Значение суффикса школа 21 века

Урок русского языка «Значение суффиксов». 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
rya_otkr_urok_znachenie_suffiksov.docx17.26 КБ
otsenochnyy_list.docx12.03 КБ
samostoyatelnaya_rabota.docx11.22 КБ
prezentaciya2.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Значение суффиксов»

Цели: познакомить с некоторыми значениями суффиксов, их написанием, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

— Посмотрим на слайд. Какую букву будем сегодня писать?

Вспомним, как пишется эта буква. Внимание на слайд.

— Проверим положение тетради, свою посадку, красиво и аккуратно пишем до конца строки.

3. Актуализация знаний.

1) — Наш сегодняшний урок будет посвящен одной из частей слова. Давайте вспомним, какие вы знаете части слова. (Слайд)

— Какую работу выполняют эти части слова?

2) — Посмотрим на картинку.(Слайд) Кто это? (кот). Он пришёл к вам в гости.

— Если мы посмотрим на него через увеличительное стекло, то он уже не кот, а …

— Какая часть слова помогла образовать новое слово?

— А теперь посмотрим в другое стекло, уменьшительное, и теперь он …

— Какая часть слова помогла образовать это слово?

3) – Вспомним, что такое суффикс. (Слайд). Выберите из каждой пары утверждений правильное. Прочитайте, что у нас получилось.

4. Объявление темы, целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу с суффиксом и узнаем о том, какие значения могут быть у суффиксов. (Слайд)

5. Наблюдение над уменьшительно-ласкательным значением суффиксов.

1) Словарная работа.

— Сейчас мы напишем словарный диктант с использованием картинок.

Берёза, город, карандаш, корова, тетрадь, пенал.

Самопроверка по слайду. Оценивание: без ошибок 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – 2.

— После проверки я тоже оценю вашу работу. Буду учитывать не только правильность написания, но и качество проверки.

2) Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

— А теперь от словарных слов образуем родственные слова:

Маленькая берёза (березка). А когда мы хотим ласково назвать, можно сказать «березка»? А как еще можно ласково назвать березу? (березонька)

Маленький город (городок). А ласково?

Маленький карандаш (карандашик). А ласково?

Как ласково назвать корову? (коровушка)

Маленькая тетрадь (тетрадочка). А ласково?

Маленький пенал (пенальчик) А если ласково?

— Какая часть помогла нам образовать эти слова? (суффикс). Какие суффиксы мы использовали? (дети называют). Какое значение придали эти суффиксы словам?

3) Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, — ечк-, -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

6. Упражнения в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1) Игра «Волшебник»

— Сейчас вы все будете волшебниками. Какой волшебный предмет помогает волшебнику делать чудеса? (Волшебная палочка)

— На экране вы видите суффиксы. Сейчас при помощи этих суффиксов и волшебной палочки вы будете превращать все предметы в маленькие.

Я диктую слово, а вы превращаете его (волшебные слова) и записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.

Шар, дым, трава, вагон.

2) Образование ласковых форм имен

— Многие предметы можно назвать ласково. А кого еще мы называем ласково? (детей)

— Откройте учебник с. 112. Запишите в тетрадь: Упражнение 3.

— Прочитайте про себя задание и расскажите, что вы будете делать.

— Слова будем писать парами, через запятую. Какое правило надо вспомнить при написании имен? (Имена пишутся с большой буквы). Записать 6 имен.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

7. Наблюдение и образование слов с суффиксами –их-, -иц-, -онок-, -ёнок-

— Как вы думаете, могут ли суффиксы иметь другое значение?

-Прочитайте цепочку слов. Измените следующие слова по такому же принципу.

Медведь – медведица – медвежонок

Обращаем при записи внимание на написание слов «волчонок», «ежонок» (слова заранее записаны на доске. Ставим цель на последующие уроки.

— Какие суффиксы мы использовали при образовании этих слов. Какое значение придают словам суффиксы –иц-, -их-? -онок-, -ёнок-?

8. Повторение. Кластер.

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

— Отметьте на листочках, как вы усвоили тему. Оценивать будем по четырем критериям (Слайд) цветом

Красный – согласен с утверждением

Желтый – согласен не совсем

Зеленый – не согласен

Предварительный просмотр:

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Понимаю, что такое суффикс

Знаю, как обозначается суффикс в слове

Умею образовывать новые слова с помощью суффикса

Знаю три значения, которые может иметь суффикс

Умею находить суффикс в слове

Предварительный просмотр:

Фамилия ______________________________ Вариант 1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Фамилия ______________________________ Вариант 2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Фамилия ______________________________ Вариант 1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Фамилия ______________________________ Вариант 2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Фамилия ______________________________ Вариант 1

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова.

