Все слова с суффиксом лож и лаг

Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-

Не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных, как в кор­нях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р-.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии таких слов, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Примеры:

  • изл а г а ть — изл о жение;
  • сл а г а ть — сл о жение;
  • предл а г а ть — предл о жение.

Примеры слов с корнем лаг-

  • пола­гать
  • пола­гать­ся на него
  • сла­гать песню
  • нала­гать штраф
  • отла­гать дело
  • при­сту­пить без отлагательства
  • без­от­ла­га­тель­ное дело
  • без­от­ла­га­тель­но
  • без­от­ла­га­тель­ность
  • сла­га­е­мое
  • сла­гать полномочия
  • воз­ла­гать цветы
  • изла­гать правило
  • про­ла­гать путь
  • пред­ла­гать помощь
  • рас­по­ла­гать временем
  • рас­по­ла­гать­ся на ночлег
  • сосла­га­тель­ное наклонение
  • сосла­га­тель­ность.

Примеры слов с корнем лож-

  • зало­жить камень
  • воз­ло­же­ние венков
  • про­ве­рить изложение
  • поло­жить на стол
  • поло­жить­ся на него
  • при­ло­жить к стеклу
  • при­ло­жить­ся к иконе
  • при­ло­же­ние к диплому
  • пере­ло­жить одежду
  • пред­ло­же­ние выступить
  • пред­ло­жить прогуляться
  • нало­жить кни­ги стопкой
  • нало­же­ние графиков
  • раз­ло­жить диван
  • рас­по­ло­жить­ся на опушке
  • удач­ное местоположение
  • нало­го­об­ло­же­ние
  • облож­ной дождь
  • сло­жить брюки
  • сло­жить­ся вдвое.

Примеры слов с корнем гор-

Чтобы понять, в каких слу­ча­ях в корне гор-/гар- пишет­ся бук­ва«о» или «а», обра­тим­ся к правилу.

Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе

Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».

Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.

Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.

Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Как объяснять эту орфограмму у доски

Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):

  1. Что? Буква «о».
  2. Где? В корне «лож».
  3. Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».

Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.

О чем надо помнить

Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.

Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».

Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».

Примеры слов с чередованием лож-лаг

Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».

  1. Можно я положу книгу на стол?
  2. Надо полагать, никто сегодня не придет.
  3. Я хочу отложить нашу встречу.
  4. Выполняйте мой приказ безотлагательно.
  5. Изложите ваш план более детально.
  6. Переложи морковь из сумки в холодильник.
  7. Излагайте ваши мысли четко и ясно.
  8. Сложите мне домик из кубиков.
  9. Горцы умели слагать прекрасные песни.
  10. Стихотворение было положено на музыку.

Что надо знать про корни лож-лаг

Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:

  1. Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
  2. Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
  3. Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.

То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.

Почему в лож-лаг чередуется гласная

Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.

Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».

Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.

Что еще почитать и посмотреть

Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.

Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:

  1. Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
  2. Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
  3. Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
  4. Курсы русского языка.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.

Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.

Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.

Вот, пожалуй, и все.

Заключение

В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?

Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.

ЛАГ/ЛОЖ — правило и примеры правописания чередующихся гласных

Правописание букв «а» и «о» в корнях слова –лаг и –лож не подчиняется определенным правилам, а следует из традиций. В них написание гласных невозможно определить проверочными словами, поэтому здесь применяют другую орфограмму.

Правописание корней лаг / лож

Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными.

К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:

  • перед буквой «г» всегда пишется «а», а перед буквой «ж» всегда пишется «о»;
  • если после корня –лаг стоит суффикс «а», то в корне слова пишется гласная «а»;
  • слова с безударными гласными в корнях –лаг и –лож всегда начинаются с приставки (отсюда следует, что не существует слова «ложи»).

Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется).

Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.

Примеры слов с корнями лаг / лож

изложение, сложение, налогообложение; обложка, положение, приложение, предположение;

прилагать, излагать, предлагать, разлагать, предполагать, располагать, полагать;

приложить, изложить, предложить, разложить, предположить, расположить;

безотлагательный, сослагательный, прилагательный

обложенный, предложенный, заложенный, расположенный, наложенный, проложенный, расположенный;

полагающий, разлагающий, прилагаемый, слагаемое.


источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/lozh-lag

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/lag-lozh.html