Гласные в суффиксах прошедшего времени

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Правописание суффиксов глаголов

О чем эта статья:

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня.

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую— распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узналновость; узналбы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

балую — баловать, беседую — беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: «Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_rus._yazyku_2018.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

21 февраля, Классная работа, записать до урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ. – Я буду читать строки, а вы хором доскажите слово

Вы пришли сюда учиться

Не лениться, а … (трудиться)

Только тот, кто много знает

В жизни что-то … (достигает)

– Мы сегодня с вами продолжим открывать новое.

II. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

– Назовите одним словом. Вести беседу – беседовать

– Запишем с красной строки. Комментирует с места _________ . Ударение.

Оказывать помощь – помогать . Ком. _________ . Ударение.

Давать различные команды – командовать. Ком. _________ . Ударение.

Давать советы – советовать. Ком. _________ . Ударение

Вести наблюдение – наблюдать. Ком _________ . Ударение

Разъезжать по разным странам, городам – путешествовать. Ком _________

– Что общего у этих слов? Чем интересны эти глаголы? (-ть)

– Выделите суффикс неопределённой формы.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Устно.

– Продолжите мою фразу.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам и числам)

3. Глаголы в настоящем времени … Примеры

4. Глаголы в будущем времени… Примеры

5. Глаголы в прошедшем времени… Примеры

6. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы… (что делать? что сделать?) Примеры

8. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы… ( -ть-, -ти-, -чь-)

9. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

– Запишем глаголы под диктовку В СТОЛБИК, поставим ударение.

(Два человека у доски _____________ , ________________ )

Залаял, заметил, слушал, таял, выплыл

– Проверим их написание. А как вы написали? Есть другие мнения? Может, вы сомневались, когда писали.

– Почему возникли ошибки, сомнения? (Не знаем правило)

(Если все у всех верно и нет сомнений)

– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове ТАЯЛ перед –л стоит буква –я -, а я слышу -таел. Объясните.

IV. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

– Что общего в этих словах? Докажи. (Это глаголы прошедшего времени)

– Выделите суффикс — л .

– В какой части слова возникло затруднение? Подчеркните буквы перед суффиксом — л .

– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом — л в глаголах прошедшего времени)

– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)

– Цель нашего урока: — найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило.

– Запишем во 2-ой столбик слова. (залаять, заметить, слушать, таять, выплыть) — Выделим суффикс -ть.

– Проанализируйте слова в строчках и в столбиках. (Посоветуйтесь в парах)

– Есть ли какие предположения. СЛАЙД.

– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?

– Какая гласная вызывала затруднение?

– Попробуйте сформулировать правило в парах.

– Что у вас получилось?

СЛАЙД С ПЕРЕТАСКИВАНИЕМ

Чтение правила с доски. СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

V. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.

– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени ? (Объединитесь в четвёрки для обсуждения, работайте на белых карточках-черновиках)

– Проверим, что получилось

1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.

2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.

3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.

3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.

(Памятку оформить на доске)

– Вспомним правило . СЛАЙД В глаголах прошедшего времени перед -л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .

VII. Mix (физминутка)

– Как вы будете действовать при написании глаголов прошедшего времени. (Кто выше)

– Всегда ли надо проверять суффикс у глагола? Приведите примеры. (Обсудите в паре)

– Выберите правильный вариант написания: (Объясняет тот, кто ниже) (У кого волосы темнее)

а) кушил б) кушол в) кушел

а) клеял б) клеел в) клеил

– А если не знаем, на что оканчивается неопределенная форма? Клеить, клеять, клееть. Как быть? (Надо посмотреть в орфографическом словаре) СЛАЙД

(Садятся на места)

– Словари у вас на столах. При необходимости можете воспользоваться.

По грамотности и почерку судят и о культуре человеческого общения. Будьте грамотны при любом общении: и устном, и письменном.

1) Работа на доске и в тетрадях , запись с комментированием . ПО АЛГОРИТМУ.

– Образуйте глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.

2) Работа на карточках розового цвета в парах по алгоритму

– Что нужно сделать?

– Что вы будете писать в скобках?

Поглад…ла ( _______________ ) рубашку

услыш…ли ( _______________ ) песню

отрез…л ( _______________ ) верёвку

повес…ла ( _______________ ) занавески

расстав…ли ( _______________) стулья

увид…ла ( _______________) кошку

засе…ли ( _______________) поле

Самопроверка по образцу на электронной доске.

– В каких словосочетаниях испытали трудности. Кто пользовался словарём для уточнения начальной формы?

3 ) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам в тетрадях

– Кто готов попробовать свои силы самостоятельно?

Перед вами карточки жёлтого и голубого цвета. На жёлтой карточке лёгкое задание, на голубой – посложнее. Выберите для себя карточку и выполните задание самостоятельно. В ТЕТРАДЯХ.

– Прочитайте задание. Кому непонятно, что делать?

– Работаем в тетрадях самостоятельно.

– Не забываем пользоваться алгоритмом при написании глаголов прошедшего времени.

Карточка. Уровень 1.

Спиши текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

Лошадь (почуять) опас(?)ность. Охотник (увидеть) на дорог… м..дведя. Собака (залаять и наброситься) на зверя. Около дерева охотник (заметить) двух м…дв…жат. Они (пятиться) к лесу.

Карточка. Уровень 2.

Спиши текс. Выдели суффиксы.

Не забывай пользоваться алгоритмом

Лошадь …. опас(?)ность. Охотник … на дорог… м..дведя. Собака …. и …. на зверя. Около дерева охотник … двух м…дв…жат. Они … к лесу.

Слова для справок: увидеть, почуять, наброситься, пятиться, заметить, залаять.

Взаимопроверка по образцу самостоятельно. Взаимооценка.

– Кто ни разу не ошибся? Поставьте себе 5.

– Почему были ошибки? (Нужна тренировка)

– Как можно озаглавить текст?

Запишите ответы глаголами прошедшего времени (резерв):

  1. Рассыпать семена в почву.
  2. Обретать жидкое состояние под действием тела
  3. Возводить здание
  4. Скреплять клеем
  5. Громкие, резкие звуки, которые издает собака
  6. Проливать слезы

Проверка на слух

– Чему мы учились, выполняя это задание?

(Писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени)

– Зачем мы открыли новое правило?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Творческое задание (по желанию).

– Выразить правило в графической форме. (Рисунок, схема, таблица)

– Или выразите новые знания другим способом, например, сочините стихотворение, загадку

– Я прочитаю вам стихотворение, которое сочинил по этой теме мой бывший четвероклассник:

Ты на суффиксы смотри,

Их в глаголах повтори:

Вид е ть (е) и вид е л (е),

Слыш а ть (а) и слыш а л (а),

Та я ть (я) и та я л (я),

Вот такое правило!

XI. РЕФЛЕКСИЯ. Смайлики.

– Оцените свою работу на уроке. Кто хочет прокомментировать.

Я понял и научился писать безударный суффикс.

Я не понял новый материал, ошибался, мне надо потренироваться.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-suffiksov-glagolov

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/09/30/pravopisanie-bezudarnoy-glasnoy-v-suffiksah-glagolov-0