Фамилия ______________________________ Вариант 2

От каждого слова образуй родственное с помощью суффикса — ёнок-,

-ик-, -очк-, -еньк-. Запиши получившиеся слова. Выдели суффикс.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка раздел «Как устроен наш язык» 2 класс

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для образования новых слов для изменения формы слова

Части слова корень

Части слова корень окончание

Части слова корень суффикс окончание

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для изменения формы слова

кот котик котище

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. Суффикс не имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Словарь: б е рёза, гор о д, к а р а ндаш, к о рова, т е традь, п е нал.

берёза город карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а город карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь — тетрад очк а пенал

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь — тетрад очк а пенал — пеналь чик

берёза — берёз к а — берёз оньк а город — город ок карандаш — карандаш ик корова — коров ушк а тетрадь — тетрад очк а пенал — пеналь чик

-к-, — оньк -, — еньк -, — ок -, — ик -, — ушк -, — очк -, — ечк -, -чик-

Игра «Волшебник» — ик — — ок — -к- -чик-

Физкультминутка для глаз

Медведь – медведица – медвежонок

Медведь – медведица – медвежонок Волк – Лось – Ёж –

Медведь – медведица – медвежонок Волк – волчица – волчонок Лось – лосиха – лосёнок Ёж – ежиха – ежонок

Что такое суффикс? Какое место в слове занимает суффикс? Как обозначается суффикс? Для чего служит суффикс? Имеет ли значение суффикс? Какие бывают суффиксы по значению?

Понимаю, что такое суффикс. Знаю, как обозначается суффикс в слове. Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов. Знаю три значения, которые может иметь суффикс. Умею находить суффикс в слове. К согласен Ж сомневаюсь З не согласен

Заяц и ёж. Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» — «Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так твоя хорошенькая шкурка?» Зайчик вместо ответа только вздохнул. (К.Ушинский)

Басня. Небольшое аллегорическое произведение, чаще стихотворное, с нравоучительным содержанием. Герои басен – аллегории жадности, глупости, тупости, хвастовства, зазнайства и других отрицательных человеческих качеств. Басня часто заканчивается моралью – выводом автора, в котором разъясняется основная поучительная или нравоучительная мысль басни.

Алгоритм нахождения суффикса в слове. Ветерок -? Найти в слове окончание (изменить слово) Ветерок , ветерки, ветерка. В слове ветерок нулевое окончание. 2) Найти в слове корень (подобрать родственные слова) Ветерок, ветер, ветреный, ветрище. В слове ветерок корень ветер. 3) Найти суффикс (часть слова, которая находится между корнем и окончанием). В слове ветерок суффикс – ок — стоит между корнем ветер и нулевым окончанием.

Серёжа написал: « Лидачка » и обозначил суффикс – чк -, так как слово образовано от слова Лида; « Алёшинька », потому что сочетания жи — ши надо писать через и . Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

— евн — Сергеевна — евич — Сергеевич — овн — Петровна — ович — Петрович — еничн — Ильинична — ич — Ильич Образуют отчества

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы: Андрей – Роман – Кузьма – Андреевич, Андреевна. Романович, Романовна. Кузьмич, Кузьминична.

домик дом домище

Найдите суффикс в словах: голосок, столик, стебелёк, стульчик, тигрёнок.

Части слова корень суффикс окончание общая часть родственных слов для образования новых слов для изменения формы слова

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс имеет значение. Суффикс не имеет значение. 1) 2) 3) 4)

Что такое суффикс? Какое место в слове занимает суффикс? Как обозначается суффикс? Для чего служит суффикс? Имеет ли значение суффикс? Какие бывают суффиксы по значению?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль.

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса».

Разработка урока по теме «Правописание суффиксов -ек-, -ик-» для 3 класса.

Данная презентация урока по русскому языку содержит подборку упражнений,которыеспособствуют формированию у обучающихся представления о правописании суффиксов –ик-, -ек-; позво.

Конспект урока русского языка 2 классТема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок-» Образовательная система “Начальная школа XXI века”.

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-.

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс — значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса.

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе «Начальная школа 21 века» по теме: «Значения суффиксов»

Конспект урока по русскому языку Кралиной И.С., 2 б

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Значение суффиксов

1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове

2. Показать способ образования новых слов с помощью суффикса

3. Обогащать словарный запас

4. Воспитывать прилежание, активность.

