитель зачитывает стихотворение-загадку:

После корня он стоит, перед окончанием,
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначают уголком, называют… (суффиксом).

– Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение (используются смайлики).

10. Домашнее задание: (по выбору)

1) Придумать 5 слов для проведения игры «Составь словечко».
2) Рабочая тетрадь №2, с.47, упр.117 ( авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).
3) Составить орфографическую минутку из 10 слов с изученными суффиксами.

Индивидуальные карточки на тему «Суффикс» (3 класс)

Фамилия, имя _________________________________Дата _____________________

Суффикс. Словарные слова

1. Спиши, разбери слова по составу.

Горлышко, осинка, девочка, столик, пенёк,

горюшко, дубок, беловатый, старенький, головушка.

2. Спиши, разбери слова по составу.

Домик, реченька, синеватый, полюшко, Танечка, птенчик, парочка, лёгонький, канавка, огонёк.

3. Образуй новые слова, используя суффиксы -ЧИК, -ЕНЬК, -ОК.

Бутон, ветер, Коля, лист, шкаф, чёрный, стул, мел.

4. Образуй новые слова, используя суффиксы -К, -ОВАТ, -ЕЧК.

Рябина, красный, Оля, малина, толстый, стена, Саня.

5. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Г..рячий, м..лина, ж..лтый, м..г..зин, д..рога, (е,и,э)нт..рес..ный, з..во(д,т), пр..крас..ный, п.. суда, ч..рный.

Фамилия, имя _________________________________Дата _____________________

Суффикс. Словарные слова

1. Спиши, разбери слова по составу.

Горлышко, осинка, девочка, столик, пенёк,

горюшко, дубок, беловатый, старенький, головушка.

2. Спиши, разбери слова по составу.

Домик, реченька, синеватый, полюшко, Танечка, птенчик, парочка, лёгонький, канавка, огонёк.

3. Образуй новые слова, используя суффиксы -ЧИК, -ЕНЬК, -ОК.

Бутон, ветер, Коля, лист, шкаф, чёрный, стул, мел.

4. Образуй новые слова, используя суффиксы -К, -ОВАТ, -ЕЧК.

Рябина, красный, Оля, малина, толстый, стена, Саня.

5. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Г..рячий, м..лина, ж..лтый, м..г..зин, д..рога, (е,и,э)нт..рес..ный, з..во(д,т), пр..крас..ный, п.. суда, ч..рный.

Фамилия, имя _________________________________Дата _____________________

1. Закончи определение.

Суффикс — это значимая часть слова, которая . .

А) находится перед корнем

Б) находится после корня

В) может находиться и перед, и после корня

2. Выбери правильное утверждение.

А) Суффикс служит для образования новых слов.

Б) Суффикс служит для связи слов в предложении.

В) В суффиксе заключено общее значение всех родственных слов.

3 . Какое слово образовано при помощи суффикса?

А) побег В) разгон

Б) домик Г) проход

4. В каком слове есть суффикс?

5. Какому слову суффикс придаёт уменьшительно-ласкательное значение?

А) осенний В) барабанщик

Б) читатель Г) осинка

Фамилия, имя _________________________________Дата _____________________

1. Закончи определение.

Суффикс — это значимая часть слова, которая . .

А) находится перед корнем

Б) находится после корня

В) может находиться и перед, и после корня

2. Выбери правильное утверждение.

А) Суффикс служит для образования новых слов.

Б) Суффикс служит для связи слов в предложении.

В) В суффиксе заключено общее значение всех родственных слов.

3 . Какое слово образовано при помощи суффикса?

А) побег В) разгон

Б) домик Г) проход

4. В каком слове есть суффикс?

5. Какому слову суффикс придаёт уменьшительно-ласкательное значение?

А) осенний В) барабанщик

Б) читатель Г) осинка

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

В данном пособии представлены материалы для учащихся 3 классов начальной школы. Задания и упражнения ориентируют детей на повторение правил и закрепление их путём выполнения практических работ. Пособие способствует развитию у обучающихся умения, навыков и знаний по русскому языку.

Материалы могут быть использованы как на уроках в классе, так и для самостоятельной работы дома.

  • Тарасова Ирина НиколаевнаНаписать 17888 20.11.2019

Номер материала: ДБ-808812

    20.11.2019 171
    20.11.2019 54
    20.11.2019 77
    20.11.2019 67
    20.11.2019 91
    20.11.2019 551
    20.11.2019 56
    20.11.2019 49

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

С кем чаще работают школьные психологи

Время чтения: 3 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/655809

http://infourok.ru/individualnie-kartochki-na-temu-suffiks-klass-3954228.html