Знакомство с суффиксом конспект урока

Конспект урока Тема: Суффикс как часть слова

Цели урока русского языка

Образовательные:

  1. формирование понятия «суффикс» (формирование знаний о существенных признаках как значимой части слова);
  2. формирование умения находить суффикс в слове;
  3. формирование умения образовывать слова с помощью суффикса;
  4. знакомство с новыми словарными словами «сорока», «синица».

Цели развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма выделения суффикса из слова; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении суффикса из слова; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях – ловушках, при выделении трудностей в обнаружении суффикса и путей их преодоления; рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения работать с суффиксом для расширения словарного запаса, для понимания значения слова; действий нравственно – этической ориентации на этапе обсуждения поступков детей за столом);

развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением суффикса в учебнике, при чтении текста о жизни птиц зимой; логико – символических действий в процессе анализа состава слова, в процессе обобщения существенных признаков суффикса, на этапе работы с морфемными схемами слова);

развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках суффикса, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении суффикса, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока);

развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);

развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом.

Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»1 класс, 2 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Тема: Суффикс как часть слова»

Тема: Суффикс как часть слова

Цели урока русского языка

формирование понятия «суффикс» (формирование знаний о существенных признаках как значимой части слова);

формирование умения находить суффикс в слове;

формирование умения образовывать слова с помощью суффикса;

знакомство с новыми словарными словами «сорока», «синица».

Цели развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма выделения суффикса из слова; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении суффикса из слова; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях – ловушках, при выделении трудностей в обнаружении суффикса и путей их преодоления; рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения работать с суффиксом для расширения словарного запаса, для понимания значения слова; действий нравственно – этической ориентации на этапе обсуждения поступков детей за столом);

развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением суффикса в учебнике, при чтении текста о жизни птиц зимой; логико – символических действий в процессе анализа состава слова, в процессе обобщения существенных признаков суффикса, на этапе работы с морфемными схемами слова);

развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках суффикса, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении суффикса, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока);

развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);

развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом.

Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»1 класс, 2 ч.)

Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Молодцы! Тогда начнем наш урок.

У: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап?

Д: Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других.

У: Отгадайте, какую букву мы будем тренироваться писать.

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(Выписываю на доску слово «школа»)

У: Верно. А писать будем мы заглавную и строчную буквы «Ш,ш»

(учитель демонстрирует карточку со строчной и заглавной буквой «ш»). Я проверяла ваши работы и заметила ваши ошибки. Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?

Д: у первой буквы «ш» не совсем параллельные вертикальные линии. У второй буквы «ш» маленькое расстояние между элементами, потому что стали писать второй и третий элементы очень рано.

У: Верно, старайтесь не допускать такие ошибки (учитель стирает их с доски). Посмотрите, как правильно писать буквы «Ш, ш» (пишет букву).

Дети прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа

У: Мы закончили чистописание и переходим к словарно – орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова?

Дети: Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить.

У: Словарные слова записаны на доске, только слоги в словах перепутались. Верните их на место.

сини ка соро ца

Д: сорока, синица

У: Молодцы. (Учитель представляет карточки). Что означает слово сорока?

Д: это такая птица с белыми перьями в крыльях.

У: Что означает слово синица?

Д: это певчая птичка с пестрым оперением.

У: найдите ошибкоопасные места в этих словах?

Ученики ставят ударение, обнаруживают безударные гласные буквы, которые нельзя проверить.

У: Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, проверьте себя.

У: Составьте предложение со словом синица.

У: Как можно сделать предложение более красивым?

Ученики высказывают точку зрения.

У: Если добавить слова, описывающие слово синица, какое предложение получится?

Д: Лучше синица в руках, чем журавль в небе

У: Запишем предложение под диктовку.

У: Прочитайте предложение, проверьте себя.

У: Разберите слово синица по составу.

III. Постановка учебной проблемы

У: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к изучению нового материала.

Актуализация имеющихся знаний:

У: Что такое окончание?

Зачем оно нужно?

Д: окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

У: Что такое корень?

Д: Корень – это общая часть родственных слов. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

У: В каком порядке они располагаются в слове?

Д: Сначала стоит корень, потом – окончание.

Предъявление проблемной ситуации

У: Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе?

Пишу на доске слова «школа» и «школьник».

Дети записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»

Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.

У: — Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

Д: Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

У: -Назовите 2 различия между этими словами

Д: Различия в составе и оттенке значения.