1. Формирование личностных УУД:

— формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

— развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

— ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

— планировать свои действия в связи с поставленной задачей

— сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

— сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных

— строить рассуждения и сообщения в устной форме

— осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

— прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

— использовать речь для регуляции своего действия

— учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

— суффикс — это значимая часть слова;

— при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова имеют значение неполноты признака;

— звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

— культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебник, карточки, мультимедийный проектор, презентация

Организация класса на работу.

Наш урок я хочу начать словами великого русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева : «Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта»

Как вы понимаете эти слова?

— Сегодня мы продолжим собирать крупинки нашего опыта.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

1). Продемонстрировать учащимся буквы: КРНЬ. Что можете сказать о данных буквах?

Пропишите буквы на половине строки

— Как вы думаете, что случилось с данными буквами?

(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы.) Подумайте. Какие гласные убежали из слова.

Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь слово «корень» на второй половине строки.

— Что такое корень?

2) Игра с суффиксами.
— Кто это ? Кот
— Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?

Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данного слова?»
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
— А как превратить в маленького кота ? Котик

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (значение суффиксов)

-Запишите слова, выделите корень и суффикс.

— Чем мы будем заниматься на уроке?

— Спланируем нашу деятельность.

1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов

2. Определим значения суффиксов

3. Вспомним что такое суффикс

3. Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

— У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.

(задание на индивидуальных карточках)

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4) Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе?

4. Словарная работа

Отгадайте загадки, запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.

1. Через поле и лесок Подается голосок

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

2. С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

4.Стоит Алена Платок зеленый,

Белый сарафан. (Берёза)

— Преобразуйте слова, чтобы их значение увеличилось в размере.

— с помощью какого суффикса образовались новые слова.

Появился суффикс –ищ-

Значение суффикса — изменяет размер. Попробуйте уменьшить предметы.

— С помощью каких суффиксов вы это сделали? Чик, К, ик

-Какой вывод можно сделать?

Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.

5. Работа по теме урока.

1). Посмотрите внимательно на доску. Дан кроссворд.

— Измените слово СНЕГ или подберите к нему родственные слова так, чтобы эти слова состояли из 5,6,7 и 8 букв. ( снега, снежок, снежный, снеговик)

-Какое слово здесь лишнее?( снега)

— Почему? ( форма слова)

— С помощью чего были образованы остальные слова? ( с помощью суффиксов)

-Как правильно определить суффикс в слове?

2) Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня.

А сейчас давайте с вами посмотрим, как же трактуется понятие «басня» в словаре Ожегова

Басня — краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)

Выпишите эти слова в столбик.

Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

— С помощью чего образовались новые слова?

Какое значение приобретают слова с суффиксом – еньк?

— Как вы определили суффикс?

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.

1. Найти окончание (изменить слово).

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

— А теперь прочитаем в учебнике. Как найти суффикс в слове на стр. 111

6). Закрепление изученного материала. Работа по вариантам

— Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах. Попробуйте определить суффикс в словах под звездочкой.

1 вариант: домище, волосок, носик, карманчик, Мишенька.

2 вариант: Голосок, волчище, садик, диванчик, Наташенька.

— У кого не было ошибок? 1 ошибка? 2-3 ошибки? Кто правильно определил в словах со звездочкой? Отметка

— Вернемся к плану урока.

1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов. Узнали? Какие?

2. Определим значения суффиксов

3. Вспомним что такое суффикс

сегодня я узнал…

у меня получилось …

9. Домашнее задание

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Кралина Ирина СимоновнаНаписать 4466 23.11.2016

Номер материала: ДБ-383175

    23.11.2016 2212
    23.11.2016 1174
    23.11.2016 1883
    23.11.2016 484
    23.11.2016 777
    23.11.2016 1777
    23.11.2016 241

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Открытый урок русского языка по теме «Значения суффиксов». 2-й класс

Класс: 2

Автор учебника “Русский язык” УМК “Начальная школа ХХI века” С.В.Иванов

Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

1. Формирование личностных УУД:

— формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

— развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

— ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

— планировать свои действия в связи с поставленной задачей

— сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

— сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных

— строить рассуждения и сообщения в устной форме

— осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

— прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

— использовать речь для регуляции своего действия

— учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

— суффикс — это значимая часть слова;

— при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова имеют значение неполноты признака;

— звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

— культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; Толковый словарь С.И. Ожегова, учебные принадлежности обучающегося, инд. оценочный лист ученика, карточки для работы в группе; мультимедийный проектор, ноутбуки (АРМ учителя и 1 ноутбук на парту), интерактивная доска, доступ в Интернет, колонки, система голосования.

