Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-
Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. В некоторых словах русского языка происходит чередование гласных, как в корнях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р-.
Чтобы не ошибиться в написании таких слов, применим правило орфографии.
Примеры:
- изл а г а ть — изл о жение;
- сл а г а ть — сл о жение;
- предл а г а ть — предл о жение.
Примеры слов с корнем лаг-
- полагать
- полагаться на него
- слагать песню
- налагать штраф
- отлагать дело
- приступить без отлагательства
- безотлагательное дело
- безотлагательно
- безотлагательность
- слагаемое
- слагать полномочия
- возлагать цветы
- излагать правило
- пролагать путь
- предлагать помощь
- располагать временем
- располагаться на ночлег
- сослагательное наклонение
- сослагательность.
Примеры слов с корнем лож-
- заложить камень
- возложение венков
- проверить изложение
- положить на стол
- положиться на него
- приложить к стеклу
- приложиться к иконе
- приложение к диплому
- переложить одежду
- предложение выступить
- предложить прогуляться
- наложить книги стопкой
- наложение графиков
- разложить диван
- расположиться на опушке
- удачное местоположение
- налогообложение
- обложной дождь
- сложить брюки
- сложиться вдвое.
Примеры слов с корнем гор-
Чтобы понять, в каких случаях в корне гор-/гар- пишется буква«о» или «а», обратимся к правилу.
Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе
Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».
Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.
Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.
Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.
Как надо оформлять орфограмму лож-лаг
Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.
А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.
Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.
В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».
Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».
Как объяснять эту орфограмму у доски
Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):
- Что? Буква «о».
- Где? В корне «лож».
- Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».
Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.
О чем надо помнить
Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.
Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».
Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».
Примеры слов с чередованием лож-лаг
Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».
- Можно я положу книгу на стол?
- Надо полагать, никто сегодня не придет.
- Я хочу отложить нашу встречу.
- Выполняйте мой приказ безотлагательно.
- Изложите ваш план более детально.
- Переложи морковь из сумки в холодильник.
- Излагайте ваши мысли четко и ясно.
- Сложите мне домик из кубиков.
- Горцы умели слагать прекрасные песни.
- Стихотворение было положено на музыку.
Что надо знать про корни лож-лаг
Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:
- Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
- Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
- Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.
То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.
Почему в лож-лаг чередуется гласная
Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.
Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».
Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.
Что еще почитать и посмотреть
Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.
Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:
- Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
- Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
- Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
- Курсы русского языка.
- Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.
Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.
Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.
Вот, пожалуй, и все.
Заключение
В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?
Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.
ЛАГ/ЛОЖ — правило и примеры правописания чередующихся гласных
Правописание букв «а» и «о» в корнях слова –лаг и –лож не подчиняется определенным правилам, а следует из традиций. В них написание гласных невозможно определить проверочными словами, поэтому здесь применяют другую орфограмму.
Правописание корней лаг / лож
Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными.
К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:
- перед буквой «г» всегда пишется «а», а перед буквой «ж» всегда пишется «о»;
- если после корня –лаг стоит суффикс «а», то в корне слова пишется гласная «а»;
- слова с безударными гласными в корнях –лаг и –лож всегда начинаются с приставки (отсюда следует, что не существует слова «ложи»).
Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется).
Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.
Примеры слов с корнями лаг / лож
изложение, сложение, налогообложение; обложка, положение, приложение, предположение;
прилагать, излагать, предлагать, разлагать, предполагать, располагать, полагать;
приложить, изложить, предложить, разложить, предположить, расположить;
безотлагательный, сослагательный, прилагательный
обложенный, предложенный, заложенный, расположенный, наложенный, проложенный, расположенный;
полагающий, разлагающий, прилагаемый, слагаемое.
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/lozh-lag
http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/lag-lozh.html