У: — выделим известные нам части слов в обоих словах?

Д: — Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – школьник —  (нулевое).

У: — какие возникли затруднения?

Д: в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

У: — Почему вы её никак не обозначили?

Д: — Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Формулировка учебной задачи

У: — Что же нам надо узнать на уроке?

Д: как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения

IV. Решение учебной проблемы. Открытие новых знаний.

У: Молодцы, вы определили задачу собственной деятельности на уроке. Тема нашего урока: «Суффикс как часть слова» и сегодня на уроке мы узнаем тайны суффикса.

У: Прочитайте группу слов

У: Чем они похожи?

Д: Эти слова обозначают животных (могут назвать другие общие признаки: в этих словах 4 буквы; во всех словах есть буква «эс»).

У: Найдите в них корень и окончание.

Д: с учителем выясняют, что все слова состоят из корня и окончания.

У: Образуйте однокоренные слова, называющие детёнышей этих животных.

У: Найдите в этих словах корень и окончание.

Д: с учителем выясняют, что все слова имеют корень, окончание и неизвестную часть -ёнок-, которая стоит между корнем и окончанием.

У: Давайте сравним слова первой и второй группы по значению. Чем они различаются?

Д: Первая группа называет животных, вторая – их детёнышей.

У: Можно ли сказать, что образовались слова с новым значением?

У: Зачем нужна новая часть в слове?

Д: Она нужна для образования новых слов.

У: Что это за часть? Как она называется?

Дети могут дать правильное название части, если раньше с ней встречались в дополнительной литературе.

У: Эта часть слова называется суффикс. Где её нужно поставить?

Д: Между корнем и окончанием

У: Суффикс в переводе с латинского языка значит «прикрепленный». Почему часть слова, стоящую за корнем, называют суффиксом?

Дети объясняют, используя слово «прикрепленный»:

Д: эта часть слова прикрепляется после корня, стоит после корня.

У: Что такое суффикс?

У: Зачем он нужен?

Д: для образования новых слов

У: Где стоит суффикс?

Д: стоит за корнем и перед окончанием

У: проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике про себя.

— Маша, читай правило вслух.

Сравним с правилом в учебнике.

Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, — это суффикс.

Суффикс обозначается так:

У: Что вы можете сказать о выводе, который вы сделали?

Д: он совпадает с правилом в учебнике, значит, мы правильно решили задачу.

У: найдите в правиле, где стоит суффикс в слове

Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием

У: как обозначается суффикс?

Д:

У: Для чего нужен суффикс?

Д: суффикс служит для образования новых слов.

У: прочитайте примеры в правиле и объясните выбор суффикса в слове.

У: приведите свои примеры с суффиксом

У: я считаю, что в слове тетрадка, суффикса нет, так как корен –тетрадк. Права ли я?

Д: нет, так как корень –тетрад, а суффикс –к.

У: молодцы, вы внимательные ученики.

V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

У: встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

VI. Формирование способа действия

У: Теперь мы будем учиться искать суффикс. Определим план наших действий и сформулируем определение суффикса. Вспомните, где стоит суффикс в слове

Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием

У: Для чего нужен суффикс?

Д: суффикс служит для образования новых слов.

У: как обозначается суффикс?

Д:

У: значит суффикс – это…

Д: Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, — это суффикс и обозначается

У: молодцы. Потренируемся выделять суффикс в слове

Самостоятельная работа на карточке по образованию слов с помощью суффиксов:

У: Какое значение имеет суффикс — ёнок — ?

Д: Обозначает детёнышей животных.

У: Давайте посмотрим, как этот и другие суффиксы образуют новые слова. Выполним упражнение на карточке самостоятельно.

Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы.

Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе «Перспектива». На данном уроке были использованы ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока32.31 КБ
Презентация к уроку2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»

Подготовила и провела: Мерзлютина И. А.,

учитель начальных классов, ВКК

Тема урока: Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 3 класс. Программа «Перспектива».

Цели: Актуализировать знания о суффиксе.

  • Научить:
  • определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;
  • образовывать родственные слова с суффиксами _-ок, _-ик;
  • образовывать с помощью суффиксов _-ёр, _-тель родственные слова, обозначающие профессии людей;
  • разбирать слова по составу;
  • распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
  • Познавательные умения:
  • раскрывать значение слова «суффикс» и обосновывать своё мнение;
  • определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение.
  • Регулятивные умения:
  • распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.
  • Коммуникативные умения:
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
  • Предметные умения:
  • образовывать родственные слова с суффиксами _ок, _ик, …
  • образовывать с помощью суффиксов _ёр, _тель родственные слова, обозначающие профессии людей;
  • разбирать слова по составу.