Формы работыДеятельность учителядеятельность ученикавремя
I. Мотивационный момент.

1. психологический настрой.

3. Зарядка для глаз.Ход урока.

— На фоне лирической музыки. СЛАЙД 1

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Егору.

А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Вы готовы к совместной работе? СЛАЙД 2

Подарите своё настроение в виде цветовой полоски цвета радуги.

-Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.) СЛАЙД 3

За правильный и полный ответ на уроке вы получите снежинку.

Участвуют в диалоге, осмысливают задания и отвечают на вопросы. Учатся выслушивать чужое мнение, корректировать его, если надо. Имеют своё мнение и сами оценивают своё умение учиться.

2 минII.Актуализация знаний.

1.алгоритм работыДавайте, ребята, посмотрим на самую большую снежинку и на её лучиках прочитаем, какая нам предстоит работа.

(Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.)На её лучиках написаны слова: *доказывать,

*думать.1 минIII. Учебно-познавательная деятельность.

1. Минутка чистописания.-Откройте, ребята, тетради, у Вас записана дата:

-Вспоминаем правила посадки при письме.

Я загадала буквы:

— В какие буквы они могут превратиться? (учитель записывает на доске т, о, к)

— Что у них общего? Пропишите целую строчку.

-Какое слово можно составить из этих букв?Ручку правильно возьму:

на третий пальчик положу-1-м
и 2-м держу, и тетрадку наклоню.
Спину прямо держу.

— к, п, р, о, ю,,с, т и т.д.

Кот, ток, кто1 мин2.Словарно-орфографическая работа

Работа с системой голосования.НА ДОСКЕ

Найдите и Запишите слова, которые я зашифровала: пальзначто, собаенка, тетиярадь, карасуфндаш, карфитина, доксрога, вороовбей, кот

-Какие это слова? Как их можно проверить?

-Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете написание слов, которые нашли в путанице. Тест Словарные слова.notebook СЛАЙД 4-5

Пальто, собака, тетрадь, карандаш, картина, дорога, воробей

-словарные, написание надо запомнить

Дети решают тест и подводят итоги.3 минПодвижная минутка.

4. Постановка темы и целей урокаПРОВЕРКА “Весёлая переменка” СЛАЙД 6-12

— Сформулируйте тему урока, используя оставшиеся слоги и буквы. СЛАЙД 13

— Важна ли эта тема для нас? Почему?

Какое слово мы не использовали и почему?

Запишем его в тетрадь.Т: “ Значения суффиксов”

Ставят перед собой задачи на урок.

Кот, т.к. оно простое слово. Записывают слово КОТ1 мин5. Лексическая работа— Где можно узнать значение слова? Найдите.

— Узнаем в словаре, что означает слово кот. СЛАЙД 14

— А можно найти в интернете.

(Электронный словарь Ожегова (на К- 38 стр.), при помощи, которых ученик узнаёт и объясняет различные значения слова))В Толковом словаре

Читают по слайду.

1.взаимосвязь с признаками

2. взаимосвязь с действиями

3. лексическое значение слова

4.предложение с данным словом2 мин6. Работа в тетради.— Что записали? (Фронт. опрос учащихся) СЛАЙД 15

— А если посмотрим через большое увеличительное стекло на него, то он уже не кот, а. Образуйте новое слово.

Как превратился кот в котище?

Чем оно отлично? Какое имеет значение?

— Еще раз посмотрим в другое стекло. В кого сейчас превратился. в котика. — Назовите его.

— Скажите, как, при помощи чего образовано слово?

— С каким значением образуют суффиксы новые слова?

— Правильно, а сейчас мы запишем эти слова и выделим суффиксы. РАБОТА в ТЕТРАДИ Кот

Значение слова увеличилось в размере. Появился суффикс –ищ-

Значение суффикса — изменяет размер.

Это слово котик, оно образовано при помощи суффикса -к-

Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.

Записывают и разбирают по составу.

-Со значением отчества людей. Например:

Иван Иванович, суффиксы -ов, -ич.

-Со значением названия детёнышей. Например: лиса – лисичка, суффикс —ичк-5 минСЛАЙД 16 (дом)

— Составим слова с другими известными нам суффиксами.

