Загадки с суффиксами о е после шипящих

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 1073357

Энджелл

Помогите пожалуйста загадки с орфограммой ё-о после шипящих

Лучший ответ:

Онтонио Веселко

Черные,кривые,
От рождения все немые.
Встанут в ряд-
Сразу все заговорят. (буквы)

Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок) Золотое решето, черных домиков полно.(Язык)

Спереди — пятачок, сзади — крючок, Посередине спинка, а на ней щетинка.(Свинья)

Рассыпался горох На семьдесят дорог. Падает горошком, Скачет по дорожкам.( Град)

Пробежала вдоль лужка Искупала пастушка.(Туча, Облака.)
Шел я мимо, Видел чудо — Висит в небе Круглое блюдо.(Луна)

Шел долговяз, В сыру землю увяз.(Дождь)

Костлявая спинка,
На брюшке щетинка.
По одежке прыгала,
Вот всю грязь и выгнала.(Щетка)

Мы ею пользуемся часто,
Хоть она,как волк,зубаста.
Ей не хочется кусаться,

Ей бы зубки почестать.(Расческа)

Ну-ка ,кто из вас ответит:
Не огонь,а больно жжет,
Не фонарь,а ярко светит,
И не пекарь,а печет?(Солнце)

Тема урока: «Гласные «о» и «е» после шипящих в суффиксах существительных». 6-й класс

Класс: 6

Цели урока:

  • Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
  • Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
  • Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки (Приложение 2).

      Слово учителя.
    1. Объяснение нового материала.
    2. Закрепление материала.
    3. Систематизация нового материала.
    4. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала.
    5. Итоги урока. Домашнее задание.

    I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.

    Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

    — Проверка домашнего задания: орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке. (Отводится 1 минута на устную работу в парах)

    Орфографическая разминка. (Класс работает с сигнальными карточками, двое у доски записывают слова). (Слайд № 4)

    1) Как называется плод дуба? (Жёлудь)

    2) Цвет одуванчика? (Желтый)

    3) Предмет для чистки зубов? (Щетка)

    4) Тонкая веревка? (Бечёвка)

    5) Сильное потрясение, расстройство? (Шок)

    6) Профессиональный наездник на скачках 9 (Жокей)

    7) Мастер по изготовлению ременной упряжи (Шорник)

    8) Водитель автомобиля. (Шофер)

    Запись на доске. (Слайд № 5)

    ЁО
    жёлудьшок
    жёлтыйжокей
    щёткашорник
    бечёвкашофер

    Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)

    II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)

    — Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить. (Мужичок, доченька, рученька, мышонок, книжонка, замочек).

    1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

    2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

    Запись на доске: (Слайд № 8)

    Вывод сначала проговорить с детьми (хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)

    III. Закрепление. Устно упражнение № 253. Образец: друж..к— в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

    В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит, пишем букву Е.

    IV. Систематизация нового материала.

    Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.

    Карточка № 1 (для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку «Забавные приключения весёлой девчонки».

    Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

    Карточка №2. Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

    1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

    (Сначала проверяется работа по карточке №1)

    V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала. (Слайд № 10, 11, 12)

    1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирожок.

    Башмак — башмачок
    друг — дружок
    запах — запашок
    пятак — пятачок
    суффикс придает уменьшительное значение
    медведь- медвежонок
    кукушка — кукушонка
    галка — галчонка
    лягушка — лягушонка
    суффикс обозначает детёнышей животных
    кепка — кепчонка
    одежда — одежонка
    книга — книжонка
    шапка — шапчонка
    суффикс придает пренебрежительное значение

    2) Проверяется работа творческой группы.

    3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.

    4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика. (Слайд № 13)

    шерсткамужичок
    чернапорошок
    шелчервячок
    черныйсучок
    рубашонка

    Вывод учащиеся делают самостоятельно.

    VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)

    Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.

    1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.

    2) Объясните значение выражения «на скорую руку».

    VII. Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в Приложении 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек)

    VIII. Домашнее задание: подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам. (Слайд № 15)

    Урок-игра : » Гласные О Е после шипящих в суффиксах существительных» (закрепление)

    Цели урока: Систематизировать знания обучающихся об имени существительном;

    Повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.

    Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

    Формировать способность практического применения теории

    Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий при оформлении заданий.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок-игра : » Гласные О Е после шипящих в суффиксах существительных» (закрепление)»

    Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54)

    Тип урока: решения частных задач.

    Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, словесный самоконтроль, наглядно-вербальный.

    Оборудование и материалы: маршрутные листы

    Систематизировать знания обучающихся об имени существительном;

    Повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.

    Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

    Формировать способность практического применения теории

    Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

    образовательные: обобщить полученные знания об имени существительном;

    развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;

    воспитательные: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению одноклассников, самостоятельность.

    предметные: 1.знать общее грамматическое значение, морфологические признаки имён существительных;

    2.умение образовывать грамматические формы имен существительных

    — регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

    — коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

    — познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы),понимать информацию;

    — личностные: самоопределение, осознание ответственности за общее дело.

    личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

    Вступительное слово учителя. Психологическая подготовка учащихся, создание проблемной ситуации.

    1 Незнайка выполнял домашнюю работу. Ему нужно было сочинить стихотворение, использовав в каждой строке слова ,содержащие одну знакомую вам орфограмму:

    В небе кружится пушок,

    Это сыплется снежок.

    Для подарков сапожок привяжу на нитку я .

    Над какой орфограммой работал Незнайка? (о-е после шипящих в суффиксе существительных) .Последняя строка у него не получалась, он обратился за помощью к Знайке, и вот что тот дописал:

    Ура, уже каникулы !

    Выполнил ли Знайка условие задания? Неужели Знайка ошибся? Кто докажет его правоту? Я знаю, это может сделать ( Выступление ученика с сообщением )

    «Каникулой» называлась у древних римлян самая яркая звезда в одном из созвездий, которая появлялась в конце июля и знаменовала собой наступление самого жаркого времени года. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Звезда Каникула находится в созвездии Большого Пса , а слово каникулы в буквальном переводе с латинского языка означает «собачонка».

    Действительно «Каникулы» имеют отношение к теме нашего урока?

    2. Запись темы, постановка целей урока

    Так над какой орфограммой мы продолжим работу? (о-е после шипящих в суффиксе существительных) Подпись листов.

    А вы любите каникулы? Уже знаете, как вы их проведете ? Нам тоже хотелось бы это узнать. Предлагаю вам в парах составить диалог, где вы выскажете свое отношение к каникулам, какие какие эмоции у вас связаны с этим понятием, какие у вас планы на каникулы У вас 3 минуты на работу.(Составление диалога в парах)

    4. Работа с текстом

    Окрыленный своим успехом, Незнайка решил помочь Ромашечке написать ее домашнее сочинение о том, как она провела каникулы. Вот что у него получилось.

    1). Выразительное чтение учащимся.

    2). Проанализируйте текст. О чем этот текст, какова его тема? (Природа зимой) Подчеркните ключевое предложение , в котором содержится основная мысль текста ( Как волшебно изменилась природа зимой!)

    3). Озаглавьте данный текст. Природа зимой)

    4).К какому типу речи относится текст?(Повествование с элементами описания)

    Задание 1 Сочинение Ромашечки.

    В первый день зимних каникул выпал пушистый снег ( снежок ).

    Я решила посмотреть, как преобразилась зимняя природа.

    Потемневший за осень луг ( лужок ) покрыт пушистым белым покрывалом .

    Скрылся под снегом речной берег _(бережок)_

    Как волшебно изменилась природа зимой!

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Снежная»

    Но почему это сочинение не понравилось Ромашечке и Звездочке? ( Не соответствует нежной девчачьей натуре) Давайте исправим сочинение. Что мы должны сделать?

    5) (Заменяют существительные,вписывая в скобки) Проверка.Какой суффикс мы использовали? Какое правило применяли?

    6) Кого в этом снежном лесу не хватает? Кто бы его оживил? Запишите ответ загадки в лист задание №2

    Телят, ягнят ищет.

    По лесочку прыг, прыг,

    По снежочку тык, тык.

    Под дубочком, под листочком

    Свился, скрючился клубочком.

    Не мышь, не птица,

    В лесу резвится,

    На деревьях живет

    И орешки грызет.

    Но чтоб Ромашечке наши лесные жители понравились, их надо уменьшить.Как? (Превратить в детенышей ). Какой суффикс будем использовать? (ОНОК)

    а) волк-волчонок б) заяц-зайчонок в)еж- ежонок в)белка-бельчонок

    5. Игра «Собери в поход Незнайку»

    Незнайка во время каникул решил сходить в поход. Он составил список вещей .И конечно в записи слов допустил ошибки. Давайте исправим их.

    1 вариант-подчеркивает слова со значением « еда»,и исправляет,там,где необходимо,неверное написание.

    2 вариант-подчеркивает слова со значением « одежда ,предметы »,и исправляет,там,где необходимо,неверное написание.

    Рубашочка, орешек, носочек, ватрушочка, кружечка, хлебушок, мешочек ,горошек, подушочка, лепешечка.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветер дует нам в лицо»

    Давайте узнаем, когда Незнайка отправится в поход. Вставьте прорущенные буквы,затем запишите вставленные гласные в таблицу под своим номером.

    6. Программированный диктант «Проверяю себя»

    0. Детский чулоч…к 1. Потайной ящич…к 2. Душистый горош…к 3. Белый воротнич…к 4. Золотой петуш…к 5 Миленький друж…к 6 Чистый роднич…к 7 Снежный комоч…к 8. Ловкий пастуш…к 9. Маленький верблюж…нок 10. Беленький зайч…нок


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/642044

    http://multiurok.ru/files/urok-ighra-glasnyie-o-ie-poslie-shipiashchikh-v-su.html