Приветствуем всех, кто время нашёл.

И сегодня на урок к нам пришёл! Хоровое чтение четверостишия. Слайд 1

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Прозвенел и смолк звонок.

Все за парты тихо сели,

Отдохнуть мы все успели.

Будем мы сейчас учиться,

Не годится нам лениться.

  1. Постановка учебной проблемы. Запись числа в тетради, вида работы

Наш урок русского языка сегодня называется «Урок — исследование». И сегодня на уроке мы будем исследователями частей слова. Мы повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.

Итак, наше исследование начинается. И как всегда с минутки чистописания.

Отгадайте слова и букву, которую будем писать на минутке чистописания.

Какой звук вы услышали в начале слов отгадок?

— Какой буквой этот звук обозначается на письме?

Для обозначения какого ещё звука служит буква С?

Давайте красиво напишем буквосочетания с этой буквой. Но сначала определим порядок следования букв в строке.

Что вы заметили в данном задании? Заглавная и строчная «Сс» плюс гласные буквы алфавита по порядку.

Сса Ссе Ссё Сси ………….

Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки.

Какие буквосочетания у вас получились? Ссо Ссу Ссэ Ссю Сся

Запишите слова, услышанные в анимации.

сверчок светлячок слон

Ребята, выделите корень в словах.

Что заметили, когда выделяли корень? Слово слон имеет только корень, а остальные слова ещё и другую часть слова.

Кто знает, как называется эта часть? Суффикс

Что мы будем изучать на уроке? Мы будем изучать суффикс.

Правильно, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Слайд 3

Какие цели поставим перед собой? Слайд 4

Чему мы должны научиться по теме «Суффикс»? Ответы детей:

Узнать, что такое суффикс.

Определить его место (т.е., где стоит?).

Для чего служит (т.е. для чего нужен).

  1. Работа над темой урока
  1. Актуализация знаний. «Верно ли утверждение»? Слайд 5

Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках

  • Корень – это главная часть предложения (-)
  • Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
  • Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
  • Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  • Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит

для образования новых слов.(-)

  • Корень – это общая часть родственных слов (+)

Работа в парах (взаимопроверка).

  1. Словарная работа Слайд 6

Назовите орфограммы, которые есть в слове «суффикс».

(Учитель пишет слово на доске).

Запишите слово «суффикс» в тетрадь. Вспомните, какие виды работ можно выполнить со словом? Выполните то, что считаете для себя наиболее важным.

Какую работу выполнили? Для чего вы это делали? Ответы детей.

Вы очень много знаете. А сможете ли решить грамматическую задачу.

Распределите суффиксы на группы: -ёр, -ист, -чик, -щик, -тель, -чик, еньк

Почему не смогли распределить суффиксы? Ответы детей.

Что должны сделать в конце урока? Ответы детей.

Может быть, кто – из вас скажет, что такое суффикс? (Часть слова.)

Вы правы. Посмотрите на экран.

Что можете сказать?

Пока мы с вами работали, зимний ветер навеял нам такие слова (на доске слова) Слайд 7

Ребята, прочитайте и исследуйте слова. Что вы можете о них сказать? Ответы детей

Выделите из этих слов группу слов, объединенных по какому-либо признаку, выделите в этих словах корень, окончание, основу. Разбор слов по составу.

Какую часть слова не обозначили? Суффикс

Доказали ли мы, что суффикс является частью слова? Как можно уточнить наше правило?

Какие еще однокоренные слова с суффиксами можно подобрать? Зимовье, зимовать.

Для чего же служит суффикс? Мы с помощью него образовали новые слова, значит, для образования новых слов он и служит.

Давайте попробуем сформулировать правило. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием и служит для образования новых слов.

  1. Чтение правила по учебнику

Давайте теперь познакомимся с тем, что нам рассказали про суффикс авторы нашего учебника. Откройте книги на с. 109. Найдите правило. Давайте прочтём его хором. (Читают хором.)

Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Что можете сказать? Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием.

Если в слове есть суффикс, покажите это руками. Если суффикса нет, то присядьте:
Водитель, повар, сварщик, строитель, трус, ум, учитель, сказочник.

  1. Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.

И наше исследование продолжается и наша дальнейшая задача – узнать, какую работу может выполнять суффикс. А для этого мы выполним упр. 191. Слайд 8

Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? Текст описание, т. к. можно задать вопрос «какие?»