УСТНО. Расскажите, а какой ваш кот.2 мин7. Физминутка “Весёлые котята”СЛАЙД17 Котик приглашает с ним вместе отдохнуть

физминутка котята8. Повторение и закрепление знаний о суффиксе.— Итак, сегодня урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

— Найдите верные утверждения и подчеркните их.

(задание на индивидуальных карточках)

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4) Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.Вспоминают, высказывают свои мнения2 мин

3 минЗадание на интерактивной доске.— Проверка СЛАЙД 18 выполнения задания по слайду (нажать правильный ответ).7 мин9. Проблемный вопрос— Какой информации о суффиксе не хватает?

— Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове) Работа с учебником

— Обобщите все предложения и расскажите правило, что такое суффикс.Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.10. Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.— Расскажите правило друг другу (Работа в парах).

— Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

— Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.

Наша речь состоит из . (предложений), предложения состоят из . (слов).

— А слова имеют свой строительный материал.

— Вспомните, из каких частей состоят слова.Рассказывают правило друг другу

Подведение промежуточного итога.

Оценка.Задание на интерактивной доске.Заполнение кластера. СЛАЙД 19

Части слова
кореньсуффиксокончание
общая часть родственных словдля образования новых словдля изменения формы слова

-Посмотрите на схему и вспомните, как найти суффикс в слове?

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. СЛАЙД 20

1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово.

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).Обобщают знания.

Ученики отвечают на вопрос учителя, а на слайде появляется алгоритм нахождения суффикса:

Порядок нахождения суффикса:

3. Суффикс.5 мин

1 мин11.Работа в парах, затем у доски.—Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах.

-Зубок, Семёнович, Гаврилович, следующее слово образуйте от своего имени. Проверка на доске.

-Какие значения имеют эти суффиксы.

-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

— Помогать.12.Введение новой информации— А я придумала новые слова, запишите и найдите строительные “ кирпичики”:

1.Чай у меня был не очень сегодня сладкий. сладковатый

2.Вчера я яблоко купила не очень красное. красноватое

3.У мальчиков рубашки не очень синие. синеватые

4.Погода сегодня не очень сырая . сыроватаяВывод.

13. Зарядка для глаз.-Какие новые суффиксы вы нашли?

-Какое они имеют значение?

-На какой вопрос слова отвечают?

-Какие части речи они обозначают?

— ВЫВОД — эти суффиксы имеют значение — неполноты признака.

-Какую задачу выполнили?

СЛАЙД 21Суффикс –оват, суффикс -еват

Значение “ не очень”

Доказывали, наблюдали, думали.IV. Практическая деятельность.

1. Применение сформированных умений и навыков

3.ЗакреплениеВыполним упр. 1 стр.117-118.

Девочки записывают первые три слова,

-А теперь скажите, всегда ли суффикс -оват-, -еват- имеет значение “ неполноты признака”?

-А кто думает иначе?

Попробуйте применить к именам новые суффиксы.

Что получится? Давайте сделаем вывод:Выделяют суффиксы.

Ответы детей могут быть: “Да”,

Это имена прилагательные.5 мин

V. Пропедевтика. Работа на интерактивной доске.

1. Задание для всех.Весёлая переменка. СЛАЙД 22

Игра “Труба” Используй правильно суффиксы.

— Прочитайте образовавшиеся слова и назовите суффиксы.

— Вы знаете, как их писать?

— Мы узнаем это на следующем уроке.

— Догадайтесь, какое значение имеют слова с данными суффиксами?

— Садитесь на свои места.

— Учитель раздает снежинки.

Выходят по очереди и выполняют задания.

*уменьшительно-ласкательное1 мин2. Работа с текстом

3. Взаимопроверка выполнения задания.

4. Вывод.Стр.119 упр.5

— С какими новыми суффиксами вы познакомились?

-Какое они имеют значение?

СЛАЙД 23Слова с суффиксами -оват, -еват, образуют формы имён прилагательных сл значением “не очень”

Сравнение и анализ.2 минVI. Рефлексия.

1. Оценочный лист.

2. Итог урока.— Свою задачу на уроке мы выполнили? СЛАЙД 24

— Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов?

— Что нового вы узнали на уроке? Какая работа была интересной?

— А что вызвало затруднение?

— Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности?

— Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-russkogo-yazika-vo-klasse-nachalnaya-shkola-veka-po-teme-znacheniya-suffiksov-1383426.html

http://urok.1sept.ru/articles/648909