О ком идёт речь в тексте? О мышках.

Найдите слова, с помощью которых автор выразил своё отношение к ним. Выборочное чтение.

Что можете сказать об этих словах? Как они звучат? Ласково, с любовью.

Какой суффикс помог автору передать это отношение? –тель-.

А зачем нам говорить слова ласково?

Запишите слова по образцу и выделите суффикс. Какой суффикс выделили? Индивидуальная работа с комментированием

Какое значение придаёт суффикс словам? Слова звучат ласково.

Игра «Побудь волшебником» Слайд 9

Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:

Мяч, ключ, гриб, ветер, куст.

Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Проверка по слайду

С помощью каких суффиксов образовали новые слова? –ик, -ок

Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение нового слова? Превращают слова в маленькие предметы.

С какими новыми суффиксами мы познакомились, выполняя эти два задания? –еньк. – ик, -ок.

Какое значение имеют эти суффиксы?

Как же называются суффиксы, которые заставляют звучать слова ласково и обозначают маленькие предметы? Уменьшительно – ласкательные. Слайд 10

Суффикс – большой трудяга. Но трудится он не один. Ему помогают.

Догадайтесь сами, кто помогает суффиксам трудиться. Составьте предложения. Слайд 11

Поезд водит (машинист).

Самолётом управляет (лётчик).

Бетон готовит (бетонщик).

Можете записать свой пример. Выделите суффиксы.

Какие суффиксы выделили? Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы? На название профессии.

Только ли эти суффиксы помогают назвать профессии, вы узнаете, выполнив упражнения. Самостоятельная работа: Слайд 12

упр. 193 упр.194. – выбор учащихся.

Прочитайте слова. Что общего во всех словах? Обозначают профессии людей.

Какой вывод вы можете сделать после выполнения упражнения? Суффиксы –ёр,

–тель — обозначают профессии людей.

Значение, каких слов узнали из упражнений?

  1. Итог урока Слайд 13 по гиперссылке переход на Слайд 14

Наше исследование подходит к завершению. Давайте обобщим результаты исследования.

Над какой темой мы сегодня работали?

Какие цели вы поставили перед собой?

Удалось ли их выполнить?

Что же такое суффикс?

Для чего служит суффикс?

С какими новыми суффиксами мы познакомились? -еньк, -ик, -ок, ёр, —тель, -чик. Дети поднимают руки.

Какие смысловые оттенки они вносят? Проводится игра «Рассели жильцов». По гиперссылке переходят на интерактивную доску.

Поселите суффиксы в нужный домик. Распределяют суффиксы по группам.

Скажите, ребята, а так ли уж нужны эти суффиксы в речи? Они украшают нашу речь, делают её богаче.

Как вы думаете, ребята, это все суффиксы, которые есть в русском языке? Со всеми суффиксами мы познакомились на уроке?

Конечно, нет. Русский язык богат суффиксами. А какие ещё есть суффиксы и что они обозначают, вы можете самостоятельно узнать в энциклопедии школьника. Может, кто-то из вас захочет рассказать о них своим одноклассникам на следующем уроке.

  1. Домашнее задание Слайд 15

А для всех для вас домашнее задание: запомнить правила на стр. 109, выполнить упр. 195.

Урок по русскому языку «Суффикс» знакомство с понятием

Выполнила: студентка ПИ ИГУ Насырова Винера Канифовна

Конспект урока по русскому языку 2 класс.

Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.

Тип урока: изучение нового материала.

познакомить учащихся с понятием «суффикс»;

научить находить в словах суффикс, сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами;

развивать способности правильно формулировать свои мысли в

процессе обобщения изученного материала;

вырабатывать умения работать с обратным словарём;

воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих

формировать умение правильно писать слова с ранее изученными орфограммами.

Предметные результаты : находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова. Определять значение суффикса. Умение пользоваться словарями.

позновательные : проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

регулятивные : уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осознание качества и уровня усвоения материала.

коммуникативные : сотрудничество с учителем; уметь слушать и понимать речь других; умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; самоопределение; ценностные отношения к самостоятельному нахождению способа решения проблемной ситуации.

Оборудование: учебник, обратный словарь, карточки со словами, мультимедиа, презентация.

ОДЗ: организовать детей на рабочий лад.

Уз/У: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством комфортной обстановки.

У: Здравствуйте, ребята. Придумано кем-то мудро и просто при встрече здороваться «Доброе утро!». Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. И доброе утро длится до вечера. Улыбнулись соседу по парте.Присаживайтесь.

II. Актуализация опорных знаний.

ВР: Словарно-орфографическая работа (на доске карточки со словами)

в.р.бей, в.рона, лес.к, с.рока.

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Задание выполняется устно по цепочке.

У: Посмотрите, какие буквы мы вставили. Элементам нашего чистописания сегодня будет…

У: Хорошо. Перед чистописанием напомним правила посадки.

тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму (показывает),

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Пишем красиво, старательно, аккуратно; прописываем элементы до конца строки. __________

На доске элемент чистописания : оооооо _____

У: посмотрите на карточки, какое слово здесь лишнее? Почему?

Д: слово лесок лишнее, потому что все остальные птицы.

У: Наступила зима. Тем птицам, которые не улетели в тёплые края, необходимо помочь. Как мы это можем сделать?

Д: Птиц необходимо подкармливать, так как для них страшнее голод. И поэтому необходимо делать кормушку для птиц.

У: Запишите название птиц в тетрадь

Определение темы и задач урока.

У: Ребята, вы решили, что слово лесок «лишнее». Что вы можете сказать про это слово?

Д: Это слово предмет, неодушевлённое. Отвечает на вопрос что?

У: Давайте это слово разберём по составу. А чтобы разобрать слово по составу, нужно подобрать родственное слово. От какого слова образовалось слово лесок?

Д: лесок ← лес. Лес начальная форма слова

У: Что общего у этих слов?

Д: У них общий корень лес, значит они являются однокоренными словами.

У: Как образовалось слово лесок?

Д: П ри помощи букв ок

( по аналогии разбираем слово грибок)

У: Так что такое – ОК?

Д: Это часть слова

У: Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Д1: Сегодня на уроке мы должны узнать, что это за часть слова и для чего она нужна словам?

Д2: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова.

У: Хорошо, молодцы! Для того чтобы увидеть, как мы поработали на уроке, заполним оценочную таблицу которая у каждого лежит на партах. ( Анализируем табл. вместе с детьми) В конце урока я скажу вам, когда необходимо будет внести в неё свои результаты. С помощью неё мы сможем оценить работу каждого и выставить отметку.

За что можно получить баллы?

Сколько баллов можно получить?

1. Знание определения « суффикс».

2. Умение выделять суффикс в словах.

2 б. – правильно выделен суффикс.

1 б. — не правильно выделен суффикс.

0 б. – суффикс не выделен.

3. Умение образовывать слова с помощью суффикса.

2 б. – слова образованы правильно выделен суффикс

1 б. – 1-2 ошибки при образовании слов и выделен суффикс

0 б. – 1-2 ошибки при образовании слов и не выделен суффикс.

4. Работа по плану

За каждый выполненный пункт плана- 1б.

Max количество баллов

У: Сегодня, для достижения нашей цели мы будем работать по плану, который представлен на доске и также лежит у вас на партах.

Итак, давайте же посмотрим, как и что мы должны сделать на уроке.

( Анализируют план работы)

1. Отыскать новое понятие.

2. Дать определение этому понятию.

3. Узнать графическое обозначение этого понятия

4. Узнать функцию этого понятия ( для чего оно нам необходимо)

5. Научиться применять на письме данное понятие.

IV Работа по теме урок

ВР: Работа с Обратным словарём, упражнение 20, с 22 (учебник)

У: Найдите в Обратном словаре на –К слова с основой на ёк (с 143 У 2)

У: Скажите, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно.

У: Миша начал это делать так:

У: Продолжи Мишину запись.

У: Слова в парах – родственные?

Д: Да, данные слова родственные , так как имеют общую часть, которая хранит основную мысль.

У: Выделите в каждой паре общую часть (корень). Как выделена в словаре частичка – ёк?

Д: Частичка ёк выделена голубым цветом.

У: Где находится эта частичка в словаре?

Д: Эта частичка находится после корня

У: Для чего она служит?

Д: С её помощью образуются другие слова, Частица -ёк- служит для образования новых слов.

У: И эта частица называется суффикс . И графически суффикс принято обозначать вот таким знаком ^

ВР: работа с планом урока.

— Итак, возвращаемся к плану работы. Смотрим, какие пункты плана мы выполнили?

Д1: Отыскали новое понятие-это суффикс.

Д2: Узнали как графически обозначается суффикс- это ^ .

Д3: Узнали, для чего нужен суффикс — для образования новых слов.

У: Так, молодцы! все ли пункты плана мы уже выполнили?

Д4: Нет. 2 пункт — мы еще не познакомились с определение, что же такое суффикс.

Д5: И еще мы не научились применять суффикс на письме.

У: Ну в таком случае переходим к выполнению этих пунктов плана.

У: Вернёмся к слову лесок . От какого слова образовалось это слово . Покажите это письменно. Разберите это слово по составу.

У: что обозначает частица –ок- . Где стоит эта частица?

Д: суффикс. Суффикс всегда стоит после корня.

У: Для чего нужен суффикс?

Д: Суффикс помогает образовывать новые слова. Придает словам уменьшительно-ласкательное значение.

У: Итак, давайте попробуем самостоятельно дать определение понятию суффикс.

Д: (дети дают определения)

Подсказка Летучей Мыши. (с 23 учебник 3 ч)

У: А для того чтоб убедиться правильно мы с вами сделали вывод, прочитаем подсказку Летучей Мыши с 23 учебник Ч3

Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется СУФФИКСОМ, если эта часть стоит после корня.

Суффикс обозначается так: ^.

Например: столик □, пенёк□

У: Смотрим, какой пункт плана выполнили ?

Д: 2 пункт. Дали определение понятию суффикс.

VI Закрепление изученного материала.

ВР: Работа в тетрадях СР №2 упр. 22 с 17

(на доске слова: день, пень, уголь, огонь, зверь, окунь)

У: Открой Обратный словарь на – К, на -ёк. Найди и впиши подходящее по смыслу слова- названия предметов. Рядом в скобках напиши слова, образованные с помощь суффикса –ёк-. В выписанных тобой словах выдели корень и суффикс, покажите словообразование .

Смотрим первое предложение: Солнечный день (денёк) и т.д.

У : посмотрите одсказку Летучей Мыши с 24 учебник

Не забывай правильно ставить знаки:

и →. Правильно будет так:

день →денёк. Или так: денёк ← день!

У: смотрим, какой пункт плана выполнили?

VII. Итог урока. Оценка работы и рефлексия.

У: Давайте же скорей подведем итоги урока. Какую цель мы поставили в начале урока?

Д: Узнать новую часть слова, и для чего она нужна.

У: Узнали новую часть слова?

Д: Да, это суффикс.

У: Что такое суффикс?

У: для чего нужен суффикс?

Д: суффикс нужен для образования новых слов

У: — Приведите примеры.

У: Как мы можем узнать, достиг ли каждый из вас поставленной цели урока? Как мы можем об этом узнать?

Д: По результатам оценочной таблицы.

У: Хорошо, заполняем таблицу. Если есть вопросы, задавайте.

( Дети заполняют таблицу; Учитель раздает индивидуальные листы рефлексии урока)

У: Кто набрал 11-10 баллов? поднимите руку. Это работа на « отлично»

У кого 9-7 баллов – отметка «хорошо».

— Свои баллы записали на полях в тетрадочки. Передали оценочные листы по рядам на первые парты. Сейчас мы подведем итоги по урока в целом. Перед вами у каждого лежат индивидуальные карточки, которые характеризуют вашу работу на уроке.

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

3. помогал другим

3. не понял мериал

Вам нужно подчеркнуть фразу, в каждой из колонок:

1. Для меня сегодня урок был…, выбрать 1 из 3.

2. На уроке я…, выбрать 1 из 3.

3. Итоги урока…, выбрать 1 из 3.

Всё заполняем. А я пока посмотрю ваши оценочные листы и выставлю отметки в журнал.

VII Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Для ребят, которые набрали высокие баллы ( 7 и более) – записать в тетрадь 10 слов-предметов и от них образовать новые слова с помощью суффиксов; разобрать эти слова по составу.

Что значит разобрать по составу?

Д: выделить корень, основу, суффикс, окончание.

У: молодцы! А для тех, кто набрал 5 и менее баллов — упражнение 22, с. 24 ( учебник 3 часть).

-Всем спасибо за урок! Карточки сдаем, идем на перемену.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Насырова Винера КанифовнаНаписать 3206 13.09.2015

Номер материала: ДA-041765

    13.09.2015 783
    13.09.2015 854
    13.09.2015 375
    13.09.2015 2570
    13.09.2015 1554
    13.09.2015 553
    13.09.2015 904

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях

Время чтения: 2 минуты

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/01/23/urok-russkogo-yazyka-po-teme-znakomstvo-s-suffiksom

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-suffiks-znakomstvo-s-ponyatiem-412782.html